Научная статья на тему 'Теоретическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы'

Теоретическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАВЫК / АКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СХЕМАТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ / THEORETICAL PREPARATION / SKILL / UPDATING OF PHYSICAL SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / SCHEMATIZATION OF CONTENT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодов Андрей Павлович

В статье обоснована идея о необходимости самостоятельной деятельности выпускников образовательных организаций МВД по сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы как части профессиональной готовности, выявлены факторы, мешающие реализации этой потребности, обоснованы компоненты концепции научного исследования, направленного на поиск путей решения поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голодов Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical preparation of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior for independent preservation of skills of possession by fighting receptions of fight

In the article the idea about need of independent activity of graduates of educational organizations of the Ministry of the Interior on preservation of skills of possession by fighting receptions of fight as parts of professional readiness is proved, the factors stirring realization of this requirement are revealed, components of the concept of scientific research directed on search of solutions of the put problem are proved.

Текст научной работы на тему «Теоретическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы»

Голодов Андрей Павлович

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584062)

Теоретическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы

В статье обоснована идея о необходимости самостоятельной деятельности выпускников образовательных организаций МВД по сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы как части профессиональной готовности, выявлены факторы, мешающие реализации этой потребности, обоснованы компоненты концепции научного исследования, направленного на поиск путей решения поставленной проблемы.

Ключевые слова: теоретическая подготовка, навык, актуализация физического самовоспитания, профессионально-прикладная физическая культура личности, схематизация содержания обучения.

A.P. Golodov, Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.

Theoretical preparation of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior for independent preservation of skills of possession by fighting receptions of fight

In the article the idea about need of independent activity of graduates of educational organizations of the Ministry of the Interior on preservation of skills of possession by fighting receptions of fight as parts of professional readiness is proved, the factors stirring realization of this requirement are revealed, components of the concept of scientific research directed on search of solutions of the put problem are proved.

Key words: theoretical preparation, skill, updating of physical self-education, professional and applied physical culture of personality, schematization of content of training.

Анализ практики деятельности правоохранительных органов показывает, что эффективность деятельности работников, обеспечение сохранности собственной жизни и здоровья при выполнении операций по пресечению преступных действий, а также жизни и здоровья граждан в значительной степени зависят от уровня физической и технико-тактической подготовленности сотрудников правоохранительных органов [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Поэтому любая концепция физической подготовки курсантов вузов МВД содержит разделы подготовки, обеспечивающие овладение приемами борьбы, и неудивительно, что в любом вузе в состав задач включаются задачи, связанные с формированием навыков и умений по владению техникой борьбы. В качестве примера приведем характер целеполагания в Краснодарском университете МВД России и Челябинском юридическом институте МВД России.

В рабочей программе по дисциплине «Физическая подготовка» в Краснодарском университете МВД России заявлено: «Целью физической подготовки курсантов (слушателей) является формирование готовности выпускников... к эффективному решению оперативно-служебных задач, развитию психофизических качеств, обеспечивающих успешное овладение специальностью и укрепление здоровья». Для реализации целевой установки предполагается решение совокупности задач, в том числе и «обучение боевым приемам борьбы и профессионально-прикладным двигательным навыкам», а также «овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих правомерное применение физической силы и специальных средств для пресечения различных противоправных проявлений в типичных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел» [7].

106

В соответствии с поставленными в программе задачами сформулированы соответствующие требования к выпускникам Краснодарского университета МВД России [7], заявлено, что в результате процесса физического воспитания курсант должен уметь «пресекать различные противоправные проявления с помощью физической силы, в том числе боевых приемов борьбы», а также овладеть навыками «самозащиты и силового задержания правонарушителя».

Рабочая программа в Челябинском юридическом институте МВД России реализует более конкретные задачи подготовки специалистов, чем университет, и по этой причине цель дисциплины «Физическая культура» является более точной и формулируется следующим образом: «формирование готовности выпускника образовательного учреждения МВД России к задержанию невооруженного или вооруженного правонарушителя с помощью специальных средств или боевых приемов борьбы, в том числе на фоне повышенной физической и психической нагрузки» [8].

Конкретная целевая установка обеспечивает конкретизацию и ставящихся задач, среди которых важнейшими являются «обучение технике боевых приемов борьбы» и «овладение системой практических умений и навыков применения физической силы и специальных средств для обеспечения правопорядка в типичных ситуациях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел» [8].

Практика и опыт работы органов внутренних дел, практика и опыт подготовки кадров для МВД России привели к ситуации, когда во всех наставлениях по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые действовали ранее и действуют сегодня, представляется состав средств, некоторые основы методики, принципы и основы технологии процесса обучения курсантов. Поэтому проблема подготовки к эффективному применению силы и боевых приемов задержания и самозащиты достаточно разработана [9; 6; 10] и решается на достаточно высоком уровне.

Вместе с тем, сохранение этих навыков и умений в процессе трудовой деятельности выпускников вузов МВД не обеспечивается в силу отсутствия достаточного количества организованных занятий. А, как известно, без соответствующего подкрепления двигательный навык утрачивается, и тем быстрее это происходит,

чем на более позднем этапе онтогенеза человек овладел этим навыком [1; 11; 12;13].

Первопричиной этого, на наш взгляд, является недостаточное внимание в вузах МВД России к теории и методике борьбы, что, в свою очередь, сдерживает понимание правил самостоятельного поддержания уже сформированных в вузе знаний.

Здесь наличествуют две проблемы: с одной стороны, учебная дисциплина «Физическая подготовка» преднамеренно акцентирует внимание на один, хотя и ведущий компонент формирования физической культурой личности, т.е. на физическую и техническую подготовку, оставшийся без должного внимания важнейший элемент, каким является знаниевый компонент [14; 15]; с другой стороны, недостаточное внимание обращается на формирование важнейшего и главного системного компонента личностной физической культуры, каковым является деятельностный. Поэтому по завершении обязательного цикла занятий бывшие курсанты не возвращаются к самостоятельному поддержанию уже имеющихся навыков.

Для подтверждения изложенного проведем анализ рабочих программ, указанных выше.

В программе Краснодарского университета МВД России по физической подготовке намечена задача, которая призвана устранить отмеченные недостатки. Предполагается, что курсант в процессе физической подготовки должен приобрести «знание основ теории и методики физической подготовки и здорового образа жизни» [7].

Следует обратить внимание на то, что в этой широко сформулированной задаче вряд ли можно определить компоненты, обеспечивающие формирование представлений о потребностях в самостоятельном выполнении физических упражнений для поддержания профессиональной физической пригодности. Совершенно не просматривается задача по теоретической поддержке процесса сохранения сформированных двигательных навыков. Общая задача не соотнесена с единоборствами как важнейшими компонентами профессиональной подготовки.

Программа Челябинского юридического института МВД России [8] в этом компоненте в деталях совпадает с программой Краснодарского университета МВД России. Данные программы являются типичными, и, следовательно, выявленные недоработки относятся не к вузам, а к системе.

107

В связи с этим особое внимание обращают на себя компоненты теории образования в области физической культуры и ее производное, каковым является актуализация физического самовоспитания.

Известно, что особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры и индивидуальности специалиста играет физическое образование [16; 15], которое создает фундамент для развития других компонентов продуктивности профессиональной деятельности, адаптации своего уровня профессионально-прикладной подготовленности к интенсивно изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Для новой методологии профессионально-прикладной физической подготовки и профессионально-прикладной физической культуры принципиальной становится конкретизация новой сущности профессионального развития и роста личности. Эта методология зиждется на системе формирования профессионально-прикладной физической культуры личности специалиста, исходя из понимания его как субъекта активности:

предметно-познавательного (в данном случае содержания способов и средств боевых приемов борьбы );

социальной активности (связанного с осознанием условий, направлений и цели применения боевых приемов борьбы, осознанием социальной значимости и меры достаточности при применении боевых приемов борьбы);

активности в области физической культуры, связанной с осознанием, принятием и реализацией принципа систематичности занятий и применения средств борьбы.

Эта методология обеспечивает синтез четырех базовых процессов формирования профессионально-прикладной личностной физической культуры курсантов МВД в процессе изучения предмета «Физическая подготовка», а именно:

обучение двигательным действиям, знаниям в области теории и методики борьбы;

воспитание необходимых для профессиональной деятельности психических и физических свойств личности, воспитание необходимых для поддержания уровня физической и двигательной подготовленности личностных свойств;

развитие потребных физических качеств, уровня физической подготовленности, высокого уровня функциональной готовности;

сохранение и поддержание высокого уровня здоровья и профессиональной пригодности.

Следует подчеркнуть, что предполагаемый подход опирается на методологические принципы построения Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540, который является «программой и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации». В этом основополагающем документе предполагается проверка знаний населения по ряду основополагающих вопросов теории и методики физического воспитания, в том числе «основы методики самостоятельных занятий».

С этих позиций перспективность разработки проблемы актуализации физического самовоспитания как компонента профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов МВД и сохранения навыков владения боевыми приемами борьбы является очевидной, поскольку она реализуется и основывается на определенной и объективно существующей реальности; опирается на объективные логические основания, реализованные в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры личности в других профессиях; руководствуется принципами целостности, адекватности и систематичности процесса физического воспитания; опирается на эффект самообразования; обеспечивает опору процесса формирования личностной профессионально-прикладной физической культуры на личностную мотивированность, индивидуализацию процесса, самоопределение состава средств, физическое и двигательное самосовершенствование.

Таким образом, появляется основа для формулирования научного противоречия, которое заключается в потребности подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы и невозможности реализации этой потребности в силу отсутствия знаний по методике теоретической подготовки к самосовершенствованию в области борьбы.

Мы полагаем, что теоретическая подготовка курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы, основой которой является схематизация содержания теоретического и практического компонента [17; 11; 12; 18], обеспечит формирование личностной профессионально-приклад-

108

ной культуры и позволит в будущем эффективно решать профессионально значимые задачи.

Исходя из изложенного выше, тему научного исследования можно сформулировать следующим образом: «Теоретическая подготовка курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы».

В таком случае целью может являться теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики теоретической подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы.

В качестве задач необходимо выделить следующие:

1) обосновать содержание теоретической подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы;

2) определить педагогические условия теоретической подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы;

3) обосновать методику подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы на уроках физической подготовки;

4) экспериментально обосновать эффективность методики теоретической подготовки курсантов МВД к самостоятельному сохранению навыков владения боевыми приемами борьбы на уроках физической подготовки с применением опорных схем.

Реализация намеченной цели и разрешение определенных задач позволит обосновать новые теоретические подходы к методологии и методике преподавания предмета «Физическая подготовка» в вузах МВД России.

1. Астафьев В. С., Борисов В.В. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 11-15.

2. Ашкинази С.М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в вооруженных силах. СПб., 2001.

3. Буздов А.Ю. Технология формирования физической культуры личности курсантов военного вуза. М., 2008. С. 24-26.

4. Гадалов A.B. Формирование у курсантов вузов МВД России готовности к деятельности по задержанию правонарушителей средствами служебно-прикладной физической подготовки // Проблемы совершенствования правоохранительных органов внутренних дел. М, 1998.

5. Горбатов В. В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2006.

6. Кузьмин B.B., Ивахненко Г.А., Кашин Н.И., Караван В. В. Психолого-педагогические аспекты совершенствования процесса подготовки сотрудников силовых ведомств РФ по рукопашному бою. СПб., 2001.

7. URL: http://www.krdu-mvd.ru/kafedri10130

8. URL: http://www.chelurid.ru/node/202

9. Киреев И.О. Комплексный дифференцированный контроль подготовленности военнослужащих по рукопашному бою: дис.... канд. пед. наук. СПб., 1995.

1. Astafyev V.S., Borisov V.V. Formation of need for independent classes by physical exercises for structure of physical culture of personality // Theory and practice of physical culture. 2008. № 8. P. 11-15.

2. Ashkinazi S.M. Questions of the theory and practice of hand-to-hand fight in armed forces. St. Petersburg, 2001.

3. Buzdov A.Yu. Technology of formation of physical culture of the identity of cadets of military higher education institution. Moscow, 2008.

4. Gadalov A.V. Formation at cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia of readiness for activities for detention of offenders means of office and applied physical preparation // Problems of improvement of law enforcement agencies of internal affairs. Moscow, 1998.

5. Gorbatov V. V. Formation of physical readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior in the course of mastering by fighting receptions of fight: auth. abstr. .... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 2006.

6. Kuzmin V.V., Ivakhnenko G.A., Kashin N.I., Karavan V. V. Psychological and pedagogical aspects of improvement of process of preparation of staff of power departments of the Russian Federation on hand-to-hand fight. St. Petersburg, 2001.

7. URL: http://www.krdu-mvd.ru/kafedri10130

8. URL: http://www.chelurid.ru/node/202

9. Kireev I.O. Complex the differentiated control of readiness of the military personnel on hand-to-hand fight: diss. ... Master of Pedagogics. St. Petersburg, 1995.

109

10. Михеев П. П. Самозащита без оружия: учеб.-метод. пособие. Брянск, 1993.

11. Бгуашев А.Б. Общетеоретические и методические основы физического воспитания студентов: схемы и комментарии. М., 2006.

12. Бгуашев А.Б. Социальные аспекты физического воспитания и формирования здорового образа жизни студентов: схемы и комментарии: учеб. пособие. Майкоп, 2009.

13. Матузев Л.Е. Формирование положительного отношения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2003.

14. Курысь В.Н., Лукьяненко В.П., Труфа-нова Т.Е. Гуманитарное значение формирования знаний по физической культуре у школьников // Физическая культура, спорт и туризм Юга России в XXI столетии: материалы II регион. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2001. С. 41-45.

15. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

16. Бахов Д.Е. Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности будущих мастеров общестроительных работ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009.

17. Бабаджанова Т.Е. Методика использования опорных схем как средства формирования положительной мотивации изучения русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ташкент, 1997.

18. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике (11 кл.). М., 1996.

10. Mikheev P.P. Self-defense without the weapon: guidance manual. Bryansk, 1993.

11. Bguashev A.B. General-theoretical and methodical bases of physical training of students: schemes and comment. Moscow, 2006.

12. Bguashev A.B. Social aspects of physical training and formation of a healthy lifestyle of students: schemes and comments: study aid. Maikop, 2009.

13. Matuzev L.E. Formation of the positive relation to independent occupations by physical exercises: auth. abstr ... Master of Pedagogics. Tyumen, 2003.

14. Kurys V.N., Lukyanenko V.P., Trufanova T.E. Humanitarian value of formation of knowledge of physical culture at school students // Physical culture, sports and tourism of the South of Russia in the XXI century: proc. of the II region. sci.-pract. conf. Stavropol, 2001. P. 41-45.

15. Lubysheva L.I. Concept of formation of physical culture of the person. Moscow, 1992.

16. Bakhov D.E. Formation of professional and applied physical culture of the identity of future masters of all-construction works: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Maikop, 2009.

17. Babadzhanova T.E. Technique of use of basic schemes as means of formation of positive motivation of studying of Russian: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Tashkent, 1997.

18. Luppov G.D. Basic abstracts and test tasks on physics (11 c.). Moscow, 1996.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.