Научная статья на тему 'Формирование предпосылок устойчивого сбалансированного развития пищевого и перерабатывающего комплекса Российской Федерации'

Формирование предпосылок устойчивого сбалансированного развития пищевого и перерабатывающего комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ / РЕГИОН / FOOD AND PROCESSING INDUSTRY / SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT OF BRANCH / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Павел Алексеевич

В статье отражаются проблемы и перспективы устойчивого сбалансированного развития пищевой и перерабатывающих отраслей национальной экономической системы, факторы, влияющие на определение вектора развития, а также выделен ряд предпосылок обеспечения соответствия уровня состояния исследуемых отраслей мировому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRECONDITIONS OF THE SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT OF A FOOD AND PROCESSING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION1«Moscow state university of food productions»

In article problems and prospects of the sustainable balanced development food and processing branches of national economic system, the factors influencing definition of a vector of development are reflected, and also a number of preconditions of ensuring compliance of level of a condition of studied branches to world level is allocated.

Текст научной работы на тему «Формирование предпосылок устойчивого сбалансированного развития пищевого и перерабатывающего комплекса Российской Федерации»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОГО И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 338.45

Павел Алексеевич Фомин

докт. экон. наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств» Эл. почта: fomin@mgupp.ru

В статье отражаются проблемы и перспективы устойчивого сбалансированного развития пищевой и перерабатывающих отраслей национальной экономической системы, факторы, влияющие на определение вектора развития, а также выделен ряд предпосылок обеспечения соответствия уровня состояния исследуемых отраслей мировому уровню.

Ключевые слова: пищевая и перерабатывающая промышленность, устойчивое сбалансированное развитие отрасли, ре-тон.

Pavel A. Form in

Doctor of Economics professor of chair «Economy and management» «Moscow state university of food productions» E-mail: fomin@mgupp.ru

FORMATION OF PRECONDITIONS OF THE SUSTAINABLE BALANCED DEVELOPMENT OF A FOOD AND PROCESSING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article problems and prospects of the sustainable balanced development food and processing branches of national economic system, the factors influencing definition of a vector of development are reflected, and also a number of preconditions of ensuring compliance of level of a condition of studied branches to world level is allocated.

Keywords: food and processing industry, sustainable balanced development of branch, region.

1. Введение

В настоящее время в мире четко проявились два направления экономического и политического развития. С одной стороны, продолжается процесс укрепления национальных и государственных сувере-нигетов, который охватил огромные территории Евразии, Африки, Латинской Америки, с другой - усилился всемирный характер экономической интеграции с ярко выраженной доминантой развитых капиталистических стран и, в первую очередь, США. Особенно ярко это подтверждается в странах Восточной Европы и на территории государств СНГ. Идет явная торговая экспансия и товарная интервенция по захвату рынков сбыта. Например, в настоящее время на территории Российской Федерации около трети товарооборота осуществляется за счет импортных потребительских товаров и продовольствия.

Таким обра-зом, получается однобокая интеграция, заключающаяся в том, что взаимопроникновение экономик приводит к донорству со стороны России, она превращается в сырьевой придаток Запада, который на этой основе становится еще более экономически могущественным. Дальнейшее проявление положения и его последствия могут стать серьезной причиной политической и экономической нестабильности в России.

2. Современное состояние социально-экономической системы Российской Федерации

Анализ социально-экономической ситуации в Российской Федерации показывает, что проблема экономической, прежде всего, продовольственной безопасности в России, в настоящее время выступает на передний план. Проблемы продовольственной безопасности, как одной из важнейших систем жизнеобеспечения, приобретают весьма серьезное значение, наравне с задачами в области оборонной и общеэкономической безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности становится одним из условий сохранения страной своего суверенитета, экономической безопасности и социальной устойчивости. Без собственного продовольствия все остальные компоненты национальной безопасности существенно обесцениваются.

Безопасность принято определять как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или, по другой, более общей формулировке, как состояние защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом, региональную безопасность целесообразно рассматривать концептуально как проекцию концепции национальной безопасности Российской Федерации на региональный уровень в плане обеспечения защиты жизненно важных интересом индивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз. [1-3]

Основными направлениями исследования проблем безопасности региона/ системы в самом общем виде должны стать: объекты безопасности и защиты; субъекты опасностей и угроз; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности.

Для анализа и прогнозирования угроз безопасности региона, принятия обоснованных решений при планировании, разработке организационных мероприятий и осуществлении практических действий по недопущению и предотвращению таких угроз, по смягчению и ликвидации их последствий и для осуществления процесса управления безопасностью региона в целом необходима значительная исследовательская и информационно-аналитическая работа по следующим направлениям:

- определение подходов к выявлению угроз существующих и могущих появиться в будущем;

- разработка системной классификации угроз по тем или иным таксономическим признакам, основанным, прежде всего, на степени их опасности;

- выбор методов количественной оценки уровней угроз и безопасности в со-

№3(2), 2012 334

ответствующих единицах измерения и установление шкал, позволяющих проводить их сравнительный анализ в сопоставимых единицах;

- формулировка целей безопасности, постановка и решение задач по ее обеспечению, выработка критериев оценки мероприятий, проводимых для достижения целей и решения поставленных залач;

- определение целевой функции безопасности и ее параметров, разработка методов управления безопасностью, включающих совокупность законодательных, административных, правоохранительных, экономических и других мер.

Классификация угроз безопасности может осуществляться на основе различных признаков. Предлагаются следующие классификационные признаки;

- сферы человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, информационная и т.д.);

- источники угрозы (внутренняя угроза - ее источник на территории РФ, внешняя - источник за пределами РФ; общегосударственная, региональная, локальная угрозы);

- отношение к человеческой деятельности (объективная угроза возникает независимо от целенаправленной деятельности; субъективная создается сознательно);

- вероятность реализации (реальные угрозы могут осуществиться при любых условиях; потенциальные - в случае формирования определенных условий);

- масштабы распространения (всеобщие угрозы отражаются на территории всей страны или большинства ее субъектов; локальные - на отдельных субъектах/регионах).

За угрозами/опасностями обычно стоят какие-либо объекты, процессы, события или явления, обладающие некоторыми свойствами, описываемыми количе-ственными и/или качественными характеристиками, которые позволяют отнести объект, процесс и т.д. к категории опасных. Некоторые из таких характеристик уже нашли отражение в науке о рисках. Использование методов последней позволяет выразить разные по своей природе угрозы в сопоставимых величинах. Это дает возможность определять величину общего (суммарного) риска от воздействия различных угроз; выявлять наиболее значимые угрозы; определять вероятный ущерб

как по отдельным угрозам, так и по всей их совокупности; проводить оптимизацию затрат на снижение уровней рисков от различных угроз в условиях ограниченности ресурсов. Такие возможности связаны с тем, что риск фактически выступает как количественная мера угрозы (опасности). В целом под риском подразумевают элемент современного стиля социального управления в условиях неопределенности и неоднозначности обстановки.

Количественное измерение опасности выражается категорией «риск» и представляет собой векторную (многокомпонентную) величин}', рассчитанную разными способами: с помощью статистических данных; имитационных моделей, включающих количественные показатели ущерба от воздействия того или иного опасного фактора; вероятности (частоты) возникновения рассматриваемого опасного фактора; неопределенности в величинах ущерба и его вероятности.

При оценке ущерба используются методы экономико-статистические эко-номико-математического моделирования, включая имитационное моделирование, экспертных оценок. Показатель безопасности системы /региона в общем случае включает характеристики уровней угроз, внешних и внутренних ресурсов системы, ее структурные характеристики и фактор времени.

Главная цель социально-экономического развития России и ее регионов

- устойчивый подъем уровня и улучшение условий жизни населения. Цель предполагает последовательное наращивание валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, устойчивый экономический рост. Существует несколько важнейших источников экономического роста, один из которых

— внутренние резервы народного хозяйства с учетом их региональной дифференциации. Перспективы роста связаны в первз'ю очередь с природно-ре-сурсным и трудовым потенциалом страны, научной базой и со значительной емкостью внутреннего рынка, атак-же с возможностью и необходимостью привлечения внутренних и внешних инвестиций. Важнейшим условием экономического роста, базирующегося на этих источниках, служит политическая и социально-психологическая стабильность в обществе.

Э. Уровни обеспечения устойчивого сбалансированного развития социально-экономической системы

Продовольственная безопасность Российской Федерации - это сложная системная и иерархическая проблема, которая затрагивает многие экономические и социальные аспекты страны.

Обычно выделяют три основных иерархических уровня проблемы продовольственной безопасности;

- международный;

- внутриэкономический;

- продовольственная безопасность на уровне отдельного человека, семьи, социальной группы населения. [3-5]

При этом, существует несколько определений генеральной цели аграрной политики в узком смысле, однако в современной мировой практике уже достигнута согласованность относительно основного понятия для выражения ее сущности - «продовольственной безопасности», под которой понимается выбор такого способа организации сельскохозяйственного производства и торговли, который мог бы обеспечить достаточное снабжение населения полноценным продовольствием. Возникает вопрос об источниках достижения достаточного потребления - за счет экономически более выгодного импорта или развития собственного сельскохозяйственного производства, самообеспечения.

Имеются различные подходы к определению продовольственной безопасности. Но чаще всего встречаются три точки зрения. Представители первого подхода - в основном, экономисты из стран с развитой рыночной экономикой, используют определение продовольственной безопасности, в котором фигурирует только потребление. По их мнению, продовольственная безопасность - это обеспечение гарантированного доступа населения к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. Следовательно, для достижения продовольственной безопасности существуют различные альтернативы - импорт или самообеспечение, причем между ними не делается существенной разницы при использовании подобного определения. Среди отечественных экономистов критерий потребления в качестве основного признается относительно редко, хотя встречаются утверждения, что продовольственная стратегия любого государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих

Экономика, Статистика и Информатика 335 №3(2), 2012

факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания. При таком подходе обычно критикуется использование показателя самообеспечения в качестве критерия продовольственной безопасности страны, поскольку данный критерий не совпадает с приведенным определением, акцентирующим внимание лишь на потребительском аспекте аграрной политики. Надо также подчеркнуть, что при таком подходе, на наш взгляд, разрывается единство и равновесие спроса и предложения как основы сбалансированности региональных социально-экономических систем, о чем мы достаточно подробно прописали в первой главе работы.

На наш взгляд, в большинстве случаев в научных дискуссиях, к сожалению, используют только часть аргументов, подтверждающих правоту того или иного подхода. Особенно это очевидно, когда неправомерно сравниваются в качестве равноценных альтернатив преимущества внешней торговли продовольствием и развития собственного производства. Говоря о разных направлениях указанных подходов, нельзя упускать из вид}' действие эффекта мультипликации, когда финансовые вложения сравниваются не в краткосрочном (где торговля несомненно может иметь разовые преимущества), а в долгосрочном периоде. Вложения в собственную экономику, если природные условия позволяют производить достаточное количество продовольствия, во-первых, имеют более длительный эффект, связанный с амортизацией основных фондов, и, во-вторых, обеспечивают занятость населения, что в настоящее время является основным критерием оценки многих федеральных и региональных программ развития. Например, по расчетам американских специалистов, современный экспорт сельскохозяйственной продукции создает в США дополнительно более 1 млн. рабочих мест и обеспечивает дополнительный доход порядка 60 млрд. долл., что стимулирует развитие отраслей производства, хранения, переработки и сбыта внутри страны. [6] Расчеты экономической эффективности различных проектов показывают, что современная ситуация в России, когда требуется перевооружение практически во всех отраслях, обеспечивая долгосрочный мультипликативный эффект, обуславливает высокий уровень мультипликатора - 4-5. Это означает, что на каж-

дый вложенный в российскую экономику рубль общественный эффект составляет 4-5 рублей. В более стабильных в экономическом отношении странах этот показатель значительно ниже. Например, в Австралии он не превышает 2,5.

Таким образом, сбалансированная продовольственная безопасность необходимо включает не только потребительский аспект (с учетом физиологических норм), но и производственный (за счет развития собственного производства, а уже затем - необходимого импорта сельсшхозяйственной продукции и продовольствия).

Наряд}' с приоритетным обеспечением продовольствием за счет отечественных источников необходимо, в определенных размерах, для повышения полноты и улучшения ассортимента поставляемого населению России продовольствия при снижении затрат, использование международного разделения труда в производстве продовольственных товаров и участие страны в мировом продовольственном рынке в качестве импортера и экспортера продуктов питания и сырья для их производства.

Разработка проблемы внутренней национальной экономической безопасности России, то есть осмысление сущности этого явления, изучение его основных составляющих, определение методов решения данного круга проблем, необходима для выработки экономической стратегии и политики страны в столь сложных условиях переходного периода, когда реформы еще не закончены. Отсутствие единой концепции обеспечения национальной и продовольственной безопасности не позволяет должным образом осуществлять учет и защиту политических и экономических интересов страны, нанося тем самым ущерб оздоровлению и поступательному развитию России.

Структурные перемены в аграрной сфере совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, огромный дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи негативно сказались на всех отраслях агропромышленного комплекса. Кроме того, сельское хозяйство попало в жесткие тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов.

Для российского сельского хозяйства жизненно важно определение его

места в мировом рынке, возможностей и путей аграрного протекционизма. Дело в том, что в сил}' низкой природной продуктивности земли, а она в 2,8 раза ниже, чем в США; в 2 раза ниже, чем в Западной Европе; недостаточной мате-риально-техничесшйбазы; низкой продуктивности сельского хозяйства, слабого развития пищевой промышленности и в целом неудовлетворительной торговой инфраструктуры, большинство отраслей сельского хозяйства России не в состоянии конкурировать с импортной продукцией, в особенности сейчас при резком сокращении объемов государственной поддержки, росте диспаритета цен и фактической открытостью внутреннего рынка.

Таким образом, проблемы продовольственной безопасности пронизывают все аспекты нашей экономики и социальной жизни - международной, внутренней, вплоть до каждого отдельного человека. В конечном счете, речь идет об обеспечении выживания населения, а это должно быть в центре всей политики государства

Продовольственная безопасность Российской Федерации рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность.

4. Роль пищевой и перерабатывающей промышленности в обеспечении устойчивого сбалансированного развития национальной экономической системы

Важное условие продовольственной безопасности страны -удовлетворение основной части потребностей в продуктах питания за счет отечественного производства. Эту жизненно важную функцию осуществляет агропромышленный комплекс (АПК) - кру пней-ший сектор экономики страны. Сельское хозяйство - основная сфера АПК -получает производственные ресурсы от 80 отраслей и само поставляет свою продукцию в 60 отраслей. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще 5 человек.

Изучение проблем продовольственной безопасности России позволило сделать обобщения.

1. Россия находится в сложной ситуации, поскольку угроза продовольственной безопасности возникала в условиях двух общесистемных кризисов последних десятилетий (1989-1998гг.),

№3(2), 2012 336

последствия которых переживает вся страна, ее центральные и периферийные регионы.

2. Обобщая результаты этих двух системных кризисов, можно констатировать, что и Россия как целое и ее регионы находятся в преддверии нового социально-экономического перехода, вызванного распадом СССР и крахом либеральной модели экономического развития.

3. Кризис в подсистеме финансового обеспечения привел к недостатку собственных средств, резкому сокращению долгосрочного кредитования и бюджетной поддержки, которые вызвали прекращение нормальной инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.

4. Государство должно взять на себя реализацию условий протекционизма по отношению к участникам АПК. Его содержание должно быть, прежде всего, выполнение принятых решений по поддержке товаропроизводителей, безусловному финансовому обеспечению реализуемых мер. Не должны быть сброшены со счетов и меры по прямому субсидированию сельского хозяйства. Это касается формирования материально-технической базы, финансирования мероприятий по поддержанию плодородия почвы, сохранению генетического потенциала животных, развитию различных форм собственности. В первую очередь следует обеспечивать закупку в федеральный и региональные фонды всей сельскохозяйственной продукции у отечественных товаропроизводителей, выделяя на эти цели необходимые финансовые ресурсы. Устранение государства от решения этих проблем потребует в ближайшем будущем многократного увеличения ассиг-нований на восстановление потерянного.

5. Сезонность поступления сельскохозяйственной продукции, и, соответственно, доходов от ее реализации требует выделения на льготных условиях значительных, кредитов.

6. Необходимо поддержание приоритетности ценовых отношений внутри агропромышленного комплекса, которые следует осуществлять главным образом путем кооперации и создания различного типа ассоциаций.

7. Государству необходимо способствовать интеграции предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, обслуживающих отраслей, вовлекать в интег-

рационные процессы торговые и банковские структуры, предприятия сельскохозяйственного машиностроения и химик. Формой государственной поддержки агропромышленных объединений может стать реструктуризация их задолженности.

8. Государство должно позаботиться о содержании и развитии социальной инфраструктуры села. Средств у товаропроизводителей на эти цели нет. Без решения данной проблемы неизбежно перерастание социальных требований сельских жителей в политические. Дискомфортность условий жизни сельского населения может совсем скоро привести к деградации кадрового потенциала сельского хозяйства, к старению населения и потере квалифицированной части специалистов и работников. Самым тяжелым итогом всех этих проблем может стать натурализация производства с резким уменьшением уровня его товарности.

9. Необходимо усовершенствовать систему государственных гарантий продовольственного обеспече-ния категорий населения с минимальными доходами.

10. Необходим коренной пересмотр налоговой и финансово-кредитной политики по отношению к сельским товаропроизводителям. Должны быть созданы условия, заинтересовывающие инвесторов, в том числе и коммерческих, во вложении средств в развитие производства. В настоящее же время они заинтересованы только в скупке земли. На поднятие уровня производства средств у товаропроизводителей нет, у государства бюджетных средств также недостаточно.

11. Нуждается в серьезной корректировке механизм импорта продукции с мирового рынка. Структура и объем импортируемой продукции не должны подрывать экономику сельского хозяйства. Импортировать в сложившихся условиях следует только недостающие объемы продуктов питания и с экономически обоснованными пошлинами, а главное, по установленным ценам.

Внешнеэкономическая политика государства должна обеспечить постепенное снижение продовольственной зависимости страны от импорта тех продуктов, которые могут в достаточном количестве производиться в России.

12. В целях создания и развития общего аграрного рынка государств СНГ

приоритет во внешнеторговой деятельности следует отдавать продовольственным связям со странами Содружества.

13. Государство должно перейти от практики устранения сложившихся кризисных ситуаций к практике их предупреждения. При этом решения следует принимать не только в отношении отдельных мероприятий, но и по всей системе мер, обеспечивающих комплексное решение проблем села и подъем экономики сельского хозяйства.

14. Актуальным для отечественного сельского хозяйства является создание эффективной системы страхования урожая от стихийных бедствий, что обусловлено природно-климатическими условиями, то есть чередованием благоприятных и неблагоприятных по погодным условиям лет.

15. Разработка и осуществление мер в области продовольственной безопасности страны требуют научного обеспечения. В этой связи государство должно позаботиться о финансировании науки.

16. Для контроля за состоянием продовольственной безопасности в стране в целом и в ее регионах необходимо разработать систему его мониторинга, установить перечень показателей, порядок сбора, обработки и анализа информации.

17. Необходим ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны, повышение качества отечественного и импортного продовольствия и охрану здоровья населения. Нужно принять новый закон о продовольственной безопасности России. Подготовка рекомендации должна основываться на российском опыте.

Литература

1. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№10

2. Кизицкий М.И., Кочергина Т.Е.. Экономическая безопасность региона (на примере южного федерального округа) // Известия вузов. Северо-Кавказ-ский регион. Общественные науки. -2001.-№1

3. Балобанов B.C., Борисенко Е.И. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). -

Экономика, Статистика и Информатика 337 №3(2), 2012

М.: Экономика, 2002 и др.

4. Гордеев A.B. и др. Безопасность России (правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты). Продовольственная безопасность/Гордеев A.B., Масленникова O.A., Заверюха А.Х., Ульянов Е.В. и др. - М.: МГФ «Знание», I ч. - 2000. - 544 с, II ч. - 2001

5. Сборник докладов Международной конференции «Продовольственная безопасность России». 12-14 марта 2002г. - М.; Министерство сельского хозяйства РФ, 2002

6. Жоголева Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. - М.: Информатик, 1996. - Гл. II.

References

1. Afontsev S. National economic security: on a way to theoretical consensus//World economy and the international relations. - 2002. - No. 10

2. Kizitsky M.I., Kochergin T.E. Economic safety of the region (on an example of the southern federal district)/ /News of higher education institutions. North Caucasian region. Social sciences. -2001.-No. 1

3. Balobanov V. S., Borisenko E.I. Food security (the international and internal aspects). - M: Economy, 2002, etc.

4. GordeyevA.V., etc. Safety of Russia

(legal, social and economic and scientific and technical aspects). Food Safety/ Gordeyev A.V., Maslennikov O. A., ZaveryukhA.Kh., UlyanovE.V., etc. -M: MGF "Knowledge", I h. - 2000. - 544 pages, II h. -2001

5. Collection of reports of the International conference «Food security of Russia». On March 12-14 2002r. - M: Ministry of Agriculture of the Russian Federation, 2002

6. Zhogoleva E.E. Methodology of development of priorities of an agrarian policy of Russia. -M: Informatik, 1996. -HI. II.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№3(2), 2012 EMi]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.