Научная статья на тему 'Формирование полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе краеведческого материала'

Формирование полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе краеведческого материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА / PEOPLE’S SPIRITUAL VALUES / POLYETHNICAL CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS / NATIONAL CULTURE / REGIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сязи Надежда Максимовна

В статье представлены общие принципы формирования полиэтнического сознания школьников. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования школьников, а также целостному процессу учебной и внеучебной деятельности, направленной на целостное восприятие полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе использования краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Pupils’ Polyethnical Culture in Secondary School on the Basis of Regional Materials

The article is devoted to the problem of pupils’ polyethnical culture formation. Special attention is paid to the problem of ethnic self-consciousness studying. The author makes up a conclusion that the process of polyethnical culture formation is based on the regional materials in educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе краеведческого материала»

УДК 37.013.76 ББК 74.6 Сязи Надежда Максимовна

аспирант

кафедра педагогики и социального образования Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д. И. Менделеева г.Тобольск Syazi Nadezhda Maksimovna Post-graduate Chair of Pedagogy and Social Education

Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D. I. Mendeleev

Tobolsk

nsyazi@mail.ru

Формирование полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе краеведческого материала Formation of Pupils’ Polyethnical Culture in Secondary School on the Basis of Regional Materials

В статье представлены общие принципы формирования полиэтнического сознания школьников. Особое внимание уделяется принципам полиэтнического образования школьников, а также целостному процессу учебной и внеучебной деятельности, направленной на целостное восприятие полиэтнической культуры в условиях общеобразовательной школы на основе использования краеведческого материала.

The article is devoted to the problem of pupils’ polyethnical culture formation. Special attention is paid to the problem of ethnic self-consciousness studying. The author makes up a conclusion that the process of polyethnical culture formation is based on the regional materials in educational process.

Ключевые слова: полиэтническая культура, образовательный процесс, национальная культура, краеведческий материал, духовные ценности народа.

Key words: polyethnical culture, educational process, national culture, regional materials, people’s spiritual values.

Одним из важных компонентов современного образования становится

обязательное включение в учебный процесс регионального компонента. Это

обусловлено необходимостью формирования интереса к истории родного края,

этнической образованности и толерантности к другим этническим образовани-

ям. Регионы пытаются все активнее формировать полиэтническую культуру различными средствами образования, предлагая пути, методы, конкретные проекты и программы собственного развития, т.е. закрепления региональных исторических перспектив. Недавно был представлен государственный федеральный проект, который направлен на формирование российской нации. И сколько не было бы споров вокруг этого проекта, в частности, самого термина «российская нация», тем не менее, на наш взгляд, именно этот проект наиболее правильно определяет задачи дальнейшего развития, поскольку предполагает все-таки целенаправленное внедрение в образовательный процесс полиэтнического самосознания.

Прошло осознание того, что система образования должна учитывать не только важнейшие особенности социума лишь на региональном уровне, а формировать полиэтничность сознания школьников, осознание себя, своей этнической индивидуальности в совокупности с другими образованиями, и именно эта совокупность формирует уважительное отношение к «другому». Федеральная программа развития российского образования определяет образование как национальное достояние, как сердцевину свободы выбора личности и в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражает фактор региональности, как один из компонентов общей полиэтнической обусловленности страны.

В Тюменской области этнопедагогика органично вошла в теорию и практику современной школы, отмечается ориентир на духовно-нравственное возрождение национальной системы образования и развития национальной культуры, что часто приводит к этнической нетерпимости. Формирование полиэтнической культуры выстраивается по принципу мозаики. Именно это должно стать основой для образовательного процесса, ученик должен понимать, что его этническая группа лишь одна из составляющих этнической идентичности российской действительности. Должно формироваться отношение: «моя этническая группа» + «другая этническая группа» = «полиэтническое пространство».

И таких «других» значительное количество, и каждый включен в развитие своих этнических предпочтений, и, в конце концов, каждый должен уважать инте-

Ч_/ ГТЧ

ресы, культуру, образовательные моменты другой этнической группы. 1олько через знание и уважение к своей культуре можно сформировать в ребенке уважение к другой, и это является основой полиэтнического воспитания и образования.

Образовательные процессы в области направлены на освоение культуры через национальную к общероссийской и мировой. Этническое воспитание выступает не только как результат процесса обучения и воспитания, но и как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Именно это важно на

и О Т~У V-/

современном этапе российской действительности. В книге хантыйского писателя Еремея Айпина «У гаснущего очага» написано: «Когда я стал старше, узнал, что помимо кровных родственников у меня есть еще родственники среди других народов - это манси, венгры, эстонцы, саами, финны» [1, с. 14]. То есть внушают ребенку, что он не одинок в мире. Начало этого процесса - в раннем детстве, в семье, в дошкольных учреждениях, затем в школе, в быту, досуге.

Мы полагаем, что эти элементы требуют целенаправленного воздействия. При разработке теории полиэтнического культурного образования определена его основная цель, которая заключается в следующем - способствовать с помощью школы воспитанию всесторонне развитого человека, который характеризуется: толерантностью взглядов и суждений; признанием и развитием культурного плюрализма; свободой выбора своей культурной идентичности.

В основе образовательного процесса, направленного на формирование полиэтнического сознания школьников, необходимо включить следующие необходимые условия:

• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курсов, в которые они включены (история, обществознание и др.);

• опора на научную достоверность (что позволяет использовать возможность работы в архивах, использовать полевые разработки, работу на месте прошедших важнейших исторических событий и др. формы работы в школе);

• необходимость укрепления взаимосвязи регионального и общеисторического материала, направленная на формирование представления о совокупности этнических общностей;

• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

• систематичности и планомерности в использовании на различных предметах, с учетом специфики каждого отдельного предмета;

• наглядности (в этом может помочь не только изучение материал на уроках, но и внеурочная образовательная деятельность);

• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала (археологические исследования);

• совокупности учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

• применение разнообразных, наиболее оптимальных приемов и методов использования местного материала на уроках истории1.

В настоящее время существует ряд научно-методических исследований по этнопедагогике как на федеральном уровне (Волков Г.Н., Кукушкин В.С., Нездемковская Г.В. и др.), так и на региональном (Галактионова Н.А.) [3]. Накоплен значительный опыт по реализации программ полиэтнического образования школьников в рамках урочной деятельности, но, к сожалению, не представлены исследования по формированию полиэтнического сознания школьников во внеучебной деятельности, но в рамках учебной образовательной программы. Это могут быть различные кружки, лаборатории и дискуссионные клубы научно-исследовательского характера, которые, несомненно, становятся сегодня основой всего образовательного процесса. Недостаточно только изучать уже известный материал, ученикам самим необходимо исследовать, находить, выяснять для того, чтобы эти знания, приобретенные в результате прак-

тической целенаправленной деятельности оптимизировали весь учебный процесс.

Оптимизации процесса формирования полиэтнического сознания школьников могут способствовать, как уже было отмечено выше, не только различные формы и методы учебной деятельности, но и работа внеучебного характера. Эта деятельность оказывает огромное влияние на весь учебный процесс в школе. Необходимостью и требованием современного времени стало создание единой научно-образовательной среды для реализации творческих способностей школьников, приобретения социально-психологической компетентности для работы в творческих научных коллективах и активного включения в научно-исследовательскую деятельность школы, а также повышение их компетентности в данном образовательном направлении.

Поэтому научно-исследовательская деятельность школьников должна включать и ряд задач, которые являются необходимым условием успешной краеведческой работы и рассматриваются как возможность решения проблемы формирования полиэтнической компетентности школьника:

- координация деятельности учеников в сфере научно-исследовательского и творческого взаимодействия;

- совершенствование форм и методов организации краеведческой работы школьников, развитие их инициативы в научно-исследовательском творчестве, использование результатов этой деятельности в учебном процессе по исследованию краеведческого материала;

- организация и проведение прикладных краеведческих исследований по проблемам этнокультуры, регионалистики и смежных отраслей знания;

- пропаганда и популяризация краеведческой деятельности в среде школьников посредством проведения семинаров, конференций, круглых столов, диспутов, конкурсов и других форм взаимодействия, которые сегодня стали особенно актуальны и являются неотъемлемым элементов учебного процесса;

- сбор, накопление и систематизация материала краеведческого и научнопрактического характера;

- содействие в предоставлении научных работ и разработок школьников на конкурсы, соискание грантов, именных стипендий, премий и других форм морального и материального поощрения, это приветствуется и популяризируется сегодня во всех школах, образовательных учреждениях и проводится на школьном, региональном, областном, федеральном уровнях.

В этом контексте можно определить также и основные направления, в которых школьники могли бы применить свои творческие научные задатки. Среди основных можно выделить следующие:

1. научно-исследовательское:

- исследование истории, современного состояния, а также перспектив духовнокультурного развития города и региона;

- организация и проведение мероприятий, стимулирующих деятельность школьников по формированию полиэтнического сознания;

2. научно-практическое:

- анализ локальной культурной среды города (культурно-историческое наследие, а также взаимодействие с учреждениями культуры, с творческими союзами и организациями);

- изучение культурного наследия региона в историческом, этнологическом, археологическом аспектах.

Решение некоторых из приведенных проблем ряд исследователей считают возможным путем создания соответствующих дидактических условий для ознакомления школьников с культурно и этнически обусловленным содержанием, его осмыслением, принятием с целью формирования личности обучаемого как субъекта диалога культур, бережно относящегося к национальным культурам, языкам, традициям, нравственно-эстетическим ценностям, готового к межкультурному взаимодействию в полиэтническом регионе [4].

Доминирующие в современном образовательном пространстве этнокультурные функции образования, что является неотъемлемой задачей полиэтнического образования, связанны с решением задачи инкультурации личности обучаемого. Важно знать этнические особенности своего народа, региона, чтобы понять и уважать этнические особенности других народов, без знания собственной региональной истории и культуры невозможно принять этнические особенности других людей [3]. Это достигается посредством трансляции ученику целостной концепции исторического и культурного развития региона посредством краеведческого материала, а затем включением фрагментов общего и специального социального опыта, накопленного человечеством в целом.

Это предполагает введение человека в мир норм и правил этнической адекватности и обучение его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной научно-практической деятельности в рамках осваиваемой им этнической культуры. Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидации людей, ведут к непосредственному социальному воспроизводству сообщества как культурной системной целостности. Причем процессы этнокультурной социализации, усвоения человеком традиций и норм исполнения определенной социально-функциональной роли своей этнической группы, преследуют цель подготовки всесторонне развитого ученика, умеющего и желающего поддерживать и повышать уровень своих адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях существования своей этнической группы посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментария и т.п.

Однако, в процессе стандартизации образования все очевиднее выявляются проблемы, связанные с поликультурными особенностями и региональноэтническими характеристиками социальной среды. Практическое значение последних в культуре связанно, например, с мотивацией учения, выбором сферы

деятельности, традиционным отношением к обучающему и т.д. Современное поколение стандартов образования, казалось бы, учитывает данный аспект, включая так называемый «национально-региональный компонент». Вместе с тем следует признать, что процесс формирования образовательного пространства по общеевропейскому примеру входит в острые противоречия с попытками сохранить уникальность национальных форм полиэтничности России [2].

Результатом образовательного процесса, реализующего вышеназванные функции, является формирование поликультурного мышления, выступающего необходимым отражением современных требований в образовательной сфере. Данный подход отвечает идее гуманизации образования, так как направлен на изучение всех элементов этнической культуры целого региона, а затем формирование общей концепции поликультурного взаимодействия в стране. Однако, несмотря на некоторое культурное родство, в регионах России существуют внутриэтнические и межэтнические сложности в этнокультурной, этноязыковой и межнациональной сферах. К ним, в том числе, относятся: отсутствие целостного представления об обрядах, обычаях и традициях своего народа; недостаточность мотивации учащихся ориентироваться на традиционную этническую культуру; определение и выход на первый план негативных этнических стереотипов; полное или частичное отсутствие знания родного языка его носителями, отказ от языка своей национальности, языковая ассимиляция.

Региональная культура представляет собой самобытное, исторически сложившееся образование, учет особенностей которого в большой степени определяет эффективность любой учебно-воспитательной модели образовательного процесса в определенном регионе. Сохранение этнической самобытности отдельных культур способствует формированию полиэтнического пространства всего общества, основой же такого развития является включение краеведческого материала в учебный процесс посредством использования его на уроках истории, обществознания, мировой

художественной культуры и др., а также включенности учеников во внеучебную научно-поисковую и научно-исследовательскую деятельность. Подобный целостный подход способствует осознанию учениками своей уникальности как представителя определенного этноса; выработке

/■* Ч_/ Ч_/ ч_/

представления об определенной этнической группе и общих корнях российской культуры; выявлению особенностей культуры, языка, норм поведения народа; раскрытию своих задатков и дарований как предпосылок для воспроизводства и обогащения родной культуры.

Библиографический список

1. Айпин, Е. У гаснущего очага. - Екатеринбург, 1998. - С. 38.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

3. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика. - М.: Академический Проект, 2012. -232 с.

4. Шелудченко, В.Г. Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников // Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/load/126-1-0-1238.

Bibliography

1. Ipin, E. Nearthe Fading Fireplace [Text]. - Ekaterinburg, 1998. - P. 38.

2. Nezdemkovskaya, G. V. Ethnical Pedagogy [Text]. - M.: Academic Project, 2012. - 232 p.

3. Sheludchenko, V. G. Using the Regional Materials at the Lessons of History for the Patriotic Education [Electronic Resource] // Association of Teachers’ Mutual Aid. - Access Mode: http://pedsovet.su/load/126-1-0-1238.

4. Volkov, G. N. Ethnical Pedagogy [Text]. - M.: Academy, 1999. - 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.