Научная статья на тему 'Вопросы использования этнографического материала в школе в 2000-2010-х гг. (на примере Кировской области)'

Вопросы использования этнографического материала в школе в 2000-2010-х гг. (на примере Кировской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Елена Ивановна

Статья посвящена вопросам этнопедагогики, значимости этнокультурного воспитания в среде молодежи и особенно школьников. Акцентируется внимание на проблемах и перспективах проведения этнокультурного воспитания в современной школе. Рассматриваются варианты применения этнокультурного воспитания на уроках, во внеклассное время и в выездных мероприятиях. Автор приводит примеры применения этнографического материала в школах Кировской области, и проводит анализ их применения в этнопедагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы использования этнографического материала в школе в 2000-2010-х гг. (на примере Кировской области)»

УДК 39:371.6

Е.И. Титова

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЕ В 2000-2010-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена вопросам этнопедагогики, значимости этнокультурного воспитания в среде молодежи и особенно школьников. Акцентируется внимание на проблемах и перспективах проведения этнокультурного воспитания в современной школе. Рассматриваются варианты применения этнокультурного воспитания на уроках, во внеклассное время и в выездных мероприятиях. Автор приводит примеры применения этнографического материала в школах Кировской области, и проводит анализ их применения в этнопедагогике.

Ключевые слова: компетенции, краеведение, традиционная культура, школа, этнокультурное воспитание, этнопедагогика, этнографический материал.

В современный период вопросы применения народной культуры и этнографического материала в этнопедагогике получают новое и актуальное значение. Как известно, традиционная культура - важный элемент формирования патриотизма, уважения к различным народам и культуре. Кроме того, исторические функции этнопедагогики состоят в том, чтобы быть одним из основных механизмов сохранения этнической общности и средством формирования этнической идентичности;

Титова Елена Ивановна - доцент кафедры всеобщей истории и политических наук Вятского государственного университета (Киров), кандидат исторических наук, lkiele-nat@gmail.com

сохранять прогрессивный воспитательный потенциал народной педагогики, передавать его последующим поколениям и воспроизводить его в современных условиях, быть средством приобщения к родному языку и родной культуре. В настоящее время объективные потребности социально-политической, культурной и образовательной практики дополнили этнопедагогику новыми функциями: объединить полиэт-ничное российское общество на основе единых духовных ценностей, в том числе традиционных; формировать культуру межнационального общения [4, с. 57]. Таким образом, этнокультурное воспитание школьников в современной школе требует реализации принципа включения воспитанников в родную этнокультурную традицию.

Школа обладает огромными возможностями для реализации педагогических, психологических и этнокультурных компонентов этнокультурного воспитания. Необходима четко продуманная организация деятельности педагогического коллектива в данном направлении, включая формы и методы проведения уроков. Правильная разработка таких уроков имеет особое значение. К сожалению, в современный период недостаточно целевой государственной поддержки в научных исследований в области этнопедагогики. В большинстве высших педагогических учебных заведениях этнопедагогика изучается как дисциплина по выбору. Можно говорить о том, что в учебных программах учреждений системы высшего образования недостаточно отражен этнопедагогический компонент. Однако в свете современной актуальности вопросов этнической культуры важно формировать этнопедагогические компетенции будущих педагогов [4, с. 58]. Без достаточного уровня изученности основ русской культуры, традиционности, славяноведения сложно говорить о качественном формировании этнопедагогических компетенций.

Необходимо понимать, что перед страной стоит важная задача использования системы образования в целях объединения России на основе единых духовно-нравственных ценностей, уважения к другим народам и их культурам. Важным вопросом современной педагогики является возрождение русской духовности, возвращение к истокам народной культуры, её традициям и особенностям. Эта задача может успешно решаться на разных школьных уроках. Например, на уроках искусства, краеведения и ритмики, разработанных автором и учителями Кировской области в работе по гранту «Этнокультурное воспитание

молодежи» [6]. Уроки искусства обладают мощным художественным потенциалом, включающим в себя эмоционально-чувственный, наглядно-образный и историко-культурный аспекты. Обращение к этическим и этническим ценностям народа невозможно при использовании локальных методов обучения, поэтому эти темы проходят стержневой линией через все года обучения на предмете «Искусство». Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе начинается с обсуждения слов «род», «родня», «родители», «родовой», «народ», «Родина». И это не просто родственные слова, это связующая нить между конкретным человеком и этносом, представителем которого он и является в данное время.

В 8-9 классах учащиеся знакомятся с этническими особенностями русского декоративно-прикладного искусства. В результате у детей формируется осознание синтеза природы, жизненных традиций, исторических событий. Например, раскрывая тему «Древнерусское деревянное зодчество», учащиеся встречаются сначала с картинами, фотографиями, стихами и песнями, в которых наиболее ярко представлены характерные особенности этих построек. Всегда неподдельный интерес вызывает разыгрывание небольшого сюжета о традициях встречи гостей: кто, в каком порядке и каким образом заходил в избу, какие при этом соблюдали этнические традиции и поверья.

Для создания целостности восприятия народного уклада жизни необходимо погружение в музыкальную этническую культуру. Своеобразные ритмы наигрышей, актуальная текстовая тематика, мелодико-инструментальное либо акапельное звучание редко кого оставляют равнодушным. Прослушивание русской народной музыки не только возвращает к истокам культуры, духовно обогащает нас, но и создает физическое ощущение генетической связи многих людских поколений [1, с. 12]. Кроме того, до сих пор незаслуженно слабо учитываются тенденции фольк-терапии, когда остается живой неподдельный отклик в душе подростка при соприкосновении с мощной живительной и исцеляющей энергетикой культуры русского народа. Тема народной культуры многогранна. Возможно ее применение даже на уроках ритмики и физкультуры. Этнографический материал дает возможность познакомить современных детей с истоками танцевальной культуры, почувствовать свою национальную принадлежность, что по-

могает созданию и раскрытию разнообразных танцевальных образов и способствует патриотическому воспитанию учащихся. Образное начало присуще всем бытовым и народным танцам русского народа. Все это тесно переплетается с народными истоками, определяющими тип женского танцевания: характерные рисунки (круг, полукруг, диагонали), перестроения, переходы и движения (хороводный шаг, ковырялочка), мягкая пластика рук и головы [3, с. 15].

Важно приобщать современных школьников к научно-исследовательской деятельности в виде этнографических экспедиционных выездов. Как известно, некоторые интересующие науку объекты духовной природы, такие как этническая культура, фольклор существуют в определенной среде, и чтобы понять их подлинную значимость важно понимать и среду их существования. Опора на традицию, как способ сплочения общества является важным качеством народной культуры. Именно в этнографическом выезде участники могут окунуться в атмосферу, в которой сформировались те или иные традиции, ощутить разницу говора, национальных костюмов и т.д. Задачей этнографических выездов является также выявление проблем традиционной культуры в современности. Для этого необходима опора на достоверный, многовариантный и высококачественный материал, составить специальные анкеты (вопросники), учитывающие сферы и формы бытования различных традиций. Собранный таким способом материал поможет учащимся почувствовать себя причастными к научной деятельности.

Например, экспедиция может быть наполнена глубоким и важным предметным содержанием, включающим в себя весь спектр разнообразия традиционной культуры народов Приуралья и Поволжья для школьников Кировской области. Кроме того, заинтересованное и уважительное отношение местного населения к научным задачам резко повышает в глазах ребят социальную значимость проекта, формирует нравственный стержень, который не останавливаться в своем развитии и самообразовании.

В процессе этнокультурного воспитания старшего звена школьников важны следующие принципы:

- принцип активности - предполагает включенность в интенсивное этнокультурное взаимодействие каждого обучающегося, принимающего исследовательскую позицию;

- принцип диалогизации - межкультурного взаимодействия, предусматривает равенство позиций участников этнокультурного, межкультурного диалога, умение видеть мир глазами собеседника, развитие сотрудничества, сотворчества;

- принцип «погружения» - предполагает предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на свое поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь;

- принцип гармонизации и универсализации - предусматривает развитие и саморазвитие, направленное на достижение большей психологической и внутриличностной гармонии. При этом универсализация предполагает расширение компетенции интегрируемых частей процесса воспитания этнокультурных отношений молодежи, а гармонизация -увеличивает степень согласованности, соразмерности, сбалансированности этих частей;

- принцип межкультурной сензитивности - способствует развитию способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга сведения о чужой культуре [2, с. 122]. Все перечисленные принципы могут быть актуальными для школьников старшего звена. Таким образом, этнокультурное воспитание в большей степени ориентировано на внеклассную работу с детьми.

Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма центрообразующего стержня совместной деятельности школьников и учителей. Важно учитывать традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности). Центральным, смыслоо-бразующим и организационно созидающим звеном процесса реализации исследовательской деятельности учащихся является полевое исследование в экспедиционных условиях, где немаловажную роль играет выбор региона. Новый регион, новые ощущения, новые знания - это не только расширение кругозора и осведомленности студента, но проявление этнокультурного воспитания. Экскурсионные поездки, посещение музеев как краеведческих, так и специфичных для региона позволяют дополнить экспедиционные исследования, закрепить и особенности конкретной традиционной культуры, обогатить впечатления от выезда, что также способствует этнокультурному воспитанию молодежи.

Особое внимание в этой отрасли заслуживают уроки краеведения. Образовательное и воспитательное значение курса истории в школе не проявится в полной мере без краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить исторический процесс через изучение истории родного края. Изучение традиционной культуры не только приобщает к культуре и истории родного края, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты современной жизни и глубже осмыслить процесс развития всей истории страны.

Сегодня, когда межнациональная толерантность выглядит как «обнаженный нерв», очень важно воспитать любовь к своему языку, нации, народу, его историческому и культурному наследию. Как говорят психологи, человек, любящий себя, способен полюбить и других, следовательно, если человек любит и уважает свой народ, свой язык, он будет способен принять и полюбить другие культуры [5, с. 45]. С этой точки зрения краеведение в школе служит хорошей основой для этнокультурного воспитания через традиционную культуру.

Таким образом, этнокультурное воспитание является важной и перспективной частью общего воспитания подрастающего поколения. Оно может проявляться на уроках, внеурочных мероприятиях, выездах и в краеведении. Попытки применения подобных мероприятий учителями, например, Кировской области, являются перспективным опытом. Педагогическая работа в современных российских реалиях выдвигает новые требования к знаниям, умениям и навыкам учителя, включающим передовой учительский опыт в соединении с этнопеда-гогическим.

Список использованных источников и литературы

1. Буторина О.Г. Формирование представления о народной культуре на уроках искусства и во внеурочной деятельности // Разработки уроков в рамках этнокультурного воспитания молодежи: учебно-методическое пособие. Киров: ВятГУ, 2016. С. 12-13.

2. Вертякова Э.Ф. Технология воспитания этнокультурных отношений будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. № 7(19). С. 122-126.

3. Куцубина Е.Л. Этнографическое направление в деятельности детского хореографического коллектива «Серпантин» // Разработки уроков в рамках этнокультурного воспитания молодежи: учебно-методическое пособие. Киров: ВятГУ, 2016. С. 14-15.

4. Нездемковская Г.В. Этнопедагогические компетенции педагога в свете современных требований // Воспитание школьников. № 7. 2015. С. 54-59.

5. Низамова Ю.Ш. Значение этнопедагогики в поликультурном воспитании подрастающего поколения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Современная этнопедагогика: проблемы и перспективы развития». Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. 208 с.

6. Титова Е.И. Разработки уроков в рамках этнокультурного воспитания молодежи: учебно-методическое пособие (работа выполнена в рамках проекта № 09.z33.29.0196 от 09.12.2016 «Методические рекомендации и разработки уроков в рамках этнокультурного воспитания молодежи» по гранту «РОС-МОЛОДЕЖИ»). Киров: ВятГУ, 2016. 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.