Научная статья на тему 'Формирование полиэтнической культуры педагога как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО'

Формирование полиэтнической культуры педагога как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / MULTI-ETHNIC CULTURE / MULTI-ETHNIC PEDAGOGICAL CULTURE / MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добросердова Виолетта Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению проблем современного дошкольного образования. Представлена авторская позиция в отношении требований к педагогу, ведущему профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a multi-ethnic culture of the teacher as the factor of improvement of quality of educational process in the kindergarten

This article deals with the problems of the modern preschool education. Author's position in relation to the requirements of the teacher leading the professional activity in a multiethnic environment preschool.

Текст научной работы на тему «Формирование полиэтнической культуры педагога как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО»

•х.

>

< X

14-1

s

iC Q

< ct

Ш

a

52

лизующее его духовные и физические силы. Самосознание тесно связано с самоактуализацией, самовыражением, самовоспитанием. Оно стоит в одном ряду с совокупностью таких свойств личности, как сотрудничество, сопричастность и соучастие. Данные качества определяют в целом личность и человека в качестве гражданина.

Основные требования к гражданину и профессионалу - это та кие сформированные представления о гражданских ценностях, как обладание знаниями и умениями анализировать ситуацию, способность к сотрудничеству с другими людьми, осознание таких ценностей, как уважение к своему труду и к профессии, к своему родному городу и колледжу. Студенты колледжа должны проявлять наличие желания участвовать не только в общественной жизни, но и в решении текущихучебных и профессиональных проблем.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что процессы формирования профессионала и гражданина неразрывны и должны рассматриваться в комплексе. В условиях колледжа они должны осуществляться как на уроках, а также в процессе внеурочной деятельности. С этой целью должны использоваться такие современные формы и методы обучения и воспитания, как диспуты и беседы, экскурсии и конкурсы, трудовые десанты и трудовые

месячники, волонтерское движение и проектная деятельность. Применение всех этих методов, несомненно, позволяет максимально полно подойти к решению задач по воспитанию гражданской идентичности. Средства, способствующие формированию у студентов колледжей патриотизма, гражданского самосознания, социальной солидарности, сознательности, законопослушности должны использоваться в комплексе для достижения желаемого результата по формированию гражданской идентичности.

Литература:

1. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность / С.А Баклушинский, Е. Белинская. Образование. - М., 1998. - 204 с.

2. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2008,- 138 с.

3. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 214-217.

4. Шапошникова Ю.В. Формирование у студентов способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме на уроках иностранного языка, "http://pedsovet.org/ сотропеп1/ор1юп,сот_т1гееАа5к,у1е\л/Ипк/ Ипк_Ш,139201/^етШ,б/.

FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE KINDERGARTEN

Dobroserdova Violetta Nikolaevna, Under-graduate student, Senior Lecturer, Chair of Preschool Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow E-mail: Vioietta 12@mail.ru

This article deals with the problems of the modern preschool education. Author's position in relation to the requirements of the teacher leading the professional activity in a multiethnic environment preschool.

Keywords: muiti-ethnic culture; muiti-ethnic pedagogical culture; muiti-ethnic educational en vironment of preschool institutions.

УДК 373.24 ВАК РФ 13.00.02

© Добросердова В.Н., 2016

ДОБРОСЕРДОВА Виолетта Николаевна, соискатель, старший преподаватель, кафедра Дошкольной педагогики, Московский государственный педагогический университет, Москва Violetta 12@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КА ЧЕСТВА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВДОО

Данная статья посвящена рассмотрению проблем современного дошкольного образования. Представлена авторская позиция в отношении требований к педагогу, ведущему профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного учреждения.

Ключевые слова: полиэтническая культура; полиэтническая педагогическая культура; полиэтническая образовательная среда дошкольного учреждения.

I

Насущным вопросом современного дошкольного образования является необходимость адекватного использования этнокультур-

ного наследия народов с целью формирования этнотолерантности, межкультурной компетентности у всехучастников педагогического процесса, на основе построения конструктивного межэтнического диалога в полиэтнической среде дошкольного образовательного учреждения.

Построение целостной системы сопровождения ребенка, педагога, в условиях полиэтнической среды образовательного учреждения, семьи, общества, выработка стратегии адаптации детей-мигрантов в данные среды - является основной задачей поликультурного образования в системе дошкольного образования.

Именно в такой системе возрастает роль педагога, обладающего рядом этнокультурных компетенций, сформированной полиэтнической культуры, позволяющий вести образовательную деятельность на высокопрофессиональном уровне, поскольку эффективность образовательного процесса в полиэтнической среде ДОО возможно при условии грамотной организации со стороны педагога профессионально подготовленного к ней. В связи с этим особенно выделяется проблема профессионализма педагога (Н.В. Кузьмина, Д.М. Вечедов, Л.Ф. Лунева, Н.Е. Казакова).

Педагогу необходимо осознавать, что в поликультурной среде, в рамках которой происходит его профессиональная деятельность, беспрерывно осуществляется взаимодействие этнокультур, представители которых стремятся к сохранению ценностей, а также к сотрудничеству с целью укрепления единства гражданского общества.

Таким образом, полиэтническая тематика в системе дошкольного образования становится актуальной. Однако, согласно проведенному исследованию, только 25% дошкольных об-разовательныхучреждений ведут поиск новых подходов к содержанию полиэтнического образования.

Это обусловлено, в первую очередь, неготовностью самого педагога организовывать образовательную деятельность в полиэтнической среде, поскольку для данного процесса педагог должен обладать сформированной полиэтнической педагогической культурой, включающей в себя когнитивную, эмоциональную, деятельностную, мотивационно-ценнос-тную, составляющие, позволяющие педагогу вести образовательный процесс на высокопрофессиональном уровне.

Полиэтническую педагогическую культуру мы рассматриваем как особое новообразование личности педагога, включающее: этнокуль-

турные знания; систему ценностных ориента-ций и отношений; представления; алгоритмы действий внутри полиэтнической среды; сформированные этнокультурные способности; мотивы деятельности; показатели общей культуры, ценностно-смысловые образования личности и система отношений к людям и миру, которые, по мнению Г.С. Кожухаря, должны являться определяющими в системе межэтнического взаимодействия.

Сформированная полиэтническая педагогическая культура определяет профессионализм педагога, способного действовать ответственно в полиэтнической образовательной среде ДОО.

Педагог должен понимать, что от объема передаваемой информации ребенку о культурно-этническом разнообразии мира не будет зависть его подготовленность к межкультурному взаимодействию. Необходима система планомерного полиэтнического воспитания, которая позволит, путем накопления жизненного опыта, сформировать у ребенка определенные качества, получить навыки жизнедеятельности в полиэтническом мире.

Для этого, по мнению Г.В. Палаткиной, квалифицированный педагог в условиях многокультурного, полиэтнического образовательного пространства должен быть компетентным в следующих областях:

- культура и плюрализм: сущность, разнообразие, соотношение и динамика культур;

- коммуникация и культурные барьеры: культура и разнообразие форм восприятия, язык и невербальная коммуникация, языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой;

- культура и полиэтничность: особенности поликультурного образовательного пространства, культурно-демографические характеристики конкретного полиэтнического пространства;

- психосоциальная идентификация и межкультурные связи: культурные различия и становление психосоциальной идентификации, стереотипы, взаимопонимание культур, положение меньшинств, социополитические аспекты " [5].

Полиэтническая педагогическая культура является непосредственной составляющей педагогической культуры, выражающейся в межкультурных отношениях, основанных на ценностных представлениях народов, направленных на усвоение, применение народных идей воспитания, способов педагогической деятельности, обеспечивающих взаимопони-

Ф

1-Н

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

к^ С Ё

53

•х.

>

<

I ш

s ж u

<

et ш

а

54

мание педагога и ребенка, принадлежащего любому этносу.

Педагогическая культура включает в себя "владение преподавателем педагогическим опытом человечества, его совершенство в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития его личности" [2с.72].

Содержание полиэтнической педагогической культуры основано на четырех составляющих: этнокультурной идентификации личности; системе понятий и представлений о полиэтнической среде; формировании этнокультурной толерантности; развитии навыков межэтнического общения.

Основой взаимодействия педагога и ребенка, принадлежащего любой этнокультуре, должно стать вхождение в ситуацию, понимание ее с позиции данной этнокультуры. П.В. Степанова описываетпониманиекакспособность видеть ситуацию глазами представителя другого этноса, с его точки зрения.

Приоритетность в полиэтническом образовании будет отдаваться такому педагогу, который сможет применить свой педагогический потенциал, независимо от национальности и вероисповедания как своего, так и воспитанников.

Таким образом, полиэтническая педагогическая культура выступает основной характеристикой педагога-профессионала, обладающего системой этнопедагогических ценностей, творческих способов поликультурной деятельности, личных достижений в создании образцов межкультурной практики с позиций человека культуры.

Показателями сформированной полиэтнической педагогической культурой выступают:

- гуманистическое отношение к представителям любой национальности;

- этнокультурная компетентность и развитое поликультурное мышление;

- компетентность в сфере этнопедагогики и этнопсихологии, владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности;

- этнокультурное поведение;

- этнотолерантность;

- культура межэтнической коммуникации;

- осознание важности этнокультурного многообразия;

- формирование навыков этнокультурного образа жизни, поведения, создание для этого определенных условий;

- преодоление этноцентрического мышления, негативных предрассудков и этностерео-типов;

-формированиеумения критически осмысливать природу этностереотипов и их роль;

- воспитание уважения, на основе интереса, к любой этнокультуре;

- адаптация к полиэтнической среде;

- всестороннее овладение педагогическими ценностями этнокультур;

- умения выделять и вносить в образовательный процесс идеи, отражающие культурное многообразие мира;

- обеспечениеусловий для профессиональной самореализации в полиэтническом окружении ДОО;

- удовлетворение потребности как детей, так и взрослых в культурном и духовном развитии посредством получения полиэтнического образования.

Таким образом, сформированная полиэтническая педагогическая культура представляет собой способность педагога вести профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа : Творчество, 1997.

2. Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателя вуза // Советская педагогика. - 1981,- № 1,- С. 72

3. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -М.,1999.

4. Коченкова Л. П. Мультикультурная модель современного образования // Концепт. - 2014. - № S11. -С. 16-20.

5. Манойлова М.А. Акмеология этнической толерантности субъектов фундаментального образования. - Псков, 2010. - 300 с.

6. Менская Т.Б. Пол и культурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. - Вып. 2. - М., 1993.

7. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990. - № б.

FACTORS OF INFLUENCE ON THE FORMATION OF BILINGUALISM LANGUAGE PERSON

Zhukova Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Chair of Sub-department Special Pedagogics and Multi-subjects Teaching Techniques, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: zhukova-s@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.