Научная статья на тему 'Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания'

Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ETHNOCULTURAL EDUCATION OF CHILDREN / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ETHNIC PEDAGOGY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ETHNOCULTURAL TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичканова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы организации работы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжского региона в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обосновывается актуальность обращения к теме, определяются цель и задачи исследовательской деятельности в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHILD IN THE ETHNOCULTURAL SITUATION OF THE REGION. THE ISSUES OF EDUCATION

The article considers the issues of organization of work on the formation of children of preschool age respectful relationships and a sense of belonging to the homeland using traditions of the ethnic cultures of the Volga region in preschool educational institutions. In the text are given the urgency of the research object, defines the goal and tasks of research activity in this direction.

Текст научной работы на тему «Ребенок в условиях этнокультурной среды региона. Вопросы воспитания»

А.И. Фукин

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ...

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - 1003-Х

СПб.: Питер, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-272-00028-6 8. Фукин, А. И. Психология конвейерного труда / А.

6. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. И. Фукин - М. :ПЕРСЭ, 2003. - 240с.

Климов. - М.: Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 400с. 9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза про-

7. Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А. фессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М.: Н. Романов. - Академия, 2002. - 224 с. ISBN: 5-7695- Наука, 1982. - 185 с.

THE VALUE ORIENTATION OF PRIVATE ENTREPRENEURS AND HIRED WORKERS

(FOR EXAMPLE, DRIVERS)

© 2014

A.I. Fukin, doctor of psychological science professor of the chair «Psychology of work and business psychology»

Institute of Economy, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The system determines the value orientations of the content side orientation of the individual is the basis of its relationship to the world, to the profession, to other people, the basis of life and the concept of the "philosophy of life." Private entrepreneurs and employees have their own, specific to their activity patterns of value orientations.

Keywords: Value orientation, terminal values, instrumental values, private entrepreneurs, salaried autodrivers.

УДК 373.2

РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

© 2014

Т.А. Чичканова, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации работы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжского региона в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обосновывается актуальность обращения к теме, определяются цель и задачи исследовательской деятельности в этом направлении.

Ключевые слова: этнокультурное образование детей, этнокультурные традиции, этническая педагогика, толерантность, художественно-эстетическое воспитание, патриотизм, дошкольное образование.

В условиях активного развития взаимодействия государств и регионов, интенсификации социального, экономического, культурного обмена между народами, конфессиями в полиэтнической среде актуальность задачи поликультурного воспитания подрастающего поколения очевидна. Она обусловлена потребностью в формировании опыта толерантного общения в условиях многонационального российского государства как средства преодоления негативных явлений в современном обществе: проявления национальной нетерпимости, осложнение процессов адаптации в инокультурной среде, потеря интереса к общественно-историческому опыту предшествующих поколений и, как следствие, снижение уровня патриотического сознания, проблемы с определением гражданской позиции. Знание культурных традиций необходимо как знак уважения к своему и другим народам, как средство предупреждения возможных недоразумений и конфликтов. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Культурная толерантность выступает обязательным условием жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме, таком как Поволжье. В этом контексте организация целенаправленной работы по формированию поликультурной личности становится своеобразным «социальным заказом» времени, которое нуждается в субъектах, способных вести межкультурный, межэтнический диалог (полилог).

Исследователи прошлого и настоящего убеждены, что этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который в контексте современных задач воспитания может и должен служить воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности. Сегодня (и в который уже раз, особенно в переломные, «переходные» времена) педагогика, опираясь на богатейший опыт прошлого, вновь «открывает» принципиальную зависимость будущего России и судеб новых поколений от сохранности и приумножения богатейшего наследия народной культуры, от культурной преемственности поколений

[1] - активно наблюдается так называемый «этнический ренессанс» [2]. Он нашел отражение в государственных программах патриотического воспитания, в которых указывается прямая зависимость всех сфер жизни - экономической, социальной, политической, военной, культурной и т.д. - от адекватного понимания идеалов и целей воспитательной работы на основе национальных традиций. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» введено понятие «детствосбережение». Оно является отражением сущности документа, который предусматривает приверженность России к «участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей» [3], что предполагает определенные практические действия в каждой конкретной области образовательного и социокультурного пространства, в котором находится ребенок.

Задачи поликультурного воспитания федерального и регионального уровней находят продолжение и решение в программных документах муниципальных образований. Так, в декабре прошлого года [4] началась работа над муниципальной программой «Самара многонациональная» на период 2014-2016 гг. (утверждена в марте 2014 г.). Программа призвана обеспечить комплексный подход к решению межнационального взаимодействия: от дополнительного образования в сфере межэтнических отношений до создания в городе благоприятной информационной среды. Заинтересованность в программе подтверждает активность национальных объединений - более 30 организаций существует на территории Самары, и представители каждой из них приняли участие в обсуждении документа. Показательной является идея создания на территории города «национальной деревни», где представители каждого народа могут представить свою архитектуру, быт, обычаи и традиции (идея поддержана областной администрацией) [5].

Это пример «политического» (административного) решения задачи поликультурного развития, что является отражением государственной установки на создание

Т. А. Чичканова

РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ..

соответствующих условии для патриотического воспитания, формирования толерантной культуры. В системе образования воспитанию патриотизма всегда уделялось определенное внимание, оно активизировалось в соответствии с актуализацией проявления гражданских чувств, гражданской позиции. Развитие общества, преобразования в научной, духовной, политической сферах приводят к коррекции понимания патриотизма, инициируют поиск новых форм, средств и методов патриотического воспитания [6]. В настоящее время сформировалась необходимость в научно-теоретическом основании поликультурного воспитания в России, воспитания детей в условиях поликультурной (этнокультурной) среды региона (Е.С.Бабунова [7], Е.В.Голуб [8], А.Н.Джуринский [9], Г.Д.Дмитриев [10], Л.Л.Супрунова [11] и др.).

Психологи и педагоги рассматривают дошкольный возраст как важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей, как самоценный период детства и первый этап становления личности, когда закладываются ценностные основы мировоззрения (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователи изучают механизмы приобщения детей дошкольного возраста к национальным культурам в условиях дополнительного образования, в досуговой деятельности, в проектной деятельности дошкольного образовательного учреждения. В контексте активных изменений в социуме актуализируется потребность в переосмыслении содержания дошкольной этнокультурной образовательной парадигмы в целом. Она теперь предполагает формирование социально-культурного поведения детей средствами этнографической культуры, «окультуривание» ребенка [12] через создание особых условий при вхождении в этнокультурный социум, в данном случае - многонациональный, «сложносоставной» социум Поволжского региона как базы для формирования чувства принадлежности к малой Родине.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС) среди значимых образовательных областей выделяется социально-коммуникативная, которая обеспечивает социализацию детей дошкольного возраста, освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. В рамках данной области в сочетании с возможностями области художественно-эстетического развития, возможно решение задачи «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей», «обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка... независимо от места жительства, пола, нации, языка.», с учетом «этнокультурной ситуации развития детей» [13]. Анализ тематики исследований последних лет позволяет выделить основные направления: социальное развитие дошкольников; их этнокультурная социализация через приобщение к традициям этнической среды; культурная идентификация, формирование основ толерантности, уважения и чувства принадлежности к Родине, основ патриотизма; этнохудожественное развитие детей на основе народного искусства и творчества; формирование «целостной картины мира», в том числе этнической. С позиции научных потребностей необходимо уточнение понятий «социально-личностное развитие», «социализация детей в поликультурной среде», «этнокультурные традиции» и их соотношения в контексте художественного воспитания и образования детей дошкольного возраста; поиска эффективных методов и методик воспитания художественными средствами в конкретном социокультурном пространстве (Л.Г.Зенкова [14],

Р.С.Мухаметзянова [15], Е.Л. Ремарчук [16], С.Б.Фадеев

[17], и др.) (в данном случае - в Поволжье, сложная регионально-историческая целостность, в которой взаимодействуют многочисленные этносы разного происхождения и этнокультурного прошлого). Народная культура как синкретичное, целостное явление, часть духовной составляющей культуры рассматривается в контексте активного использования ее педагогического потенциала в исследованиях авторов, ставших «классическими» в данной области: Г.Н. Волков, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и др.

В ситуации, когда воспитанники дошкольного образовательного учреждения представляют семьи, исповедующие разные мировоззренческие взгляды и придерживающиеся разных культурных традиций, социально-коммуникативное развитие ребенка требует уточнения содержания и методического блока образовательной деятельности, которая может и должна быть отражена в части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, отражающей специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (согласно ФГОС), т.е. отражающей муль-тикультурную специфику Поволжья. Соответственно, объектом исследования в рамках экспериментальной деятельности выступает социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования в этом случае становятся педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур Поволжья.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста (5-7 лет) уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур Поволжья. Старший дошкольный возраст участников данной программы выбран в рамках проекта в силу психологических особенностей развития ребенка и его возможностей в этот возрастной период

[18]. Ребенок 5-7 лет способен осваивать культурные ценности, представленные в знаках, символике, может понимать и объяснять собственные эмоционально-ценностные переживания, может интериоризировать социокультурный опыт; это возраст формирования основ самосознания, осознания этнической принадлежности и усвоения национальных стереотипов.

В ходе экспериментальной деятельности потребуется решение многих задач: изучить теоретические и методологические основы организации работы по формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур Поволжья в контексте художественного воспитания и образования; выявить эффективные методы и методики, формы работы, а также содержание уровней воспитанности у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине; определить критерии эффективности воспитательной работы с детьми в конкретном социокультурном региональном пространстве Поволжья; организовать процесс поэтапного мониторинга текущих и промежуточных результатов экспериментальной работы; подготовить методические материалы по итогам деятельности для обеспечения распространения и максимальной эффективности опыта - как положительного, так и результатов анализа выявленных организационных и содержательных затруднений.

Педагогическая деятельность в рамках данного проекта предполагает также выявление и апробацию форм сотрудничества образовательного учреждения с представителями различных этнокультур региона в области решения образовательных и воспитательных задач, ис-

Т.А. Чичканова

РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ...

пользования потенциала этнопедагогики; составление программ и проведение методических семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников экспериментальной деятельности (организационные, методические вопросы).

В качестве условий эффективности формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур Поволжья могут выступить следующие, при которых будут: 1) учтены возрастные особенности детей 5-7 лет при выборе форм, методов и содержания развивающей деятельности в контексте темы; 2) разработаны содержание и структура процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур, основой которых выступает интеграция ценностей различных этно- и духовных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), художественной культуры Поволжья; 3) определены критерии эффективности экспериментальной работы и организован процесс поэтапного мониторинга (текущих и итоговых) результатов деятельности педагогического коллектива; 4) выявлены специальные художественно-эстетические виды деятельности и обучающие социокультурные ситуации для обеспечения диалогового общения мультикультурного детского и детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения для воспитания социокультурной идентификации и толерантности; 5) определены формы взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов.

Проектная деятельность (констатирующий, формирующий и контрольный этапы экспериментальной деятельности) предполагает определенные результаты - ожидаемые результаты по каждому из этапов работы. Задачи диагностического этапа - выявление проблемы и обоснование актуальности. Основные направления деятельности в рамках этого этапа: 1) изучение методической литературы, периодической психолого-педагогической печати: изучение теоретических основ формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине; выявление особенностей народного воспитания как предмета психолого-педагогической науки; определение народных (национальных) традиций в контексте воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста (5-7 лет); разработка содержания, форм и методов формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине; 2) беседы с родителями, детьми, анкетирование родителей и воспитателей. Осознание проблемы и необходимости ее решения через создание образовательной программы. Положительное отношение к эксперименту педагогического коллектива и родителей, их готовность к включению в него в соответствующих цели и задачам, профессиональной подготовке и профильной деятельности формах.

Прогностический этап предполагает разработку программы эксперимента. Здесь в качестве основных направлений выступают: разработка экспериментальной программы, постановка цели, задач экспериментальной программы, определение объема (в часах) ее содержания, рецензирование программы.

Организационный этап нацелен на создание условий для проведения эксперимента. Основные направления деятельности в рамках этого этапа: 1) обеспечение условий для опытной работы; создание системы взаимодействия всего коллектива для поддержки и реализации работы в рамках эксперимента; 2) подготовка материальной базы эксперимента, подбор кадров, методическое обеспечение.

Практический этап планирует проведение констати-

рующих срезов (входная диагностика) до начала эксперимента; проведение эксперимента, внесение изменений в практику и отслеживание результатов. Основные направления деятельности в рамках этого этапа: 1) организация опытно-экспериментальной работы по формированию у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур; 2) создание условий для формирования конкретных качеств личности детей: определение исходного уровня - определение исходного уровня сфор-мированности у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине (диагностика); организация педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур (т.е. основ поликультурной компетентности и толерантности) через художественную деятельность в конкретном социуме; 3) определение динамики уровня сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине; 4) анализ полученных результатов выявления и апробации педагогических условий повышения эффективности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей этнокультуры Поволжского региона в свете ФГОС.

Следующий этап - аналитический, задача которого оценить и сделать анализ результатов эксперимента. Основные направления деятельности в рамках этого этапа: обработка данных и соотнесение результатов эксперимента с поставленными задачами; поэтапная проверка гипотезы; оформление и описание хода и результатов эксперимента; публикации; подведение текущих итогов; получение результатов работы по экспериментальной программе.

Наконец, внедренческий этап предполагает в качестве основных следующие направления работы: 1) подготовка методического и дидактического материала (продукции), зрительного ряда (видео и фотодокументов), аудиозаписей для проведения семинаров, открытых занятий; 2) публикация методических материалов по результатам экспериментальной деятельности; 3) проведение семинаров для руководителей ДОУ, методистов, воспитателей; 4) подготовка пакета документов и методических рекомендаций для процесса внедрения программы и ее элементов в дошкольных образовательных учреждениях Самарской области; 5) обобщение опыта конструктивного сотрудничества светского и духовного сообществ для обеспечения социально-личностного развития детей.

Данный проект по формированию у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур Поволжья разрабатывается на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №321 г.о.Самара и предполагает реализацию в течение трех лет. В проекте участвуют студенты факультета начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА).

Таким образом, в условиях поликультурного, мно-гонациональногого и мультирелигиозного социума Поволжского региона воспитательный процесс, направленный на «созидание» поликультурной личности, предполагающей формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, активно использующая богатство и разнообразие национальных культур. С позиции практической значимости результаты проведения экспериментальной работы позволят определить условия эффективности воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с особенностями проживания детей в регионе. Задачами

Т. А. Чичканова

РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ...

специально организованного воспитательного пространства в полиэтнической среде региона становятся формирование у ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта этнокультурного воспитания уважения к представителям различных культур, толерантного отношения к иным культурам, чувства собственного национального достоинства через самостоятельные виды художественно-эстетической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко Л. Ю. Проблема формирования этно-культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора // Педагогика искусства. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. URL: www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ no-mer-2-2011/dyachenko-07-06-2011.pdf.

2. Даутова Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: Дис. ... д-ра пед. наук. / Казанский государственный педагогический университет. Казань, 2004. 435 с.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Гарант: Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/70183566/.

4. Городской Общественный совет по национальным вопросам обсудил программу «Самара многонациональная» // Управление информации и аналитики Администрации городского округа Самара. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.city.samara.ru/node/21874.

5. На развитие «Самары многонациональной» потратят более 50 млн. рублей // Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// progorodsamara.ru/news/view/162579.

6. Шабалина О. Л., Рыбаков А. В. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/115-12172.

7. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения: монография. М. : Академия естествознания, 2012. 399 с. // Сайт Российской Академии Естествознания. Раздел «Монографии, изданные в издательстве Российской Аквадемии Естествознания. [Электронный ресурс]. URL: www.rae.

m/momgraphs/144-4765.

8. Голуб Е.В. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона: Дис. ... канд. пед. наук. /ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Оренбург, 2011. 237 с.

9. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире. М.: Владос, 2010. 240 с.

10. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.

11. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-пед. образование». / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко. М.: Академия, 2013. 235 с.

12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000. 194 с.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // RG.RU: Официальный сайт «Российская газета». Документы. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

14. Зенкова Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. /ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». М., 2012. 23 с.

15. Мухаметзянова Р.С. Эстетическое воспитание детей как фактор социализации в поликультурной среде: Автореферат дис. . канд. пед. наук. /ФГНУ «Институт художественного образования» РАО. М., 2013. 24 с.

16. Ремарчук Е. Л. Воспитание патриотизма и толерантности у детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 4245.

17. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. . канд. пед. наук. /ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». Екатеринбург, 2012. 24 с.

18. Иванова Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. /ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Елец, 2012. 23 с.

THE CHILD IN THE ETHNOCULTURAL SITUATION OF THE REGION.

THE ISSUES OF EDUCATION

© 2014

T.A. Chichkanova, candidate of historical sciences, assistant professor of the department of «Russian language, literature, artistic and aesthetic disciplines and techniques of teaching»

State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article considers the issues of organization of work on the formation of children of preschool age respectful relationships and a sense of belonging to the homeland using traditions of the ethnic cultures of the Volga region in preschool educational institutions. In the text are given the urgency of the research object, defines the goal and tasks of research activity in this direction.

Key words: ethnocultural education of children, ethnocultural tradition, ethnic pedagogy, tolerance, artistic and aesthetic education, patriotism, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.