Научная статья на тему 'Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста'

Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРОГРАММА / СРЕДСТВА / ФОРМЫ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдульманова Любовь Витальевна, Мезенцев Владимир Владимирович

Культура в человеке воспитывается с самых первых лет его жизни. Физическая культура дошкольника нами рассматривается как культура здоровья, телосложения и двигательная культура. В нашем исследовании разработано содержание программы «Ребенок и его физическая культура» для детей младшего дошкольного возраста. Новизна нашей программы заключается не только в содержании, где перед ребенком раскрываются ценности здоровья, движения, тела, но и в способах сохранения и поддержания здоровья. В нашем исследовании определены показатели физической культуры детей младшего дошкольного возраста, но наибольший интерес, на наш взгляд, представляют собой разработанные развивающие технологии, способствующие приобщению младшего дошкольника к ценностям физической культуры. В работе представлены интегративные специально-организованные виды двигательной деятельности: интеллектуально-двигательные, игровые и оздоровительные, которые направлены на реализацию содержания соответствующих разделов программы. Содержание раздела программы «Я мой организм мое здоровье» реализуется через следующие тематические занятия: «Из каких частей мы состоим», «Главная часть тела», «Разные, разные лица», «Кто помогает нам видеть и слышать», «Руки наши главные помощники», «Почему мы умеем передвигаться», «Как ухаживать за телом», «Правила, которые мы должны знать», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Мойдодыр», «Королевство зубной щетки» и др. Занятия проводятся два раза в месяц. В данном виде интеллектуально-двигательных занятий используются следующие методы и приемы, выстроенные в определенной логике от рассматривания иллюстраций, чтения потешек, отрывков из сказок, загадок, игровых двигательных заданий, дидактических игр к проблемным ситуациям, схемам, опытам. Рассматривание иллюстраций, чтения потешек, сказок строилось с целью осознания движений, выполняемых телом, отдельными его частями. Примером могут служить следующие отрывки из сказок и иллюстрации к ним: «Колобок», художник В.Курчевский; «Три медведя», художник Е.Бондарчук; «Репка», художник А.Савченко; «Теремок», художник Н.Поклад и др. Игровой вид двигательной деятельности направлен на реализацию раздела программы «Я мое тело здоровье». Цель данного вида деятельности состоит в развитии основ культуры телосложения ребенка, познании способов ухода за своим телом. Занятия игрового вида интегрируют музыкальную, двигательную, изобразительную, речевую деятельности. Цикл игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Я и мое тело», «Мое тело в пространстве» (групповой, умывальной комнатах, за столом и т.д.), «Я расскажу тебе движения рук (ног, головы и т.д.)», «Тело человека и животного», «Как стать сильным, смелым, ловким, умелым», «Одежда и тело», «Красота тела и его движения». Занятия проводятся один раз в два месяца и чередуются с интеллектуально-двигательным видом следующим образом: содержание материала о строении тела, его частях предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения. Содержание игрового цикла занятий реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности беседы-диалоги об особенностях строения тела человека и животного, дидактические и музыкально-двигательные игры, моделирующие способы формирования телосложения, игры инсценировки, моделирующие действия тела и его частей в зависимости от функционального назначения предмета и расположения его в пространстве и т.д. После беседы проводятся музыкально-двигательные или дидактические игры. Цель игр заключается в моделировании способов движения тела, в расположении его в пространстве, в нахождении способов развития своего телосложения, в поиске отличительных особенностей строения тела человека и животных. Тематикой дидактических и музыкально-двигательных игр могут выступать следующие: «Придумай танец своим рукам», «Придумай движение кукле и мишке», «Составь фигуру» и т.д. Игры-инсценировки как проигрывание способа двигательной деятельности. Дети через образ моделируют характер движения с предметом определенной частью тела. Тематика игр инсценировок: «Я играю с мячом», «Ножки идут по дорожке», «Ручки и солнышко» и др. Содержание третьего раздела программы «Я мое движение мое здоровье» реализуется через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Данные виды занятий строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой, реализуемой дошкольными учреждениями. Цикл игровых занятий помогает ребенку научиться понимать «язык» движений, их красоту. Они строятся по видам деятельности: музыкально-двигательные, изобразительно-двигательные. Содержанием данного вида занятий является устное народное творчество и народные подвижные игры. В устном народном творчестве отражается опыт взаимодействия человека с природой, обществом, историей. Народный фольклор, особенно его малые формы (потешки, прибаутки, загадки, считалки, заклички), которые отличаются яркостью, выразительностью, динамичностью, поэтичностью, наиболее доступен ребенку младшего дошкольного возраста. В устном народном творчестве отражен двигательный опыт народа, поэтому он будет способствовать накоплению у ребенка ценностей двигательной культуры. Цикл народных игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Пошел котик на торжок», «Мы веселые ребята», «Тили тили -тили бом», «Мы веселые матрешки», «Пришла весна красна», «Я веселый звонкий мяч», «Зимушка Зима», «Во саду ли в огороде», «Колобок, колобок», «Солнышко красное» и т.д. Данный вид занятий проводится один раз в месяц и предусматривает следующую логику методов. Занятие начинается с беседы, которая сопровождается чтением малых фольклорных форм или отрывков из русской народной сказки и рассматриванием иллюстраций к устному народному творчеству. Заканчивается занятие игровыми заданиями и проигрыванием народной подвижной игры. Цель бесед состоит в подборе содержания движений, действий адекватных теме, раскрывающейся в малых фольклорных формах. Тематика бесед: «О каком времени года рассказывает потешка», «Как может веселиться мяч», «О чем может рассказать дудочка», «Как танцуют матрешки» и т.п. Цель чтения малых фольклорных форм или отрывков из сказок и рассматривание иллюстрации состоит в раскрытии способов взаимодействия человека с природой, предметами быта. Игровые задания имеют три варианта: Первый вариант заданий, изобразительный, направлен на развитие интереса к предметам народного быта и действий с ними и выражении их через знак. Тематика игровых заданий: «Подбери музыку и движения сапожкам», «Как может петь и танцевать дудочка», «Что рассказала варежка руке» и т.п. Второй вариант игровых заданий, двигательно-выразительный, ориентирован на создание условий для выразительного отображения движений и действий собственного тела отраженных в устном народном творчестве и народной подвижной игре. Тематика игровых заданий: «Покажи, как могут летать птицы», «Назови движение красивым словом», «Изобрази движение птиц ночью» и т.п. Третий вариант игровых заданий, стимулирующий, направлен на накопление двигательного опыта и стимулирование рефлексивной деятельности. Тематика игровых заданий: «Как танцуют наши ножки», «О чем могут рассказать наши ручки», «Вот как пляшут пальчики и ладошки» и т.п. Оздоровительные виды представлены как деятельность, обуславливающая общую физическую подготовку, профилактику и коррекцию физического развития и состояния здоровья детей. Данный вид занятий способствует не только накоплению двигательного опыта, развитие физических качеств, но и общему укреплению органов и систем организма. Таким образом, содержание созданной нами программы «Ребенок и его физическая культура» ориентировано на приобщение к ценностям физической культуры как части общечеловеческой культуры. Формирование основ физической культуры детей младшего дошкольного возраста реализуется благодаря созданным педагогическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста»

Постерная секция/ Poster section

Формирование основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Абдульманова Любовь Витальевна, Мезенцев Владимир Владимирович

Южный федеральный университет, Академия Психологии и педагогики, кафедра дошкольного образования

Ключевые слова:

физическая культура детей дошкольного возраста, программа, средства, формы, методы

Культура в человеке воспитывается с самых первых лет его жизни. Физическая культура дошкольника нами рассматривается как культура здоровья, телосложения и двигательная культура. В нашем исследовании разработано содержание программы «Ребенок и его физическая культура» для детей младшего дошкольного возраста. Новизна нашей программы заключается не только в содержании, где перед ребенком раскрываются ценности здоровья, движения, тела, но и в способах сохранения и поддержания здоровья.

В нашем исследовании определены показатели физической культуры детей младшего дошкольного возраста, но наибольший интерес, на наш взгляд, представляют собой разработанные развивающие технологии, способствующие приобщению младшего дошкольника к ценностям физической культуры. В работе представлены интегративные специально-организованные виды двигательной деятельности: интеллектуально-двигательные, игровые и оздоровительные, которые направлены на реализацию содержания соответствующих разделов программы.

Содержание раздела программы «Я мой организм - мое здоровье» реализуется через следующие тематические занятия: «Из каких частей мы состоим», «Главная часть тела», «Разные, разные лица», «Кто помогает нам видеть и слышать», «Руки - наши главные помощники», «Почему мы умеем передвигаться», «Как ухаживать за телом», «Правила, которые мы должны знать», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Мойдодыр», «Королевство зубной щетки» и др. Занятия проводятся два раза в месяц.

В данном виде интеллектуально-двигательных занятий используются следующие методы и приемы, выстроенные в определенной логике - от рассматривания иллюстраций, чтения потешек, отрывков из сказок, загадок, игровых двигательных заданий, дидактических игр к проблемным ситуациям, схемам, опытам.

Рассматривание иллюстраций, чтения потешек, сказок строилось с целью осознания движений, выполняемых телом, отдельными его частями. Примером могут служить следующие отрывки из сказок и иллюстрации к ним: «Колобок», художник В.Курчевский; «Три медведя», художник Е.Бондарчук; «Репка», художник А.Савченко; «Теремок», художник Н.Поклад и др.

Игровой вид двигательной деятельности направлен на реализацию раздела программы «Я - мое тело - здоровье». Цель данного вида деятельности состоит в развитии основ культуры телосложения ребенка, познании способов ухода за своим телом. Занятия игрового вида интегрируют музыкальную, двигательную, изобразительную, речевую деятельности. Цикл игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Я и мое тело», «Мое тело в пространстве» (групповой, умывальной комнатах, за столом и т.д.), «Я расскажу тебе движения рук (ног, головы и т.д.)», «Тело человека и животного», «Как стать сильным, смелым, ловким, умелым», «Одежда и тело», «Красота тела и его движения». Занятия проводятся один раз в два месяца и чередуются с интеллектуально-двигательным видом

следующим образом: содержание материала о строении тела, его частях предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения.

Содержание игрового цикла занятий реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности - беседы-диалоги об особенностях строения тела человека и животного, дидактические и музыкально-двигательные игры, моделирующие способы формирования телосложения, игры инсценировки, моделирующие действия тела и его частей в зависимости от функционального назначения предмета и расположения его в пространстве и т.д.

После беседы проводятся музыкально-двигательные или дидактические игры. Цель игр заключается в моделировании способов движения тела, в расположении его в пространстве, в нахождении способов развития своего телосложения, в поиске отличительных особенностей строения тела человека и животных. Тематикой дидактических и музыкально-двигательных игр могут выступать следующие: «Придумай танец своим рукам», «Придумай движение кукле и мишке», «Составь фигуру» и т.д.

Игры-инсценировки как проигрывание способа двигательной деятельности. Дети через образ моделируют характер движения с предметом определенной частью тела. Тематика игр -инсценировок: «Я играю с мячом», «Ножки идут по дорожке», «Ручки и солнышко» и др.

Содержание третьего раздела программы «Я - мое движение - мое здоровье» реализуется через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Данные виды занятий строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой, реализуемой дошкольными учреждениями.

Цикл игровых занятий помогает ребенку научиться понимать «язык» движений, их красоту. Они строятся по видам деятельности: музыкально-двигательные, изобразительно-двигательные. Содержанием данного вида занятий является устное народное творчество и народные подвижные игры. В устном народном творчестве отражается опыт взаимодействия человека с природой, обществом, историей. Народный фольклор, особенно его малые формы (потешки, прибаутки, загадки, считалки, заклички), которые отличаются яркостью, выразительностью, динамичностью, поэтичностью, наиболее доступен ребенку младшего дошкольного возраста. В устном народном творчестве отражен двигательный опыт народа, поэтому он будет способствовать накоплению у ребенка ценностей двигательной культуры.

Цикл народных игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой: «Пошел котик на торжок», «Мы веселые ребята», «Тили - тили -тили бом», «Мы веселые матрешки», «Пришла весна - красна», «Я веселый звонкий мяч», «Зимушка - Зима», «Во саду ли в огороде», «Колобок, колобок», «Солнышко - красное» и т.д. Данный вид занятий проводится один раз в месяц и предусматривает следующую логику методов. Занятие начинается с беседы, которая сопровождается чтением малых фольклорных форм или отрывков из русской народной сказки и рассматриванием иллюстраций к устному народному творчеству. Заканчивается занятие игровыми заданиями и проигрыванием народной подвижной игры.

Цель бесед состоит в подборе содержания движений, действий адекватных теме, раскрывающейся в малых фольклорных формах. Тематика бесед: «О каком времени года рассказывает потешка», «Как может веселиться мяч», «О чем может рассказать дудочка», «Как танцуют матрешки» и т.п. Цель чтения малых фольклорных форм или отрывков из сказок и рассматривание иллюстрации состоит в раскрытии способов взаимодействия человека с природой, предметами быта. Игровые задания имеют три варианта: Первый вариант заданий, изобразительный, направлен на развитие интереса к предметам народного быта и действий с ними и выражении их через знак. Тематика игровых заданий: «Подбери музыку и движения сапожкам», «Как может петь и танцевать дудочка», «Что рассказала варежка руке» и т.п. Второй вариант игровых заданий, двигательно-выразительный, ориентирован на создание условий для выразительного отображения движений и действий собственного тела отраженных в устном народном творчестве и народной подвижной игре. Тематика игровых заданий: «Покажи, как могут летать птицы», «Назови движение красивым словом», «Изобрази движение птиц ночью» и т.п. Третий вариант игровых заданий, стимулирующий, направлен на накопление двигательного опыта и стимулирование рефлексивной деятельности. Тематика

игровых заданий: «Как танцуют наши ножки», «О чем могут рассказать наши ручки», «Вот как пляшут пальчики и ладошки» и т.п.

Оздоровительные виды представлены как деятельность, обуславливающая общую физическую подготовку, профилактику и коррекцию физического развития и состояния здоровья детей. Данный вид занятий способствует не только накоплению двигательного опыта, развитие физических качеств, но и общему укреплению органов и систем организма.

Таким образом, содержание созданной нами программы «Ребенок и его физическая культура» ориентировано на приобщение к ценностям физической культуры как части общечеловеческой культуры. Формирование основ физической культуры детей младшего дошкольного возраста реализуется благодаря созданным педагогическим условиям.

Список литературы:

1. Абдульманова, Л.В. Культуросообразная технология развития физической культуры детей дошкольного возраста \ Л.В.Абдульманова // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография. - Книга 2. - Новосибирск: ЦРНС - Изд во «СИБПРИНТ», 2008

2. Абдульманова Л.В. Методология и теория формирования физической культуры у детей дошкольного возраста, учебное пособие.- Ростов на дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2009

3. Абдульманова Л.В., Модернизация физического воспитания детей дошкольного возраста \\ Личность в едином образовательном пространстве: организация, содержание и технология освоения: коллективная монография. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.