Научная статья на тему 'Формирование оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых в образовательном процессе специальных вузов'

Формирование оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых в образовательном процессе специальных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бaширова Гюльшaн Исмаил Кызы

Правильное педагогическое сотрудничество влияет на восприятие курсантами учителя не только как наставника, но и как способствующего развитию и развитию личности обучаемого. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность педагогического сотрудничества. Таким образом, внедрение оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов является ключевым фактором повышения эффективности образовательного процесса в конкретном вузе. Педагогическое сотрудничество должно быть направлено на взаимопонимание, взаимную поддержку и установление взаимных отношений между участниками всех видов деятельности. Условия для реализации предложенной модели включают в себя положение учителя с необходимыми педагогическими приемами, его высокую педагогическую культуру и культурный потенциал курсантов, уровень их развития, их стремление к образованию, общению и сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых в образовательном процессе специальных вузов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ Бяширова Г.И.

Бaширова Гюльшлн Исмаил кызы - доктор философии по филологии, кафедра гуманитарных и социальных дисциплин, Азербайджанская Высшая Военная школа им. Гейдара Алиева, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: правильное педагогическое сотрудничество влияет на восприятие курсантами учителя не только как наставника, но и как способствующего развитию и развитию личности обучаемого. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность педагогического сотрудничества. Таким образом, внедрение оптимальной модели педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов является ключевым фактором повышения эффективности образовательного процесса в конкретном вузе. Педагогическое сотрудничество должно быть направлено на взаимопонимание, взаимную поддержку и установление взаимных отношений между участниками всех видов деятельности.

Условия для реализации предложенной модели включают в себя положение учителя с необходимыми педагогическими приемами, его высокую педагогическую культуру и культурный потенциал курсантов, уровень их развития, их стремление к образованию, общению и сотрудничеству.

Ключевые слова: педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, педагогическая, воспитательная, методическая и научно-исследовательская деятельность, взаимопонимание, обучения.

Педагогическое сотрудничество - особый вид педагогического общения. Педагогическое взаимодействие - это категория, характеризующая педагогическое общение и профессиональную направленность, личностно-эмоциональный фон и непосредственное содержание педагогической деятельности учителя. Педагогическое сотрудничество направлено на достижение взаимопонимания между курсантами и учителями с общими целями и интересами, а также на взаимоуважение демократических принципов. Достижение заявленной цели

Он включает в себя взаимодействие, взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь всех участников курса.

Основной предпосылкой для реализации предлагаемой модели является ориентация на педагогическое сотрудничество, что выражается в позиции учителя, обладающего необходимыми педагогическими приемами и высокой педагогической культурой.

Моделирование перспективы взаимоотношений обучаемых может быть более эффективно реализовано учителем-аналитиком или предсказателем, который способен учитывать различные факторы и условия в ходе совместной творческой деятельности и создавать модели, а также использовать свои творческие ресурсы и потенциал учащихся.

Творчество как неотъемлемая часть работы профессионального педагога стимулирует необходимость самосовершенствования. Эффективность процесса обучения зависит от того, как педагог взаимодействует с образованной молодежью (1).

Чтобы иметь успешное взаимодействие со стажерами, педагог должен обладать высокой культурой и профессионализмом, уметь адекватно и быстро реагировать на ситуацию и поведение слушателей и отдельных участников - не только как цель, но и как средство.

Оптимальное педагогическое сотрудничество старшеклассников со стажерами обеспечивает его успешную коммуникативную активность и умение владеть педагогическими приемами. Педагогические приемы включают в себя: вербальное и невербальное общение со студентами; особенности объективных условий общения (место, пространство, наличие распространителей мнения и т.д.); личность учителя, его/ее статус; нюансы межличностных отношений между педагогами и педагогами; содержание и структура конкретного сеанса.

Экспериментальные исследования показывают, что реализация метода взаимодействия, представленного в учебном плане для педагогических целей, в основе которого лежит модель взаимодействия учителя и ученика, повышает эффективность образовательного процесса.

Педагогическое сотрудничество состоит из трех этапов: «Постановка вопроса о сотрудничестве», «Вовлечение в действие», «Координация образовательной деятельности». На каждом этапе должны проводиться мероприятия, которые ведут к эффективному педагогическому сотрудничеству между учителями и стажерами.

Взаимопонимание, взаимопомощь и взаимодействие, возникающие в процессе педагогического сотрудничества, являются основой деятельности преподавателей и курсантов в процессе обучения частного образовательного учреждения. К этим направлениям относятся педагогическая, воспитательная, методическая и научно-исследовательская деятельность.

Начальный (подготовительный) этап называется «Постановка целей сотрудничества» и проходит в двух направлениях:

- первое направление - это деятельность педагога, направленная на формирование условий для педагогического сотрудничества со студентами;

- второе направление предполагает личную подготовку преподавателя для эффективного педагогического сотрудничества со студентами.

Создание работоспособной педагогической среды является одной из ключевых предпосылок. Ряд социально-психологических ситуаций (общение, взаимопонимание и взаимоотношения) возникают в цепочке «учитель-кадет» специальных вузов. Они представляют себя как повседневные формы сотрудничества в ходе педагогического процесса в своей повседневной жизни и включают источники, которые повышают эффективность учителя, ссылаясь на все его педагогические действия (2, 11).

Оптимизация педагогического сотрудничества преподавателей и обучаемых достигается за счет взаимосвязи индивидуально-психологического фактора и социально-психологических условий. Прежде всего, необходимо создать условия, а затем использовать факторы, так как целенаправленное воздействие на личность учащегося нарушается дважды: взаимодействие с окружающими и собственная среда личности.

Основными параметрами эффективности общения являются знания и навыки учителя в использовании воспринятых, принятых методов общения. Понимание техники общения помогает партнеру понять себя и свои проблемы, установить психологическую связь, узнать о своей личности, узнать свое отношение к обсуждаемым проблемам. Это набор правил для объекта коммуникации, который должен быть нацелен и на определенные реакции. Кроме того, открытое общение может происходить, когда устанавливаются искренние отношения (погода, окружающая среда, психологическая связь). Важными условиями для создания такого теплого климата являются следующие сферы общения с партнером:

34

- недооценка выражений, фантазий, чувств и мыслей партнера;

- позитивное восприятие личности собеседника;

- соответствие личного поведения в контакте с ним.

Ссылка на понятную реакцию означает готовность партнера реагировать без понимания эмоционального состояния и выражения своего понимания. Вы понимаете, что реакция заключается не в том, чтобы согласиться с тем, что чувствует и говорит партнер, а в том, чтобы понять его или ее позицию. Оценка типа понимания партнера создает защитные реакции и усложняет искренность. Принятие личности партнера заключается в уважении к нему, независимо от его или ее достоинств и недостатков, независимо от того, согласны мы с ним или нет. Такой подход создает «климат безопасности» и способствует искренности и открытости партнера.

Контентно-ориентированная поведенческая координация означает честность и открытость поведения в общении с партнером. Поведенческая согласованность достигается за счет четкого выражения мыслей и жестов собеседников, с четким пониманием чувств и проблем во время общения и принятием эмоционального состояния. С психологической точки зрения это означает «приглашение» вашего партнера на «обмен верой». Не рекомендуется даже соглашаться со всеми людьми при любых обстоятельствах. Тем не менее, поведенческая координация является обязательным условием для партнеров работать над пониманием и развитием отношений.

Понимание техники общения требует, в первую очередь, умения слушать, а во-вторых, умения выбирать, что и как реагировать. Понимание коммуникационных реакций определяется как совокупность различных поведенческих реакций и действий:

- простые выражения, подтверждающие наличие отношений (выражение внимания и интереса);

- как субъект реакции (намеренно молчать во время разговора);

- невербальные реакции (умышленное использование «языка тела» сознательно в общении);

- резюме (широкий, иной способ выразить логическое завершение разговора);

- поощрять и успокаивать (подтвердить свою готовность принимать и понимать мысли и чувства интервьюера без признательности);

- вопросы, которые раскрывают позицию собеседника (вопросы, которые не оценены, являются вашей реакцией на то, что говорит ваш собеседник.)

Вторым направлением начального этапа педагогического сотрудничества является личная подготовка учителя к эффективному общению с курсантами.

Важной предпосылкой для реализации второго этапа педагогического сотрудничества является выбор стратегий и тактик поведения в зависимости от должности преподавателя, которую слушатели могут рассматривать как «цели», «средства» и «условия». Тип взаимодействия зависит от поведения, стратегий и тактик учителей, направленных на «развитие» и «результат» (3, 135). Учитель должен положительно загружать себя каждым курсантом, даже если предыдущие встречи были трудны.

Основными принципами этики общения являются презумпция сохранения достоинства партнера по общению. Качества, недостатки и недопонимание этого «другого» обусловлены природой их социальной роли и так далее. Ценность равенства в общении не может быть абстрагирована. В моральной сфере должно быть признано юридическое равенство морального достоинства всех людей. Все ценности общества связаны с высшей ценностью, уважением к его моральной ценности. Эта ценность общения партнеров выражается в степени доверия.

Для достижения поставленных педагогических целей педагог должен постоянно обновлять ресурсы и методы педагогического сотрудничества со слушателями, а также внедрять тонкие приемы вербального и невербального общения со слушателями. Речевые, мимические и пантомимические движения должны быть технически честными, чтобы молодые люди могли адекватно их воспринимать, чтобы

не портить отношения с участниками педагогического процесса и полностью освоить учебный материал (4).

Педагогу желательно развивать совместную деятельность, знание технологий управления для больших и малых групп, стимулировать работу и разрабатывать методы совместного творчества. Его неформальное лидерство и способность прививать субъективные права и обязанности своим молодым партнерам имеют особое значение. Техника выслушивания слушателя, коррекция его деятельности, оценка результатов и объективность анализа очень важны.

Удовольствие, внимательность к интересам и мотивам обучаемых могут привести к положительным эмоциональным отношениям между сторонами и интересам в курсе. способствует росту. Чтобы создать постоянный интерес, курсанты должны чувствовать свой успех. Это требует индивидуального подхода каждого обучаемого со стороны учителя. Если учитель всегда помогает ученику без его ведома (если ему нужна помощь), ученик воспримет его или ее успех как личный успех и испытает чувство радости (5).

Для учителя важно понимать ситуацию обучаемого, замечать тонкие, но психологически важные детали в его поведении, а также замечать небольшие изменения в макро и микро масштабах. Состояние человека часто самоочевидно и адаптивно в его реакции на текущее событие. Отношения между учителями и учениками основаны на чувствах симпатии и антипатии, взаимопонимании и недопонимании.

Обычно есть два условия для успешного взаимодействия: доверие слушателя к учителю и его/ее моральный интерес к учителю. Отношения, построенные на доверии, обычно не являются спонтанными, их нужно формировать и приобретать.

Чтобы убедить стажера в его силе, его желании преодолеть свои трудности и укрепить свою волю, учитель может использовать метод повышения уверенности, состоящий из конкретных и индивидуальных задач.

Для создания атмосферы доверия был разработан ряд правил: принять растущее «чувство» курсанта и его достоинство; продемонстрировать педагогический оптимизм; будьте осторожны при оценке своих возможностей обучения; терпимость и порядочность по отношению к стажерам; уважение к национальным традициям.

Существует три основных типа отношений между стажерами и учителями:

- положительные - учителя в этой группе отличаются своей педагогической направленностью, широтой знаний, эрудицией, способностью представлять предмет, гибкостью в проявлении и необходимостью неформального общения со слушателями;

- пассивно-позитивный - проявляется в неясной эмоционально-позитивной ориентации при общении со слушателями; учителя хорошо осведомлены о работе стажеров и помогают им;

- отрицательно - учителя склонны давать советы, нарушаются отношения с курсантами, нарушается педагогическое общение, и есть основа для дебатов.

Во втором «обязательстве» педагогического сотрудничества основной задачей учителя в ходе курса является установление прямого контакта со слушателями. Одним из основных педагогических условий является организация совместной деятельности на основе принципов педагогического сотрудничества (активность участников, их творческая позиция, партнерские отношения и наличие обратной связи).

В ходе педагогического сотрудничества обучаемые развивают общение, приобретают знания и навыки по педагогическому общению, повышают уровень своего развития, свой общий культурный потенциал.

В ходе педагогического сотрудничества курсанты выполняют следующие основные функции: конструктивные (обсуждение и объяснение содержания материала, его реализация), организации (организация совместных действий, взаимный интерес), коммуникативно-стимулирующие (сочетание разных форм обучения и познавательной деятельности), информации и обучения (материал). демонстрирует важность для

деятельности), эмоционально-регулируемый (доверительное общение), контроль и оценка (организация взаимного контроля) (6, 388-389).

Целью педагогического сотрудничества в образовательном процессе является достижение общих целей обучения, воспитания и развития.

Экспериментальные исследования показывают, что авторитарное общение является более желательным, когда материал представлен в начале тренинга (первый этап), так как коммуникация урока была четко разработана и определены действия участников. Затем целесообразно перейти к диалогу (начиная со второго этапа), постепенно представляя роль участников педагогического сотрудничества на уроках и передавая слушателям инициативу поиска знаний (представленную как контент-алгоритм). Объяснение материала сопровождается определением его значимости, выражением познавательной активности, активными методами (дискуссия, дискуссия, ролевые игры и т.д.).

Исследования показывают, что в начале учебного процесса наблюдается несоответствие (не частичное совпадение) потребностям учителей и обучаемых. Слушатели критиковали учебный процесс. 99,9% слушателей отметили его высокую теоретичность, 95% не увидели никакой связи с профессиональной деятельностью, а 74% заявили, что им трудно укрепить приобретенные знания и навыки. У этих студентов были некоторые трудности в формировании перспективных потребностей и целей. Сосредоточение внимания на формировании практических знаний и навыков дало положительные результаты. В начале эксперимента 50% учеников не видели возможности подготовить себя в качестве специалистов, но в конце эксперимента 85% полагали, что это возможно, поэтому их цели соответствовали целям учителя.

Третий этап педагогического сотрудничества называется «Скоординированный учебный процесс» и характеризуется диалогом.

Во всех образовательных мероприятиях царит атмосфера взаимного доверия и совместной ответственности, творчество приветствуется и поддерживается, и наблюдается стремление к активному обучению. Участники процесса имеют возможность согласованно работать вместе, создавая этические отношения. Это является ключевым фактором повышения эффективности образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Новые цели поставлены; деятельность не ограничивается достижением результатов, она находит свой импульс. Упор делается на внутреннюю, мотивационно-семантическую сторону вопроса: организацию урока, описание материала на основе личностного и социального характера деятельности, моделирование внутренних миров партнеров и т.д. реализовано. Результаты эксперимента доказывают, что актуализация содержания способствует мотивации и активации познавательной деятельности, формированию различных, впоследствии унифицированных целей для учителей и обучаемых (передача этой информации учителю, для обучаемого - получить и понять).

В классе учитель создает и поддерживает курс для курсантов и, в общем, мотивацию для курса. Результаты экспериментального исследования показывают, что мотивация изменилась в ходе обучения в результате развития коммуникативных навыков, в том числе педагогических навыков общения, в контексте будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся информируются о том, что они получат в курсе. Позитивные результаты мотивированы мотивацией курсантов изучать реалии целей, точность, трудные времена, индивидуальные способности и обучение.

В то же время опыт показывает, что высокий уровень возбуждения и мотивации может снизить производительность обучения, особенно если задача трудна для ученика. 22% слушателей с трудом осваивают новый материал. Это связано с тем, что при «трудной» задаче обучение менее мотивировано более высокой производительностью, и для успешного освоения «легкой» необходима более высокая мотивация (7, 170-171).

В ходе курса учащийся организует взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, создавая связь между учителями, слушателями, контентом, инструментами, формами и методами. Анализ опыта показывает, что на каждом уроке учитель должен определять учебные задачи в соответствии с уровнем подготовки обучаемого. В этом случае уровень когнитивной подготовки курсанта достигается до необходимого уровня, или количество материала, подлежащего изучению в текущей ситуации, определяется путем выбора соответствующих форм и методов обучения. РЕЗЮМЕ

Педагогическое сотрудничество - особый вид педагогического общения. Педагогическое сотрудничество направлено на достижение взаимопонимания между курсантами и учителями с общими целями и интересами, а также на взаимоуважение демократических принципов. Моделирование перспективы общения обучаемого может быть более эффективно выполнено учителем-аналитиком или предсказателем, который способен учитывать различные факторы и условия совместной творческой деятельности, и не только создавать модель, но и использовать свои творческие ресурсы и потенциал учеников. Педагогическое сотрудничество состоит из трех этапов: «Постановка вопроса о сотрудничестве», «Вовлечение в действие», «Координация образовательной деятельности». На каждом этапе должны проводиться мероприятия, которые ведут к эффективному педагогическому сотрудничеству между учителями и стажерами. Взаимопонимание, взаимопомощь и взаимодействие, возникающее в процессе педагогического сотрудничества, является ключевым направлением деятельности преподавателей и курсантов в процессе обучения частного образовательного учреждения. К этим направлениям относятся педагогическая, воспитательная, методическая и научно-исследовательская деятельность.

Список литературы

1. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие. Педагогика, 2000. № 5.

2. Давыдов Г.А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М., 1977. СП.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1998. С. 135.

4. Козаренков В.И., Козаренкова Т.Е. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / Педагогика, 2000. № 5.

5. Кириллова О.В. Профессиональное общение как проявление педагогического творчества // Известия РАО, 2002. № 1.

6. Столяренко Л.Д. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2003. С. 388-389.

7. Бакли Роэсдер, Кэши Джим. Теория и практика тренинга. М., 2003. С. 170-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.