Научная статья на тему 'Анализ состояния педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов в ходе образовательного процесса вуза'

Анализ состояния педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов в ходе образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недбайло Светлана Валентиновна

Статья посвящена проблеме педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов в высших военно-учебных заведениях. Автор рассматривает порядок проведения анализа состояния этого процесса, рассматривает его основные направления. Важное место в работе отводится рассмотрению вопросов осуществления преподавателями педагогического сотрудничества с курсантами в образовательном процессе вуза, определению уровня педагогического сотрудничества, а также выявлению ее противоречий, недостатков и упущений. Автор считает, что эффективность образовательного процесса зависит от взаимоотношений его субъекта и объекта. В работе также представлены рекомендации по оптимизации педагогического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недбайло Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов в ходе образовательного процесса вуза»

Недбайло С. В.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Анализ состояния педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов позволяет установить влияние личностных особенностей на предрасположенность к сотрудничеству, на степень усвоения полученного материала, уровень сформированности навыков и умений общения, взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи.

При анализе состояния педагогического сотрудничества целесообразно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анкетирование, анализ, экспертная оценка, наблюдение, сравнение и др.

Методы применяются как дифференцированно, так и комплексно в соответствии с замыслом. Так, устный опрос, индивидуальные беседы и различного вида наблюдения позволяют выявить следующие показатели:

- адекватность представлений преподавателей и курсантов о педагогическом сотрудничестве и своей роли в этом процессе;

- отношение преподавателей и курсантов к организации педагогического сотрудничества;

- особенности взаимодействия преподавателей с курсантами и взаимодействия курсантов между собой, их взаимопонимание, соблюдение этических норм, преодоление психологических барьеров;

- степень участия курсантов в организации занятий;

- организация процесса обучения и его влияние на качество сформированности навыков и умений общения и установления взаимоотношений, взаимопомощи.

Представляется, что анализ необходимо провести по следующим направлениям: изучение вопроса о педагогическом сотрудничестве в вузе и осуществлении преподавателями педагогического сотрудничества с курсантами в образовательном процессе вуза; определение уровня педагогического сотрудничества; выявление противоречий, недостатков и упущений в процессе педагогического сотрудничества.

По первому направлению следует выявить существующую степень педагогического сотрудничества через степень взаимодействия участников образовательного процесса. Основным объектом педагогического взаимодействия и важнейшим структурным элементом процесса обучения в военно-учебном заведении является курсант. Совместная деятельность преподавателя и обучаемого, деятельность по преподаванию и учению -цементирующее основание их функционального единства [4, 100].

Применительно к совместной деятельности преподавателя и обучаемых в процессе обучения необходимо соблюдать закономерности педагогического взаимодействия: соответствие взаимодействий преподавателя характеру педагогической деятельности, а также устремлениям курсантов к знаниям, навыкам и умениям; соответствие взаимодействий преподавателя, с одной стороны, задачам и содержанию обучения, с другой - познавательным возможностям курсантов; соответствие воздействий преподавателя индивидуальной и коллективной подготовке курсантов; соответствие деятельности преподавателя и курсантов возможностям технических средств обучения; моделирование (воссоздание) деятельности преподавателя и курсантов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной деятельности офицера.

Непосредственное воздействие на курсантов преподаватель осуществляет при помощи многочисленных педагогических умений. Основными из них являются:

- анализ и оценка педагогических ситуаций;

- изучение конкретного обучаемого и коллектива в целом -своевременно замечать изменения в их настроении, поведении и деятельности;

- организация деятельности обучающихся на занятиях и при самостоятельной работе;

- оказание воздействия на курсантов словом, примером и показом;

- точное выражение своих чувств и отношений путем оптимального использования жестов, мимики и голосовых средств;

- критическая оценка своей работы с учетом мнения обучаемых и др.

Замечено, что чем шире развиты у преподавателя психофизические

качества, данные человеку природой, помноженные на мастерство в их

применении, тем эффективнее будет проведено занятие и получены необходимые результаты.

Однако при достижении намеченных целей используют разные педагогические методы и формы.

Второе направление предполагает определение уровня педагогического сотрудничества. Данный уровень определяется с помощью использования социально-психологических методик в соответствии с установленными критериями, включающими:

- мотивационно-целевой критерий, позволяющий определить ценностное отношение к педагогическому сотрудничеству;

- содержательно-процессуальный критерий, указывающий на творческую активность и степень взаимодействия участников в образовательном процессе;

- результативный критерий, демонстрирующий уровень владения курсантами технологий решения учебных задач, владения коммуникативными умениями, способность к самоанализу и рефлексии в процессе совместной деятельности.

С целью выявления ценностного отношения к педагогическому сотрудничеству предлагается тест «Тактика взаимодействия» [3, 96]. С помощью этого теста можно прояснить тенденции общения (направленность на противоборство или на сотрудничество).

Творческая активность курсантов в педагогическом сотрудничестве находится в прямой зависимости от характера их участия в дискуссиях, деловых играх и других формах интерактивного обучения; проявления интуиции и импровизации, от проблемно-поисковой деятельности.

Творческая активность связана с культурным потенциалом обучаемых. Общекультурный личностный потенциал - это система из пяти «положительных» потенциальных стремлений: духовных, нравственно побуждённых; познавательно-интеллектуальных; эстетических; культурно-психологических; стремлений к психофизическому совершенствованию. Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в качестве гибкой педагогической среды ориентируется на удовлетворение у курсантов творческих интересов, совершающихся в комплексе с их общей культурой, в том числе, психологической и интеллектуальной.

Общую культуру личности, по О. И. Моткову, составляет общекультурный потенциал. Психологическую культуру представляет актуализированный культурно-психологический потенциал вместе с соответствующей технологией его реализации.

Стандартизированные методики по учету и развитию психологической культуры человека разработаны в Институте развития личности РАО. Тест «Культурно-психологический потенциал» позволит определить особенности самооценки потенциальной силы психологических способностей и степени их осуществления в поведении, а также поможет выявить наиболее реализуемые культурно-психологические способности и стремления.

С помощью теста «Культурологические стремления» можно приблизительно определить степень выраженность у обследуемых культурных и акультурных стремлений [3, 15].

Владение технологией решения учебных задач рассматривается как сознательное использование курсантами умений, необходимых для решения репродуктивных, проблемно-поисковых и проблемно-рефлексивных задач. Обучающихся по степени развития умственных способностей можно разделить на четыре основные группы [2, 32].

Первая группа - курсанты с ситуативно-неустойчивыми способностями. Такие способности присущи тем курсантам, активность учебной деятельности которых напрямую связана с переживанием отрицательных эмоций, появляющихся при столкновении со сложными задачами, требующими длительного и большого интеллектуального напряжения. Как правило, культура мышления у них развита слабо. Обучающиеся не в состоянии адекватно оценивать уровень развития своих способностей. Регуляция психических процессов и учения в целом протекает стихийно.

Ко второй группе относятся курсанты, отличительная черта которых заключается в том, что доминирующим видом интеллектуальной деятельности выступает деятельность по образцу. То есть, речь идет об умении воспринимать, осмысливать, обрабатывать и воспроизводить полученную информацию по усвоенным ранее готовым приемам и образцам. В этом случае основой интеллектуальной деятельности выступает осознание необходимости получения знания как основы социального и профессионального становления. Это более высокий уровень развития

интеллекта, ему присуща способность оперировать элементами формальной логики. Возрастает роль самоанализа, с помощью которого знание о способах учебной деятельности перемещаются в фокус сознания, которое дает толчок произвольному применению приемов формальной логики - анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации, обобщения и др.

В третью группу входят курсанты, обладающие потенциально-творческим складом мышления. Интеллектуальные затруднения, с которыми они сталкиваются при этом, уже не приводят к негативной реакции, а наоборот вызывают обострение процесса восприятия, концентрируют волевые усилия и стимулируют в целом учебную деятельность. В этом случае речь идет о способностях заранее определять стратегию, т. е. общую последовательность учебных действий, сравнивать достигнутое с намеченным и в случае необходимости изменять подход к решению задачи.

К четвертой группе относятся курсанты, обладающие способностями творческого характера. Для их учебной деятельности характерны следующие черты: постоянное стремление к интеллектуальному развитию, самостоятельному поиску нерешенных творческих задач, нетерпимость к незавершенности любого учебного действия и др. К данной группе относится лишь 1 - 3 % обучающихся. Именно им свойственно применять на практике способы диалектического мышления умение концентрировать свои усилия на предмете учебной деятельности.

Владение коммуникативными умениями, создание благоприятной психологической атмосферы в группе - это условие образования коллектива, в котором преподаватель побуждает курсантов избегать авторитарности собственным примером. Психологи говорят о развитии умений планировать «в уме» свое поведение в коммуникативном акте. Такая способность, безусловно, полезна, но она невозможна без самодиагностики, без самооценки.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов участников образовательного процесса, необходимых для построения эффективного межличностного взаимодействия в определенных ситуациях. В связи с этим владение коммуникативными умениями - это степень правильного использования и соотношения средств и форм общения, понимания эмоционального состояния партнёров, соблюдения при общении этических норм, преодоления в процессе общения

проблем, психологических барьеров, доверия своим партнерам и их поддержке. Для выяснения уровня владения коммуникативными умениями рекомендуется провести тесты: «Речевая культура», «Стратегия поведения в конфликтах».

Курсанты весьма часто и болезненно ощущают недостаток общей речевой культуры. Способность к общению - это также умение пользоваться стереотипными этикетными формулами. В тесте «Речевая культура» [6, 269] респондентами предлагается самостоятельно оценить частоту пользования стереотипными этикетными формулами.

Академическая группа курсантов и малые группы, организуемые внутри нее, в процессе учебных занятий представляют собой некоторую социальную «действительность», отличающуюся от «действительности» ее участников. Рассматривать эту действительность преподавателю предстоит с двух сторон: со стороны решения групповых задач и с точки зрения поддержания равновесия группы, эмоционального и делового. У каждого курсанта в группе, как и у каждого человека, две заботы: достижение личных целей, которые могут переживаться как важные и маловажные и сохранение хороших взаимоотношений с товарищами по группе и преподавателем, что может также переживаться как важное или маловажное условие. И отсюда поведенческие стратегии типа: «черепаха», «акула», «медвежонок», «лиса», «сова»[1, 87].

Тест «Стратегия поведения в конфликтах» помогает определить, к какому стереотипному поведению склонен респондент: к достижению личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные, либо маловажные) либо к сохранению хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие).

Способность к самоанализу и рефлексии в процессе совместной деятельности, умение развивать в ходе вузовского обучения способности к интуиции и открытости своим чувствам означает следовать фундаментальной задаче «познай себя» [6, 136]. Курсант может «познать себя» как индивидуальность, как неповторимое единство и своеобразие отдельных качеств, обращаясь к другим людям, отдельным социальным группам. Оценить себя личность может в рамках определенной социальной культуры. «Задача самооценки невероятно трудна, особенно в отношении оценки нравственных качеств <...> процесс «познай себя» должен, прежде

всего, дать опору ученику как личности, он должен выявить его сильные стороны, такие его индивидуальные качества, которые могут стать стержнем личности» [7, 160 - 161].

Рефлексия как характеристика самосознания человека, осмысление им всех своих действий и поступков, умение смотреть на себя глазами других, становиться на их позицию, рассматривается с помощью тестов «Самооценка работы на занятиях», «Моё психическое состояние» и «Культурно-психологический потенциал» [3, 90 - 92].

Тест «Моё психическое состояние» позволяет определить четыре группы состояния: А - спокойствие - тревожность; Б - энергия - усталость; В - приподнятость - подавленность; Г - уверенность в себе - чувство беспомощности.

На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ и самооценка личностью своей профессиональной деятельности и её результатов, соотношение своих ценностных ориентаций современным требованиям профессиональной деятельности, адекватного установления для себя пространства активного действия по профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Иными словами, на основе рефлексии идёт творческий процесс самопознания, саморазвития себя и своей профессиональной деятельности.

Таким образом, механизм рефлексии используется в качестве необходимого условия формирования у будущих специалистов готовности к сотрудничеству, выявления собственной позиции и умений по осуществлению самоанализа в деятельности и общении с партнёрами.

Получив результаты тестирования по критериям, среднестатистический подсчёт покажет уровень готовности курсантов к педагогическому сотрудничеству.

Третье направление анализа педагогического сотрудничества связано с выявлением противоречий, недостатков и упущений процесса.

Понятие педагогическое сотрудничество связано с коммуникативным воздействием, которое теоретически разделяется на два типа: авторитарное и диалогическое.

Авторитарный тип характеризуется психологической установкой «сверху вниз». Диалоговая коммуникация - «на равных».

В педагогическом сотрудничестве используются оба типа воздействия, но предпочтение отдается диалоговой коммуникации.

Для преподавателей, нацеленных на педагогическое сотрудничество, важна собственная коммуникация. Однако часто сам преподаватель становится главной проблемой. Он не способен и не готов переключаться на разные социальные роли, слышать, видеть, чувствовать роли в группе курсантов, тем более их истинное «я».

Одной из доминирующих черт преподавателей со сниженной коммуникацией является их чрезмерная зависимость от одобрения или расположения коллег и курсантов. Желание получать любовь и одобрение часто совпадает с их неспособностью питать это чувство к другим.

Вторая черта - их внутренняя незащищенность: чувство неполноценности может проявиться в форме жалоб и тревог или может быть скрыто в навязчивой склонности показывать себя в выгодном свете, в одной только роли лидера, в «возвеличении себя» особенно в контактах с курсантами, когда подчеркиваются атрибуты престижа, например, степени и звания.

Третья черта связана с отсутствием открытости и с обширной группой внутренних запретов у преподавателя, например, на то, чтобы выразить просьбы о чем-либо, осознание собственных желаний, отсюда неспособность некоторых из них планировать, принимать жизненно важные решения, касающиеся личной жизни.

Другое качество, связанное с попыткой самоутвердиться, - склонность быть на занятиях «палачом», сверхтребовательным, распоряжаться, приказывать, придираться. Часто такие педагоги убеждены в своей искренности, правоте и скромности своих требований: искаженное восприятие окружения ведет к тому, что они видят мир, ополчившимся против них [5, 47].

В процессе обучения большую роль играет и высокий профессионализм преподавателя, и его личное обаяние. Преподаватель четко должен знать, какие навыки и умения педагогического сотрудничества следует формировать у обучаемых, как, какими способами и средствами можно их формировать.

Обучение в военном вузе рассчитано на «среднего курсанта» и ведется по классическому варианту подачи знаний и проверки уровня их усвоения.

При этом все курсанты независимо от своих индивидуальных особенностей обучаются по общей схеме. Каждый курсант обязан усвоить определенный объем знаний, навыков и умений независимо от индивидуальных особенностей. При этом индивидуальные задачи курсантам в процессе обучения не ставятся. Это положительно работает в отношении курсантов, обладающих невысоким творческим потенциалом, но снижает мотивацию и учебную направленность у остальных. Тем самым значительно снижаются потенциальные возможности, как учебных занятий, так и самостоятельной подготовки, когда курсант не видит перспективы своего обучения. Это позволяет сделать вывод, что индивидуализация обучения позволила бы приспособить содержание процесса обучения к индивидуальным особенностям курсанта, что значительно бы повысило как его мотивацию, так и успешность в формировании необходимых навыков и умений.

Имеющиеся недостатки в значительной степени снижают результативность педагогического процесса.

Низкой результативности способствует также то, что курсанты в период обучения в военном вузе, как правило, не знакомятся с теми требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, которым они должны соответствовать по выпуску. Это обусловливает стихийность подготовки курсантов, когда обучаемый не совсем ясно представляет, чему он должен обучаться в военном вузе, какие навыки и умения необходимо у себя формировать. Существующая система оценки результатов обучения довольствуется знаниями и фактическим наличием у курсантов необходимых навыков и умений. При этом уровень сформированности остается вне поля зрения преподавателя.

Анализ состояния педагогического сотрудничества в ходе образовательного процесса в вузе указывает на основные направления ее оптимизации:

- использование в педагогическом сотрудничестве гуманитарной ориентированности развития военного образования с диалоговой коммуникацией, направленной на формирование «равносубъектных» взаимодействий с обучаемыми, а также традиционное направление с авторитарной коммуникацией;

- формирование коммуникативного уровня, соответствующего педагогическому сотрудничеству (культура общения, поиск

взаимопонимания, установление взаимоотношений, оказание взаимопомощи);

- проведение занятий, обеспечивающих формирование у курсантов навыков и умений педагогического сотрудничества (создание условия для совместной работы и взаимодействия в целях усиления познавательной активности обучаемых);

- использование традиционных и активных форм и методов обучения, способствующих формированию репродуктивных навыков и умений решения задач;

- создание в коллективе положительного психологического настроения с учетом индивидуально-психологических особенностей преподавателей и курсантов.

Выполнение данных направлений по оптимизации педагогического позволит во многом повысить качество проведения занятий и как следствие -уровень знаний обучающихся в высших военно-учебных заведениях.

1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1983. 142 с.

2. Елизаров В. В. Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 241 с.

3. Мотков О. И. Психология самопознания личности: практическое пос. М. : ГОСНИТИ, 1993. 96 с.

4. Педагогика высшей военной школы / под ред. В. Н. Герасимова. М. : ВУ, 2001. 176 с.

5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура / Избр. тр. К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юрист, 1995. 621 с.

6. Царёва Р. Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: дис. ... докт. пед. наук. Казань, 1997. 431 с.

7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.