Научная статья на тему 'Формирование образа техники гребли на тренажёрах в системе психической регуляции с помощью перцептивного обучения'

Формирование образа техники гребли на тренажёрах в системе психической регуляции с помощью перцептивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА / ПЕРЦЕПТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРЕНАЖЁРНЫЕ УСТРОЙСТВА / ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ОШИБОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л.А.

Данная статья рассматривает проблему формирования мыслительного образа, который в психологии является фундаментальным. Проведённые фундаментальные и прикладные исследования по проблеме «образа» в психической регуляции деятельности учащегося дали возможность Н.Д. Гордеевой и В.Н. Зинченко сделать очень важный, как в теоретическом, так и в практическом плане, вывод в процессе формирования действий этапа перцептивного обучения. На этом этапе моторный компонент двигательного действия отсутствует, сознание учащегося освобождается от контроля за исполнительной частью действия. При этом воспитанник имеет возможность сосредоточиться на перцептивных действиях, анализе и осмыслении своих ощущений и восприятий, формировании образа ситуации и своих будущих действий и появится реальная возможность связывать свои ощущения и восприятия со словом, а также осуществлять операции абстрагирования и обобщения, фиксировать последние в различных знаковых системах. Учащийся освобождается от нервного труда, затрачиваемого на анализ собственных моторных действий, отторжение лишних движений, сокращает количество ошибочных попыток исполнительных реакций, следовательно, уменьшает вероятность образования неверных ощущений и восприятий. В физической культуре и гребном спорте, где двигательные действия значительно сложнее, чем в операторской деятельности, проблема выделения этапа сенсорно-перцептивного обучения является сегодня наиболее актуальной. Идея о целесообразности перцептивного обучения находит своё отражение при использовании сконструированных нами специализированных тренажёрных устройств для гребного спорта. Только с применением гребных тренажёров, способствующих управлению суставными движениями начинающего гребца, эта идея достигает в гребном спорте своего логического завершения, что позволяет выделить специальный этап в структуре процесса формирования равновесия в сопряжённом освоении техники гребли [6, 8, 9, 10, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образа техники гребли на тренажёрах в системе психической регуляции с помощью перцептивного обучения»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7

11. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Ksenobiotichesky unloading, improvement of composition of blood and functional condition of children using the directed physical activities // Adaptive physical culture. - 2010. -№ 3 (43).- PP. 29-31.

12. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova, S.V. Interrelation between eliminatsionny effect on lead and volume of muscular loadings // Messenger of the sports science. - 2010. - №5. - PP. 31-34.

13. Ratov, I.P. Methodology of concept "an artificial managing environment" and prospects of her practical realization in process preparation of sportsmen / I.P. Ratov // Methodological problems of improvement of system of sports preparation of the qualified sportsmen. Collection of work / Under edition V.V. Kyznecova. - М., 1984.- PP.127145.

Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.

УДК 797.122.3:159.954

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ НА ТРЕНАЖЁРАХ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л. А. Зеленин - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Пермь

FORMATION OF THE ROWING TECHNIQUE IMAGE ON THE TRAINING SIMULATORS IN THE SYSTEM OF MENTAL REGULATION BY MEANS OF PERCEPTIVE TRAINING

L. A. Zelenin - associate professor, candidate of pedagogics, associate professor of Physical Culture department, Perm National Research Polytechnic University (PNIPU)

Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: формирование мысленного образа, перцептивная регуляция, спортивная тренировка, специализированные тренажёрные устройства, этап начального обучения, уменьшение числа ошибок.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему формирования мыслительного образа, который в психологии является фундаментальным. Проведённые фундаментальные и прикладные исследования по проблеме «образа» в психической регуляции деятельности учащегося дали возможность Н.Д. Гордеевой и В.Н. Зинченко сделать очень важный, как в теоретическом, так и в практическом плане, вывод в процессе формирования действий этапа перцептивного обучения. На этом этапе моторный компонент двигательного действия отсутствует, сознание учащегося освобождается от контроля за исполнительной частью действия. При этом воспитанник имеет возможность сосредоточиться на перцептивных действиях, анализе и осмыслении своих ощущений и восприятий, формировании образа ситуации и своих будущих действий и появится реальная возможность связывать свои ощущения и восприятия со словом, а также осуществлять операции абстрагирования и обобщения, фиксировать последние в различных знаковых системах. Учащийся освобождается от нервного труда, затрачиваемого на анализ собственных моторных действий, отторжение лишних движений, сокращает количество ошибочных попыток исполнительных реакций, следовательно, уменьшает вероятность образования неверных ощущений и восприятий.

В физической культуре и гребном спорте, где двигательные действия значительно сложнее, чем в операторской деятельности, проблема выделения этапа сенсорно-перцептивного обучения является сегодня наиболее актуальной. Идея о целесообразности перцептивного обучения находит своё отражение при использовании сконструированных нами специализированных тренажёрных устройств для гребного спорта. Только с применением гребных тренажёров, способствующих управлению суставными движениями начинающего гребца, эта идея достигает в гребном спорте своего логического завершения, что позволяет выделить специальный этап в структуре процесса формирования равновесия в сопряжённом освоении техники гребли [6, 8, 9, 10, 11].

Key words: formation of a mental image, perceptive regulation, sports training, special training simulators, the stage of initial training, reduction of mistakes.

Annotation. The article studies the problem of forming a mental image which is fundamental in psychology. Fundamental and applied researches of the problem of "the image " in mental regulation of the student's activity allowed N.D. Gordeeva and V.N. Zinchenko to make a very important theoretical and practical conclusion in the process of formation of activities - the stage of perceptive training. During this stage the motor component of the motional activity is absent and the student's consciousness is free of the control of executive part of the activity. The student also has an opportunity to concentrate on the perceptive activities, analysis and comprehension of his feelings and senses, formation of the image of the situation and his future activities. There will appear a real possibility to connect the feelings and senses with the word, and also the possibility to carry out operations of abstracting and generalization and set them in different sign systems. The student gets rid of the nervous work that is spent on the analysis of his own motor activities and rejection of unnecessary activities and reduces the amount of fallacious attempts of executive reactions, therefore, reduces the probability offormation of incorrect feelings and senses.

In physical culture and rowing, where motor activities are more complicated, than in operator activities, the problem of indication of the sensory-perceptive training stage is the most urgent nowadays. The idea of expediency of the perceptive training is connected with the usage of special training simulators designed by us for rowing. Only with the usage of training simulators, which help to control the actions of the oarsman beginner, this idea achieves its logical ending in rowing and that allows marking out a special stage in the structure of equilibrium formation process in mastering the rowing technique [6, 8, 9, 10, 11].

В психологии проблема образа в приобретении соответствующих знаний является фундаментальной. Каждое гребковое двигательное действие состоит из соответствующих движений, которые гребец должен выполнить в представлении образа на хорошем технико-

гребковом уровне. Изучение формирования образа техники гребли в сознании начинающего гребца, его функции в движении и деятельности имеет исключительное значение для психологического обеспечения процессов обучения, в том числе и сложно-координационных гребковых действий, проектирования его деятельности и согласования технических устройств с возможностями начинающего гребца [3, 17, 20, 11, 13, 15, 16].

Российская психология разработала свою позицию, которая заключается в том, что образ представляет собой отражение объективной действительности и является не только звеном в цепи познавательных процессов, но и регулятором предметных действий, обеспечивающим их адекватность предмету, средствам и условиям. Образ предметен: он существует как предмет вне сознания и составляет его содержание, а по форме он субъективен.

Формирование образа - это активный процесс, в ходе которого все осуществляется полнее и глубже оснащается информацией о целевой технике гребле. Процесс формирования образа включает в себя целый ряд перцептивных действий, таких как обнаружение, выделение адекватных задачам информативных признаков, обследование выделенных признаков и собственное построение образа техники гребли [1, 3, 5, 6, 8, 11, 17, 20].

В ходе выполнения гребковых движений развиваются перцептивные действия, которые формируют и развивают сенсорные и перцептивные эталоны, оперативные единицы восприятия, сенсомоторные интегральные комплексы, перцептивные схемы - всё это с первых занятий способствует тренировке греблей в приобретении знаний. В ходе тренировочных занятий освоения гребковых движений содержание мысленного образа неуклонно и неустанно обогащается, уточняется и корректируется. Мысленный образ техники гребли постепенно формируется на базе связей между всеми органами чувств, которые комплексно объединяются в сенсорные модальности, но при этом основная роль принадлежит зрительной (визуальной) функции. Базовыми уровнями образного отражения гребковых движений являются сенсорно-перцептивный и «представленческий», постепенно переходящие в вербально-логические процессы, которые играют значительную роль в контроле и совместной интеграции сенсорных показателей.

Сенсорно-перцептивный уровень является основным. Исходными формами образного отражения являются ощущения и восприятия при непосредственном влиянии предметов и явлений объективной реальности, воздействующие на органы чувств. Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств гребца и особенно характерно развивается в реальном масштабе времени. Необходимо понимать, если искажение образа происходит в масштабе реального времени, например, при изучении отдельных элементов техники гребковых движений, то это, несомненно, проявится в искажении сенсорно-перцептивного образа данной техники гребли. В процессе тренировочного развития личности гребца всегда проявляется определённая сенсорно-перцептивная организация, совокупно объединяющая органы чувств в целостную систему. Одной из важнейших таких систем является та, которая обеспечивает пространственную ориентировку, к которой относится зрительный анализатор, относящийся к лабиринтному аппарату статокинестетического анализатора и кинестезии.

В тренировочном процессе начинающих гребцов основой восприятия пространства является ориентация воспитанника относительно вертикального положения тела, совпадающего с действием силы тяжести. Направленная деятельность силы гравитации является главной осью сохранения равновесия, по которой оцениваются все характеристики окружающего пространства.

Вторым уровнем образного отражения является уровень представлений. На основе представлений формируется общий образ изучаемой техники гребли или несколько отдельных элементов образа гребковых движений, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучаемой техники гребли. Представление в отличие от ощущений и восприятий возникает без непосредственного влияния какого-либо предмета на органы

чувств воспитанника. К уровню представлений относится широкий круг психических процессов и среди них важнейшими являются образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение элементов образов техники гребли, возникающих при восприятии; воображение всегда является сложным и самым трудным процессом в создании новых образов путём трансформации и разных комбинаций тех, которые сохранились в памяти, в этом и проявляется творческий процесс [2, 3, 4, 9, 11, 12, 14, 18, 20, 21, 22].

На уровне представлений предмет обособляется и отождествляется от фона, и здесь проявляется мысленная возможность оперировать объектом независимо от фона. При переходе от ощущений и восприятий к представлению изменяется сама структура мысленного образа объекта, т.е самой техники гребли: некоторые её признаки подчёркиваются и усиливаются, а другие ослабляются (редуцируются). Существенной особенностью представления является её панорамность, дающая возможность как бы выхода за переделы наличной ситуации [6, 7, 9, 12, 14, 16, 19, 21, 22, 23]. При переходе от восприятия к представлению всё то, что гребец воспринимал последовательно затем трансформируется в однородную единую целостную умственную картину.

Третий уровень познавательных процессов - словесно-логическое (вербально-логическое) мышление, в которое активно включается речемыслительный процесс. Данный уровень в отличие от двух предыдущих - это уровень рационального познания, понятийного отражения. В процессе понятийного мышления воспитанник, занимающийся греблей оперирует абстракциями и обобщениями, которые зафиксированы в знаках и знаковых системах, наиболее развитой и всеобщей из них является язык.

Мыслительный образ, регулирующий сознательную и целенаправленную деятельность гребца, а также целевую технику гребли, включает в процесс все три уровня психического отражения. Необходимо помнить, что успешность выполнения техники гребли особенно зависит от полноты ориентировочной основы действия (ООД) и, несомненно, объективно существующим условиям в решении задач [1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 13, 15, 17, 18, 20, 22, 23]. При этом важно правильно определить содержание образа системы условий в технике гребли, объективно необходимых каждому начинающему гребцу для успешного выполнения эталонной техники разучиваемого гребкового двигательного действия без выхода звеньев тела за границы дозволенного «коридора».

На этапе начальной подготовки перед начинающими гребцами всегда стоит сложная задача в выполнения правильной техники гребли с удержанием равновесия, и воспитанник наталкивается на имеющееся противоречие. Для правильного выполнения техники гребли в сопряжённом освоении равновесия воспитаннику необходимо мысленно представлять правильный «образ», этого гребкового технического упражнения, рациональной позы и микродвижений тела для поддержания устойчивости на воде, а также условий их осуществления, с одной стороны, а с другой - правильный «образ» необходимый начинающему гребцу для выполнения гребкового действия, может быть сформирован именно в процессе его многократного осуществления.

Тренировочный процесс занятий греблей позволяет активно развивать моторные функции воспитанника, его перцептивные процессы обозначают направления будущих исполнительных гребковых актов, а их развитие является неотъемлемой составной частью освоения элементов техники гребли с одновременным формированием специфического водного равновесия, умения выполнять движения, действия и навыки. Из исследований А.В. Запорожца вытекает положение о развитии произвольных движений и формировании двигательных навыков [18]. Однако в подавляющем большинстве случаев эти процессы формируются одновременно с осуществлением исполнительных компонентов действий. Исследования большого числа российских и зарубежных психологов убедительно показали, что механизмы перцептивной регуляции не являются врождёнными и поэтому на освоение техники гребли и равновесия требуют огромного времени и большого труда, на который затрачивается большая часть энергии [6, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 22, 23].

При построении зрительного образа движения и среды преодолевается избыточность зрительного поля, подобно тому как преодолевается избыточность при построении гребковых движений в кинематических звеньях тела [8, 9]. Пассивным процессом не является формирование афферентного синтеза, который полностью определяется воздействием раздражителей. Формирование афферентного синтеза - это активная деятельность субъекта (гребца), в нём происходит построение перцептивного образа в соответствии со стоящей перед ним задачей. Начинающий гребец использует не всю афферентную информацию о технике гребли и он отвлекается от несуществующих для данной задачи сведений и, соответственно, находит те признаки, которые явно не даны в чувственном восприятии. Из сказанного следует, что при формировании афферентного синтеза юный гребец сам активно отбирает такие сведения о технике гребковых движений, которые необходимы ему для решения данной задачи.

С первых тренировочных занятий обучение технике гребли в лодке на воде происходит в естественных условиях, где этот процесс осуществляется одновременно с выполнением изучения гребковых движений и одновременно равновесия, которые осуществляются без опоры на правильный мысленный «образ» техники гребли. Данный мыслительный «образ» (особенно его сенсорно-перцептивная составляющая) при попытках выполнения техники гребли крайне неполна, а иногда просто неправильна и это приводит к «слепым» пробам и ошибкам, а они - к неверным ощущениям и восприятиям образующим неверный психический образ действия. Так образуются порочный круг, приводящий к неизбежным ошибкам, которые можно преодолеть только в течение длительных и упорных тренировок. А. А. Белкин замечает [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 11, 13, 14, 19, 22], что только большое психическое напряжение, способность внутренне прислушаться и глубоко прочувствовать свои мышечные действия помогают начинающему гребцу разобраться во всём многообразии ощущений. Тренировочный процесс занятий греблей позволяет проводить большое разнообразие вариантов ориентировок, как с одним и тем же начинающим гребцом, а также и со всей группой воспитанников. Проведённые А.А. Белкиным [3], Ю.К Гавердовским [4,5], М.М. Богеном [2] исследования показали, что поиск эффективных основных опорных точек ориентировочной части действия трудно поддаётся какой-либо стандартизации, всегда носит характер эвристичности и связан с поиском и экспериментом [1, 2, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 20, 21].

Одним из возможных путей преодоления показанных выше противоречий является применение сконструированных нами гребных тренажёрных устройств, которые создают искусственные (тренажёрные) условия среды, формирующие гребковые технико-двигательные действия. Основным преимуществом тренажёров является то, что из всей информационной модели содержания обучения можно выделить только ту её часть, которая наиболее существенна на данном этапе обучения [2, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 19, 22], позволяет отделить моторный компонент от сенсорного [1, 4, 6, 13, 14, 18, 21, 23]. При обучении операторов движущихся объектов вначале, как правило, осваивается моторный компонент действия, который затем соединяется с сенсорным. Сконструированные нами специализированные гребные тренажёрные устройства позволяют поменять очерёдность освоения данных компонентов, то есть начать процесс формирования равновесия и техники гребли с усвоения сенсорно-перцептивной составляющей образа гребковых двигательных действий и условий его реализации.

Исследователи Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко [8,9] впервые поставили вопрос о целесообразности выделения специального этапа освоения двигательного действия - этапа «чистого» перцептивного обучения.

Авторы отмечают, что в «сложных ситуациях» воспитанник не имеет опыта в построении требуемых исполнительных действий, и в связи с этим здесь происходит выделение специальных этапов формирования образа данных ситуаций» [8,9]. При этом образ строится посредством перцептивных гребковых действий (например, при различных типах движений глаз). Моторный же компонент действия при этом отсутствует.

Перцептивное обучение технике гребли состоит в формировании (или выборе) перцептивного гребкового двигательного действия, адекватного поставленной задаче. На первых порах тренировочного процесса занятий греблей построение перцептивного «образа» техники гребли всегда требует проявления развёрнутых гребковых действий с одновременным формированием специализированного равновесия и представляет для начинающих гребцов специальную и трудную задачу по обнаружению, выделению, обследованию и осмысливанию информативных признаков.

Отсюда следует, что во время перцептивного обучения начинающие гребцы должны освоить перцептивные гребковые двигательные действия, адекватные стоящей перед ними задаче освоения техники гребли. На основе перцептивных гребковых действий формируется перцептивный образ техники гребли, который является ядром сенсорного образа, так необходимый для регуляции исполнительного двигательного акта [8, 9].

Эксперименты, проведённые Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко по формированию у испытуемых двигательных навыков для операторской деятельности, показали, что введение этапа «чистого» перцептивного обучения выявило отдельное формирование когнитивной сферы будущего сенсомоторного действия, которое при переходе к исполнительной деятельности привело к увеличению скорости и точности движений, уменьшению времени их исполнения и суммарного времени остановок, количества и величины ошибок. Проведённые фундаментальные и прикладные исследования по проблеме представления образа в психической регуляции деятельности воспитанника дали возможность Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко сделать важный в теоретическом и практическом плане вывод о возможности и целесообразности выделения специального этапа в процессе формирования двигательных действий - этапа перцептивного обучения. На этапе перцептивного обучения, при выполнении гребковых технико-двигательные действия, где двигательный компонент действия отсутствует, т.е. не работает и сознание воспитанника при этом освобождается от необходимости контроля за исполнительной частью техники гребли. При этом начинающий гребец имеет возможность полностью сосредоточиться на перцептивных двигательных действиях, анализе и осмыслении своих ощущений и восприятий, а также ускоренном формировании образа техники гребли и своих будущих гребковых действий. Особенно важно уяснить, что, при освоении техники гребли у начинающего гребца появляется реальная возможность связывать свои гребковые ощущения и восприятия со словом, которое даёт возможность осуществлять операции абстрагирования и обобщения, а также фиксировать и уточнять гребковые движения в различных звеньях двигательного акта. Выполняя гребковые двигательные действия, которые освобождают воспитанника от нервного напряжённого труда затрачиваемого обычно на анализ собственных моторных гребковых технико-двигательных действий, активно и ускоренно стремится отторгать и не позволяет возникать лишним движениям, где юный гребец существенно сокращает число ошибочных попыток в исполнительных двигательных реакциях и при этом существенно снижает вероятность образования неверных ощущений и восприятий.

Следует заключить, что этап перцептивного обучения является важным теоретическим достижением, позволяющим наметить ускоренный выход из тех противоречий, о которых говорилось выше.

Освоение спортивной техники гребли в лодке в естественных условиях водной среды представляет собой более сложный процесс обучения, чем овладение операторской деятельностью. В связи с этим проблема выделения этапа сенсорно-перцептивного обучения является, на наш взгляд, более актуальной.

Следовательно, в гребном спорте высших достижений и физическом воспитании идея целенаправленного формирования полноценной ориентировочной основы действия, адекватного образа техники гребли в реальных кинестезических и других ощущений, а также в наиболее совершенной технике гребковых двигательных действий не является новой. Данная идея находит своё выражение в методах собственной наглядной демонстрации и

ориентации, направленного «прочувствования» элементов техники гребковых движений и в приёмах принудительного ограничения ненужных движений [2, 19, 22].

Важное теоретическое и практическое значение в исследованиях Ю.К. Гавердовского имеет решение проблемы выделения этапа перцептивного обучения, в которой он обобщил сведения о двигательных представлениях гимнастов в современных средствах их формирования [6, 11].

Введение понятия экзогенных и эндогенных двигательных представлений позволило Ю.К. Гавердовкому вплотную подойти к проблеме выделения этапа перцептивного обучения и систематизировать средства и методы, так необходимые для этого. Для формирования эндогенных представлений он рекомендует применять разнообразные фонограммы, воспроизводящие темпо-ритмовый рисунок движения, средства имитации визуальной обстановки, воспроизводящие «зрительный ряд» двигательных действий. Ю.К. Гавердовский считает, что спортсмен, оставаясь неподвижным, также может испытывать чрезвычайно сильную иллюзию, например, «собственного» вращения [16]. Следует понимать, что очень трудно создать искусственные раздражители слухового и зрительного анализаторов, подобные реальному воздействию, а самое главное - создать такие же раздражители, влияющие на весь комплекс анализаторов и участвующие в регулировании движений. В связи с этим Ю.К. Гавердовский отдаёт предпочтение участию в формировании технико-двигательных действий техническим средствам, которые позволяют повелительно воспроизводить осваиваемые технико-координационные двигательные действия [5, 16].

Технические средства с первых «шагов обучения» с успехом участвуют в тренировочных занятиях как «ознакомительная проводка» и, соответственно, определяются как «проводка с постановкой управляющих технико-двигательных действий [5] , а также этим подтверждается описанная ранее идея о целесообразности перцептивного обучения, которая находит своё отражение при использовании тренажёров. Тренерская мыслительная деятельность позволила создавать специализированные гребные тренажёрные устройства, которые управляют суставными движениями начинающих гребцов. Теоретически обозначенная и практически подкреплённая, данная идея в области спортивной деятельности достигает своего логического завершения и позволяет выделить специальный этап сенсорно-перцептивного обучения в структуре процесса формирования техники гребли [12, 13, 14, 15, 19, 20].

Литература

1. Анцыперов В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий: Дисс. ... док.пед наук. - Волгоград, 2008. - 454 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

3. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 128 с. (Серия «Наука спорту»).

4. Гавердовский Ю.К., Мамедов Ф.П. От первой «проводки» до соревнований // Гимнастика. - 1980. -Вып. 1. - С. 4-9.

5. Гавердовский Ю.К. Двигательные представления гимнастов // Гимнастика. - 1984. - Вып. 2. - С. 2232.

6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: доклад, обобщающий исследования, представленный на соискание учёной степени д-ра пед. наук. - М.: МГУ, 1965. - 51 с.

7. Гальперин П. Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Просвещение, 1965. - Вып. 1. - С. 15-20 и др.

8. Гордеева Н.Д., Девишвили В.М., Зинченко В.П. Микроструктурный анализ исполнительный деятельности / Под. ред. В.П. Зинченко; ВНИИТЭ. - М., 1975. - 182.

9. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: МГУ, 182. - 208 с.

10. Гуслиц В.С., Игнатев Н.А., Иларионов В.А. Автомобильные тренажёры. - М.: Транспорт, 1975. -95 с. С. 15.

11. Джамалаева О. Ю. Педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре: Автрореф. .канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 25 с.

12. Евсеев С.П. Некоторые вопросы теории и методики применения тренажёров / Гимнастика. - 1986. - Вып. 1. - С. 67-74.

13. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажёров в гимнастике: учебн. пособие / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л, 1987. - 90 с.;

14. Евсеев С.П. Особенности процесса формирования двигательных действий спортсмена с помощью тренажёров // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 4. - С. 34-36.

15. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с заданным результатом с помощью тренажёров: Лекция / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1989 - 38 с.

16. Евсеев С.П. Императивные тренажёры (Основы теории и методики применения): учебное пособие / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта - СПБ, 1991 - 127 с.

17. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986. -173 с.

18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / АПН. - М., 1960. - 430 с.

19. Зеленин Л.А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра: Дисс. ... кан. пед. наук. - Чайковский, 2004. - 198 с.

20. Зеленин Л.А. Тренажёры формирующие образ в системе психической регуляции с помощью перцептивного обучения. - Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2012. - С. 98102.

21. Игнатов Н.А., Иларионов В.А., Кошелев М.В., Мишурин В.М. Обучение на автомобильных тренажёрах. - М.: ДОСААФ. 1977. - 96 с.

22. Мазниченко В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям) // Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А. Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 141-168. С. 158.

23. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. - М.: Физкультура и спорт. 1982. - 145 с.

Bibliography

1. Anciperov V.V. The system of initial training of young gymnasts of the technology of rowing movements: Thesis. ... Doctor of philology. - Volgograd, 2008. - 454 p.

2. Bogen M.M. Training of motor actions. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1985. - 192.

3. Belkin А.А. Ideomotor training in sport. - М.: Physical culture and sport, 1985. - 128 p. (Series «Science in

sport»).

4. Gaverdovskiy У.К., Mamedov F.P. From the first training to competitions// Gymnastics. - 1980. - Issue. 1. -

P. 4-9.

5. Gaverdovskiy У.К. Motive notions of gymnasts // Gymnastics. - 1984. - Issue. 2. - P. 22-32.

6. Galperin, P.Y. The main results of studies on "Formation of mental actions and concepts: a report summarizing the research presented for the degree of Dr. Ped.Science. - Moscow: MGU, 1965. - 51.

7. Galperin, P.Y. Managing the learning process / / New research in the pedagogical sciences. - M.: Education, 1965. - Vol. 1. - S. 15-20.

8. Gordeeva N.D., Devishvili VM., Zinchenco V.P. Microstructure analysis of executive activities / Under edition of V.P. Zinchenco; VVNIITE. - М., 1975. - 182.

9. Gordeeva N.D., Zinchenco V.P. Functional structure of activities. - М.: MSU, 182. - 208 p..

10. Guslic V.S., Ignatev NA, Ilarionov VA Car simulators. - М.: Transport, 1975. - 95 p. P. 15.11. Djamalaeva О.У.

12. Evseev S.P. Some issues of theory and methodology of simulators / Gymnastics. - 1986. - Vol. 1. - S. 6774.

13. Evseev S.P. The formation of motor actions by trainers at the gym: Scholastic. Benefit / GDOIFK them. PF Lesgaft. - L., 1987. - 90.

14. Evseev S.P. Features of the formation of motor actions athlete using simulators: Theory and Practice of Physical Culture. - 1987. - № 4. - S. 34-36.

15. Evseev S.P. The formation of motor actions with a given result using simulators: Lecture / GDOIFK them. PF Lesgaft. - L., 1989 - 38.

16. Evseev S.P. Imperative simulators (Basis of theory and methodology of utilization): tutorial / P.F. Lesgft's GDOIFK - SPB, 1991 - 127 p.

17. Zavalova N.D., Lomov B.F., Ponomarenco VA The image in the system ofmental regulation of activities. - М.: Science, 1986. -173 p

18. Zaporogec А^. Development of random movements / АPN. - М., 1960. - 430 p.

19. Zelenin, L.A. Improved balance of novice canoeists using special exercise and training device: Diss. ...Candidate. Ped. Science. - Tchaikovsky, 2004. - 198.

20. Zelenin LA Simulators that form the image in the system of mental regulation with a help of perceptual training. - Perm: Perm Military Institute of Interior Ministry troops of Russia, 2012. - P. 98-102.

21. Ignatov, N.A, Ilarionov V.A, Koshelev, M.V., Mishurin V.M. Training on road simulators. - M.: DOSAAF. 1977. - 96. P.

22. Maznichenco V.D. Training of movements (motor activities) // Theory and methodology of physical education: Manual / Under edition of L.P. Matveevа, АЛ. Novikov. - М.: Physical culture and sport, 1976. - P. 141168. P. 158.

23. Surkov E.N. Anticipation in sport. - М.: Physical culture and sport. 1982. -Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г.

145 p.

УДК: 615

ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРЕБЛИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Л.А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент В. Д. Паначев - доктор социологических наук, проф., зав. кафедрой физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет (ПНИПУ) Пермь

INFLUENCE OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT ON PICTURE OF HEALTH STUDENT OF THE SPECIAL

MEDICAL BRANCH

L.A. Zelenin - associate professor, candidate of pedagogics, associate professor of

Physical Culture department V.D. Panachev - honored worker of physical culture of the Russian Federation, doctor of sociological Sciences, head of Department of physical culture Perm national exploratory polytechnic university, Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.