Научная статья на тему 'Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ»'

Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА / СИСТЕМА / ДИНАМИЧЕСКИЙ (СКОЛЬЗЯЩИЙ) "ТРЕНАЖѐР-КАНОЭ" / ТЕХНИКА ГРЕБЛИ / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ (ВОДНОЕ) РАВНОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л.А., Медведков В.Д.

В статье авторы рассматривают гребной тренажѐр и систему «Тренажѐр-каноэ», которая является одновременно обучающим, тренирующим и оздоравливающим средством. Система «Тренажѐр-каноэ» порционно передаѐт нужную информацию о технике спортивных движений, тем самым контролирует качество еѐ усвоения. Система передаѐт каноисту учебную информацию для повышения его устойчивости в лодке на воде, для ускоренного освоения всего учебного процесса по гребле в целом; рассматривает вопросы об освоенном целевом упражнении, форме материи, переходящей в биологическую форму движения. В данной системе тренажѐр является средством и выступает в качестве способа достижения цели обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-прикладные особенности новой скользящей по снегу системы «Тренажёр-каноэ»»

УДК 797.122.3:796.02

НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПО СНЕГУ СИСТЕМЫ «ТРЕНАЖЁР-КАНОЭ»

Л. А. Зеленин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный университет Пермь

В. Д. Медведков - доктор педагогических наук, профессор Чайковский государственный институт физической культуры

Чайковский

SCIENCE AND APPLIED FEATURES OF THE NEW SNOW SLIDING

"TRAINER-CANOE" SYSTEM

L.A. Zelenin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Perm state university Perm

V.D. Medvedkov - Doctor of Education, Professor Tchaikovsky State Institute of Physical Culture Tchaikovsky

e-mail: zelenindoz48@mail.ru; professormvd@yandex.ru

Ключевые слова: теория и методика, система, динамический (скользящий) «Тренажёр-каноэ», техника гребли, специфическое (водное) равновесие.

Аннотация. В статье авторы рассматривают гребной тренажёр и систему «Тренажёр-каноэ», которая является одновременно обучающим, тренирующим и оздоравливающим средством. Система «Тренажёр-каноэ» порционно передаёт нужную информацию о технике спортивных движений, тем самым контролирует качество её усвоения. Система передаёт каноисту учебную информацию для повышения его устойчивости в лодке на воде, для ускоренного освоения всего учебного процесса по гребле в целом; рассматривает вопросы об освоенном целевом упражнении, форме материи, переходящей в биологическую форму движения. В данной системе тренажёр является средством и выступает в качестве способа достижения цели обучения.

Key words: theory and methods, system, dynamic (sliding) "Trainer-canoe", rowing technique, specific (water) balance.

Summary. In the articl the authors consider the rowing simulator and a system of "Trainer-canoe " which is both educational, exercise and health-improving facility. The system "Trainer-canoe" by portion transmits the necessary information about the technique of sports movements and thus controls the quality of learning. The system transmits the canoeist information to improve his stability in a boat on the water, for the accelerated development of the educational process of rowing as a whole, considers the issues of mastered target exercise, a form of matter, transforming into a biological form of motions. In the system the simulator is a tool and serves as a way of achieving the learning goals.

Анализ научно-методической литературы и наш 40-летний тренерский стаж по гребному спорту убедительно свидетельствуют о том, что исследователи получали результаты о гребцах, которые уже уверенно сидели и работали в байдарках, отлично управляли лодкой. Техника их двигательных действий была уже на качественном уровне (начало гребка, вгребание, проводка, конец гребка, амплитуда гребка, разворот, наблюдалась хорошая опорная и безопорная фазы гребка и, соответственно, надёжное удержание равновесия). Начинающие гребцы, особенно на каноэ, искусством управления лодкой не обладают. Как воспитать технику гребли у начинающих гребцов, формировать специфическое равновесие, какие методы, подходы, приёмы применять и с помощью каких средств обучения формировать техническое мастерство, особенно на каноэ, - на эти вопросы учёные не дают ответа, отмечая, что их следует сначала осваивать на суше и только потом тренироваться в лодке на воде. Решению данной проблемы в научно-практическом плане и посвящена наша работа.

Одним из путей ускоренного формирования равновесия в каноэ на воде и техники гребли является использование разработанного нами динамического скользящего по снегу «Тренажёра-каноэ» (рис. 1).

Данное тренажёрное устройство предназначено для формирования специфического равновесия в сопряжённом освоении техники гребковых движений в зимнее время. Динамический тренажер, скользящий по асфальтовой пешеходной дороге, покрытой снегом, имеющей неровности в виде небольших бугорков и впадин, активно стимулирует развитие равновесия каноиста на воде и одновременно формирует технику гребковых движений.

Рис. 1. Тренажёр-каноэ для гребли, скользящий (динамический) по снегу

Использование тренажёра в тренировочном процессе даёт объективные и более достоверные данные о качественных и количественных характеристиках движений, об уровне развития физических качеств и технической подготовленности гребцов. Несомненное преимущество «Тренажёр-каноэ» заключается в том, что он позволяет повысить избирательность воздействия на нервно-мышечный аппарат гребца, активно стимулирует различные сочетания упражнений стато-динамического характера при уступающем и преодолевающем режимах работы мышечной системы с сохранением структуры движений основного соревновательно-координационного технического двигательного действия.

Эффективность использования разработанной системы «Тренажёр-каноэ» характеризуется следующим. С одной стороны, тренажёрное устройство при выполнении двигательных действий позволяет сохранить высокую степень сопряжённости в формировании специфического (водного) равновесия с основным освоением техники гребковых движений, а с другой - активно воздействует на самого спортсмена, который развивает необходимые гребцу двигательно-координационные качества. На сегодня тренажёры являются необходимой составной частью учебно-тренировочного процесса,

однако методика их применения и влияние на организм гребцов-новичков ещё мало изучена [1-2, 4, 6]. Благодаря применению тренажёрного устройства выявляется возможность более эффективно и ускоренно формировать специфическое качество «равновесие» и сопряжённо осваивать, развивать и совершенствовать технические элементы основного соревновательного упражнения (технику гребли) [3-5, 7-8]. При определении параметров нагрузки критерием эффективности служило наименьшее количество ошибок, сделанных за определённое время при удержании специфического равновесия на разработанном тренажёрном устройстве, имеющем обратную связь, которая одновременно является контролем.

Новый «Тренажёр-каноэ» обеспечивает упорядоченную деятельность механизмов системно-структурной организации движений, а также непрерывность процесса обучения движениям [2, 4, 6].

«Тренажёр-каноэ» обладает обучающими, тренирующими и оздоравливающими свойствами и позволяет многократно выполнять двигательные действия, которые переходят в учебную информацию, а также передаёт соответствующими порциями необходимую информацию о технике спортивных движений, контролирует темп и качество её усвоения. При этом полученная учебная информация представляется максимально объективной, доступной, наглядной, легко усвояемой спортсменами в ходе тренировки [1-2, 5, 7-8].

Учебная информация является центральной категорией в теории и методике спортивной тренировки по гребле на каноэ. При этом новая система «Тренажёр-каноэ» дополняет специфический учебник каноиста. Она оперативно выдаёт гребцу учебную информацию при выполнении им двигательного действия. Это гарантировано конструктивными особенностями системы «Тренажёр-каноэ» и, подобно тому как знания учителя кодируются в учебнике в виде букв, цифр, геометрических фигур, формул, а впоследствии передаются ученикам, с помощью системы «Тренажёр-каноэ» раскодированная учебная информация воспринимается спортсменом при выполнении специальных физических упражнений. Учебная информация в целом - это содержание материала, включённого в понятия «учебный материал» и «обучающая информация». Понятие «учебный материал» - это знание тренера-преподавателя о правильности освоения и выполнения целевого физического упражнения (спортивной техники вида спорта), которые он передаёт спортсмену. Это знания об уровне развития физических качеств, необходимых для выполнения гребли и поддержания каноистом устойчивости; о физическом состоянии его организма, который необходимо для освоения необходимых двигательных действий. Учебный материал - знание тренера-преподавателя о трудностях выполнения целевого физического упражнения, которое спортсмен не может сразу выполнить, и в связи с этим упражнение необходимо разделить по частям обучения. В целом, это знания тренера о том, чему и как учить каноиста [1-2, 4, 6, 8].

Обучающая информация - это знания спортивного педагога о законах и закономерностях формирования, развития в обучении и освоении целевого физического упражнения, знания тренера о том, как обучать целевому двигательному действию (спортивной технике гребли). Они позволяют перевести учебный материал в методические приёмы или подходы, которые постепенно разрешают противоречие между трудностью выполнения целевого упражнения в технико-спортивном отношении и его доступностью для спортсмена. С помощью обучающей информации учебный материал постепенно перерабатывается, дробится на отдельные усваиваемые части, переходящие в методические приёмы, воздействующие на гребца. Так учебный материал превращается в учебную информацию. Учебная информация сначала существует в сознании тренера в форме идеальных представлений об осваиваемом техническом двигательном действии, затем переходит в форму двигательной памяти гребца, которая постепенно и направленно преобразуется в форму функциональных и морфологических приспособлений реакций организма, выполняющего осваиваемое двигательное действие. Учебная информация, от

пути представления об осваиваемом упражнении до умения его выполнять, фиксируется в отображённом образе и переходит с одного материального носителя на другой. Развивая осваиваемое целевое упражнение, которое существует в разных формах материи - сначала в образе мышления (воображение выполнения целевого упражнения), в виде методик обучения, затем переходит в форму биомеханического движения и в биологическую форму движения. Всё это фиксируется в двигательной памяти спортсмена и преобразуется в функционально-мофологическую готовность гребца технически правильно выполнить целевое упражнение [В.Г. Зимкин, 2000, 2001].

Скользящую по снегу систему «Тренажёр-каноэ» некоторые авторы [2-4, 6-8] рассматривают как устройство или комплекс устройств, обладающих определёнными техническими свойствами. Одновременно тренажёр является средством обучения в физическом воспитании, обладающим педагогическими свойствами, так как создаётся по законам педагогики для осуществления деятельности преподавателя и обучаемых. В реальной практической учебно-тренировочной деятельности происходит переход противоположностей: технических свойств в педагогические. Тренажёрные устройства характеризуются техническими свойствами и одновременно в них проявляются педагогические свойства, которые удаётся успешно реализовать в ходе тренировки. В практике средства техники и средства педагогики постоянно взаимодействуют между собой и переходят друг в друга. Тренажёр может выступать в качестве способа достижения цели обучения.

По своим специфическим требованиям тренажёры должны соответствовать особенностям данного вида спорта. Желательно, чтобы упражнения на тренажёре и в соревновательной деятельности совпадали:

1) по кинематике внешней картины движений и топографии активно работающих мышц (например, при гребле на тренажёре активны те же группы мышц, что и при гребле в лодке) [2, 4-6, 8];

2) по интенсивности работы мышц (например, бег на лыжероллерах больше соответствует бегу на лыжах по снегу, чем имитация лыжных ходов [1-2, 4-6, 8];

3) зависимость развиваемой силы и скорости от времени (например, резиновый бинт не годится для тренировки пловца на суше, так как по мере растягивания бинта сила сопротивления постепенно растет, и она не зависит от скорости растягивания. При выполнении гребка в воде сила сопротивления воды преодолевается рукой и зависит прежде всего от скорости движения руки [1-2, 4-6, 8].

Тренажёры различаются по своему конструкторскому решению и педагогической направленности. Технические особенности тренажёров определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких. Все тренажёры - это устройства, и в связи с этим мы можем выделить наиболее общие и в то же время их специфические признаки.

К.К. Платонов (1961) отмечал, что «формируемые тренажёром навыки должны не внешне, а по психологической структуре соответствовать трудовым навыкам». Следовательно, тренажёры формируют у воспитанников взятые под контроль параметры, которые при обучении должны соответствовать конечной цели или с самых первых попыток способствовать формированию необходимых свойств будущего двигательного навыка [1-3, 5-8].

Сущность тренажеров состоит в создании искусственных условий для улучшения педагогических процессов и повышения резервов воспитанников по сравнению с естественными условиями тренировки [2-3, 5-8]. Тренеру необходимо знать уровень развития физических качеств, необходимых для завоевания спортсменом медалей, и состояния организма.

Главной ценностью динамической системы «Тренажер-каноэ» является то, что она с помощью себя (тренажера) создает искусственные условия [2, 4, 6], в которых более

эффективно происходит формирование специфических умений для гребли и навыков равновесия. Именно эта система обеспечивает более рациональное функционирование основных звеньев тела гребца в процессе обучения и этим способствует приобретению соревновательных действий даже в условиях зимы.

Центральным является вопрос о взаимоотношениях в системе «Тренажер-каноэ» тренажера и спортсмена для формирования специфического равновесия заданного качества. Именно эти взаимоотношения дают гребцу учебную информацию, мотивируют его в ускоренном освоении умений и навыков равновесия.

Использование системы «Тренажер-каноэ» является важнейшим фактором повышения эффективности управления подготовкой гребцов. Тренажёр обеспечивает нормальное функционирование каналов прямой и обратной связи между управляющим и управляемым объектами, т.е. между тренером и спортсменом.

В представленной системе «Тренажер-каноэ» тренажер улучшает недостаточно развитые способности гребца: двигательно-координационные, психологические, физические, технические, тактические; регулирует его энергосиловые взаимодействия с веслом; облегчает обучающимся освоение технических двигательных действий.

Литература

1. Вершинин, В.Л. Вопросы теории и практики создания и применения тренажеров в профессиональном обучении : методические рекомендации / В.Л. Вершинин, С.И. Кочетов, Д.Ф. Лысков. - М . : Высшая школа, 1982. - 96 с.

2. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учеб. пособие / С.П. Евсеев. - Л. : ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 91 с.

3. Классификация тренажёров и тренировочных приспособлений для массовой физической культуры / И.П. Ратов, В.В. Иванов, В.Г. Усатый, Г.И. Попов // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 11. -С. 35-37.

4. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. - Киев : Здоров'я, 1986. - 216 с.

5. Лапутин, А.Н. Технические средства обучения / А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.

6. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : дис. ... д-ра пед. наук / И.П. Ратов - М. : ГЦОЛИФК, 1972. - 909 с.

7. Ратов, И.П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажёров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. -1976. - № 10. - С. 60-65.

8. Юшкевич, Т.П. Тренажёры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.

Literature

1. Vershinin, V.L. Theory and practice of development and use of simulators in vocational education : guidelines / V.L. Vershinin, S.I. Kochetov, D.F. Lyskov. - M. : High School, 1982. - 96 p.

2. Evseev, S.P. The formation of motor actions in gymnastics with simulators : a textbook / S.P. Evseev. - L. : GDOIFK named after P.F. Lesgaft, 1987. - 91 p.

3. Classification of simulators and training devices for mass physical culture / I.P. Ratov, V.V. Ivanov, V.G. Usatyy, G.I. Popov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1986. - No. 11. - P. 35-37.

4. Laputin, A.N. Sporting movements teaching / A.N. Laputin. - Kiev : Zdorov'ya, 1986. - 216 p.

5. Laputin, A.N. Technical means of training / A.N. Laputin, V.L. Utkin. - M. : Physical Culture and Sport, 1990. - 80 p.

6. Ratov, I.P. The study of sports movements and change management capabilities of their characteristics using technical means : dis. ... Dr. of Pedagogical Sciences / I.P. Ratov. - M. : GTSOLIFK, 1972. - 909 p.

7. Ratov, I.P. Prospects for transforming the system of athletes' training based on the use of technology and simulators / I.P. Ratov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1976. - No. 10. - P. 60-65.

8. Yushkevich, T.P. Trainers in sport / T.P. Yushkevich, V.E. Vasyuk, V.A. Bulanov. - M. : Physical Culture and Sport, 1989. - 320 p.

Статья поступила в редакцию 20.07.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.