Научная статья на тему 'Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития'

Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4338
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФАКТОРЫ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева А. Х.

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TAX POLICY OF AN ORGANIZATION IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT

In the article tax policy as an integral part of financial policy that ensures harmonius fastening of results of activity of an organization with the solution of federal issues by means of absolute tax compliance is viewed.

Текст научной работы на тему «Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития»

УДК 336.22

А.Х. Евстафьева* ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговая политика, учетная политика организации, налоги, налоговая нагрузка, налоговое планирование, факторы, риски.

Государственная налоговая политика реализуется на всех уровнях управления. Особенно важно организовать меры по ее эффективной реализации на уровне хозяйствующего субъекта.

Налоговая политика организации — это форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации [4, с. 60].

Основные принципы формирования эффективной налоговой политики организации представлены на рис. 1.

Реализация всех указанных принципов важна на каждом участке управления налогообложением, особенно в налогообложении прибыли организации. Для целей налогообложения прибыли формируется учетная политика, в которой выде-

ляются основные моменты, связанные с формированием налоговой базы, ее учетом.

Учетная политика в сфере налогообложения имеет следующие особенности.

Во-первых, в ней надо отразить вопросы, для которых Налоговый кодекс допускает варианты решения. Если положения предполагают единственно возможную трактовку, то их в учетную политику не включают.

Во-вторых, указывается выбранный порядок налогового учета.

В-третьих, описываются формы регистров вкупе с порядком отражения данных налогового учета. Удобнее утверждать формы регистров в приложении к учетной политике. Из практики известно, что обычно бухгалтера могут пойти здесь двумя путями (оба имеют право на существование). Можно взять за основу регистры бухучета и дополнить их необходимыми реквизитами, а можно разработать свои особые регистры. Наконец, следует

Рис. 1. Принципы формирования эффективной налоговой политики организации (составлено на основании [11, с. 122])

* © Евстафьева А.Х., 2014

Евстафьева Алсу Хусайновна ([email protected]), кафедра экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 420043, Российская Федерация, г. Казань, ул. Зеленая, 1.

обязательно указать, как будут они вестись, имеется в виду — на бумажных носителях и заполняться вручную или в электронном виде. Естественно, порядок изложения может быть произвольным [10].

Расставив приоритеты по тем или иным способам варьирования налоговой политики, организация может создать порядок исчисления налогов на долгосрочный период, зафиксировав его в своих собственных регламентах. В полученных документах (учетная политика, налоговый меморандум и т. д.) представляется алгоритм расчетов, формулы, источники получения тех или иных данных, график документооборота и многое другое, что, собственно, и подразумевается под процессом налогового планирования.

В практике организаций с понятием «налоговое планирование» тесно связаны еще два понятия: налоговая минимизация (максимальное снижение всех налогов, в том числе с помощью противозаконных схем) и налоговая оптимизация (мероприятия по снижению уровня налоговых обязательств организаций только законными методами). Четкую границу между минимизацией и оптимизацией на сегодняшний момент, к сожалению, провести нельзя хотя бы потому, что все возможные варианты финансово-хозяйственной деятельности организаций всех отраслей отечественной экономики описать в одном своде законов невозможно.

Основной задачей налоговой политики любой организации является планомерное снижение налоговой нагрузки, то есть соотношения суммы всех уплаченных за конкретный период времени налогов к сумме выручки, полученной за тот же период.

Снижение налоговой нагрузки предполагает последовательно проводимые действия и выполнение целого ряда положений, к которым относятся:

— готовность руководства организации к осуществлению налогового планирования;

— наличие стратегии бизнеса в целом, что возможно при планировании продаж, ценовой политики и т. д.;

— формирование структурного подразделения по налоговому планированию;

— разработка регламента по налоговому планированию;

— внедрение системы сбора и обработки информации, то есть системы расчетов и отчетности, должностные инструкции работников, которые задействованы во внедряемой системе [5, с. 18-20].

Налоговая политика охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих взаимоотношений по-

зволяет привести налоги к минимуму за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика организаций в первую очередь должна обеспечивать минимальные налоговые платежи в бюджет. При этом по каждому виду налоговых выплат должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

На стадии разработки налоговой политики необходимо определить, какие структурные подразделения предприятия смогут объективно и компетентно решить данную задачу [1, с. 11—17]. Процесс налогового планирования на каждом предприятии устроен по-своему. Для этого обычно формируется специальная служба или данные функции передаются в качестве дополнительной нагрузки главному бухгалтеру. Оптимизацией налогов также может заниматься финансовый директор, а иногда и сам генеральный директор, но в идеале над этим должен работать специалист по налоговому планированию.

Самым простым документом в налоговом планировании является налоговый календарь, который рекомендуется Федеральной налоговой службой, на предстоящий год и в перспективе на два, три последующих года.

Если организация занимается своей деятельностью в регионе, то можно использовать региональный налоговый календарь. Следовательно, за основу могут быть взяты готовые универсальные формы. Однако компаний, начисляющих все налоги, которые предусмотрены в этих календарях, не так много. Ввиду этого лучше всего составить свой календарь налогов, указывающийся с процессами по формированию платежных документов.

Если имеются сведения о плановой выручке и затратах, в календаре отражается не только дата платежа, но и плановая сумма. Эта информация позже понадобится при анализе динамики налоговой нагрузки в компании, что в дальнейшем позволит сделать выводы об эффективности налогового планирования.

При наличии данных о фактически полученных доходах и начисленных налогах возникает возможность анализа результатов осуществления оптимизационных мероприятий или планирования таковых на предстоящий период.

Эффективность налогового планирования на предприятии характеризуется следующим образом: если в коэффициенте эффективности, который определяется как отношение переменных налогов к выручке, наблюдаются незначительные изменения, то налоговое планирование в организации требует некоторых доработок.

Если предприятие является холдинговой структурой, то налоговая нагрузка компаний, которые занимаются производством, услугами или торгов-

лей, не может сравниваться между собой, так как разные виды деятельности имеют свои специфические особенности относительно использования системы налогообложения и приоритетов в затратной части (различают фондо-, трудо-, материалоемкие предприятия) [5, с. 24].

Формирование налоговой политики, так же как разработка любых управленческих решений, должно базироваться на анализе факторов, которые влияют на деятельность субъекта налоговой политики и вносят вклад в определение его приоритетов в процессе принятия этих решений. В большинстве случаев характер такого влияния не может быть изменен при помощи целенаправленного влияния компании и предполагает значительную степень гибкости налоговой политики, которая позволила бы адаптировать ее к складывающемуся комплексу возможностей и ограничений.

К числу внутренних факторов относятся параметры функционирования организаций, не связанных с государственным регулированием экономики в целом, и являются отражением особых характеристик процесса производства и реализации продукции.

На рис. 2. представлены факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации.

Чем более масштабна и диверсифицирована деятельность компании, тем больше факторов необходимо учитывать при формировании целевых установок в области налогообложения и тем больше возможностей представляется при разработке комплекса мер налоговой политики [2, с. 168].

При смене привычных способов отражения каких-либо операций в учете всегда возникают риски, то есть возможность появления нежелатель-

ных событий, которые могут произойти в первое время. В силу этого появляется немаловажное направление, которое сопутствует формированию налоговой политики компании, — разработка системы управления рисками.

Система управления рисками представляет собой совокупность приемов и методов анализа для нейтрализации факторов рисков. Для этого выполняется несколько мероприятий, которые включают в себя:

— мониторинг писем законодательных органов по спорным вопросам, судебных споров. Таким образом, если имеется хотя бы один положительный для налоговых органов судебный процесс, то это значит, что при проверках аналогичных ситуаций они будут использовать эти выводы;

— изучение практики других организаций по соответствующей деятельности в бухгалтерской прессе, на форумах в Интернете и т. д.;

Для составления определенной антирисковой программы, необходимо иметь четкое представление о видах и типах рисков, их взаимосвязи, а также сходствах и различиях.

В работе финансово-бухгалтерской службы имеют место как налоговые, так и бухгалтерские риски.

Налоговые риски подразумевают отсутствие гарантии на правильное отражение договора (операции, проекта, документа и т. п.) в налоговом учете. В случае их появления к компании могут быть применены штрафные санкции, влекущие за собой приостановку операций по расчетному счету, снижение доходов и т. д.

Бухгалтерские риски связаны с такими факторами, как:

Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации

Ц І?

Внутренние

- форма собственности;

- масштаб деятельности предприятия;

- общая стратегия развития;

- структура налоговых платежей;

- характер налогового контроля в отношении организации, определяемый величиной

и динамикой налоговых платежей, его отраслевой принадлежностью;

- особенности рыночного сегмента, в котором работает организация

Внешние

различные направления государственного регулирования, которые являются «правилами игры» для всех хозяйствующих субъектов

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации (составлено на основании [2, с. 168])

— неточность, которая свойственна учетному процессу;

— наличие альтернативных принципов учета и определяющие их нечеткие критерии законодательства;

— несовпадение учета на практике с принятыми на предприятии стандартами;

— изучение тенденций налоговых проверок. Мониторинг показывает актуальные темы налоговых проверок в текущем периоде;

— формирование взаимоотношений с органами власти, налоговыми органами и судьями, а также консультантами, положительно себя зарекомендовавшими.

При завершении налаживания процесса налогового планирования нужно помнить об оптимальном соотношении эффекта от внедрения и риска, предполагаемого в будущем. Ввиду этого необходимо учитывать следующее. Во-первых, требования налоговых органов, судебная практика, степень достоверности учета в разные периоды времени несколько отличаются. То, что было допустимо вчера, уже недопустимо сегодня, и наоборот. Во-вторых, налоговая политика предприятий-контрагентов также меняется [5, с. 21—22].

Полагаем, что при разработке налоговой политики задачей организации является то, чтобы, с одной стороны, оставаться в рамках правового поля, а с другой — в максимальной степени учитывать цели и задачи, которые стоят перед ней как самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Библиографический список

1. Брызгалин А.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия // Финансы. 2004. № 3. С. 11—17.

2. Дадашев А.З., Кирина Л.С. Налоговое планирование в организации. М.: Книжный мир, 2004. 168 с.

3. Евстафьева А.Х. Налоговая политика как инструмент обеспечения экономической безопасности региона // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 89-92.

4. Заика В.С. Принципы формирования налоговой политики организации // Актуальные вопросы экономических наук: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 308 с.

5. Киселева И.А. Разрабатываем налоговую политику компании // Налоговое планирование. 2010. № 4. С. 17-24.

6. Mironova O.A., Hanafeev A.F. The Use of Solar Batteries in Agriculture and Accounting of Generated Electricity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. № 12. Р. 183-186.

7. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, Ю.Б.Ива-нов, Г.А. Агарков [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2010. Сер. Magister.

8. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», и аспирантов, обучающихся по научной специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, И.В. Алексеев [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2012. Сер. Magister.

9. Налоговое администрирование / О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев, Н.М. Бобошко [и др.]; под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. Йошкар-Ола, 2013. 3-е изд. Сер.: Высшее финансовое образование.

10. Формирование налоговой политики организации. URL: http://largo.ru/blog/accounting/post/

formirovanie_nalogovoy_politiki_organizatsii-759.

11. Цыганкова Ю.С. Формирование эффективной налоговой политики организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16(2). С. 121-123.

A.Kh. Evstafieva* FORMATION OF TAX POLICY OF AN ORGANIZATION IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT

In the article tax policy as an integral part of financial policy that ensures harmonius fastening of results of activity of an organization with the solution of federal issues by means of absolute tax compliance is viewed.

Key words: tax policy, accounting policies of an organization, taxes, tax burden, tax planning, factors, risks.

* Evstafieva Alsu Khusainovna ([email protected]), the Dept. of Economics and Enterprise in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, 420043, Russian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.