Научная статья на тему 'Формирование модели управления занятостью трудовых ресурсов региона'

Формирование модели управления занятостью трудовых ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конов Р. В.

Представлен подход к решению проблем регионального рынка труда, основанный на активном включении в систему государственного управления занятостью трудовых ресурсов организаций, занимающихся повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели управления занятостью трудовых ресурсов региона»

- удельный вес государственного сектора экономики в сфере инвестиционной деятельности;

- инвестиции иностранных инвесторов в абсолютном выражении;

- инвестиции иностранных инвесторов по отраслям экономики;

- финансирование реальных инвестиций по формам собственности;

- распределение капитальных вложений по источникам финансирования;

- структуры внебюджетных источников финансирования инвестиций.

Существуют десятки и даже сотни показателей жизнедеятельности региона, которые необходимо постоянно контролировать, создавая благоприятную среду для эффективного управления инвестиционными процессами.

Каждый инвестиционный поток переходит в инвестиционный процесс, реализующийся по заранее установленным направлениям, которые определяются исходя из заранее разработанной Концепции развития региона, учитывающей его необходимую перспективу эколого-социально-экономического воспроизводства.

УДК 331.582

Р.В. Конов (Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Представлен подход к решению проблем регионального рынка труда, основанный на активном включении в систему государственного управления занятостью трудовых ресурсов организации, занимающихся повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров.

Согласно методологии МОТ, занятыми считаются лица, которые в течение определенного периода времени осуществляют деятельность, приносящую им доход в денежной или натуральной формах. Таким образом, в соответствии с общепринятыми международными документами ООН определение занятости содержит два важнейших признака — наличие работы и получение дохода от нее, позволяющих относить (или не относить) человека к категории занятых. Этот же подход представлен в официальных документах государственного трудового законодательства РФ, в соответствии с которыми к занятому населению относятся наемные работники; самозанятые; работники, помогающие членам семьи на семейных предприятиях; сезонные работники; временно неработающие по объективным причинам; учащиеся вечерних отделений учреждений профессионального образования; ученики, проходящие профессиональную подготовку на производстве; военнослужащие.

Для целей государственного управления занятостью трудовых ресурсов чаще всего используется профессионально-квалификационная структура занятости. В качестве обобщающего показателя в ней выступает показатель «распределение численности занятого в экономике населения по уровню образования». Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что население России обладает довольно высокими профессионально-квалификационными характеристиками. Уровень образовательной подготовки населения, занятого в экономике страны, довольно высок и соответствует международным представлениям о квалифицированной рабочей силе. По данным официальной статистики, профессиональное образование имеют почти 70 % занятых в экономике россиян.

Другим показателем, позволяющим характеризовать профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов, является численность занятых в экономике по занятиям. Основной характеристикой занятости населения выступает вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Таким образом, показатель численности занятых в экономике по занятиям в большей степени, чем уровень образовательной подготовки населения, соответствует трактовке категории «занятость» по методологии МОТ, полнее отражает тенденции в развитии рынка труда, позволяет выявлять и отслеживать закономерности в изменении профессиональных и квалификационных характеристик занятого в экономике населения. В этой связи для целей государственного управления занятостью трудовых ресурсов целесообразно использовать именно показатель «численность занятых в экономике по занятиям».

В основу построения профессионально-квалификационной структуры занятости по занятиям положен Общероссийский классификатор занятий, представляющий собой перечень видов трудовой деятельности и позволяющий проводить статистические сравнения, учет и анализ в интересах осуществления рациональной политики занятости. Занятые в экономике работники объединены в девять укрупненных групп занятий (рис. 1).

□ руководители

■ специалисты высшего уровня квалификации

□ специалисты среднего уровня квалификации

□ служащие

■ работники сферы обслуживания

□ квалифицированные работники

■ квалифицированные рабочие

Рис. 1. Структура занятости по занятиям в Тульской области

Таким образом, в структуре занятости по занятиям преобладают специалисты высшего уровня квалификации (24,6 %), работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (24,9 %) и квалифицированные рабочие (14,2 %).

По оценкам Управления Федеральной государственной службы занятости по Тульской области на региональном рынке труда имеет место превышение предложения рабочей силы над спросом (в 2006 г. уровень общей безработицы составил 4 %), однако по целому ряду занятий отмечается ярко выраженная потребность в работниках. Работодатели предъявляют устойчивый спрос на такие категории персонала, как руководители, специалисты среднего уровня квалификации, служащие, квалифицированные работники и рабочие, операторы, неквалифицированные рабочие. Это позволяет вести речь о том, что основная проблема регионального рынка труда Тульской области заключается не сколько в наличии безработицы, столько в его структурной несбалансированности по занятиям.

Для эффективного управления занятостью трудовых ресурсов региона, нацеленного на достижение сбалансированности рынка труда по занятиям, необходимо выявить специфику проблемной ситуации для каждой категории занятых (таблица).

Специфика проблем на рынке труда

Категория занятых Специфика проблемы на рынке труда

1. Руководители ДЕФИЦИТ из-за ограниченности предложения рабочей силы и ее высокой специализации

2. Специалисты высшего уровня квалификации ИЗБЫТОК из-за несоответствия специализации работника потребностям экономики региона, ее отраслевой структуре

3. Специалисты среднего уровня квалификации, служащие ДЕФИЦИТ из-за низкого уровня оплаты труда в ряде отраслей экономики, прежде всего — в бюджетной сфере

4. Работники сферы обслуживания населения ИЗБЫТОК из-за несбалансированного роста отрасли и высоких показателей текучести персонала

5. Квалифицированные работники, квалифицированные рабочие, операторы ДЕФИЦИТ из-за трудовой миграции в регионы и отрасли с высоким уровнем оплаты труда

6. Неквалифицированные рабочие ДЕФИЦИТ из-за непривлекательности трудовой деятельности

Вышесказанное позволяет сформировать модель управления занятостью трудовых ресурсов региона (рис. 2), использование которой дает возможность органам государственного и муниципального управления определять и обосновывать пути решения проблем на рынке труда для каждой категории работников.

РЫНОК ТРУДА

ДЕФИЦИТ

рабочей силы

Неквалифицированные

рабочие

Руководители

ИЗБЫТОК

рабочей силы

Специалисты высшего уровня квалификации

Квалифицированные рабочие и работники, операторы

Работники сферы обслуживания населения

Специалисты среднего уровня квалификации, служащие

Бизнес-

обучение

Профессиональная подготовка

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации

СИСТЕМА

повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Внутрикорпоративное обучение

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО

региона

Структурная сбалансированность регионального рынка труда

Содействие занятости населения Рост доходов населения Миграционная политика

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 2. Модель управления занятостью трудовых ресурсов региона

1. Руководители. Профессиональная подготовка и переподготовка по программам, учитывающим конкретные направления деятельности компании. Оптимальной формой обучения руководителей являются программы бизнес-обучения, в рамках которых профессиональные знания и навыки передаются путем вовлечения участников в процесс анализа и решения реальных проблем деятельности организации.

2. Специалисты высшего уровня квалификации. Профессиональная подготовка и переподготовка по программам, направленным на повышение уровня знаний и навыков в конкретной сфере деятельности. Речь идет об образовательных программах получения второго и последующих высших профессиональных образований, реализуемых через систему государственных и негосударственных вузов.

3. Специалисты среднего уровня квалификации и служащие. Проблемы данной категории занятых могут быть решены при условии, если существующая в стране система оплаты труда работников будет совершенствоваться двух основных направлениях: 1) повышение общего уровня заработной платы занятых в экономике и 2) сглаживание имеющегося в настоящее время разрыва в оплате труда работников различных секторов и отраслей экономики. Это требует реализации государственных программ роста реальных доходов населения на федеральном уровне государственного устройства России.

4. Работники сферы обслуживания населения. Профессиональная подготовка и повышение квалификации по программам, направленным на совершенствование уровня знаний и навыков в конкретной сфере деятельности. Данные программы реализуются в системе повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров через краткосрочные курсы, семинары и тренинги.

5. Квалифицированные работники, квалифицированные рабочие, операторы. Решение их проблем на рынке труда требует: 1) обеспечения эффективной занятости населения и повышения уровня оплаты труда в отраслях экономики страны посредством реализации государственных программ содействия занятости населения, роста реальных доходов населения и т. д.; 2) реализации программ внутрикорпоративного обучения, учитывающих конкретные направления деятельности компании через систему повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с использованием принципа обучения действием в рамках краткосрочных курсов, семинаров и тренингов.

6. Неквалифицированные рабочие. Многолетний зарубежный и позитивный отечественный опыт свидетельствует о том, что решение проблемы сокращения дефицита данной категории занятых требует привлечения в регион трудовых ресурсов из других регионов и стран посредством проведения активной государственной миграционной политики, направленной на поощрение иммиграции.

Следовательно, проблема несбалансированности регионального рынка труда по целому ряду занятий, в частности — руководителей, спе-

циалистов высшего уровня квалификации и работников сферы обслуживания населения, может быть успешно решена в рамках системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Также ее программы могут быть востребованы при решении проблем квалифицированных рабочих и работников, операторов и неквалифицированных рабочих, поскольку государственные программы содействия занятости населения и миграционной политики обязательно включают меры по повышению квалификации и переподготовке безработных и мигрантов.

Таким образом, активное вовлечение в систему государственного управления занятостью организаций, занимающихся повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, будет способствовать решению проблем на рынке труда подавляющей части трудовых ресурсов региона. В результате будет достигнута долгосрочная структурная сбалансированность регионального рынка труда по занятиям

и, как следствие, произойдет снижение общего уровня безработицы.

УДК 336.67:368.1(07)

А.Я. Уварова (Орел, ОрелГТУ)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

Предложены концептуальные основы развития внешнеэкономической деятельности регионов, которые позволят повысить эффективность и результативность разрабатываемых программ активизации внешнеэкономической деятельности в регионах.

Целенаправленное социально-экономическое развитие любого региона в рыночной среде тесно связано со степенью его интеграции с деятельностью как других регионов России, так и с экономиками зарубежных стран, географическими направлениями и структурой внешнеэкономических связей.

Сложившаяся экономическая ситуация в России, а также мировой опыт диктуют целесообразность построения ориентированной на экспорт экономики. При этом наиболее рациональный и эффективный курс внешнеэкономической политики Российской Федерации должен быть направлен на привлечение иностранных инвестиций. В краткосрочном плане на это указывает ситуация с платежным балансом и внешним долгом, в долгосрочном

— отсутствие достаточной отечественной базы передового машиностроения для модернизации производственного аппарата, в особенности в отраслях, предназначенных обеспечить экспорт товаров и услуг. Инвестиции из более развитых стран должны послужить созданию экспортного потенциала на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.