Научная статья на тему 'Формирование культуры поведения младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии'

Формирование культуры поведения младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ / FORMATION OF THE CULTURE OF BEHAVIOR OF YOUNGER PUPILS / LEISURE AND CULTURAL ACTIVITY OF VOCAL AND CHORAL STUDIOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдалинова Инга Сергеевна

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования культуры поведения младших школьников, дана характеристика операционального, мотивационного, когнитивного и эмоционально-деятельностного компонентов этого процесса. Рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии, как оптимальной среды формирования культуры поведения младшего школьника средствами музыкального (вокально-хорового) искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of culture of behavior of younger pupils in terms of leisure and cultural activities of vocal and choral studio

The article analyzes theoretical aspects of the culture of behavior of younger pupils and gives the characteristics of operational, motivational, cognitive, emotional and activity components of this process. The article also looks at the features of leisure and cultural activities of vocal and choral studios as optimal environment for the formation of cultural behavior of younger pupils by means of music (vocal-choral) art.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры поведения младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии»

1УДК 379.81: 371.486: 784.673 ББК 74.200.51: 77.04: 85.314

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ

И. С. Байдалинова

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты формирования культуры поведения младших школьников, дана характеристика операционального, мотивационного, когнитивного и эмоционально-деятельностного компонентов этого процесса. Рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии, как оптимальной среды формирования культуры поведения младшего школьника средствами музыкального (вокально-хорового) искусства.

Ключевые слова: формирование культуры поведения младшего школьника: операциональный, мотивационный, когнитивный и эмоционально-деятельностный компоненты, художественно-эстетическое развитие личности, хоровое пение; культурно-досуговая деятельность вокально-хоровой студии.

FORMATION OF CULTURE OF BEHAVIOR OF YOUNGER PUPILS IN TERMS OF LEISURE AND CULTURAL ACTIVITIES OF VOCAL AND CHORAL STUDIO

I. S. Baidalinova

Abstract. The article analyzes theoretical aspects of the culture of behavior of younger pupils and gives the characteristics of operational, motivational, cognitive, emotional and activity components of this process. The article also looks at the features of leisure and cultural activities of vocal and choral studios as optimal environment for the formation of cultural behavior of younger pupils by means of music (vocal-choral) art.

Keywords: formation of the culture of behavior of younger pupils: operational, motivational, cognitive and emotional activity components, artistic and aesthetic development of the individual, choral singing; leisure and cultural activity of vocal and choral studios.

Глобальные социальные и экономические процессы, происходившие в последние десятилетия в российском социуме, закономерно повлекли за собой как позитивные (демократизация, гуманизация), так и негативные (социальное и экономическое расслоение, девальвация моральных устоев и духовных ценностей) изменения. Эти изменения затронули все жизненные сферы, и прежде всего сферу культуры и образования. Как следствие, резко проявилась проблема рассогласования между образовательными и воспитательными целями и задачами с одной стороны и той социально-культурной ситуацией, которая сложилась вне стен образова-

тельных и культурно-досуговых учреждений разного профиля, с другой.

Современный ребенок подвержен многим деструктивным влияниям, исходящим от СМИ, компьютерных технологий и Интернета, от взаимодействия со сверстниками, и даже зачастую от семьи. И тем важнее создать не только внутренний барьер на пути таких влияний, но и воспитать нравственно здоровую, духовно богатую, художественно восприимчивую, творческую личность.

Последнее может быть достигнуто в результате осознанного, целенаправленного формирования культуры поведения как компонента общей культуры человека, в частности, в усло-

виях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии.

Как известно, культура - интегративное качество личности, одним из базовых компонентов которой является культура поведения. Только обладая сформировавшейся культурой поведения, человек способен плодотворно воспринимать общественные, духовные, личностные ценности, а также воспроизводить их в своей деятельности.

Формирование культуры поведения представляется одной из весьма сложных и злободневных проблем, к решению которой должны стремиться все, кто имеет отношение к детям. То, что закладывается в ребенка сегодня, проявится впоследствии, станет основой его жизненных достижений или разочарований.

Культуру поведения как базовый социальный феномен нельзя свести к формальному соблюдению норм этикета или, например, каких-либо коммуникативных правил. Она теснейшим образом связана с ментальностью, моралью, нравственными представлениями, ценностными установками личности. Другими словами, культура поведения - это неотъемлемая показа-компонент цивилизованности человека.

В культуре поведения заложено общепринятое и допустимое в действиях каждого члена социума, а также определены ограничения, правила, «табу», поведенческие установки, которые способствуют достижению оптимального уровня взаимоотношений и культуры общения в обществе.

В педагогической среде бытуют разнообразные определения понятия «культура поведения». Для нас наиболее актуальными и всеобъемлющими являются следующие: совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [см.: 1]; сумма полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в деятельности [см.: 2]. Последнее представляет в контексте настоящей статьи особое значение, так как именно в разнообразных видах деятельности наиболее продуктивно реализуются компоненты культуры поведения человека.

Проблематика, связанная с изучением процессов формирования и совершенствования культуры поведения личности, постоянно на-

ходилась и находится в фокусе внимания исследователей. Общим вопросам теории и практики формирования культуры поведения личности посвящены труды О. С. Богдановой, А. А. Бодалева, Б. В. Бушелевой, Н. С. Витков-ской, Е. О. Галицких, В. В. Давыдова, М. С. Кагана, Н. М. Капустиной, Н. А. Костикова, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, Н. И. Монахова, Э. И. Моно-сзона, А. В. Мудрика, И. П. Подласого, М. И. Рож-кова, В. А. Сухомлинского и др. Психологические аспекты формирования культуры поведения личности рассматриваются в трудах Г. С. Абрамовой, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева, Я. Л. Коломинского, Л. М. Фридмана и др. Морально-нравственные аспекты культуры поведения личности раскрыты в работах С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, Н. И. Болдырева, Е. В. Бондаревской, Л. Б. Вол-ченко, И. А. Каирова, И. С. Марьенко, М. И. Шиловой, Н. Е. Щурковой и др.

Процесс формирования культуры поведения начинается с первых лет жизни человека. Постепенно, через подражание и выполнение самых простых, примитивных операций, ребенок осваивает нормы общения, развивает и совершенствует взаимоотношения с окружающей действительностью в соответствии с прививаемыми ему родителями поведенческими стереотипами и установками.

Со временем у ребенка формируются достаточно устойчивые формы поведения. При благоприятных условиях семейного и общественного воспитания к старшему дошкольному возрасту развивается первичное чувство привязанности к сверстникам, воспитателям, детскому саду. Дошкольник приветлив к окружающим, непринужденно коммуницирует со сверстниками, чутко реагирует на внешние раздражители, внимателен к замечаниям взрослых, выполняет предписываемые ему те или иные действия. Все эти качества продолжают развиваться и в младшем школьном возрасте.

Рассматривая культуру поведения как сложное качество личности, мы основываемся на положении о том, что именно в этом возрасте начинают формироваться базовые культурные потребности и запросы. Вступая в общение со сверстниками, осмысливая явления окружающего мира, получая и перерабатывая

информацию, младший школьник постепенно научается действовать в конкретных поведенческих ситуациях.

Вместе с тем работа по развитию и совершенствованию культуры поведения ребенка нередко проводится бессистемно, применяются преимущественно традиционные методы воспитания, требующие в современных условиях всеобъемлющего переосмысления и модернизации. Практика показывает, что формирование культуры поведения ребенка нередко осложняется невысоким культурным уровнем общества в целом. Одной из причин является своего рода социальный инфантилизм: некоторые взрослые сами не осознают в полной мере значимость культуры поведения, их культурологические запросы находяься на самом примитивном уровне.

В связи с этим актуальной становится разработка обновленных подходов к организации процесса формирования культуры поведения младших школьников, в частности - с опорой на средства искусства.

Как известно, искусство является неотъемлемым компонентом культуры как совокупного исторического опыта человечества, на основе которого происходит регуляция деятельности, поведения и общения между людьми. Воспитательная функция различных видов искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, кино) прочно вошла в арсенал педагогических средств воздействия на формирующуюся личность.

Вхождение в мир искусства, познание механизмов истинного творчества может способствовать реализации художественно-эстетического потенциала будущего члена социума. Соприкосновение с искусством, воплощая в себе все многообразие процессов социально-культурного развития личности, одновременно являет собой и специфический вид деятельности. Развитие личности средствами искусства, в частности музыкального, может происходить в самых разнообразных условиях, и различные подходы к этому процессу только способствуют повышению его интенсивности.

Рассмотрим в рамках настоящей статьи некоторые аспекты культурно-досуговой деятельности младших школьников, в условиях которой они совершенствуют свои практиче-

ские умения в восприятии тех или иных художественных (музыкальных, живописных, скульптурных и пр.) произведений искусства в их ценностном, социально-культурном, аксиологическом аспекте.

Изучая произведения искусства, получая положительные эмоции, эстетически наслаждаясь, младший школьник постепенно приобретает и некий объем необходимых знаний в области теории и истории искусств. Такого рода освоение явлений мировой культуры, обогащение собственных художественно-эстетических представлений о мастерстве творца (музыканта, художника, скульптора) отнюдь не притупляет эмоциональность восприятия, напротив, усиливает, углубляет, придает ей осмысленность, развивает художественный вкус ребенка.

Развитие интереса младших школьников к созидательной, творческой деятельности, которая предполагает реализацию доступных им художественно-эстетических явлений, наиболее продуктивно проходит в процессе взаимодействия с искусством в культурно-досуговой деятельности. Слушая стихотворение или исполняя музыкальное произведение, рассматривая живописное полотно или рисуя рисунок, присутствуя на народном празднике или участвуя в театральной постановке, младший школьник как бы воссоздает, оживляет творческое начало при помощи собственных впечатлений, эмоций и размышлений, то есть накапливает, «тренирует» свой субъективно значимый художественно-эстетический опыт.

Музыкальное искусство - одна из наиболее эмоционально выразительных и интонационно насыщенных форм освоения окружающей действительности - отражает в самой звуковой структуре, несущей множество смыслов, все многообразие жизненных явлений. Именно поэтому музыка занимает одно из базовых мест в системе образования и воспитания: многообразное музыкальное творчество является весомым фактором разностороннего развития ребенка. Личностное развитие происходит не только в процессе прослушивания музыки, но и в любых других видах образовательной деятельности - пении, игре на детских музыкальных инструментах, ритмическом интонировании под музыку, сочинении музыки и т. п.

Наиболее непринужденно это происходит в культурно-досуговой деятельности младшего школьника. Процесс удовлетворения его дея-тельностных потребностей воздействует опосредованно и на познавательную активность. Последняя, как особая форма образовательной деятельности ребенка, может трактоваться как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их. Процесс познания способствует «отражению реальности в сознании личности» [3, с. 34]; благодаря активной интеллектуальной и эмоциональной деятельности формируется обобщенное знание (бытовое, профессиональное, научное и т. п.). Рациональное сочетание познания и развлечения позволяет формировать осознанный интерес к содержательной стороне культурно-досуговой деятельности при эмоционально положительном отношении к результатам своего творчества. Позитивная познавательная активность проявляется также и в осознанном стремлении младшего школьника к преодолению возникающих трудностей и достижению наилучших результатов в процессе своего творчества.

Одним из путей интенсификации формирования культуры поведения младшего школьника является комплексное воздействие на его личность через развитие операционального, мотивационного, когнитивного и эмоциональ-но-деятельностного компонентов. Рассмотрим указанные компоненты в их иерархической последовательности.

Операциональный компонент подразумевает формирование у младшего школьника устойчивых практических поведенческих навыков: опрятности прически, одежды, обуви, гигиены тела и лица, бережного отношения к учебным принадлежностям и предметам быта и т. п. В рамках этого компонента ребенок получает представление о нормах общения со сверстниками, знакомится с нормами вежливого отношения к взрослым. Исполнение нормативных требований постепенно переходит от механического подражания и точного выполнения к осознанному самостоятельному их воспроизведению.

Первичные представления о культуре поведения позволяют младшему школьнику уже на этом этапе соотносить свое поведение с запросами окружающих, той или иной бытовой,

учебной, игровой или культурно-досуговой ситуацией.

Мотивационный компонент - в это время происходит становление социально-культурных потребностей и культурологических запросов младшего школьника. Такие процессы способствуют формированию у ребенка интереса к познаваемому объекту (явлению природы, произведению искусства и т. п.), постепенно трансформируясь в устойчивую интеллектуальную потребность личности. Интерес пробуждает творческие способности и потенциал ребенка, что позволяет не только мотивировать младшего школьника к познанию и усвоению правил поведения, но и формировать потребность в самосовершенствовании.

Заметим, что становление культуры поведения младшего школьника невозможно без освоения им художественно-эстетического опыта социума. Наиболее эффективно такой подход реализуется в культурно-досуговой деятельности, где интерес выступает в качестве главного побудительного мотива - активность младшего школьника определяется исключительно наличием или отсутствием мотивации. Следовательно, формирование культуры поведения ребенка будет более или менее интенсивным.

Когнитивный компонент проявляется в естественной тяге младшего школьника к интересным, содержательным видам деятельности. Педагогу необходимо поощрять позитивные эмоции, получаемые ребенком от процесса познания, и вместе с тем совершенствовать умение рационального использования времени. Любая деятельность - бытовая, учебная, игровая, культурно-досуговая - должна вызывать у младшего школьника положительную реакцию. При этом, если в учебной или бытовой деятельности положительные эмоции младшего школьника появляются как отклик на результаты процесса познания и подчинены ему, характерной особенностью его культурно-досуговой или игровой деятельности является доминирование эмоциональных переживаний над познавательным процессом.

Эмоционально-деятельностный компонент предусматривает не только выполнение младшим школьником норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении, но и осознанное эмоцио-

нально окрашенное восприятие явлений культуры, то есть всего предшествующего художественно-эстетического опыта, накопленного человечеством, как своего неотъемлемого личностного качества.

Косвенным показателем сформировавшегося ценностного отношения к явлениям культуры является способность младшего школьника не только действовать должным (надлежащим) образом, но и воздерживаться от неуместных в той или иной обстановке действий.

Реализация каждого компонента предполагает решение специфических задач. На операциональном уровне происходит знакомство ребенка с элементарными правилами культуры поведения; начинается постепенное осознание норм поведения в быту, в учебной обстановке, во внеучебное время. На мотиваци-онном уровне происходит формирование интереса ребенка к явлениям культуры и искусства, у него формируются поведенческие навыки общения с миром прекрасного, с миром творчества. На когнитивном уровне интерес приобретает устойчивый характер, происходит закрепление познавательных навыков, просыпается любознательность, поведенческие реакции при взаимодействии с различными видами искусства дифференцируются, появляется желание участвовать в созидательном процессе, творить. На эмоционально-деятельностном уровне младший школьник демонстрирует оценочные реакции, поведение выстраивается в зависимость от позитивной, нейтральной или негативной эмоционально окрашенной оценки явления искусства и культуры, собственно творчество побуждает к ценностному отношению к мировому художественно-эстетическому опыту.

Указанные компоненты с наибольшей достоверностью проявляются в культурно-досу-говой деятельности младшего школьника в условиях вокально-хоровой студии.

Как известно, культурно-досуговая деятельность детей осуществляется в свободное от занятий время, проводится как индивидуально, так и в групповой форме и реализует социально-культурные и психофизиологические запросы детей. Культурно-досуговая деятельность содержит в себе элементы познания, оценки и преобразования окружающей

действительности. В ней наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности, вырабатывается система ценностных ориентаций, рекреационных, нравственных, эстетических и т. п. В условиях культурно-до-суговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому [см.: 4].

Культурно-досуговая деятельность вокально-хоровой студии, как и любая другая деятельность такого рода, включает в себя мотив, задачи и действия. Мотив побуждает младшего школьника к действиям, задачи объединяют в единство действия и условия их реализации, а действия способствуют реализации задач в соответствующих условиях. Другими словами, ребенок реализует свои социально-культурные потребности в условиях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии, приспосабливая их к внешним (предлагаемым) условиям.

Какова же специфика культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии?

Трактуя музыкальную культуру личности как один из компонентов общей культуры, необходимо отметить, что конкретное содержание занятий (в том числе во внеклассных формах, в культурно-досуговой деятельности), предусматривает два вектора: 1) постижение единства звуковых образов как единства жизни и искусства; 2) рассмотрение национальной самобытности отечественной музыкальной культуры и музыкальных культур других стран и этносов. Первый вектор позволяет выстраивать образовательный материал на основе вариативности смысловых трактовок и эмоциональных контекстов восприятия музыки при воплощении жизненных явлений и поведенческих норм в музыке. Второй вектор позволяет сквозь призму ментальности рассматривать национальную музыкальную культуру и культуры других стран и этносов, то есть косвенно сформировать толерантность, этническую терпимость, кросс-культурную компетентность младшего школьника.

На занятиях в вокально-хоровой студии происходит становление и развитие как об-

щей, так и музыкальной культуры ребенка, формирование как мировоззренческих представлений, так и специфических (первичных) профессиональных умений. Пение в хоре -один из самых демократичных видов музицирования, оно вызывает неподдельный интерес и порождает массу позитивных художественно-эстетических эмоций. Хоровое пение не только раскрывает музыкальные способности младшего школьника, но и заключает в себе значительный воспитательный потенциал: на основе чувства единства, сплоченности, личной ответственности за творческий результат формирует социально обусловленное поведение, а также способствует становлению индивидуального художественного вкуса, адекватных ценностных реакций на произведение искусства.

Совместные занятия в музыкальном коллективе играют определяющую роль в воспитательной работе: вокально-хоровой ансамбль - специфический тип исполнительского объединения, в котором все действия участников обнаруживаются и проявляются более явственно. Специфика работы над строем, над ансамблем, над звуковысотностью, над интонацией и т. п. способствует сплочению участников в единый «музыкальный организм» и в то же время наглядно демонстрирует индивидуальные личностные качества.

Хоровое (ансамблевое) пение, являясь видом музыкального искусства, а также активной формой образовательной деятельности, может функционировать в специальных условиях, которые должны, с одной стороны, способствовать становлению у обучающихся певческих умений и навыков, развивать их познавательную музыкально-исполнительскую активность, а с другой - способствовать формированию рациональных поведенческих реакций через учение и творчество.

Коллективное начало в вокально-хоровой деятельности непосредственно влияет на становление и развитие культуры поведения младшего школьника. Среди основных условий эффективности процесса формирования культуры поведения младших школьников перечислим следующие:

1) в вокально-хоровой деятельности обучающийся постоянно на виду: он творчески са-

мореализуется во взаимодействии со сверстниками и под непосредственным руководством хормейстера; следовательно, его легче обучить, легче направить его творческие поиски в оптимальное русло;

2) участие в едином творческом процессе способствует формированию у младшего школьника навыков коммуникации, развитию и совершенствованию умений планировать свои действия и адекватно оценивать их, помогает осознавать различные профессиональные недостатки, как собственно музыкальные (например, слух, тембр голоса, чистота интонации и т. п.), так и поведенческие;

3) в процессе коллективного вокально-хорового творчества у младшего школьника развиваются самостоятельность и чувство товарищества, инициатива и воля, компетентность терпимость, трудолюбие и стремление к успеху, значимому не только для него, но и для сверстников.

Таким образом, полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные, эмоционально окрашенные художественно-эстетические приобретения и открытия являются необходимым базисом, на котором выстраивается культурно-досуговая деятельность вокально-хоровой студии - создаются комфортные условия для раскрытия творческого и культурного потенциала младшего школьника, формирования культуры его поведения.

Если младший школьник испытывает при встрече с подлинно художественным искусством чувство особого радостного волнения, если музыка обогащает его духовный мир, делает более чутким, отзывчивым к людям, пробуждает стремление к прекрасному в жизни и неприятие всего пошлого и безобразного, то поставленные социально-культурные задачи решены, и цель художественного воспитания достигнута. Можно говорить о сформировавшейся культуре поведения как о результате комплексного воздействия на личность младшего школьника духовных, ценностных, художественно-эстетических, ментальных категорий, целенаправленно транслируемых и моделируемых в культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

2. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986.

- 96 с.

3. Венгер, Л. А. Психология [Текст]: учеб. пособие для учащ. пед. училищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. -336 с.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

5. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 704 с.

6. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

7. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания [Текст]: избр. психол. тр. в 2 т. / Борис Ананьев. - Т. 1 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова; сост. В. П. Лисенко-ва. - М.: Педагогика, 1980. - 229, [1] с.: 1 л. портр. - Библиогр.: с. 213-223. - Предм. указ.: с. 224-228.

8. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г. М. Андреева.

- Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.

9. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение [Текст] / С. Ф. Анисимов. - Изд. 2-е., доп. - М.: Мысль, 1985. - 158 с.

10. Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л. М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.

11. Богданова, О. С. Культура поведения школьника [Текст] / О. С. Богданова, Р. Г. Гурова.

- М.: Учпедгиз, 1958. - 126 с.

12. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: избр. тр. / А. А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 271 с.: 1 л. портр., табл. - (Труды действительных членов Акад.). - Библиогр. в подстроч. примеч.

13. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович.

- СПб.: Питер, 2008. - 400 с., ил. (Серия «Мастера психологии»).

14. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников. (Вопросы теории) [Текст] / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979. -224 с.

15. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Рост. н/Д гос. пед. ин-т, 1986. - 120 с.

16. Бушелева, Б. В. О культуре поведения. Диалоги о воспитании [Текст]: кн. для родителей / Б. В. Бушелева; под ред. В. Н. Столетова; сост. О. Г. Свердлов. - Изд. 3-е, доп. - М.: Педагогика, 1985. - 228 с.

17. Витковская, Н. С. Формирование культуры младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Н. С. Витковская, Д. Н. Джола, А. Б. Щербо. - Киев, 1988. - 143 с.

18. Волченко, Л. Б. Культура поведения, этикет, мораль [Текст] / Л. Б. Волченко. - М.: Знание, 1982. - 64 с.

19. Галицких, Е. О. Духовное развитие личности. Программа и модели занятий спецсеминара [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. - Киров, 1997. - 124 с.

20. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. -С.12-16.

21. Каган, М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

22. Каиров, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Каиров. - М.: Просвещение, 1979.

23. Капустина, Н. М. Базовая культура личности [Текст]: метод. рекомендации / Н. М. Капустина, А. А. Харунжев. - Киров: [б. и.], 2002. - 23 с.

24. Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя [Текст] / А. Г. Ковалев. - М.: Политиздат,

1983. - 256 с.

25. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личностных взаимоотношений [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Минск: Нар. асвета,

1984. - 238, [1] с.

26. Костиков, Н. А. Эстетика быта и поведения [Текст] / Н. А. Костиков. - М.: Знание, 1982.

- 64 с.

27. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров / Б. Т. Лихачев. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

28. Макаренко, А. С. Проект организации детского корпуса Харьковского округа [Текст]: пед. соч. в 8 т. / Антон Макаренко. - Т. 1. / ред. коллегия: М. И. Кондаков (гл. ред.), В. М. Коротов, С. В. Михалков, В. С. Хелемен-дик. - М.: Педагогика, 1983. - С. 55-60.

29. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1980. -183 с.

30. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. Опыт экспериментального исследования [Текст] / Н. И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981. - 144 с. табл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Моносзон, Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника [Текст] / Э. И. Моносзон. - М.: Знание, 1986. - 78, [2] с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 7).

32. Орлов, В. Н. Культура и досуг [Текст] / В. Н. Орлов. - М.: Профиздат, 1981. - 80 с.

33. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студентов педвузов: в 2 кн. Кн 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2000.

- 576 с.: ил.

34. Рожков, М. И. Воспитательный процесс в современной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

35. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

36. Фридман, Л. М. Психология воспитания: книга для тех, кто любит детей [Текст] / Л. М. Фридман. - М.: Сфера, 1999. - 203,[1] с.

37. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников [Текст] / М. И. Шилова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

38. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника [Текст] / H. Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 48 с.

REFERENCES

1. Kurochkina I. N. Etiket dlya detey i vzroslykh: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2001. 256 p.

2. Peterina S. V. Vospitanie kultury povedeniya u detey doshkolnogo vozrasta. Moscow: Pros-veshchenie, 1986. 96 p.

3. Venger L. A., Mukhina V. S. Psikhologiya: ucheb. posobie dlya uchashch. ped. uchilishch. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 336 p.

4. Mudrik A. V. Sotsialnayapedagogika: uchebnik dlya studentov ped. vuzov. Moscow: Akademi-ya, 2000. 200 p.

5. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Akademiya, 1997. 704 p.

6. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Deyatelnost i psikhologiya lichnosti. Moscow: Nauka, 1980. 336 p.

7. Ananyev B. G., O cheloveke kak obyekte i sub-yekte vospitaniya: izbr. psikhol. tr. in 2 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1980. 229,[1] p.

8. Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2003.364 p.

9. Anisimov S. F. Moral i povedenie. Moscow: Mysl, 1985. 158 p.

10. Arkhangelskiy L. M. Sotsialno-eticheskie problemy teorii lichnosti. Moscow: Mysl, 1974.221 p.

11. Bogdanova O. S., Gurova R. G. Kultura povedeniya shkolnika. Moscow: Uchpedgiz, 1958. 126 p.

12. Bodalev A. A., Lichnost i obshchenie: izbr. tr. Moscow: Pedagogika, 1983. 271 p.

13. Bozhovich L. I., Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg: Piter, 2008. 400 p., il.

14. Boldyrev N. I., Nravstvennoe vospitanie shkol-nikov. (Voprosy teorii). Moscow: Prosveshche-nie, 1979. 224 p.

15. Bondarevskaya E. V., Nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya v usloviyakh realizatsii shkol-noy reformy: ucheb. posobie. Rostov-on-Don: Rost. n/D gos. ped. in-t, 1986. 120 p.

16. Busheleva B. V. O kulture povedeniya. Dialogi o vospitanii: kn. dlya roditeley. Moscow: Peda-gogika, 1985. 228 p.

17. Vitkovskaya N. S., Dzhola D. N., Shcherbo A. B. Formirovanie kultury mladshikh shkolnikov: po-sobie dlya uchiteley. Kiev, 1988. 143 p.

18. Volchenko L. B. Kultura povedeniya, etiket, moral. Moscow: Znanie, 1982. 64 p.

19. Galitskikh E. O. Dukhovnoe razvitie lichnosti. Programma i modeli zanyatiy spetsseminara: ucheb.-metod. posobie. Kirov, 1997. 124 p.

20. Davydov V. V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste. Voprosy psikhologii. 1992, No. 1, pp. 12-16.

21. Kagan M. S. Mir obshcheniya: Problemy mezh-subyektnykh otnosheniy. Moscow: Politizdat, 1988.315 p.

22. Kairov I. A. Nravstvennoe razvitie mladshikh shkolnikov v protsesse vospitaniya. Moscow: Prosveshchenie, 1979.

23. Kapustina N. M., Kharunzhev A. A. Bazovaya kultura lichnosti: metod. rekomendatsii. Kirov: [b. i.], 2002. 23 p.

24. Kovalev A. G. Lichnost vospityvaet sebya. Moscow: Politizdat, 1983. 256 p.

25. Kolominskiy Ya. L. Psikhologiya detskogo kollektiva: sistema lichnostnykh vzaimootnosh-eniy. Minsk: Nar. asveta, 1984. 238,[1] p.

26. Kostikov N. A. Estetika byta i povedeniya. Moscow: Znanie, 1982. 64 p.

27. Likhachev B. T. Pedagogika: Kurs lektsiy: ucheb. posobie dlya vuzov i slushateley in-tov i fak. povysheniya kvalifikatsii i perepodgot. nauch.-ped. kadrov. Moscow: Yurayt, 2001. 607 p.

28. Makarenko A. S. Proekt organizatsii detskogo korpusa Kharkovskogo okruga: ped. soch. in 8 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1983. Pp. 55-60.

29. Maryenko I. S. Osnovy protsessa nravstvenno-go vospitaniya shkolnikov: ucheb. posobie dlya studentovped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1980.183 p.

30. Monakhov N. I. Izuchenie effektivnosti vospitaniya: teoriya i metodika. Opyt eksperimental-nogo issledovaniya. Moscow: Pedagogika, 1981. 144 p. tabl.

31. Monoszon E. I. Uchitel i vsestoronnee razvitie lichnosti shkolnika. Moscow: Znanie, 1986. 78,[2] p.

32. Orlov V. N. Kultura i dosug. Moscow: Profiz-dat, 1981. 80 p.

33. Podlasyy I. P. Pedagogika. Novyy kurs: ucheb-nik dlya studentov pedvuzov: in 2 vol. Vol. 1: Obshchie osnovy. Protsess obucheniya. Moscow: Vlados, 2000. 576 p.: il.

34. Rozhkov M. I., Bayborodova L. V. Vospitatel-nyy protsess v sovremennoy shkole: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: VLADOS, 2000. 256 p.

35. Sukhomlinskiy V. A. Metodika vospitaniya kollektiva. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 192 p.

36. Fridman L. M. Psikhologiya vospitaniya: kniga dlya tekh, kto lyubit detey. Moscow: Sfera, 1999. 203,[1] p.

37. Shilova M. I. Uchitelyu o vospitannosti shkolnikov. Moscow: Pedagogika, 1990. 144 p.

38. Shchurkova N. E. Programma vospitaniya shkolnika. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 1998. 48 3.

Байдалинова Инга Сергеевна, Институт культуры и искусств ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», студентка 2 курса магистратуры, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1593», учитель музыки e-mail: bydalini@mail.ru

Baidalinova Inga S., Institute of culture and arts, Moscow city pedagogical University, 2nd year student of master's degree; State budgetary educational institution Gymnasium № 1593, music teacher e-mail: bydalini@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.