Научная статья на тему 'Исторический опыт и современные подходы в методике преподавания музыкальной культуры в школе'

Исторический опыт и современные подходы в методике преподавания музыкальной культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / Д. Б. КАБАЛЕВСКИЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / SOVIET EDUCATIONAL SYSTEM / DMITRY KABALEVSKY / MUSICAL ABILITIES / FACTORS OF FORMATION OF VOCAL ABILITIES / DEVELOPMENT OF VOCAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветков Василий Жанович, Цветкова Елена Александровна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием хорового пения, как психологического и социально-исторического явления в образовательной системе в СССР и в современной России. Оцениваются также психологические и возрастные особенности личности и их значение для развития вокальных способностей в период обучения в начальной и средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Experience and Modern Approaches in the Methodology of Teaching Musical Culture at School

The article considers the issues associated with the development of choral singing as the psychological and socio-historical phenomenon in the educational system in the USSR and in modern Russia. Psychological and age-related personality traits and their importance for the development of vocal abilities during training in primary and secondary schools are also assessed.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт и современные подходы в методике преподавания музыкальной культуры в школе»

1УДК 372.878 ББК 74.268.53

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

В. Ж. Цветков, Е. А. Цветкова

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием хорового пения, как психологического и социально-исторического явления в образовательной системе в СССР и в современной России. Оцениваются также психологические и возрастные особенности личности и их значение для развития вокальных способностей в период обучения в начальной и средней школе.

Ключевые слова: советская образовательная система, Д. Б. Кабалевский, музыкальные способности, факторы формирования вокальных способностей, развитие вокальных способностей.

HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN APPROACHES

IN THE METHODOLOGY OF TEACHING MUSICAL CULTURE AT SCHOOL

V. J. Tsvetkov, E. A. Tsvetkova

Abstract. The article considers the issues associated with the development of choral singing as the psychological and socio-historical phenomenon in the educational system in the USSR and in modern Russia. Psychological and age-related personality traits and their importance for the development of vocal abilities during training in primary and secondary schools are also assessed.

Keywords: soviet educational system, Dmitry Kabalevsky, musical abilities, factors of formation of vocal abilities, development of vocal abilities.

В современной России все большее значение приобретают гуманитарные знания. Особое значение имеют школьные предметы, связанные с развитием эстетических качеств учащихся, их творческих способностей и навыков. Немаловажно и значение уроков музыкальной культуры. На это обращали внимание многие ученые, публицисты, общественные деятели. Так, например, в кандидатской диссертации А. М. Куляшовой «Проблема развития музыкальных способностей младших школьников в отечественной педагогике 80-90 годов XX века» (защита прошла в РГПУ имени А. И. Герцена в 2007), отмечалось: «Актуальность исследования проблемы развития музыкальных способностей обусловлена, прежде всего, падением уровня музыкальной культуры подрастающего поколения... Музыка оказывает благотворное развивающее и воспитательное воздействие лишь тогда, когда человек подготовлен к ее восприятию, то есть если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют пережить и понять музыку, постичь ее художественную и

эстетическую ценность. Важная роль в восприятии художественного материала принадлежит музыкальным способностям.» [1, с. 1-3]. К данной тематике обращались и другие авторы, исследователи психолого-педагогических особенностей музыкального восприятия [2-4].

Однако следует отметить, что большое внимание хоровому творчеству в школе уделялось и в советской музыкальной культуре. Уместно вспомнить здесь музыкально-педагогическую концепцию советского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Именно его тезис о музыкальной деятельности вынесен в заголовок данной статьи. В 1980-е гг. широкую известность получила его теория, образно выраженная в книге «Про трех китов и про многое другое» - о трех главных музыкальных жанрах, необходимых для изучения в школе: песня, танец и марш [5]. А в специально написанной им книге для учителей «Воспитание ума и сердца» утверждалось: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, му-

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

зыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [6, с. 37].

С точки зрения Д. Б. Кабалевского, «если говорить о хоровом пении, то невозможно переоценить его значение в деле воспитания в детях чувства коллективизма, товарищества. Каждый участник хора, даже малыш, на опыте хорового пения убеждается, что его личная ошибка, невнимание или недобросоветстность ставят под угрозу успех всех его товарищей, всего коллектива» [7, с. 13].

По мнению композитора, начинать хоровое воспитание (речь шла именно о воспитательном значении хорового творчества) следовало с первого класса, так как «именно здесь, на самых первых уроках, закладывается тот надеждный "фундамент" и возводится тот первый "этаж" музыкальной культуры, которая в самом недалеком будущем решит: будет ли класс "просто петь" (хуже или лучше) или, в доступных ему масштабах, станет художественным коллективом - хором!»

Дмитрий Борисович особо подчеркивал, что создание «класса-хора» - отнюдь не самоцель, и для детей и учителей гораздо важнее научиться слаженно работать и получить тот эмоциональный заряд, стремление к общей, гармоничной цели, которую может дать хоровое пение. В первую очередь, считал композитор, «"класс-хор" не есть какая-то "надстройка" над классными занятиями... "Класс-хор" должен быть естественным, органичным результатом классных учебных занятий по определенной программе и определенному расписанию, естественной частью этих занятий».

Помимо этого Кабалевский также был убежден в важности включения хоровых выступлений в общий план «заключительного урока-концерта», никоим образом не стремясь к какому-либо выделению его: «Хоровые произведения не должны выделяться в отдельную, самостоятельную часть урока. Заключительный урок-концерт должен строиться в соответствии с основными темами года, чтобы у ребят была возможность проявить свое понимание этих тем и степень глубины их усвоения, продемонстрировать при этом выработанные за год знания, умения и навыки, равно как и способность ориентироваться в ранее незнакомой им музыке.» [6, с. 70-71].

В разработке программ хорового воспитания, безусловно, надо учитывать как общие, так и част-

ные психологические характеристики класса и отдельных учеников. Здесь хорошую помощь может оказать методика «определения музыкальных задатков», разработанная весной 2016 г. в ходе работы над дипломным проектом студентки Л. В. Под-шиваловой и ее научным руководителем Е. А. Цветковой. Следует отметить, что материалы данной работы были использованы при публикации статьи «Психологические факторы формирования и развития вокальных способностей» (в соавторстве с Л. В. Подшиваловой) [8, с. 167-169].

Очевидно, что при разработке новых психолого-педагогических методик необходимо изучить не только структуру музыкальных способностей, но и методики диагностики музыкальных (вокальных) способностей, диагностики мотивации школьников к занятиям музыкой. Можно учесть и значение врожденных факторов, и факторов среды в развитии вокальных способностей.

Предлагаемая авторская методика позволяет определить музыкальные задатки, в том числе музыкального слуха, ритма, дикции, интонирования, дыхания. При этом в качестве предшествующих методик можно учесть, в частности, тест Айзенка на определение темперамента, в том числе интровер-сии-экстраверсии и эмоциональной стабильности -нейротизма. Для обработки эмпирических данных использовались методы корреляционного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе наблюдений над учащимися музыкальной школы (38 детей 7-10 лет первого года обучения в музыкальной студии по программе «Эстрадный вокал»).

Выявлено, что у детей, поступающих в вокальную студию, в среднем диагностировались средние музыкальные задатки, умеренная экстраверсия и эмоциональная стабильность, хорошая учебная мотивация и ниже среднего -уровень развития произвольности поведения (способности к концентрации внимания).

Обучение по программе «Эстрадный вокал» приводит к увеличению показателей по всем факторам на уровне значимости р < 0,01, за исключением мотивации.

Можно установить корреляцию между оценкой на зачете и начальными диагностируемыми показателями факторов:

• сильная, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - с произвольностью, учебной мотивацией и музыкальным слухом;

• средняя, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - с ритмом, интонированием,дикцией;

• умеренная, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - с интроверсией-экстраверсией;

• умеренная, значимая (р<0,05), прямая корреляция - с дыханием;

• умеренная, значимая (р<0,05), обратная корреляция - с эмоциональной стабильностью - нейротизмом.

Установлена корреляция между оценкой на зачете и начальными диагностируемыми показателями факторов: сильная, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - произвольность, учебная мотивация и музыкальный слух; средняя, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - ритм, интонирование, дикция; умеренная, значимая (р < 0,01), прямая корреляция - интроверсия-экстраверсия; умеренная, значимая (р < 0,05), прямая корреляция - дыхание; умеренная, значимая (р < 0,05), обратная корреляция - эмоциональная стабильность - нейротизм.

Составлена регрессионная модель, предсказывающая (на основе диагностируемых в начале обучения значении факторов) результаты обучения в конце года по программе «Эстрадный вокал» (р < 0,01) (рис. 1).

Коэффициент множественной корреляции Р = 0,92. Коэффициент множественной детерминации № = 0,85, то есть на 85% оценка на зачете через 1 год обучения может быть спрогнозирована с использованием 9 перечисленных факторов, на 15% оценка зависит от других неучтенных факторов. Коэффициент высокий, прогноз значимый. Проверка уравнения множественной регрессии критерием Фишера (Р-статистика), показывает, что Р = 17,4, то есть уравнение множественной регрессии статистически значимое.

Объединив пять факторов (слух, ритм, дикция, интонирование, дыхание) в один фактор - музыкальные способности (сумма баллов по всем 5 факторам) и исключив фактор «Интроверсия-экс-

с

траверсия», составлено новое уравнение множественной регрессии (p < 0,01), но при этом, в силу разнонаправленности вклада факторов, входящих в музыкальные задатки, уменьшается коэффициент множественной детерминации (рис. 2).

Коэффициент множественной корреляции R = 0,88. Коэффициент множественной детерминации R2 = 0,77.

В большей степени успешность обучения зависит от сформированности произвольности поведения, эмоциональной стабильности и в меньшей степени - от задатков, на базе которых возможно развитие музыкальных способностей.

Что касается психологических особенностей мотивации учащихся, то здесь можно отметить, что наиболее успешными в обучении вокалу на первом году обучения являются сангвиники. Они отличаются достаточной стабильностью, работоспособностью в течение длительного времени, в репертуаре преобладают активные произведения, их слабое место - минимальная нюансировка, «вчувствование» при техничности исполнения.

Наиболее успешными в обучении вокалу в первый год являются дети 7 лет (за счет мотивированного прихода в вокальную студию детей с хорошими музыкальными задатками) и 10 лет (за счет способности к концентрации и развития произвольности поведения, в том числе под влиянием школьного обучения и созревания лобных долей головного мозга - III блок мозга). Высокие показатели, которые демонстрируют дети 7 лет, достигаются за счет экстенсивного фактора (использование исходных ресурсов в виде музыкальных задатков и учебной мотивации); а в 10 лет - за счет интенсивного фактора. Это связано с тем, что под воздействием школьного обучения происходит развитие произвольности поведения в результате созревания III блока мозга.

Таким образом, представляется возможным активизировать значение преподавания музыкаль-

Оценка зачет = s

+ +

+ +

2,34

0,0032 Слух

0,15 Ритм

0,24 Дикция

0,0229 Интонирование

0,000839 Дыхание

0,00213 Интроверсия-экстраверсия

0,0667 Эмоцион. стабильность - нейротизм

0,0494 Учебная мотивация

0,51 Способность к концентрации

Рис. 1. Регрессионная модель 1

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ.

Оценка зачет =

1,86

0,0417 Музыкальные способности 0,00616 Учебная мотивация 0,0534 Эмоцион. стабильность - нейротизм 0,51 Способность к концентрации

Рис. 2. Регрессионная модель 2

+

ной культуры для начальной и средней школы. Это

позволит существенно поднять общий культурный

уровень молодого поколения в нашей стране.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куляшова, А. М. Проблема развития музыкальных способностей младших школьников в отечественной педагогике 80-90 годов XX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. М. Куляшова; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2007. - 190 с.

2. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. М.: ВЛАДОС, 2014. - 128 с.

3. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л. Готсинер. - М.: NB Магистр, 2013. - 193 с.

4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН СССР, 1961.

5. Кабалевский, Д. Б. Про трех китов и про многое другое [Текст] / Д. Б. Кабалевский. -М.: Детская литература, 1972.

6. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст]: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984.

7. Кабалевский, Д. Б. Дорогие мои друзья [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Молодая гвардия, 1977.

8. Цветкова, Е. А. Психологические факторы

формирования и развития вокальных способностей [Текст] / Е. А. Цветкова, Л. В. Подшивалова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 7 (90), ч. 2. - С. 167-169.

REFERENCES

1. Kulyashova A. M. Problema razvitiya muzykal-nykh sposobnostey mladshikh Shkolnikov v otechestvennoy pedagogike 80-90 godov XX veka. Extended abstract of PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2007. 190 p.

2. Anisimov V. P. Diagnostika muzykalnykh sposobnostey detey: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: VLADOS, 2014. 128 p.

3. Gotsdiner A. L. Muzykalnaya psikhologiya. Moscow: NB Magistr, 2013. 193 p.

4. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh sposobnostey. Moscow: APN SSSR, 1961.

5. Kabalevskiy D. B. Pro trekh kitov i pro mnogoe drugoe. Moscow: Detskaya literatura, 1972.

6. Kabalevskiy D. B. Vospitanie uma i serdtsa: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1984.

7. Kabalevskiy D. B. Dorogie moi druzya. Moscow: Molodaya gvardiya, 1977.

8. Tsvetkova E. A., Podshivalova L. V. Psikho-logicheskie faktory formirovaniya i razvitiya vokalnykh sposobnostey. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016, No. 7 (90), part 2, pp. 167-169.

Цветков Василий Жанович, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета e-mail: tsvetcov@rambler.ru

Tsvetkov Vasiliy J., ScD in History, Professor, Contemporary Russian History Department, Moscow State University of Education e-mail: tsvetcov@rambler.ru

Цветкова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры психологических и педагогических наук, ОЧУ ВО «Академия МНЭПУ» e-mail: tsvetcov@rambler.ru

Tsvetkova Elena A., PhD in Economics, Associate professor, Psychology and Pedagogy Department, Academy "International Independent Ecological-Political University" e-mail: tsvetcov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.