Научная статья на тему 'Формирование культуры личности'

Формирование культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5289
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГУМАНИЗМ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / PERSONALITY / CULTURE / EDUCATION / CULTURE VALUES / SPIRITUAL VALUES / HUMANISM / DEVELOPMENT / PEDAGOGICS / UPBRINGING / REFNEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Л. А.

Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of person culture

The formation of person culture is defned. The formation of person culture is based on enrichment of cultural and spiritual values. The author mentioned the infuence of education on the given goal achievement.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры личности»

готовить подрастающее поколение к жизни в современном обществе с его быстро меняющейся конъюнктурой, воспитывать в молодых людях дух самостоятельности, предприимчивости, готовности постоянно усваивать новое.

Литература

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. - № 1. - С. 32-48.

2. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. -Ростов-на-Дону, 2005. - 672 с.

3. Информационный террор //Фонд стратегической культу-

ры. 2005. http://fsk/rustrata.ru/print.php?nid=6909 (дата обращения: 11.02.2009).

4. Bell. D. The coming of Post-Industrial Society. N-Y, 1973, 185 h.

5. Toffler A. Freviews and Premises. N-Y., 1983. 138 p.

6. Масуда Е. «Информационно-компьютерное» понятие. -Токио, 1965. - 192 с.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. - М., 2005. - С. 262-263.

S. Пудов А.Г., Новиков А.Г Менталитет японцев и техногенная цивилизация. - Якутск, 2008. - 207 с.

9. Новиков А.Г. Социальная структура якутского общества: история и современность // Политико-социальные проблемы развития общества. - Якутск, 2008. - С. 39-40.

A.G. Novikov

Topical problems of philosophy in XXI century

The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.

Key words: political authority, conflict, democracy, society, civilization, values, modernization, national originality, globalization, information society, economy.

УДК 377.4 Л.А. Новикова

формирование культуры личности

Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели.

Ключевые слова: личность, культура, образование, культурные ценности, духовные ценности, гуманизм, развитие, педагогика, воспитание, интеллигентность.

В своем развитии образование ориентируется на образ культуры XXI века как «диалога и взаиморождения прошлых, настоящих и будущих культур» (М.М. Бахтин) [1].

Формирование личности возможно только в условиях гуманизации образования, реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. Исходным понятием разных концепций личностного образования является понятие личности как цели и фактора образования. Образование - часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой, - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Человек живет в многомерном пространстве культуры. С личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.

НОВИКОВА Людмила Александровна - к.п.н., зам. заведующего отдела аспирантуры ЯГУ E-mail: dissov54@mail.ru

Так, личность, по мнению А.Н. Леонтьева, - не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [2]. В связи с этим формирование культуры личности - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.

Психологический аспект теории развития личности, представленный в трудах многих отечественных психологов: Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [2], С.Л. Рубинштейна [4] и др., вызывает особенный интерес к проблеме формирования культуры личности. В основе развития личности лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени.

С.Л. Рубинштейн рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения [4].

Д.И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно значимая деятельность [5].

Личность человека формируется под влиянием существующей в обществе программы поведения, а этой программой является культура [6].

Культура человека - это степень человеческого совершенства, достигнутого путем воспитания, выращивания в себе всего лучшего, что выработало человечество за свою многовековую историю, всего того, чем может и должен обладать человек. Поэтому выделяют не только внутреннюю культуру, обращенную преимущественно к душевным качествам человека, но и культуру внешнюю как форму проявления внутреннего, духовного мира личности [7].

Понятие «культура» трактуется широко. На обыденном уровне она понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное качество личности. На теоретическом уровне она рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу [8].

Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Мир ценностей - это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности [1].

Итак, становление личности невозможно без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур. М.М. Бахтин считает, что любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими [1].

Расслоение людей по уровню доходов изменило возможности приобщения к культуре, увеличило социальное расстояние между ними. Значительно снизилась социальная роль интеллигенции в просвещении, многие произведения классической культуры и искусства не воспринимаются, предпочтения оказывают массовой

культуре, сенсациям «желтой прессы». Все это достаточно известно, но не уменьшает необходимости поиска человеком средств и путей решения острых социальных и культурных проблем. Именно поэтому столь велика роль образования в преодолении негативных тенденций. Народы и этносы обеспокоены проблемами сохранения культурного наследия, поддержания уникальности самобытных культур

Дефицит культуры вызывает особую тревогу и беспокойство, ибо становится глобальным бедствием, свидетельством утраты духовных ориентиров и ответственности перед настоящим и будущим. Основополагающим в развитии и воспитании психологических и социальных черт личности является позитивное взаимодействие с людьми различных культур.

Решение данной задачи лежит в формировании культуры личности, зиждется на гуманности, милосердии и терпимости, а развитие способности к внутреннему преображению - это путь воспитания духовности, путь возрождения российской интеллигенции [9]. Главными задачами стали сохранение единого пространства культуры, развитие новых форм работы и укрепление базового потениала для дальнейшего прогресса.

Л и т е р а т у р а

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. - М., 1986. - 423 с.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 118 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.

В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

6. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). - М.: Просвещение, 1989. - 84 с.

7. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. Сластенина В.А. - М.: Прометей, 1993. - 117 с.

8. Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

9. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: монография. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -170 с.

L.A. Novikova

Formation of person culture

The formation of person culture is defined. The formation of person culture is based on enrichment of cultural and spiritual values. The author mentioned the influence of education on the given goal achievement.

Key words: personality, culture, education, culture values, spiritual values, humanism, development, pedagogics, upbringing, refinement.

--------- ### -------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.