Научная статья на тему 'Значимость социокультурной деятельности как механизма формирования позитивно-ценностных качеств личности'

Значимость социокультурной деятельности как механизма формирования позитивно-ценностных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРИАДА / ПРОФЕССИОГРАММА / ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / CREATIVE CHARACTER OF ACTIVITY / VALUABLE ORIENTIRY / DIALECTICAL TRIAD / PROFESSIOGRAMMA / SPIRITUALLY-CREATIVE QUALITIES OF A YOUNG SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматривается значимость социокультурной деятельности, которая выступает основополагающей характеристикой активного человеческого существования, подчеркивается творческий характер деятельности, влияние ее ценностных оснований на культуру потребностно-мотивационной сферы личности. Механизм деятельности связан с реализацией диалектической триады (знание отношение деятельность), способствующей формированию в личности ее лучших ценностных качеств. Рассматривается профессиограмма молодого специалиста, отражающая его духовно-творческие качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE SOCIOCULTURAL ACTIVITY AS A FORMING MECHANISM OF POSITIVE VALUABLE QUALITIES OF PERSONALITY

The importance of the sociocultural activity which is the fundamental characteristic of the active human existence is considered in the article. The creative character of the activity, the influence of its values on the culture of needs-motivation sphere of personality is emphasized. The mechanism of activity is connected with the realization of the dialectical triad (knowledge relation activity) which causes the formation of the best personal valuable qualities of personality. Professiogramma of a young specialist reflecting his spirituallycreative qualities is considered.

Текст научной работы на тему «Значимость социокультурной деятельности как механизма формирования позитивно-ценностных качеств личности»

УДК 301.085:15 С.В. Тимофеева

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНО-ЦЕННОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается значимость социокультурной деятельности, которая выступает основополагающей характеристикой активного человеческого существования, подчеркивается творческий характер деятельности, влияние ее ценностных оснований на культуру потребностно-мотивационной сферы личности. Механизм деятельности связан с реализацией диалектической триады (знание - отношение - деятельность), способствующей формированию в личности ее лучших ценностных качеств. Рассматривается профессиограмма молодого специалиста, отражающая его духовно-творческие качества.

Ключевые слова: социокультурная деятельность, творческий характер деятельности, ценностные ориентиры, диалектическая триада, профессиограмма, духовно-творческие качества молодого специалиста.

S.V. Timofeeva

THE IMPORTANCE OF THE SOCIOCULTURAL ACTIVITY AS A FORMING MECHANISM OF POSITIVE VALUABLE QUALITIES OF PERSONALITY

The importance of the sociocultural activity which is the fundamental characteristic of the active human existence is considered in the article. The creative character of the activity, the influence of its values on the culture of needs-motivation sphere of personality is emphasized. The mechanism of activity is connected with the realization of the dialectical triad (knowledge - relation - activity) which causes the formation of the best personal valuable qualities of personality. Professiogramma of a young specialist reflecting his spiritually- creative qualities is considered.

Keywords: sociocultural activity, creative character of activity, valuable orientiry, dialectical triad, professiogramma, spiritually-creative qualities of a young specialist.

Социокультурная ситуация современной России (как отмечают многие философы, социологи, политологи) характеризуется наличием ряда неоднозначных факторов: наряду с социально-экономическими преобразованиями наблюдается обострение негативных дегуманизирующих процессов, потеря личностью ценностных ориентиров, подмена высших культурных ценностей ценностями утилитарно прагматичными -отсюда проявление действий антигуманных, противоправных. И как печальный результат данных процессов: идет формирование упрощенной, «запрограммированной» человеческой личности.

Аксиоматична диалектическая детерминанта: глубинные экзистенциальные процессы человеческой реальности взаимосвязаны с социокультурными внешними процессами. Не закрывая глаза на происходящие антигуманные процессы, на жесткую информационно-потребительскую направленность социума, посмотрим все же на происходящее под позитивным социально-педагогическим углом зрения и обозначим вопрос: в данных объективных условиях (и часто мало предсказуемых!) может ли социокультурная деятельность личности системно и целенаправленно способствовать формированию ее позитивно-ценностных качеств, каков механизм такой деятельности?

Общеизвестно, что активностью отличаются и животные, а деятельность - прерогатива Человека как существа духовного и разумного, и именно деятельность выступает основополагающей характеристикой активного человеческого существования. Философско-психолого-педагогическое понимание и трактовка деятельности многогранна: внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность личности регулируется осознаваемым идеальным образом, предпосылкой будущего действия, то есть целью [1; 4; 9; 10]; активность личности проявляется на уровне субъекта, имеет мотивационный компонент, выражается в осмысленном и творческом преобразовании как окружающего предметного мира, так и внутреннего духовного мира самой личности; целенаправленно конструируется процесс целеполагания (включает структурные компоненты целеформирования и целереализации), целеполагание же учеными рассматривается и как метод воспитания личности [7]; в процессе деятельности устанавливаются реальные связи - отношения личности с миром.

Деятельность может рассматриваться как процесс (развертывание целеполагания), как результат (конкретный продукт с субъективной, либо объективной новизной) (Ананьев Б.Г., Анохин П.К., Батищев Г.С., Леонтьев А.Н. и др.). Через целеполагание происходит детерминация настоящего будущим. Посредством

деятельности человек себя созидает, творит в себе существо духовное, выступая творцом как внутреннего «я», так и сотворцом окружающего мира, даже уже в детском возрасте человек является не только творением культуры, но и ее творцом (Свасьян К.А.). Не случайно В.И. Слободчиков рассматривает деятельность как антропологическую категорию [14]. Деятельность личности может носить как репродуктивной, так и творческий характер: сформированный в процессе развертывания определенной человеческой деятельности системный набор - тезаурус качеств личности выступает соответственно продуктом реализуемой данной деятельности.

Гуманистическая психология (признающая главным предметом своего изучения Личность как уникальную целостную систему, «открытую возможность» самоактуализации) подчеркивает, что каждая личность уникальна, наделена мощными потенциями к непрерывному развитию, саморазвитию, самореализации, обладая при этом определенной степенью свободы от внешней детерминации социума благодаря именно целеполаганию, смыслам, выбранным ценностям, которыми она руководствуется в своей жизнедеятельности (Маслоу А., Роджерс К.). Важную роль при этом играет потребностно-мотивационная сфера личности, уровень ее окультуренности, благородства, гуманности. Наличие врожденной потребности личности в творческой самореализации детерминировано творческой активностью личности - утверждает гуманистическая психология. Импульс внутренней активности личности - это воплощение импульса преобразования, который ведет к творчеству. И творческая активность личности сопрягается с конструктивной, инициативной, преобразующей деятельностью, которая противопоставляется реактивному, адаптивному и репродуктивному поведению личности [4; 5; 7; 9; 12; 16; 17]. Для подготовки личности к самостоятельной жизни - считает А.Н. Леонтьев, необходимо вовлекать ее в различные виды деятельности, и, согласно его деятельностному подходу, человек развивается в той мере, в которой он проявляет деятельность по освоению достижений человеческой культуры и накопленного опыта человечества [4].

Деятельность личности формируется в процессе вхождения ее в социум: социокультурная среда, общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность. Ученые отмечают взаимосвязь ресурса личности, ее активности в установлении взаимоотношений между собой и социумом, а поскольку личность изначально наделена творческой активностью, то она способна к преобразовательной деятельности в социуме, умением направить свой творческий инициативный порыв на собственное улучшение, совершенствование себя и социума.

Таким образом, логично утверждать, что деятельность личности имеет ценностные основания: в своих действиях личность опосредованно руководствуется именно ценностными ориентирами - она выбирает способы, методы, средства реализации своих действий с точки зрения их сущностного оптимально-ценностного содержания, сравнивая и оценивая; в действии же формирует и вырабатывает определенные ценностные качества, личность способна совершать осмысленные («философские», по Бахтину М.М.) поступки, развертывать свой богатейший ресурс-потенциал («духовно-творческий», по Игнатовой В.В.).

Необходимо заметить, что значимые для личности ценности, ее ценностные ориентиры определяются ею самостоятельно и зависят от способности целенаправленно, грамотно и свободно выбирать цели и средства своей деятельности именно нравственным образом, проявлять активность, инициативу в контактах с социумом, выстраивать социокультурную деятельность для облагораживания социума на основе признания ценностей Культуры как ведущих, базовых ценностей. Социокультурная деятельность, таким образом, есть ценностно-ориентированная деятельность личности в социуме под знаком Культуры: творческое преобразование социума возможно только на путях Культуры.

Общеизвестно, что Человек есть часть Целого - мира, общества, истории, культуры. Культура создается человеком, формируя условия для развития всего человечества. «Культура есть почитание Света» - утверждает наш великий соотечественник Николай Константинович Рерих, мыслитель, художник, патриот. Культура принадлежит всему человечеству, имеет общие архетипические истоки. Ее цель - формирование в человеке многообразия позитивно-ценностных качеств (духовных, нравственных, творческих, духовно-творческих) через преодоление негатива мысли, ограниченности и недисциплинированности мышления, разрушающих стереотипов, также умение принять ответственность за последствия всех действий. От качественного содержания внутреннего духовного мира отдельного человека (его позитивно-ценностной составляющей, проявление устойчивости к негативным воздействиям социума) зависит культура целого общества, социокультурный аспект его развития, его поступательно-эволюционное движение в Будущее.

Этими критериями и должна определяться актуальность и системность постоянной целенаправленной работы человека над собой, его самосовершенствование, возделывание себя как личности, затем и выход на следующий эволюционный виток - развертывание индивидуальности в себе, как утверждает Р.А. Парошина

«,..человек...может вечно совершенствоваться» [цит. по 6], желание самостановиться в культуре, сознательно приближаться к выбранному культурному образцу-идеалу (личностный аспект становления), формировать позитивно-ценностные качества в деятельности, профессионально расти (профессиональный аспект становления детерминирован качеством личностного становления).

Деятельность личности должна быть инициативна: не случайно народная мудрость гласит - «Под лежачий камень вода не течет». Интересен и знаменателен более близкий, живой исторический пример: культурная философско-мыслительная деятельность Е.И. Рерих, которая в своих Письмах пишет о «значении действия», подчеркивая, что «в каждом действии новая возможность» [8], надо только человеку суметь разглядеть это, важны его «жизненные действия», реальные, земные, «постоянные действия», которые должны содержать «мощь», «ритм», «качества действия» [там же]. «Действие во всем и всегда», «Труд . необходимый способ совершенствования» - оптимистично утверждает наша великая соотечественница, чья общественно-просветительская деятельность, кстати, принадлежит уже истории мировой прогрессивной педагогической мысли, хотя науке XXI века еще только предстоит осмысливать ее богатейшие взгляды и идеи [цит. по 6].

Для того чтобы строить социокультурную деятельность, формировать качества личности, образование, необходимо знать критерии социального заказа общества: какая же личность необходимо сегодня обществу? В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается на необходимость в подготовке специалиста сопрягать профессиональное образование с развитием гуманитарной культуры, формировать духовно богатую, интеллектуально оснащенную, социально ответственную личность [3]. Российским обществом востребована образованная, культурная творческая личность, конкурентоспособная, активная, динамичная, мобильная, чья деятельность адресована к социальному окружению, добродетельная, гуманная, наполненная творческим смыслосодержанием; личность, умеющая творчески преобразовывать окружающую действительность (и себя как часть этой действительности), обладающая широтой интересов, аксиологической направленностью на свою профессиональную деятельность; инициатива такой личности должна регулироваться нравственностью, сформированным духовным началом, духовно-творческой компонентой. Именно такую духовно-творческую личность Ю. Азаров называет «Идеалом высшего образования», а Ш.А. Амонашвили обозначает смысл идеала «.предельно кратко: способствовать становлению, развитию, воспитанию Благородного Человека» [цит. по 6].

Узкая специализация предельно сужает культурное пространство современного человека -отмечается учеными [1; 2; 5-7; 10; 12; 15; 16], важна «духовная оснащенность личности» (Видгоф В.М.), невозможно сообщение знаний без соответствующей моральной доминанты. Высшей школой предполагается не столько обучение «специалиста» (по меткому выражению Солженицина А.И. -«образованца»), сколько формирование «культурного специалиста», обладающего личностным уровнем диалога с Миром и обществом, несущего Гармонию в себе. В вузе (кроме обучения) и в ситуации сегодняшнего ценностного иммунодефицита следует воспитывать в процессе социокультурной деятельности и базовые черты характера личности молодых, их позитивно-ценностные качества: трудолюбие, великодушие, уважение, готовность к сопереживанию (эмпатия), добросердечность, отзывчивость. Эти качества личности актуализируют потенциал, охватывают все сферы личности: когнитивную, экзистенциально-эмоциональную и поведенческую, формируются на основе правильного выбора ценностей, вкус и избирательность к которым также необходимо постоянно прививать.

Система социально психологических требований, предъявляемых к специалисту любого профиля, «профессиограмма специалиста», по мнению ученых, обусловлена повышением требований к качеству подготовки специалиста высокой профессиональной культуры, профессионализм для которого выступает ценностью (Деркач А.А.), он осуществляет деятельность, наполненную культурными смыслами и профессионально-ценностным отношением [7; 12], будущий специалист - это разносторонне подготовленный специалист, обязательно наличие у него профессиональной эрудиции, желание творчески подходить к своей деятельности (Карандашев В.Н.). В этой ситуации становится объективно значимой овладение личностью социокультурной деятельностью как ценностью, поскольку от этого зависит и формирование ее качеств -профессионально важных качеств (ПВК) и профессионально значимых качеств (ПЗК) [7].

Для специалиста, постоянно общающегося с людьми, необходимыми и достаточными качествами (считают Аминов Н.А., Дружинин В.Н., Молоканов М.В., Рамуль К.А. и др.) являются такие: энтузиазм по отношению к работе, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми, готовность к контактам, умение поддерживать их

интеллектуальность, сохранение эмоционального самообладания, аттракция (привлекательность), эмоциональная заразительность, эмпатия, терпимость, снисходительность к людям, высокий интеллект.

Выделяют комплекс «коммуникативных качеств» - «талант общения» Н.Ф. Бачманова и Н.А. Стафурина, он содержит пять блоков личностных качеств: способность к правильной перцепции (восприятию), проникновение в духовный мир, психологическая интуиция, гуманистическая направленность, сопереживание, готовность помочь, самоанализ, интерес к собственной личности и личности других, умение слушать, тактичность, управление собой, доверие и чувство юмора.

Профессиограмма молодого специалиста (по Верняевой Т.А.) отражает следующие духовные, творческие, нравственные качества личности: доброжелательность, ответственность, оптимизм,

любознательность, терпеливость, наблюдательность, внимательность, общительность, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, интеллигентность, гибкость поведения, рефлексия, сензитивность, умение слушать, креативность, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, эмоциональная стабильность. Наличие в профессиограмме столь богатого спектра личностных качеств обусловлено постоянным взаимодействием специалиста с людьми различного уровня культуры, особенностями их характера, темперамента, необходимостью ориентироваться на совместную работу в команде, сотрудничество, корпоративную культуру (по Франклу В., именно «ценности отношений» всегда остаются доступными для человека, только человек способен оценить качество общения, качество отношений). О нелегком «искусстве творить взаимоотношения между людьми» пишет в своих работах и упоминаемая ранее Е.И. Рерих [8], «центр тяжести» по созиданию качеств «падает» на личность.

Необходимо представить здесь и тезаурус духовно-творческих качеств (по Игнатовой В.В.), которые формируются в личности при освоении ею духовно-творческих ценностей (чуть ниже представим их): оригинальность, нестандартность мыслей и взглядов; спонтанность, внезапность возникновения решения проблемы, вопроса; открытость ко всему новому и необычному; гибкость мышления; развитость сознания; устремленность; мудрость; осознавание соотношений идеального и реального в творчестве; одухотворенность; самозабвение; озарение; вдохновение; «просветление» как наступление полной ясности мыслей, сознания, чувств; внутренняя гармония; самоуглубленность; духовная неудовлетворенность; отзывчивость; великодушие; благородство; бескорыстие; личностная самобытность; созидание нового в себе, других людях или окружающем предметном мире; стремление к самообразованию; желание учиться под руководством «настоящих мастеров»; дерзание-стремление к благородному, высокому; любовь; духовно-творческое самовыражение - стремление к возможно полному выявлению и развитию личностных возможностей с нравственной точки зрения [2]. Данные духовно-творческие качества наиболее полно характеризуют духовно-творческую личность, которая находится в процессе духовно-творческого становления, личность, постоянно работающая над собственным созиданием себя. Естественно, что формирование качеств выступает творческой деятельностью личности, способной облагораживать и социум. Личностное и профессиональное в духовно-творческой личности сопряжены и взаимообусловлены.

Каков же механизм социокультурной деятельности? Поскольку качества личности формируются только в деятельности (так же как формируется, развивается и сама личность), потому деятельность связана с освоением ценностей, она должна быть культурно ориентированной, системно направленной во внешний мир для получения внутреннего результата - качеств личности. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и Е.Н. Шиянов разработали диалектическую триаду: знание - отношение - деятельность. Ученые поясняют, что ценность получает актуальное существование в деятельности, когда субъект во взаимодействии с объектом формирует эмоционально-ценностное отношение, выражает свое предпочтение и внутреннюю ценностную позицию, признает преимущество позитивных ценностей (например, духовно-творческих) перед другими ценностями. Ценностное отношение возникает всегда под влиянием реальной жизненной практики и требует внутренней активности личности [13]. От качества признаваемых и реализуемых личностью в социокультурной деятельности ценностей зависит ее успешная самореализация, развертывание потенциала.

В связи с данными теоретическими положениями педагогической аксиологии, необходимо более подробно рассмотреть вопрос ценностей. Мир человека - это мир его ценностей. Ценность есть условие полноценного бытия человека. «Ценность» является общенаучной категорией, отражает взаимосвязь личности и общества во всем ее многообразии, одно из ключевых нравственно ориентированных понятий, культурный образец. Как ключевое (родовое) понятие используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного, целевого. Философский

энциклопедический словарь определяет ценность как «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением». В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-либо как о предпочитаемом, как о благе, что отвечает потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).

По Канту, ценность есть жесткое предписание, закон, повеление (императив) в противоположность личному принципу (максиме), выражает безусловное, неуклонное долженствование. С развитием теоретической общественной мысли, становлением аксиологии (конец XIX века - начало XX века) категоричная однозначность императива действий сменяется проблемой личностного выбора ценностей, дополняется рефлексивным компонентом, сами ценности получают более многообразную, гибкую, прозрачную трактовку. Ценностный мир личности представляет собой автономию, вполне самодостаточен, трансцендирует, выходит за ограничивающие пределы по отношению к социальной существующей реальности (Шелер М.). Человеку дается возможность самостоятельного выбора ценностей и ответственность за выбор ценностей целиком ложится на человека.

Ценности - подвижные образования, следовательно, и система ценностей также подвержена постоянным изменениям, обусловлена эволюцией ценностей, содержащихся в общечеловеческой культуре. В «пирамиде ценностей» (Маслоу А.) базис образуют бессознательно осуществляемые жизненные (витальные) ценности (воля к жизни, потребность в пище.). На вершине располагаются более значимые, универсальные ценности: святыни убеждения и поведения, ценности духовной жизни, культуры, например, духовные, нравственные, творческие, гуманистические ценности - на их выбор ориентирована далеко не каждая личность. В каждой культуре ценности постоянно перестраиваются. Ценности - значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Без них человек не мыслит полноценной жизни. Они придают смысл человеческой жизни. В ценности отражается отношение человека к чему-либо, к кому-либо, они составляют богатство духовного мира личности, раскрывая многогранность личностной компоненты «Я-образа». Целостность и гармоничность личности проявляется в единстве ее формы и содержания (ценностного наполнения).

Различен «вес» разных ценностей. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразных оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще не имеет ценности. Классификация и типология ценностей различна: одни ценности принято относить к практическим, материальным, другие - к духовным. Аксиология рассматривает вопрос ценностей применительно как к этике, так и к психологии (особенно вопросы эмоционально-волевой сферы). Феноменология доказывает, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов (априори - взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом). Наука аксиология не дает однозначной трактовки понятия «ценность».

Философская категория «ценность» носит комплексный характер, является предметом междисциплинарного изучения, феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения личностью окружающей действительности, преобразования субъекта в деятельности и общении. Среди значимых ценностей философы выделяют главные человеческие ценности: ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, целеустремленности и так называемые добродетели, «кардинальные добродетели», из которых, по Платону, вытекают все остальные (мужество, благоразумие, справедливость, мудрость). Философско-этическое понимание ценностей на первый план выдвигает универсальные основания человеческих суждений, решений, поступков, отмечается, что вопрос различения ценностей -важный вопрос духовного содержания жизни (Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г.). Освоение человеком духовных ценностей («духовные крылья» по Парошиной Р.А.) связано с изучением и рефлексией нравственно-этического культурного компонента.

Ценность есть форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом ценностного отношения, на основе ценностей формируются ценностные ориентации. Ценности выступают движущими силами-факторами, которые детерминируют как личностный, так и профессиональный рост, становление молодого специалиста, его самоопределение. Реализация себя, представление себя обществу возможны только в области ценностей и смыслов. Психологией ценности рассматриваются в качестве основного элемента структуры личности, важны для понимания механизмов социализации личности. Ценностно-смысловая основа является базовой, фундирует определение себя и как личности, именно ценности задают ориентацию на будущее (Гинзбург М.Г.), ценности есть форма, средство вложения в Будущее. Творческая социокультурная деятельность личности требует от нее как духовного, так и творческого отношения в реализации ценностных смыслов в собственной жизни.

Нами разработано комплексное понятие «духовно-творческие ценности», которые представлены качественной совокупностью базовых общечеловеческих ценностей, отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека, их структура содержит следующее: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Жизнь как непрерывный процесс становления человеческого в человеке; Деятельность как основополагающая характеристика активного человеческого существования; Творчество как способ преобразования и созидания окружающей действительности и самосовершенствования [15]. Данные духовно-творческие ценности являются содержательной основой, смыслосущностным содержанием духовно-творческой личности, придают жизни высший и утонченный смысл, выражают ценностное отношение к миру, людям, профессиональной деятельности и к самой себе. Такая духовно-творческая личность имеет целенаправленную потребность и желание работать над собой, представляет по нашему мнению, гармоничный идеал - единство формы и содержания.

Рассматривая личность как субъект освоения ценностей в пространстве жизни, следует отметить следующее: субъектность является свойством человека, выступающего субъектом определенной деятельности. Понятия субъекта и деятельности взаимосвязаны. Согласно С.Л. Рубинштейну, быть субъектом, значит занимать деятельностную позицию по отношению к миру; стать субъектом определенной деятельности, значит определять для себя смыслы, отношения, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески ее преобразовывать [9], подчеркивается ненасильственность, свобода, добровольность данной позиции, осознанность ее личностью. Для личности (особенно молодой) важно знание своей истинной духовной и творческой природы: от этих знаний зависят иерархия ценностей, профессиональные приоритеты, цели личности - утверждает В.В. Игнатова [2]. Осмысление личностью себя как творческого субъекта собственной жизнедеятельности актуализирует ее потребность в творческой социокультурной деятельности, желание творить, самосозидать себя, а это дает личности возможность мобилизовать свои ресурсы, найти новые средства для достижения позитивного результата. Р.А. Парошина подчеркивает, что особое значение для педагогического осмысления имеют идеи космизма, касающиеся неограниченных (по своей духовной, космической природе) способностей и возможностей человека [6]. С.Л. Рубинштейн отмечает, что осознание и принятие человеком ценностей происходит одновременно на двух уровнях: теоретическом (что я знаю о себе, мире, каков «Я») и практическом (как я проявляю себя по отношению к миру вещей и людей) [9]. У сегодняшних молодых период их личностно-профессионального самостановления совпал со сложной социальной ситуацией и без понимания себя как личности созидающей, личности духовной, творческой, нравственной, причастной к жизни Целого общества, творящей во имя Света, Любви, Добра, Красоты, Истины невозможно ждать позитивных социальных результатов.

Сегодня складываются новые культурные и субкультурные формы деятельности, но созидание себя всегда и во все времена востребовано. Необходимо посредством развертывания социокультурной деятельности в пространстве жизни оптимизировать объективную социальную реальность как важнейшую детерминанту социализации личности, ее успешного поступательного развития. Активная социокультурная деятельность личности связывается с развитием духовных потребностей в творчестве, труде, познании и самопознании, общественном признании, самореализации, доверии, социальной включенности, осмысленном выстраивании стратегии жизненного пути. Для личности важно реализовывать в деятельности общегуманистические ценности, всесторонне развиваться, становление ее должно приобретать общекультурный смысл, а творческая активность направляться на самосовершенствование своего внутреннего духовного мира, самопредъявление обществу своих лучших качеств. Социальная адаптация личности целеустремленной, инициативной, нравственно ориентированной происходит более адакватно, гибко, личность приобретает психологическую устойчивость, вырабатывает важные качества толерантности, великодушия, благородства, эффективно развертывается ее потенциал, профессиональная деятельность носит ярко выраженный ценностный характер, адресуясь в социум для укрепления «обратной связи». Естественно, что в связи с этим вспоминаются мудрые слова нашего русского философа И.А. Ильина: «Совершенствуя себя - мы совершенствуем Россию».

Таким образом, подводя некоторый итог вопросу значимости социокультурной деятельности, еще раз подчеркнем следующее: реализация социокультурной творческой деятельности личности, несомненно, выступает эффективным механизмом формирования ее позитивно-ценностных качеств через преодоление трудных социальных условий. Личность, целенаправленно включаясь в социокультурную внешнюю деятельность, постепенно созидает в себе качества духовные, творческие, нравственные, осмысливает и впитывает культурные ценности, обогащает свой личностный опыт, реализует способности, проявляет себя как активный субъект взаимодействия в окружающем социокультурном пространстве жизни, привнося в него

свои лучшие качества, облагораживая социум. Если личность разумна и нравственно мыслящая, то она поймет, что любое явление имеет две стороны, и из данных, даже сложных социальных условий, необходимо извлечь позитивное, а ее социокультурная деятельность, ценностно ориентированная, будет носить творческий характер, выступая стратегией Будущего и подтверждая древнюю мудрость, записанную

H.К. Рерихом: «трудности есть новые возможности».

Литература

I. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.

2. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В. В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. - 272 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестн. образования: сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - № 6 (март). - М.: Изд-во «ПРО-ПРЕСС», 2002. - С. 11-40.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

5. Лукин, Н.Н. Культура, творчество, личность (Социально-философский анализ. Вопросы методологии): учеб. пособие / Н.Н. Лукин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2000. - 240 с.

6. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодеж, политика и образование. Исследования, опыт, рекоменд. Вып. 1. Проблемы образования. Молодежь и вопросы воспитания. -Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 312-330.

7. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе: моногр. / отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 264 с.

8. Рерих, Е.И. Избранные письма / Е.И. Рерих // У порога Нового Мира. - М.: Междунар. центр Рерихов, 2000. - С. 291- 447.

9. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы философии. -1989. - № 4. - С. 89-95.

10. Сагатовский, В.Н. Философские основания педагогической деятельности / В.Н. Сагатовский// Вестн. высш. шк. - 1987. - № 1. - С. 22-23.

11. Свасьян, К.А. Человек как творение и творец культуры / К.А. Свасьян // Вопросы философии. - 1987. -№ 6. - С. 58-62.

12. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетикопродуктивной педагогики) / под ред. В.М. Видгофа. - Томск: Изд-во ТомГУ, 2005. - 252 с.

13. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.

14. Слободчиков, В.И. Деятельность как антропологическая категория / В.И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 48-57.

15. Тимофеева, С.В. Ориентирование студента на духовно-творческие ценности / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 132 с.

16. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности /Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта, 1999. - 672с.

17. Шилова, М.И. Основные направления обновления учебно-воспитательного процесса на основе гуманизации / М.И. Шилова // Гуманизация, демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе: тез. регион. конф. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2001. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.