Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасного поведенияна уроках ОБЖ'

Формирование культуры безопасного поведенияна уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / SAFETY CULTURE / SAFETY CULTURE OF LIFE / CULTURE OF PERSONAL SAFETY / THE CULTURE OF SAFE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Т. А.

В статье дается анализ понятий "культура безопасности", "культура безопасности жизнедеятельности", "культура личной безопасности" и "культура безопасного поведения". Предлагается разработка урока для учащихся 5-х классов в школьном курсе ОБЖ с использованием метода анализа конкретных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE CULTURE OF SAFE BEHAVIOR AT BASICS OF LIFE SAFETY CLASSES IN SCHOOL

The article analyzes the concepts of "safety culture", "safety culture of life", "culture of personal safety" and "culture of safe behavior". It proposes the lesson plan of a school course Basics of Life Safety for a class of 5th grade students using the method of analysis of specific situations

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасного поведенияна уроках ОБЖ»

Библиографический список

1. Прудникова, М.М. Один из аспектов социологического мониторинга качества образования в университете // Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 25-26 сентября 2008 года / под ред. А.Г Овчаренко; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008.

2. Пантилеенко, В. Критерии оценки труда преподавателя / В. Пантилеенко, В. Пантелеев // AlmaMater. - 1991. - №2.

3. Соловьев, В. В поисках эффективности преподавательского труда / В. Соловьев [и др.] // Высшее образование в России. - 1997. - №1.

4. Кругликов, В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. - 1996. - № 2.

5. Мищенко, С. В. К вопросу о введении рейтинговой системы оценки качества работы преподавателей университета // Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: Материалы третьей межрегиональной научно-практической конференции 29-30 июля 2005 г. -Алт. гос. тех. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2005.

6. Тихонов, Н.А. Оценка работы преподавателей как составная часть управления качеством обучения в вузе // Качество образования: проблемы, опыт, находки: Материалы Региональной научно-методич. конференции / под общ. ред. А.Ю. Тимофеева. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2003.

7. Федоров, В.А. Оценка качества педагогической деятельности в вузе: проблемы измерения / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова, Л.Н. Мазаева // Материалы XI Симпозиума "Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика" / под науч. ред. д-ра техн. наук, профессора

Н.А. Селезневой и д-ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

8. Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г Гурвич - М.: Наука, 1980.

9. Мёллер, Ф. Роль энтропии в номинальной классификации // Математика социологии. Моделирование и обработка информации / под ред. А. Аганбегяна, Х. Блейлока, Ф. Бородкина, Р. Будона, В. Капекки. - М.: Мир, 1977.

10. Панкова, Л.А. Организация экспертизы и анализ экспертной информации / Л.А. Панкова, А.М. Петровский, М.В. Шнейдерман. - М.: Наука, 1984.

11. Шибанов, ГП. Информационные технологии // Порядок формирования экспертных групп и проведения коллективной экспертизы. - 2003 -№12.

12. Болотов, В.А. Система оценки качества образования: учебное пособие / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007.

13. Васильева, Е.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе / Е.Ю. Васильева, О.А. Граничина, С.Ю. Трапицын. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

Статья поступила в редакцию 23.08.10

УДК 371.3

Т.А. Обухова, асп. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: tata220685@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯНА УРОКАХ ОБЖ

В статье дается анализ понятий "культура безопасности", "культура безопасности жизнедеятельности", "культура личной безопасности" и "культура безопасного поведения". Предлагается разработка урока для учащихся 5-х классов в школьном курсе ОБЖ с использованием метода анализа конкретных ситуаций.

Ключевые слова: культура безопасности, культура безопасности жизнедеятельности, культура личной безопасности, культура безопасного поведения.

Несмотря на осуществление в последние годы широкого спектра законодательных, нормативных, правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, устойчивой тенденции к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере и на производстве не наблюдается [1]. Необходимо эффективное управление безопасностью человека, которое не должно сводиться только к формированию у людей совокупности знаний и умений. Нужно создавать новую парадигму образования, развивать систему ценностей и мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты и явления, оценивать риски, формировать безопасное поведение. Одним из путей достижения этого является воспитание соответствующей культуры.

Необходимо отметить, что на современном этапе не только отсутствует строгое и научное понятие такой культуры, но и наблюдаются разночтения в терминологии. Так, например, в публикациях зарубежных авторов используются термины "security culture" (безопасности культура) [2], "culture for survival" (культура выживания) [3] и "culture of security" (культура безопасности) [4]. Отечественные ученые применяют понятия "культура безопасности" (В.В. Сапронов), "культура безопасности жизнедеятельности" (Ю. Репин и Г. Чеурин) и "культура личной безопасности" (А. В. Генералов).

На основе анализа данных дефиниций, мы выявили, что существуют разнообразные варианты использования и определения понятий "культура безопасности", "культура безопасности жизнедеятельности" и "культура личной безопасности". Данные представлены в таблице.

По нашему мнению, в данном содержательном аспекте недостаточное внимание уделено процессу формирования безопасного поведения, в связи с этим целесообразно ввести термин "культура безопасного поведения". Под культурой безопасного поведения (далее КБП) мы понимаем часть личностной культуры, которая включает ценностное отношение к безопасности, а также систему знаний и умений безопасной реализации деятельности.

Объектом формирования КБП выступают школьники, как социально уязвимая группа населения. В связи с этим в педагогическом процессе реализуется стратегическая задача - подготовка школьников к самосовершенствованию безопасной жизнедеятельности на основе присвоения КБП. Данная задача включает в себя формирование:

1. ценностного отношения к своей безопасности, безопасности других и окружающей природной среде;

2. системы знаний в области безопасности жизнедеятельности;

3. системы умений готовности к безопасности жизнедеятельности.

Соответственно, КБП состоит из трех компонентов: аксиологического, когнитивного и деятельностного.

Решение названных задач особенно актуально для младших школьников, т.к. этот возрастной период характеризуется потребностью к постижению новых знаний и умений, присвоением системы социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций.

Формирование КБП осуществляется в рамках урока по основам безопасности жизнедеятельности. Мы полагаем, что одним из условий, направленных на достижение этого результата является использование на уроках ОБЖ, наряду с наглядными средствами обучения, метод анализа конкретных ситуаций.

Применение на уроках ОБЖ метода анализа конкретных ситуаций, предполагает ряд требований:

- учебные ситуации должны соответствовать конкретной теме урока, его целям и задачам;

- информация, содержащаяся в заданиях, должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, их уровню знаний;

- ситуации и пути их решения должны быть реальными.

Метод анализа конкретных ситуаций обладает высоким эффектом при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической деятельности. На таких уроках школьники максимально

Библиографический список

инициативно включаются в работу, что способствует проявлению активности их мышления, действий, речи и эмоциональноличностного восприятия информации. Обучаемые стремятся не только запомнить, воспроизвести знания, но и постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, к самостоятельной выработке решений и совокупности действий.

В ходе исследования нами разработаны и предложены различные виды заданий с использованием метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ в 5-ом классе в разделе "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях". В частности, при изучении темы "Опасные ситуации в доме (квартире)", необходимо познакомить учащихся с возможными аварийными и опасными ситуациями в доме (квартире), их источниками и причинами. При проведении урока мы разбиваем класс на команды, которые выполняют следующее задание: просматривают отрывок из мультфильма "Кот Леопольд", после чего выделяют опасные ситуации, их источники и причину, которые произошли или могли произойти. Далее учащимся предлагается проанализировать опасные ситуации в своем доме (квартире): выявить основные ошибки и составить алгоритм поведения в них. Каждая команда получает карточки с описанием конкретных ситуаций. Например: "Представьте, вы дома один (одна). Вам нужно погладить вещи. Поставив гладильную доску, включили в розетку утюг. Но в прихожей зазвонил телефон. Во время разговора по телефону, вы почувствовали запах гари. Вбежав в комнату, увидели, что утюг дымится, а розетка, в которую он был включен, трещит" или "Представьте, вы приехали на летние каникулы к бабушке. Бабушка попросила вас присмотреть за супом, который готовился на плите, и ушла в магазин. В это время друзья позвали вас гулять. Вернувшись домой, вы увидели, что конфорка погасла и почувствовали запах газа". После выполнения задания, капитан команды (или участник команды) зачитывает всему классу задачу и предлагает ее решение. Учитель вместе с другими командами обсуждает результаты работы, выделяет наиболее оптимальное решение проблемы, ставит уточняющие вопросы, анализирует, дополняет и дает окончательную оценку проделанной работе.

По нашему мнению, получаемые школьниками знания и приобретаемые умения при решении конкретных ситуаций на уроках ОБЖ будут более глубокими и осознанными, с точки зрения необходимости и применимости в повседневной жизни. Способность объяснить свой выбор модели поведения учащимися и понимание ответственности за него позволит эффективнее выстраивать поведение, накапливая социальный опыт, что способствует "запуску" процесса становления и присвоения ценностных ориентаций и формированию культуры безопасного поведения.

Таблица 1

Авторы Понятие Содержание понятия

В.Н Кузнецов [5] культура безопасности процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций

В.Н. Мошкин [6] культура безопасности знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, творческое решение проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности

А. Якупов [7] овладение специальными знаниями, умениями, навыками, методами и способами морально-психологической подготовки

В.В. Филанковский [8] ценностные установки на личную и коллективную безопасность, ответственность за моральные и профессиональные действия, нормативность поведения

Ю. Репин, Г. Чеурин [9] культура безопасности жизнедеятельности безопасный» стиль мышления и тип поведения

Л.Н. Горина [10] деятельность человека, представленная в системе социальных норм, убеждений и ценностей

В.Я. Сюньков [11] систему социальных норм, взглядов, убеждений и ценностей

В.В. Сапронов [12] готовность к решению любых теоретических и практических задач в жизни

A.B. Генералов [13] культура личной безопасности философия выживания личности, состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей и интересов от вредных воздействий

1. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5-11 кл.: метод. пособие / Р. А. Дурнев, А.Т. Смирнов. - М.: Дрофа, 2008.

2. Security Culture [Electronic resource]. - Режим доступа: http://mlcastle.net/raisethefist/security.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

3. A Basis for Morality [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.onelife.com/ethics/brule.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

4. Developing a culture of security [Electronic resource]. [2003] - Режим доступа: http://strategy.co.za/regular.asp?pklRegularID=1391&pklIssueID=245, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

5. Кузнецов, В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. - (Серия "За Нашу и Вашу безопасность". - Приложение к журналу "Безопасность Евразии"). - М.: Наука, 2001.

6. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2004.

7. Якупов, А. Что такое культура безопасности? ОБЖ // ОБЖ. - 2006. - №11.

8. Филанковский, В.В. Культура безопасности личности школьника // Северо-Кавказский государственный технический университет. - 2010. - 15 апреля [Э/р]. URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/zchs

9. Немкова, И.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов: учеб. пособие / И.Н. Немкова, Л.Н. Макарова. - Тамбов, Новосибирск: Центр-Пресс, 2007.

10. Горина, Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: монография / под науч. ред. Ю.К. Черновой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001.

11. Организация и методика преподавания в образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" (курсы ОБЖ и БЖД): учебно-методические материалы и рекомендации / В.Я. Сюньков [и др.]; под ред. Сюнькова В.Я. - Москва: МИОО: Московские учебники, 2008.

12. Сапронов, В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // "ОБЖ". - 2002. - №3.

13. Немкова, И.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов: учеб. пособие / И.Н. Немкова, Л.Н. Макарова. - Тамбов, Новосибирск: Центр-Пресс, 2007.

Статья поступила в редакцию 06.09.10

УДК 371. 01

Е.П. Позднякова, асп/ ГОУВПО "ЧГПУ", г. Челябинск, E-mail: kate-085@yandex.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлены модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, раскрывающая содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные аспекты обеспечения данного процесса, а также педагогические условия ее успешной реализации.

Ключевые слова: модель, педагогические условия, метапредметные компетенции, развитие, младший школьный возраст.

Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В свою очередь, новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем [1]. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено ме-тапредметным результатам, которые дополняют "портрет современного выпускника начальной школы" такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умения планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младшего школьника (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и расширяют метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет "использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа" [2], основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех участников образовательного процесса [3]. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, потенциал которых может быть использован для развития метапредметных компетенций у младших школьников. Следовательно, возникла необходимость проектирования модели развития метапредмет-ных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий.

В основу проектирования данной модели была положена теоретико-методологической стратегии исследования, учитывающая положения компетентностного, субъектно-деятельностного и системного подходов. Выбранная стратегия позволила нам подчеркнуто целостность и структурированность исследуемого процесса, его этапно-ориентированный характер, оптимальную направленность на достижение ожидаемого результата - повышение уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников.

Описываемая модель раскрывает содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные аспекты обеспечения развития метапредметных компетенций у млад-

ших школьников средствами интерактивных технологий и представляет собой системное образование, состоящее из целевого, содержательного, организационного и диагностико-результатив-ного компонентов.

Целевой компонент представляет собой систему целей и задач развития метапредметных компетенций у младших школьников. Основная цель - повышение уровня развития регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций у младших школьников за счет реализации педагогического потенциала интерактивных технологий в образовательном процессе начальной школы - определяет стратегический замысел моделируемого процесса и раскрывается через систему промежуточных целей и задач.

Содержательный компонент несет в себе предметно смысловое наполнение и представлен метапредметными компетенциями младших школьников. В нашем исследовании под мета-предметными компетенциями младшего школьника понимается система обобщенных способов действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающая младшим школьникам продуктивное выполнение различных видов деятельности. Таким образом, выделяют регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции. Компонентный состав каждой компетенции определяют соответствующие универсальные учебные действия. В основу данной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Согласно п. 9. ФГОС целостная система универсальных учебных действий представляет собой: 1) регулятивные учебные действия - целе-полагание, планирование, коррекционные и контрольно-оценочные действия, волевая саморегуляция; 2) познавательные учебные действия - исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач; 3) коммуникативные учебные действия -умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя [2].

Организационный компонент отражает многообразие целесообразных форм (индивидуальной, групповой, работы в парах, тройках, четверках и пятерках), методов (исследовательских, тренажерных, игровых, креативных) и средств, (материальных и идеальных) нацеленных на повышение уровня развития мета-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.