ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
П.П. Кайгородова,
директор Иркутского техникума экономики и права Сибирского университета потребительской кооперации
polkaing@mail.ru
В статье рассмотрены вопросы моделирования управляющего воздействия на конкурентоспособность профессионального учебного заведения, раскрыто значение анализа структуры и динамики развития регионального рынка специалистов, предложена общая схема определения стратегических приоритетов образовательного учреждения.
Ключевые слова: образовательные услуги, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, рынок специалистов, стратегическое планирование.
УДК 338.46:37 ББК 74.584
Исследуя проблему конкурентоспособности профессиональных учебных заведений, большинство авторов уделяют внимание исключительно рынку образовательных услуг, значительно меньшее число авторов — исключительно рынку труда (в части рынка специалистов). По нашему мнению наиболее полно выявить и оценить конкурентоспособность профессиональных учебных заведений позволяет только лишь одновременный анализ двух самостоятельных рынков: рынка образовательных услуг и рынка специалистов. Только такой подход может претендовать на комплексный характер, а соответствующая методика — на звание комплексной методики.
Отметим, что в настоящее время большая часть прикладных исследований рынка специалистов ориентирована на рассмотрение профессиональных компетенций применительно к конкретной профессии, т.е. они касаются требований работодателей к качественным характеристикам выпускника. Количественный аспект кадровых потребностей развития региональной экономики, в том числе в разрезе групп профессий и отдельных специальностей подготовки применительно к системе профессионального образования, практически не является предметом упомянутых исследований.
В настоящее время информационные потоки на рынке специалистов, регистрируемые службой занятости, не отражают всей необходимой информации о нем. В свою очередь следует отметить, что информация, собираемая службой занятости, слабо структурирована, имеет нечеткие аналитические ориентиры. Слабо, на наш взгляд, развиты информационные потоки между Федеральной государственной службой занятости, Министерством образования и науки РФ и работодателями, что приводит к диспаритету структуры профессиональной подготовки и потребностей регионального рынка специалистов.
От текущего статистического анализа и мониторинга мы предлагаем перейти к прогнозированию показателей рынка специалистов по расширенной информационной базе с включением результатов оперативного и ретроспективного анализа. Последовательность такого прогнозирования представлена на рис.1.
Важным является тот факт, что прогнозирование показателей перспективного состояния рынка специалистов проводится как по экспертным оценкам, так и с применением аппарата математического моделирования и анализа. Данная методика прогнозирования является, по нашему мнению, перспективной для научно-практического использования на региональном рынке специалистов.
Вместе с тем, применительно к выработке конкурентной стратегии профессионального учебного заведения, предлагаемая методика носит достаточно сложный геоинформационный характер. Многие показатели можно получить только проводя единовремен-© ПСЭ, 2013
Рис. 1. Последовательность прогнозирования рынка специалистов
ные (или систематические) социологические опросы работодателей, специалистов службы занятости, рекрутинговых агентств, экспертов-аналитиков и других специалистов, что, несомненно, связано с дополнительными (и постоянными в случае реализации систематизированного подхода) затратами.
В целях методического обеспечения процесса аудита внешней среды (в части исследования структуры и динамики развития рынка специалистов) в соответствии с разработанным механизмом, в качестве одной из наиболее приемлемых моделей развития и прогнозирования данного рынка предлагается использовать эволюционную модель Е.Г. Пугачевой и К.Н. Соловьенко [4, с. 35]. Использование при оптимизации упомянутой модели системноэволюционного подхода к методологическому и теоретическому познанию рынка специалистов, изложенного в работе С.Г. Михневой [2] позволило нам добавить к перечисленным в вышеупомянутой модели уровни, описывающие состояние регионального рынка специалистов: сегодняшнее состояние, текущие потребности и перспективные потребности (рис. 2). Каждый из представленных уровней представляет собой состояние регионального рынка специалистов в определенный момент времени, с сохранением многоуровневой структуры и эволюционной модели развития.
Предлагаемая на рис.2 схема может служить инструментом для определения стратегических приоритетов развития образовательного учреждения в зависимости от удовлетворения «уров-невой» потребности рынка специалистов и стратегического управления «портфелем образовательных программ». Ориентация на удовлетворение региональных потребностей требует меньших затрат и вложений, нежели подготовка специалиста международного уровня. Например, подготовка специалиста в области информационных технологий для завтрашнего российского (мирового)
21 9
Завтрашний мировой рынок специалистов
Сегодняшний мировой рынок специалистов
Завтрашний российский рынок специалистов
Потребности сегодняшнего российского рынка специалистов
Российский рынок специалистов сегодня
Завтрашний региональный рынок специалистов
Потребности сегодняшнего регионального рынка специалистов
Региональный рынок специалистов сегодня
Рис. 2. Многоуровневая схема эволюционной модели рынка специалистов
кадрового рынка потребует дополнительного привлечения специалистов по перспективным технологиям и организацию процесса сертифицирования обучаемых по специализированным программным средствам с учетом требований международных стандартов, что, в свою очередь, потребует дополнительных затрат.
Проведя анализ по перечисленным уровням эволюционного развития рынка специалистов в отношении своих выпускников (в разрезе отраслевой принадлежности и специализации), профессиональное учебное заведение аккумулирует информацию относительно уровневой конкурентоспособности образовательных программ. Полученные аналитические данные уровневой конкурентоспособности образовательных программ, социально-экономические показатели ресурсного ограничения образовательного учреждения с учетом выявленных структурных и поведенческих барьеров ложатся в основу конкурентной стратегии и тактики учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Моделирование управляющего воздействия на конкурентоспособность специалиста должно строиться на основе массива аналитической информации о рынке труда и рынке образовательных услуг одновременно. Сбор аналитической информации производится с использованием предлагаемой нами комплексной методики параллельно-последовательного исследования рынка образовательных услуг и рынка специалистов локального региона, которая состоит из следующих этапов:
1. Анализ факторов внешней среды — проводится исследование состояния и развития в регионе следующих факторов: экономических, социально-демографических, научно-технических, политических, культурных, природно-климатических, программноцелевых (наличие специализированных программ развития).
2. Анализ отраслевой структуры, институциональных ограничений и «профиля» образовательной среды региона, структуры и динамики развития рынка образовательных услуг региона. Изучаются нормативные и распорядительные документы Министерства образования и науки РФ. Принимая правила и ограничения на основную деятельность, отраженные в нормативных и законодательных актах, профессиональное учебное заведение стремится наиболее полно соответствовать обозначенным институциональным ограничениям. Оптимизация структуры государственных расходов и урегулирование отношений на рынке образовательных услуг в настоящее время принимает достаточно жесткую форму и приводит зачастую к вмешательству государства (в лице Министерства образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) в организационно-управленческую деятельность учебных заведений и даже к ликвидации последних.
3. Анализ сложившейся рыночной конъюнктуры региона: состояния, темпов и направлений развития «профиля» промышленной среды региона, включая результаты программно-целевого анализа, отраслевые и региональные программы, долгосрочные прогнозы развития реального сектора экономики, программы развития инфраструктуры жизнеобеспечения (транспорт, энергетика и т.д.), прогнозные расчеты региональной службы занятости относительно предполагаемого высвобождения работников и др.
4. Анализ структуры и динамики развития рынка специалистов, выявление критериев конкурентоспособности специалистов.
5. Анализ внутренней среды профессионального учебного заведения: состав «портфеля образовательных программ», выявление ресурсных ограничений деятельности.
6. Исследование «профиля образовательной среды» региона — изучается состояние, структура, взаимосвязь и влияние субъектов рынка образовательных услуг.
7. Анализ собственной деятельности образовательного учреждения, SWOT-анализ, конкурентоспособность выпускников, ресурсные ограничения. Формируется целостное видение положения анализируемого учебного заведения на рынке образовательных услуг, выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, проводится анализ уровня трудоустройства выпускников за исследуемый период, структуры доходов, систем ценообразования.
8. Прогнозирование тенденций развития «профиля» промышленно-экономической среды и изменения структуры регионального рынка специалистов, прогноз востребованности специальностей, прогноз изменения «профиля» образовательной среды региона, структуры и динамики развития рынка образовательных услуг.
Для получения прогнозных комплексных характеристик отраслевого уровня занятости целесообразным, на наш взгляд, является использование функции Харрода в целях построения математической модели сценарного развития макроэкономических параметров субъекта Федерации [1, с. 60]. Предлагаемая модель связывает макроэкономические показатели, причем последние абсолютно доступны на официальных сайтах федеральной и региональной статистики. При наличии соответствующих данных становится возможным рассчитать прогнозируемую численность занятых в исследуемой отрасли.
Для большинства субъектов Федерации являются открытыми данные в части планируемых инвестиций в региональную экономику до 2015 года, а иногда и до 2020 года. Имеются оценки доли оплаты труда в ВРП, которые органами статистики наблюдаются с 2000 года. Таким образом, располагая исходными данными с 2000 года до 2011 года, а также их прогнозными изменениями до 2020 года, представляется возможным расчет изменения абсолютного числа занятых в разрезе отдельных отраслей региона.
Выявление в процессе анализа групп наиболее востребованных специальностей, а также параметров востребованности по отдельным специальностям, является основной целью анализа.
9. Определение стратегических приоритетов развития образовательного учреждения при выполнении критерия эффективности. Функция стратегического планирования лежит в области компетенции топ-менеджмента профессионального учебного заведения. Принятие решения относительно эффективности «портфеля» образовательных программ и его дальнейшего развития принимается в настоящее время на основе исторических традиций развития образовательного учреждения, его отраслевой направленности, текущих результатов деятельности. Приоритетом открытия новых специальностей является, в первую очередь, спрос на специальности на рынке образовательных услуг и текущие запросы работодателей относительно специалистов. Как нами уже упоминалось ранее, рынок специалистов и система профессионального образования разбалансированы, отсутствуют критерии для обеспечения долгосрочного планирования.
10. Оптимизация организационно-экономического механизма управления подготовкой специалистов. На основании полученной аналитической информации руководством профессионального учебного заведения определяются слабые места в организации образовательной деятельности и планируется порядок изменений.
11. Анализ эффективности деятельности согласно принятым стратегическим целям и ресурсным ограничениям. Примером стратегического инструментария, позволяющего повысить уровень управленческих решений относительно имеющихся в учебном заведении образовательных программ является использование стратегического анализа «портфеля образовательных программ».
Временные рамки проведения анализа и составления прогноза востребованности специалистов определены в Федеральном Законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем определены сроки прогнозирования на долгосрочную (от 5 до 10 лет) и среднесрочную (от 3 до 5 лет) перспективу и указываются основы государственного прогнозирования. На базе указанного Закона и соответствующих прогнозов социально-экономического развития на региональном уровне разрабатываются прогнозы в отношении развития промышленности области и, соответственно, строится прогноз востребованности специалистов разных отраслей промышленности [3]. На основе программы социальноэкономического развития, определяющей основные приоритеты в развитии отдельных отраслей народного хозяйства региона, должны строится стратегия и тактика промышленных и коммерческих
предприятий, а также должны определятся основные тенденции развития в области занятости и подготовки кадров.
Применительно к профессиональному учебному заведению такие исследования должны носить научный характер, но при этом принятые в законе временные рамки прогнозирования для этого не подходят (1 и 2 года — краткосрочное прогнозирование; 5 и 10 лет — соответственно среднесрочное и долгосрочное).
Исходя из особенностей функционирования профессионального учебного заведения на образовательном рынке и эволюционной модели развития рынка специалистов должно быть определено, какие специальности будут востребованы на рынке труда через определенный период. Нами определен оптимальный временной период для положительного отклика на изменения рынка труда.
Т=^1 (1)
где N — период обучения в учебном заведении и I—время реакции на результаты исследования для организации обучения по вновь востребованной специальности (примерно 1-2 года). Именно эти временные рамки являются наиболее приемлемыми при проведении анализа и составлении прогнозных оценок.
Из-за отсутствия готовой аналитической информации, для выполнения такого планирования необходимо получать оперативную информацию непосредственно от потребителя продукта системы образования — промышленного (коммерческого) предприятия. В этом случае учебному заведению необходимо поддерживать непосредственную связь с предприятиями, которые уже выступают заказчиками на потребление готового продукта в виде специалиста с определенным качеством знаний и умений. Актуальность проведения исследований подтверждается и тем фактом, что в период продолжающейся «демографической ямы», когда число абитуриентов сократилось в 2-3 раза, система профессионального образования должна эффективно среагировать на изменение количества абитуриентов и снижение востребованности специалистов на рынке труда.
На уровне региона исследование рынка образовательных услуг и рынка специалистов должно носить комплексный глобальный характер: необходимо определить степень развития потребительского рынка, состояние производственной базы, определить потенциал развития экономики, степень привлекательности для вложения инвестиций и т.д.
В этих условиях прогнозный расчет потребностей рынка специалистов может рассматриваться как важная часть в составе стратегической информации, необходимой при разработке мероприятий, связанных с регулированием и контролем изменений регионального рынка образовательных услуг, со стратегическим планированием системы подготовки специалистов, ориентированной на спрос. Владение такого рода информацией и трансформирование её в управленческое воздействие на образовательный процесс позволит профессиональному учебному заведению обеспечивать свою конкурентоспособность максимально эффективно (причем в долгосрочной перспективе), тем самым получая неоспоримое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
Сведения, полученные в результате подобных исследований, позволяют сформировать комплекс критериальных оценок состояния, динамики и тенденций развития социально-экономичес-
кого, технологического, политического, конкурентного состояния внешней среды для определения важнейшего фактора конкурентоспособности — уровня востребованности специалиста. На первоначальном этапе интегральную оценку востребованности можно получить используя экспертные методы, формируя команды экспертов и предоставляя полученную в ходе исследования информацию для интерпретации и синтеза организационно-управленческого решения по образовательным программам [5, 6].
Например, собранные сведения могут свидетельствовать о снижении спроса промышленно-экономической среды региона на универсальные экономические специальности. В этом случае эксперты формируют решение либо об изменении структуры «портфеля» образовательных программ в сторону сокращения, либо определяют наиболее перспективные направления специализации — логистика, маркетинг, финансовый анализ и т.д.
Впоследствии, сформировав банк вторичной аналитической информации о механизме трансляции собираемой информации в управленческое воздействие, становится возможным формализовать этот процесс до уровня расчета комплексного аналитического коэффициента. В качестве примера такого перспективного коэффициента возможно использовать индекс востребованности специалиста, который может быть рассчитан следующими методами: эталонного образца (сравнение идеального уровня востребованности с действительным); интервальной оценки (формирование интегрального показателя на основе множества или суммы показателя в определенных ограничивающих шкалах измерения); оценки индексов соответствия и т.д. Формирование такого показателя является перспективным направлением для дальнейших научных исследований в области управления конкурентоспособностью специалистов и, в конечном итоге, обеспечения конкурентоспособности учебного заведения.
Таким образом, основными этапами деятельности по прогнозированию потребности в специалистах, по нашему мнению, должны стать:
— выработка методических подходов к исследованию рынка специалистов с учетом региональной специфики экономического развития;
— установление сотрудничества с региональным отделением Федеральной государственной службы занятости населения, а также со всеми государственными органами, занимающимися анализом и прогнозированием потребности в специалистах;
— организация партнерских связей с организациями и предприятиями различных форм собственности, анализ влияния кадрового потенциала на тенденции их развития, стратегическое прогнозирование потребности в специалистах;
— проведение совещаний с участием представителей деловых кругов с целью выработки общей стратегии для адаптации имеющейся системы подготовки специалистов к требованиям рынка труда;
— внедрение информационной системы для формирования базы данных о спросе на рынке труда;
— разработка принципов партнерского взаимодействия «учебное заведение — предприятие» в целях активного воздействия на региональную кадровую политику.
Литература
1. Гребнев Л. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. — 2010. — №3. — С. 20-40.
2. Михнева С.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход). — М.: Высшая школа, 2009. — 220 с.
3. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации / В.А. Гуртов, Л.Я. Березин, В.А. Матвеев, С.В. Сигова и др. — М.: Изд-во «Кучково поле», 2008. — 496 с.
4. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Эволюционная модель рынка труда специалистов // Alma mater. — 2004. — № 6. — С. 34-38.
5. Чекмарев В.В. Инновации в образовательных системах: экономизация проблемы // Экономика образования. — 2009. — №4. — С. 32-36.
6. Шабалина А.Н. Гуманитарно ориентированный подход в системе университетского комплекса как фактор модернизации образования // Среднее профессиональное образование. — 2009. — №9. — С. 4-6.
22 1