УДК 796.012.656
Д. А. Семенив
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СОЗНАТЕЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО БЛОКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Существует потребность в связи ступеней современного образования на уровнях здоровья, культуры и физической подготовленности школьников через средства эстетической культуры. Чем раньше закладываются теоретические основы эстетической культуры учащихся, тем эффективней формирование образованной и культурной личности подрастающего поколения.
There is a need to integrate the stages of modern education at the level of healthcare, culture and physical training of schoolchildren by means of aesthetic culture. The earlier the theoretical framework of aesthetic culture is instilled into schoolchildren, the more efficient is the development of an educated personality of the young generation.
Ключевые слова: физическая культура; эстетическая культура; компоненты эстетической культуры; хореография.
Key words: physical culture; aesthetic culture; components of aesthetic culture; a choreography.
Формирование эстетической культуры является одной из приоритетных задач общеобразовательной школы [1], решение которой требует обновления и разработки способов передачи знаний из этой области. Один из путей — применение средств искусства, в частности хореографии, — можно успешно реализовать в режиме третьего урока физической культуры. Без участия эстетического компонента в воспитании младшего школьника сложно сформировать гармоничную личность, подготовленную к жизнедеятельности и восприятию окружающего мира.
Анализ различных точек зрения на структуру эстетической культуры младших школьников показал неоднозначность мнений по этой проблеме. Структура эстетической культуры представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура эстетической культуры Рабочая гипотеза исследования состояла в предположении о том, что использование средств хореографии на уроках физической культуры будет способствовать формированию компонентов эстетической культуры младших школьников и содействовать их физическому развитию, если
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 108—112.
реализовать в учебно-воспитательном процессе организационно-методических условия, предполагающие:
— целевую ориентацию процесса физического воспитания школьников на формирование их эстетической культуры;
— дидактическое построение учебных занятий с учетом возможностей средств хореографии в формировании эстетической культуры;
— дифференцированное использование форм занятий в зависимости от потребности формирования отдельного структурного компонента эстетической культуры;
— осознанное отношение педагога к необходимости формирования эстетической культуры младших школьников.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент и разработана система тестов для каждого из блоков. Для теоретического и сознательно-ценностного блоков выбраны адаптированные методики психологических тестов В. Б. Шапарь [2], указанные в таблице.
Оценка теоретического и сознательно-ценностного блоков эстетической культуры школьников
Блок Содержание Тест
Теоретический Уровень сформированности знаний из области эстетической культуры и восприимчивости к действительности Методика В. Б. Шапарь «Значение слов»
Сознательно- ценностный Уровень сформированности эстетического вкуса и взгляда Адаптивная методика В. Б. Шапарь «Оценка эмоциональных и волевых качеств»
Этап проведения формирующего эксперимента включал в себя определение уровня сформированности всех четырех компонентов эстетической культуры младших школьников и сравнение начальных и конечных результатов у каждой из групп. В данной работе представлены результаты исследования первых двух блоков (рис. 2).
В обоих тестах начальные показатели у испытуемых контрольной группы были незначительно выше (р > 0,05) и разница между функциональным распределением двух групп недостоверна, следовательно, особых отличий в системе подготовке младших школьников не было. После проведения эксперимента в контрольной группе произошел прирост показателей теоретического блока на 1 ± 0,12 балла (р > 0,05), в то время как у экспериментальной группы результат первого теста улучшился на 4,14 ± 0,094 балла (р < 0,05).
9.00
8.00
7.00
6.00
5.00
4.00
3.00
2.00 1,00
Рис. 2. Сравнительные результаты сформированности компонентов теоретического и сознательно-ценностного блоков эстетической культуры младших школьников контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до и после эксперимента (баллы)
Следовательно, знания, получаемые на уроках хореографии, повысили теоретический компонент эстетической культуры младших школьников. Тестирование сознательно-ценностного блока также выявило значительные достоверные изменения в экспериментальной группе. Так прирост в блоке у этой группы составил 4,11 ± 0,1 балла (р < 0,05), а у контрольной — 0,34 ± 0,096 балла (р > 0,05).
Анализом полученных результатов явился также коэффициент вариации, который в исходном виде не превышал v < 27 %, значит, можно говорить об их симметричности относительно наибольшей частоты. После эксперимента анализ проведенного тестирования по данным компонентам достоверно подтвердил (р < 0,05) предположение о том, что наша методика занятий повлияла на развитие теоретических знаний и формирование эстетического вкуса и оценки учащихся.
Более высокие итоговые показатели сформированности теоретического и сознательноценностного блоков эстетической культуры младших школьников испытуемых экспериментальной группы мы объясняем определенными причинами:
— целенаправленным воздействием всех предложенных форм занятий по формированию теоретического и сознательно-ценностного блока эстетической культуры средствами хореографии на уроках физической культуры, обогащение сознания школьников знаниями из сферы искусства и физической культуры;
— созданием высокого эмоционального фона на всех уроках физической культуры, воспитывающего эстетическое отношение к красоте движения и музыке;
— эстетичным оформлением зала для уроков хореографии, внешним видом занимающихся, формирующих эстетическое отношение к процессу самосовершенствования;
— непосредственным эстетичным вербальным воздействием на учащихся, объяснением и оценкой учителя, проводящего уроки физической культуры с использованием средств хореографии.
Список литературы
1. Фролова А. Б. Эстетические основания культуры. Пенза, 2002. С. 73.
2. Шапарь А. В. Роль и место физической культуры в общеобразовательном процессе // Физическая культура в школе. 2005. № 4. С. 34—36.
Об авторах
Дарья Александровна Семенив — канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, е-mail: [email protected]
About author
Dr. Darya Semeniv, Moscow Pedagogical State University, е-mail: [email protected]