Научная статья на тему 'Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов'

Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗИЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ ПАРАДИГМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГОВ / ТВОРЧЕСКИ-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / POSITION-SEMANTIC PARADIGM / TEACHER / PEDAGOGUE / PROFESSIONAL AND HUMANITARIAN COMPETENCES / PROFESSIONAL CULTURE / CREATIVE-AND-INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Александр Сергеевич, Клюшкин Валентин Игоревич

В статье рассматривается позиционно-смысловая парадигма исследования профессиональных и гуманитарных компетенций современных педагогов, раскрывается сущность их профессиональной культуры и творческого инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of competences and professional culture of teachers

The paper considers the position-and-semantic paradigm of research in professional and humanitarian competencies of modern teachers, reveals the essence of their professional culture and creative innovational potential

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов»

A. С. Мищенко,

B. И. Клюшкин

(Санкт-Петербург)

Формирование компетенций

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается позиционно-смысловая парадигма исследования профессиональных и гуманитарных компетенций современных педагогов, раскрывается сущность их профессиональной культуры и творческого инновационного потенциала

Формирование профессиональных и гуманитарных компетенций (в дальнейшем по тексту просто компетенций], а также профессиональной культуры педагогов обусловлено: противоречиями модернизации базовых институтов образования и усилением социо-гуманитарных сдвигов в гражданском обществе; необходимостью разработки нового гибкого инструментария воспитания личности XXI века, позволяющего учесть ценности всех эпох человеческого прогресса; потребностью междисциплинарного осмысления эволюции современного педагогического образования. Решение данных вопросов может быть обеспечено развитием диалогической, глубинной личностной сущности российского образования [2, с. 262-263], стимулированием редукции позитивистского мышления у педагогов и обучаемых, их выходом в своём становлении за профессиональные рамки, удовлетворением потребности современного социума в трансдисциплинарно подготовленных педагогах-профессионалах [4, с. 13-19].

Проблемные поля своего пятилетнего исследования (2008-2012 гг.] мы связывали с изучением культурологических и социологических аспектов развития компетенций и профессиональной культуры педагогов лицеев и колледжей. Это позволяло выйти на решение актуальных проблем каждодневной профессиональной деятельности педагогов. Мы считали, что такое исследование даёт возможность раскрыть формирование личности самих педагогов в новом социокультурном контексте жизни нашего общества.

В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые позиции и аспекты проведённого нами исследования: позиционно-смысловую парадигму исследования профессиональной

деятельности современных педагогов; основные группы их компетенций; сущность профессиональной культуры и творческого инновационного потенциала педагогов. На наш взгляд, исследование данных аспектов позволяет составить вполне адекватное представление о сущностных изменениях в деятельности современных педагогов.

В ходе исследования для выявления условий и факторов изменения различных групп компетенций педагогов мы совместно с коллегами (Н. М. Александрова, В. А. Мелехин] провели сравнительный анализ развития деятельности современных российских, украинских и финских преподавателей. В его рамках мы проанализировали профессиональные и гуманитарные компетенции педагогов этих стран. Это дало возможность раскрыть важную роль макросоциальных условий в их развитии. В частности, по результатам данного исследования мы сделали следующий вывод: социокультурные основы развития педагогической деятельности имплицитно обусловлены экономической глобализацией; усилением культуроцентричности производства и необходимостью его кардинального преобразования в этом направлении; интеграцией профессионального обучения человека с организацией производительного труда и современными рыночными институтами; переходом ценностей рыночной экономики из субкультурного состояния во всеобщее состояние современного российского общества; интенсивной образовательной и профессиональной интеграцией работников в европейские эду-кационные институты и производственные структуры; потребностями общества в специалистах, способных выступать в качестве субъекта современной производственной,

технологической и трудовой культуры, в инноваторах, создателях интенсивных технологий с вытекающими отсюда новыми требованиями к подготовке молодежи по канонам передовой профессиональной культуры, с экономизацией педагогического труда, с его усложнением, с ростом общественного запроса на синтез различных групп компетенций современных педагогов, с модернизацией образования, нацеленного на воспитание социально-интегрированного молодого специалиста, в том числе и педагога как междисциплинарно подготовленного специалиста.

Для эффективного решения своих научных задач мы разработали особую позиционно-смысловую парадигму исследования, предназначенную для анализа эмерджент-ных единиц профессиональной деятельности и различных групп компетенций педагогов, а именно позиций и смысла их учебной и воспитательной практики.

Эксперимент показал, что позиционносмысловая парадигма исследования профессиональной деятельности и компетенций педагогов позволяет их проанализировать как целостность. Она дает возможность включить в исследование такие понятия, как профессиональный и квалификационный статус преподавателей; соотношение их физических и умственных усилий; позиционные возможности последних; их целевые, ценностные и смысловые характеристики развития в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Данная парадигма исследования позволяет определить не только относительно стабильные элементы профессионального труда и компетенций педагогов, но и его особые динамичные социальные формы, активно взаимодействующие с фундаментальными общественными условиями их жизнедеятельности. Оказалось, что парадигма применима и к сфере промышленного труда [6]. Разработанная парадигма исследования позволяет: изучить деятельность педагога через синтез культурологии, экономики, социологии, про-фессиологии и педагогики; провести научный анализ и раскрыть систему его ценностных и смысловых позиций в образовательном процессе; определить качество и сложность, квалификацию и возможный потенциал педагогов в области ценностного воспитания учащихся как личности, профессионала и гражданина. Познание позиций и смыслов деятельности педагога дает возможность пере-

крестным образом применить культурологические и социологические подходы к исследованию формирования его компетенций, категориально отразить особый целостный, ансамблевый характер учебной и воспитательной деятельности в лицее и колледже.

В частности, в процессе разработки индикаторов диагностики формирования ценностного содержания профессиональной деятельности педагога была выявлена его сопряженность с личностно ориентированной модернизацией образовательной среды, с созданием условий для продуктивного диалога педагогов и учащихся как субъектов, равноправно участвующих в практике учебного процесса, с приобщением педагогов и учащихся к глубинной диалогической сущности современной культуры и формированием представлений о пространственно-временных координатах её развития, с прояснением педагогами и учащимися ценностной сущности различных современных культур и воспитанием у них твёрдой приверженности к отечественной культуре.

В исследовании профессиональных и гуманитарных компетенций современных педагогов были раскрыты основные сферы их проявления (сфера учебной и воспитательной деятельности педагога внутри образовательного учреждения, сфера формирования и развития его корпоративной культуры; сфера свободного времени учащихся, гуманитарно насыщаемого педагогами]; их взаимосвязи с базовыми функциями учебно-воспитательного процесса (индивидуализацией, профессионализацией, социализацией, культурацией); с основными видами деятельности педагога (гностической, проективной, конструктивной, коммуникативной, организационной, ценностно- и смыслоформирующей].

В ходе исследования удалось обосновать группы профессиональных и гуманитарных компетенций педагогов. К профессиональным компетенциям педагогов были отнесены ключевые компетенции, базовые и специальные компетенции. Среди ключевых компетенций выделены группы: социальные, экономические и политические компетенции; информационные и социально-личностные компетенции; так называемые индивидуально развивающие, «^е^-компетенции»; инструментальные трудовые компетенции педагогов. Среди базовых или общепрофессиональных - компетенции педагогов, применяемые

ими в области проведения диагностики процесса обучения; используемые при создании современных методик и технологий обучения; выражающие их профессиональное самообразование, готовность к исследовательской деятельности, организацию работы с учащимися, определяющие неконфликтное общение с коллегами, учащимися и их родителями. В специальные компетенции педагогов включены: научное знание преподаваемого учебного предмета; способность практически интегрировать преподаваемый учебный предмет с другими дисциплинами при обучении и воспитании своих учащихся, в частности включать в методику учебного предмета новые компьютерные технологии,

К гуманитарным компетенциям педагогов мы отнесли: религиозные, этические, эстетические и художественные, включая межкуль-турное взаимодействие с учащимися, позволяющее преподавателям ввести обучаемых в нравственную, духовную и художественную жизнь общества, создать гуманитарно ориентированные учебно-воспитательные условия в лицее и колледже, сформировать личностные отношения с учащимися, развить ценностно насыщенное пространство образовательной организации, обеспечить ансамблевый характер учебной и воспитательной деятельности, выдвинуть новые идеи и сохранить традиции в области ценностного развития всего педагогического коллектива.

В процессе изучения деятельности педагогов было показано, что их гуманитарные компетенции имплицитно связаны с воспитанием ценностной сферы учащихся, с культурной насыщенностью всего образовательного процесса, с условиями, расширяющими личностный потенциал современных педагогов. Эти факторы позволяют: обосновать сущность и личностные условия формирования у педагогов необходимых профессиональных и гуманитарных компетенций; систематизировать требования к профессиональной и гуманитарной компетентности педагогов в области разработки и использования ими инновационных интенсивных методических систем; установить изменения в педагогической деятельности, в профессиональных и гуманитарных компетенциях как элементах подготовки современных молодых преподавателей.

Важным в исследовании является то, что оно позволило разработать подходы к перекрёстному культурологическому и социоло-

гическому анализу профессиональной культуры и творческого инновационного потенциала педагогов в части обоснования: онтологической двойственности развития педагогической деятельности; построения и диагностики развития различных типов отношений внутри педагогического коллектива образовательной организации, процесса непрерывного развития педагогов как «Личности -Профессионала - Гражданина»; системномерного и логико-смыслового постулатов развертывания научного анализа взаимодействия организационных и воспитательных компонентов формирования современной профессиональной культуры и творческого инновационного потенциала педагогов.

Для этого мы рассмотрели профессиональную культуру педагогов как интегральное явление и высшую форму их профессиональной и гуманитарной компетентности, как исторически выработанную систему специальных знаний, способов и норм, необходимых педагогам для осуществления продуктивной образовательной деятельности и постоянного ее насыщения ценностным и мировоззренческим содержанием. В процессе исследования было выявлено, что взаимодействие организационных и воспитательных компонентов формирования профессиональной культуры педагога осуществляется на трех фундаментальных уровнях, а именно на личностном уровне (через его ценности и идеалы, творческое, эстетическое и художественное самоопределение педагога); на собственно профессиональном уровне (через ценностно-смысловые индикаторы содержания их деятельности, профессиональные и социальные статусные установки); на гражданском уровне развития личности педагога (через показатели их экономической мотивации, включенности в корпоративную культуру образовательного учреждения, политической ориентации).

Как показывают результаты исследования, опора на данные константы позволяет раскрыть механизм единого взаимоувязанного развития педагога как личности, профессионала и гражданина. Его генетика состоит в следующем: личностное развитие педагогов через формирование их экономической и профессиональной заинтересованности, через кристаллизацию их профессиональных и гуманитарных компетенций, через творческую организацию их деятельности и досуга детерминирует становление у последних сис-

темы ценностей, смыслов и трудовых диспозиций на непрерывное саморазвитие в качестве не только специалистов, но и активных граждан своего региона и всего общества. В данном механизме естественно действуют и обратные связи и взаимодействия указанных выше компонентов. В процессе анализа была также уточнена структура критериев и показателей модели профессиональной культуры педагогов, которая характерна для современных условий модернизации учебно-воспитательной среды образовательных организаций. Она дала возможность апробировать алгоритмы диагностики и корреляционного моделирования формирования профессиональной культуры педагога, позволяющие операционально представить культурное продвижение педагогов в качестве субъектов образовательной среды лицеев и колледжей.

Для более глубокого анализа профессиональной культуры педагогов рассмотрен их творчески-инновационный потенциал. Удалось установить, что мера развития инновационного потенциала педагогов как ядра их профессиональной культуры проявляется через новое качество результата их деятельности, через её неповторимую структуру и значение для социального, нравственного и духовного прогресса учащейся молодежи. Выяснено, что самыми сильными факторами формирования творческого инновационного потенциала педагогов выступают следующие:

- их включенность в систему производительного труда общества;

- качество отношений педагогов и учащихся внутри образовательного учреждения;

- превращение учебной и воспитательной деятельности в процесс субъектного-личност-ного со-формирования педагогов и учащихся.

Таким образом, было показано, что в формировании творческого инновационного потенциала педагогов самое главное - это их умение найти эффективные инструменты развития современной учебной и воспитательной деятельности, максимально расширяющие её культурные детерминанты, исторически развивающееся содержание последней.

Обоснована совокупность интегральных компонентов развития творческого инновационного потенциала педагогов, а именно наличие: профессионального и личностного самоопределения; желания непрерывно - эстетически и художественно - развиваться;

творческой целевой позиции в образовательном и жизненном процессе. На этой основе мы разработали векторы формирования творческого инновационного потенциала современных педагогов и апробировали его индикаторы, позволяющие в процессе социального и педагогического мониторинга опера-ционализировать его зависимость от макро-социальной образовательной среды образовательных организаций, от системы отношений педагогов между собой и с учащимися, от ценностных доминант, господствующих в среде педагогов, от целей их профессиональной активности и мобильности, от уровня зрелости их личности и той роли, которую они выполняют в развитии социальной и учебно-воспитательной среды образовательной организации.

Выявлены и негативные условия, препятствующие формированию профессиональной культуры и творчески-инновационного потенциала педагогов. Установлено, что за последние 10-15 лет в педагогических коллективах «не практикуется» формирование современных гражданских позиций учащейся молодежи, а её эстетическое, художественное и нравственное воспитание сведено к минимуму. Эти позиции отметили от 55 до 80% педагогов. Это негативно сказывается на инновационном характере, организации и содержании всего воспитательного процесса в учебных учреждениях: 86% педагогов «стало труднее работать», у 40% педагогов снизилась удовлетворенность отношениями со своими учащимися. Еще 44 и 55% педагогов указали на то, что они, соответственно, не удовлетворены результатами обучения и воспитания молодежи. Однако, как показывают наши исследования, на этом негативном фоне у педагогов пока достаточно явственно доминирует позитивная мотивация осуществления ими своей профессиональной деятельности.

Исследование позволило установить, что формирование современной профессиональной культуры педагогов лицеев и колледжей имплицитно связано с их развитием в качестве междисциплинарно (профессионально и гуманитарно) компетентных специалистов. Этот процесс онтологически связан с возникновением «экономики знаний», с формированием интегрального базиса повышения результативности образования и эффективности производства - с единым набором ка-

честв, требующихся как учащимся (для успешной учебы), так и специалистам, работающим на рабочих местах «новой экономики». Тем и другим для успешного осуществления своей деятельности требуются общие способности: скорость восприятия знаковой информации; навыки математического счета; скорость и точность восприятия учебной информации, а также технических объектов; логическое мышление; навыки концентрированного, сосредоточенного внимания и развитые пространственные представления; гибкость словесно-логического мышления [1, с. 65-66;

5, с. 101]. Другими словами, культурные, экономические, социальные и политические характеристики современного общества, междисциплинарные по своей природе - лингвистические, математические, информационные и коммуникативные - компетенции специалистов, возникшие в последние десятилетия, образуют специфические «силовые линии» изменения профессиональной культуры современных педагогов. Они формируют закономерности развития образовательных объектов, их общие принципы, определяют междисциплинарную природу подготовки педагогов, способствуют преодолению относительной закрытости педагогической науки и педагогического образования от законов глобального общественного развития. По законам обратной связи порождают новые -междисциплинарно ориентированные - требования к профессиональным и гуманитарным компетенциям педагогов. В этой ситуации деятельность образовательных организаций все больше и больше должна обеспечиваться междисциплинарно подготовленными педагогическими кадрами, способными выполнить задачи формирования современного человеческого капитала того или иного региона, всего общества. Как мы полагаем, в ближайшем будущем должна возникнуть па-радигмально новая практика интеграции смежных с педагогикой научных дисциплин -философии и социологии, психологии и физиологии, технических и других наук. Каждая из них должна занять свое место в междисциплинарной, транскультурной и трансисторичной организации педагогического знания и образовательной практики. Это потребует дальнейшего развития образовательных стандартов подготовки преподавательского корпуса - от школы до высшего учебного учреждения.

Сделан важный вывод о том, что при подготовке современных педагогов необходимо отталкиваться от специфических субстанциальных, социокультурных и педагогических оснований, имеющих междисциплинарную природу (общественной организации производительного труда, системы общего, среднего и высшего профессионального образования, от типов учебных учреждений, отношений педагогов и учащихся, от человека как субъекта образовательного процесса и т.д.). Данные основания позволяют учесть в процессе подготовки современных педагогов (в теории, законотворчестве и практике) современные тенденции институционализации науки, формирования смежных научных и учебных дисциплин, их категориальный и ме-тодный синтез: от их координации к их субординации; от их изолированности и замкнутости к их взаимодействию; от субъективности к объективности и субстратности обоснования их междисциплинарных связей; от их моноаспектного развития к их комплексному и многомерному взаимопроникновению; от их дифференциации к их интеграции, от их множественности к единой целостно организованной педагогической науке и практике [3, с. 38-58]. Это даёт возможность подключить междисциплинарный подход к профессиональной подготовке педагогов; на всех её уровнях обеспечить трансляцию культуры, общественных и профессиональных отношений в образовательную среду, с одной стороны, и передачу содержательных сигналов о жизнедеятельности педагогического сообщества всему социуму, с другой стороны.

Второй важный вывод исследования состоит в следующем. По-видимому, повышение эффективности взаимодействия организационных и воспитательных компонентов формирования профессиональной культуры педагогов должно опираться на систему стимулов и мотивов, повышающих качество взаимопроникновения различных наук, учебных дисциплин и обучающих кафедр при подготовке преподавателей; на расширение поля взаимопроникновения идей и методов различных научных и учебных дисциплин; на обеспечение фундаментальности развития педагогической практики как системы взаимодействия её разнородных дисциплинарно и междисциплинарно сложных процессов обучения, воспитания и развития личности преподавателей и учащихся. Данные факторы

позволяют повысить качество модернизаци-онных процессов в развитии и воспитании личности основных субъектов образования, рассмотреть междисциплинарные основания

их личностного, профессионального и гражданского самоопределения, повысить гуманитарную отдачу от культурации, социализации и профессионализации молодежи.

Литература

1. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство / В. Б. Супян, А. Р. Даниелов, В. Б. Беневоленский и др. ; отв. ред. В. Б. Супян. - М.: Наука, 1993. - 240 с.

2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 413 с.

3. Кедров Б. М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. - М.: Мысль, 1985. - 543 с.

4. Кросс-культурный подход в науке и образовании : материалы ежегод. сем. - Вып. 7 / сост. О. А. Михалина. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 200 с.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

- 119 с.

6. Мищенко А. С., Клюшкин В. И. Профессионально-трудовая деятельность рабочих: системные аспекты её социологического анализа : науч. докл. // Социология и общество : глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. - С. 1931-1937. (1 CD ROM. ГСВЫ 978-5-904804-06-0).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.