Научная статья на тему 'Формирование исторического сознания молодежи в контексте модернизации высшей школы'

Формирование исторического сознания молодежи в контексте модернизации высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

В статье представлен опыт работы Удмуртского государственного университета по историко-патриотическому просвещению в Приволжском федеральном округе. Дан анализ организации студенческой научно-исследовательской работы, раскрыты современные модели патриотического воспитания и перспективные направления деятельности по профилактике молодежного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исторического сознания молодежи в контексте модернизации высшей школы»

УДК 378.02

Даньшина Светлана Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета delo.18@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Danshina Svetlana Anatolievna

PhD in History, assistant professor of the chair of history and political science, Institute of Social Communication of Udmurt State University delo.18@mail.ru

FORMATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN CONTEXT OF MODERNISATION OF

HIGH SCHOOL

Аннотация:

В статье представлен опыт работы Удмуртского государственного университета по историко-патриотическому просвещению в Приволжском федеральном округе. Дан анализ организации студенческой научно-исследовательской работы, раскрыты современные модели патриотического воспитания и перспективные направления деятельности по профилактике молодежного экстремизма.

Ключевые слова:

историческое сознание, патриотизм, гражданственность, модернизация, учебный процесс, компетентностный подход, молодежный экстремизм.

The summary:

The article describes the experience of Udmurt State University in the sphere of historical-and-patriotic education in Volga Federal District. There is given the analysis of the organization of students’ research, uncovered the modern patterns of patriotic education and perspective directions of activities for the prevention of youth extremism.

Keywords:

historical consciousness, patriotism, citizenship, modernization, learning process, competence approach, youth extremism.

Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине признается одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования [1]. Нарастающие по масштабам и расширяющиеся по формам экстремистские проявления в молодежной среде требуют постоянного совершенствования технологии историко-патриотического просвещения.

Историческое сознание - это сплав бытийного сознания, складывающегося на основе собственного исторического опыта, и научного знания. Его структуру образуют научные исторические знания, убеждения, ценностные ориентации и установки. Оно выступает как результат специализированной деятельности и отражает объективную реальность в форме понятий, категорий, концепций, доктрин и теорий. В настоящее время существуют различные интерпретации термина историческое сознание. Многие ученые, общественные деятели отмечают, что возрождение России возможно только на основе преодоления старых способов мышления и действия, на базе новой методологии и иного мировоззрения [2, 3].

В настоящее время в системе образования используются модели патриотического воспитания: информационно-ориентационная, предметно-деятельностная, конструктивно-позиционная, проективно-ценностная и др. [4]. Растет количество работ российских ученых посвященных проблематике молодежного экстремизма, в целом данное явление все еще недостаточно изучено [5, с. 9.].

Ключевую роль в процессе патриотического воспитания играет модернизация историкопатриотического просвещения. На современном этапе высшие профессиональные учебные заведения создают и реализуют новые образовательные программы и технологии, активно участвуют в научных исследованиях и разработках.

В Удмуртском государственном университете в реализации комплекса научноисследовательских мероприятий используется проективно-ценностная модель, которая представляет собой интегративную характеристику воспитания и самовоспитания молодого человека.

Одним из приоритетных и эффективных путей формирования инновационной модели историко-патриотического просвещения в образовательном пространстве является организация

поисковой работы и проведение научно-исследовательских работ, конференций, студенческих Олимпиад и др.

В июне 2006 г. был сформирован студенческий поисковый отряд Института социальных коммуникаций УдГУ. В Центре документации новейшей истории Удмуртской Республики студенты провели поисковую научно-исследовательскую работу с использованием методов контент-анализа, мониторинга СМИ. В ходе научного поиска были изучены материалы коллекции документов по истории Удмуртии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), документы о состоянии пионерского движения, работе тимуровских команд в годы войны. Проанализировано более тысячи статей в региональных газетах «Комсомольская правда», «Удмуртская Правда», «Ленинец», «Сталинец», «Красное знамя», «Победа», «Красное Прикамье», «Колхозная Правда» и др. [6].

В результате архивной работы с печатными изданиями военных лет собран и проанализирован материал о методах патриотического воспитания в годы войны. Воспитание молодежи, умеющей воплощать свои чувства в дела, убежденной в том, что овладение знаниями повышает экономическую и оборонную мощь страны, стояло в центре внимания руководства Удмуртии в военные годы. Важным средством патриотического воспитания в военные годы явились регулярные политические информации, встречи с фронтовиками, тематические вечера и выставки. Могучим средством воспитания и укрепления патриотизма стал разнообразный общественно полезный труд в помощь фронту. Исключительно ценной и эффективной была переписка учащихся с фронтовиками, а также с целыми подразделениями Красной Армии. Эта переписка имела обоюдное значение: в школах она оказывала неоценимое влияние на всю учебновоспитательную работу, на фронте детские письма были фактором значительной моральной силы. Газеты содержали молодежные рубрики: «Письмо с фронта», «Быть достойными своих родных — фронтовиков!» Переписка носила многосторонний и многоплановый характер. Писали с фронта и на фронт школы, классы и отдельные учащиеся, писали родным и близким, прославленным героям, одноклассникам и землякам.

Изучение традиционных и использование инновационных технологий в системе историкопатриотического просвещения является средством установления диалога государственных и социальных институтов с молодежью.

В последние годы повысился динамизм обмена информацией между структурами власти и вузами, расширились возможности участия граждан во многих актах политического действия. В 2008-2009 гг. Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики поддержало и профинансировало разработанный Институтом социальных коммуникаций УдГУ научный проект: «Разработка инновационных технологий формирования активной гражданско-патриотической позиции молодежи в современных социально-политических условиях в Приволжском федеральном округе». В рамках трех этапов НИОКР проведен комплекс научно-практических мероприятий.

Первый этап (март-май 2009 г.) - проведение всероссийских конференций, межрегиональных семинаров, круглых столов, социальных акций, гражданско-патриотических мероприятий в Приволжском федеральном округе. Второй этап (май-сентябрь 2009 г.) — проведение социологического исследования «Гражданское и патриотическое воспитание студенческой молодежи в Приволжском федеральном округе». Третий этап (октябрь 2009 г. - март 2010 г.) проведение I Всероссийской олимпиады по специальности «Организация работы с молодежью».

В 2009 г. сотрудниками Института социальных коммуникации ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», ГОУВПО «Вятский гуманитарный государственный университет», ГОУВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» было проведено социологическое исследование среди студенческой молодежи Приволжского федерального округа. Основная цель исследования - выявление уровня гражданской и патриотической позиции студенческой молодежи в Приволжском федеральном округе РФ. В рамках исследования был проведен анализ степени информированности и готовности к участию студенческой молодежи в гражданско-патриотических мероприятиях, профилактических мероприятиях по противодействию молодежному экстремизму.

Всего в исследовании приняли участие 360 человек, 55,5 % - женщин, 44,5 % - мужчин. Студенты 1-х курсов - 14,7 %, 2-х курсов - 10,8 %, 3-х курсов - 42,8 %, 4-х курсов - 27,8 %, 5-х курсов - 4,0 %. Жителей городов - 79,3 %, ПГТ - 8,1 %, сельской местности - 12,6 %.

Анализ материалов исследования позволяет дать подробную характеристику гражданской позиции студенческой молодежи, выявить эффективные инновационные технологии в формировании патриотизма, здорового образа жизни, профилактики экстремизма (в ходе исследования респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов).

Ключевой вопрос исследования: «В чем должен выражаться патриотизм?» - показал, что патриотизм в понимании всех опрошенных респондентов — это, во-первых, «забота о благополучии страны, добросовестное выполнение своего долга» (59,2 %); «желание и умение трудиться на благо Отечества» (30,0 %) и « готовность защищать Родину с оружием в руках» (23,9 %). Второе место разделяют, с небольшими различиями: «служба в Вооруженных Силах» (16,2 %); «любовь к народу, людям» (17,8 %). Менее всего в понятие «патриотизм» была вложена позиция «готовность поддерживать политические партии и движения» (4,2 %). Ответы на вопрос: «В качестве кого Вы бы приняли участие (организатора, участника)?» - позволяют выявить наиболее эффективные формы проведения гражданско-патриотических мероприятий.

Высказали желание выступить организаторами: встреч (54,1 %), конкурсов (44,8 %), лагерей, слетов (42,9 %), презентаций (40,1 %), социальных акций (39,2 %), семинаров (36,3 %), кинопросмотров (36,1 %), фестивалей (35,0 %), лекций (32,3 %), конференций (29,7 %), круглых столов (28,4 %), выставок (27,0 %), политических акций (22,7 %). Большинство студентов приняли бы участие в мероприятиях в качестве участников. Особый интерес вызвало участие в политической акции (77,3 %), круглом столе (71,6 %), выставке (73,0 %), социальной акции (60,8 %), фестивале (65,0 %), лагере, слете (57,1 %). Доля молодежи, проявляющей политическую и гражданскую активность, примерно одинакова во всех городах (Ижевске, Кирове, Саратове) и составляет в среднем 30 %, рядовыми участниками общественно-политических событий, социальных мероприятий являются 70 % студентов. По результатам проведенного комплекса научноисследовательских мероприятий можно заключить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности студенческой молодежи, осознающей свою неразрывность с Отечеством. По мнению студенческой молодежи, эффективность дальнейших мер по профилактике молодежного экстремизма в первую очередь определяется необходимостью реальной государственной молодежной политики, доходящей до каждого молодого человека, способствующей его самореализации и повышению жизненного уровня. Профилактика политического экстремизма в молодежной среде должна складываться путем улучшения образования молодежи в области прав человека, усиления мер, направленных на соблюдение правопорядка и повышения ответственности за его нарушение.

В 2010 г. в ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» совместно с социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова была проведена I Всероссийская студенческая олимпиада по специальности «Организация работы с молодежью». Специальность высшего профессионального образования «Организация работы с молодежью» достаточно молода. Подготовка по ней начата в вузах России с 2004 г. Принятие решения об открытии этой специальности - тот довольно редкий случай, когда действие властных структур было точным и сравнительно своевременным [7].

Студентами 19 вузов России (125 человек) были представлены проекты в области патриотического воспитания, профилактики молодежного экстремизма. Студенты презентовали инновационные технологии в области историко-патриотического просвещения. В частности исторические топографические игры представили студенты УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина. Современные интерактивные карты, сценарии интеллектуально-исторических викторин, акций, фестивалей, тренингов презентовали студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Курганского государственного университета, Новочеркасского политехнического института, Калужского государственного университета им. Циолковского, Нижневартовского государственного гуманитарного университета, Астраханского государственного университета и др.

В организации профилактики молодежного экстремизма студенты Кубанского государственного университета обратили внимание на необходимость расширения печатной историкопросветительской продукции. В комплексе мер по профилактике национально-этнического и расового экстремизма приоритетным является поощрение студенческой научноисследовательской деятельности в области культуры и искусства по формированию патриотизма, гражданственности и гуманизма среди молодежи. На современном этапе социальная ответственность вузов заключается в том, чтобы обеспечить адекватное понимание, признание и поддержку студенческой молодежью движения России к новому, прогрессивному облику.

Ссылки:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приложение к приказу Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393.

2. Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А. Формирование гражданственности и патриотизма (из опыта работы в Удмуртской Республике). Ижевск, 2009.

References (transliterated):

1. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 g. Prilozhenie k prikazu Minis-terstva obrazovaniya RF ot 11.02.2002 No. 393.

2. Merzlyakova G.V., Dan'shina S.A. Formirovanie grazhdanstvennosti i patriotizma (iz opyta raboty v Udmurtskoy Respublike). Izhevsk, 2009.

3. Социальный потенциал молодежи / под ред. Н.Л. Смакотиной. М., 2009.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.

5. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.

6. ЦЦНИ. Ф. 192. Коллекция документов по истории Удмуртии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Оп. 2. Документы о работе образовательных учреждений республики в годы Великой Отечественной войны (вырезки из газет: статьи, заметки, письма с фронта). Л. 25-99.

7. Бобкова Н.Д. Социально-историческая функция специальности «Организация работы с молодежью» // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2010. № 3. Шифр Ин-формрегистра: 0421000093\0126. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/index.php/3-2010/227-pedagogika/535-1

3. Sotsial'niy potentsial molodezhi / ed. N.L. Smakotina. M., 2009.

4. Vyrschikov A.N., Kusmartsev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiyskom obschestve. Volgograd, 2006.

5. Chuprov V.I., Zubok Y.A. Molodezhniy ekstremizm: suschnost', formy proyavleniya, tendentsii. M., 2009.

6. TSTSNI. F. 192. Kollektsiya dokumentov po istorii Udmurtii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945). Op. 2. Dokumenty o rabote obrazova-tel'nyh uchrezhdeniy respubliki v gody Velikoy Ote-chestvennoy voyny (vyrezki iz gazet: stat'i, zametki, pis'ma s fronta). L. 25-99.

7. Bobkova N.D. Sotsial'no-istoricheskaya funktsiya spetsial'nosti «Organizatsiya raboty s molodezh'yu» // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Electronic resource]. 2010. No.3. Code of Informregister: 0421000093\0126. Mode of access: http://teoria-practica.ru/index.php/3-2010/227-pedagogika/535-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.