Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза'

Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1954
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / PATRIOTISM / CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л.А.

В статье рассматривается проблема поиска современной стратегии развития гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Автором обобщен опыт работы университета по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of searching a modern development strategy of civic and patriotic education of students. The author summarizes university's experience on this issue.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза»

УДК 378.17

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Л.А.Зятева

В статье рассматривается проблема поиска современной стратегии развития гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Автором обобщен опыт работы университета по данной проблеме.

Ключевые слова: патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, социокультурная среда вуза.

Бережное отношение к гражданским и духовным ценностям, лучшим традициям отечественной культуры является признаком зрелости, величия нации и важным условием ее поступательного движения. Общество, утратившее способность защищать и развивать свою культуру, теряет духовную опору и саму способность развития.

Об этом говорится в Послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, где отмечается, что дефицит духовных скреп можно преодолеть, опираясь на богатство российской культуры и традиционные ценности.

Студенческая молодежь всегда являлась заметной общественной группой, влияющей на социально-политическое и духовно-нравственное развитие общества. Период студенчества выступает как возраст, открытый поискам идеалов и ценностей.

Наиболее эффективно целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь оказывается именно в учебных заведениях, в частности в вузах. Высшее учебное заведение представляет собой специально созданную педагогически обоснованную социокультурную среду, целенаправленно формирующую не только специалистов, но и граждан - патриотов. Поэтому даже в недостаточно благоприятной внешней среде внутренняя социокультурная среда вуза обладает возможностью создавать специальные педагогические условия, вырабатывающие гражданственность как моральную базу для воспитания патриотизма, целенаправленно формировать патриотические качества личности, в данном случае личности обучающегося.

Таким образом, постановка во главу угла в современной воспитательной работе вопроса о развитии гражданственности, патриотизма, укреплении духовно-нравственных скреп современной молодежи отвечает стратегическим национальным интересам России.

Как позволяет судить обобщение теоретических исследований и педагогического опыта, проблема гражданско-пат-риотического воспитания в вузе привлекает внимание современных исследователей.

Ей посвящены специальные педагогические работы, раскрывающие сущность и содержание процессов формирования у молодежи качеств личности, необходимых гражданам страны - выпускникам вузов (А.В.Беляев, А.К. Быков, О.В.Лебедева, Н.И.Евсюкова, Н.А. Сиволобова, Е.Н. Шиянов Н.М Яковлева и др.).

Однако, углубленный анализ проблемы позволяет выделить ряд обстоятельств, снижающих эффективность работы в этом направлении:

- отсутствие системности и комплексности в деятельности педагогических сообществ вузов по патриотическому воспитанию студентов;

- отсутствие единых педагогических подходов к пониманию гражданско-патриотического воспитания в ходе изучения общественных дисциплин;

- сложность в определении приоритетных направлений практической деятельности вуза по развитию основ патриотического воспитания студентов.

Серьезной проблемой в организации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студенчества остается и преодоление инертности ряда молодых людей, осознанное включение их в социальную практику.

Это определяет актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания в вузе и объективную потребность в продолжении научного поиска, обобщении передового педагогического опыта организации патриотического воспитания в студенческой среде.

Одним из важнейших остается вопрос категориальной определенности понятия «гражданско-патриотическое воспитание».

В его основе лежит категория патриотизма как одного из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками, и не претерпевших серьезных смысловых изменений. Это подтверждается данными толковых словарей разных эпох. В частности, в толковом словаре Даля этому слову дается такая трактовка: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [9]. В современных педагогических словарях патриотизм определяется как «... любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [6].

Большинство педагогов едины во мнении том, что патриотизм является базовым качеством личности гражданина. Так, К.Д.Ушинский в середине XIX века в своей работе «О народности в общественном воспитании» отмечает, что чувство патриотизма последним гибнет даже в душе злодея [10].

Академик В.А.Сластенин, профессора А.В.Беляев, О.В.Лебедева, уже в начале XXI столетия также рассматривают патриотизм и гражданственность как основу базовой культуры личности и готовности к успешной профессиональной деятельности [1; 3; 7].

Принимая гражданственность и патриотизм за основу в формировании личности и профессиональной культуры выпускника вуза, процесс гражданско-патриотического воспитания можно определить как целенаправленную, систематическую и комплексную деятельность по формированию у студентов чувства патриотизма, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей.

Такое понимание гражданско-патриотического воспитания созвучно определениям, данным в Государственной Программе патриотического воспитания и проекте Федерального Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», где оно трактуется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4; 8].

Сохраняет свою значимость и вопрос о необходимости применении системного подхода к организации гражданско-патриотического воспитания.

Опыт вузов Росси показывает, что задачи воспитания наиболее эффективно осуществляются через механизм внедрения Целевых Программ гражданско-патриотического воспитания студентов, что позволяет, не только более рационально построить модель внутривузовской внеучебной работы, но и систематизировать взаимодействие с общественными организациями города, области и страны в целом. Примером реализации системного подхода может служить целевая программа мероприятий гражданско-патриотической направленности «Нам этот мир завещано сберечь», реализуемая Брянским государственным университетом имени академика М.ГПетровского. Работа в рамках программы ведется по четырем базовым направлениям:

- молодежные акции Всероссийского и регионального значения (акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Зажги свечу» и т.п.);

- университетские социально-значимые и памятно-мемориальные мероприятия (патриотический разножанровый фестиваль «Ради жизни на Земле», межвузовский интернет-фестиваль «Поколение RU - поколению Победы», митинг-реквием у памятника Погибшим учителям и т.п.);

- выставочные проекты (книжные экспозиции «Бессмертный подвиг защитников Отечества», «Во имя павших и живых», фотоэкспозиции «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят», выставка-обзор «Наука - фронту:1941-45 гг.» и т.п.);

- научные, информационные и издательские проекты (выпуск специального номера газеты «Брянский университет», факультетских малотиражных и стенных газет, буклета о ветеранах Великой отечественной войны).

Основными задачами Программы стали следующие:

- развитие патриотизма, гражданственности как базовых общекультурных компетенций будущих специалистов;

- формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великим Победам нашего народа;

- внедрение инновационных форм гражданско-патриотического воспитания молодежи;

- налаживание диалога поколений в рамках системы патриотического воспитания;

- привлечение внимания молодежи к необходимости патронажной работы с ветеранами Великой Отечественной войны.

Анализируя основные направления реализации данной программы, следует отметить, что, реализуя ее, университет активно

моделирует свою роль в социокультурной среде региона и наряду с воплощением общеуниверситетских и внутрифакультетских проектов постоянно предусматривает участие студентов в мероприятиях городского областного и Всероссийского масштаба.

Не менее важным остается проблема совершенствования содержания и методов реализации гражданско-патриоти-ческого воспитания в социокультурной среде вуза.

Существенную нагрузку в решении вопросов содержания гражданско-патриотического воспитания должны принять на себя кафедры философии, истории, политологии и социологии.

Цель воспитательной работы кафедра видит в формировании личности студента, которому присущи высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех, социальная активность.

Поэтому и содержание деятельности ориентировано на выработку у будущих профессионалов общекультурных компетенций по формированию гражданственности и политической культуры школьников, молодежи, населения региона. В планах лекционных и семинарских занятий постоянно рассматриваются актуальные проблемы современного общества, в рамках обсуждения анализируются политические события в России и за рубежом.

Под руководством преподавателей философии истории, социологии и политологии выполняются творческие исследования студентов «Местное самоуправление: «За» и «Против» (2014 г.); «Из опыта поисковой работы школьников по изучению истории Великой отечественной войны» (2014-15 гг.) и др.

Особенно актуальной становится исследовательская деятельность, связанная с анализом общественного мнения, социальных настроений студенческой аудитории. В качестве примера можно привести социологическое исследование «Определение уровня гражданской культуры молодых брянцев», выполненное студентами БГУ в 2013 году. Практическая значимость которого заключалась в возможности определения условий и закономерностей, влияющих на изменение гражданской культуры, на формирование тенденций в гражданской культуре у молодежи.

Исследовательская работа, научное творчество обучающихся пробуждают в молодых людях сознательность, активность в выборе решений, воспитывает потребность постоянного самообразования, что и лежит в основе гражданственности как свойства личности.

В вопросе о выборе эффективных методов гражданско-патриотического воспитания предпочтение следует отдавать дискуссионным методикам, ориентированным на формирование у молодых людей высокой гражданской культуры, способности выражать и отстаивать собственное мнение в рамках цивилизованного диалога.

В БГУ достаточно активно используется методика Гражданского форума, созданная для того, чтобы помочь молодым людям осознать необходимость выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

В рамках Гражданских Форумов обсуждались проблемы развития молодежного добровольчества в Брянской области, проявления толерантности между людьми разных национальностей и вероисповеданий; вопросы, связанные с охраной мест боевой славы, открытием новых и сохранением существующих памятников природы земли Брянской и другие.

Для этой же цели преподавателями университета используются активные формы работы: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые игры, тренинги (круглый стол «Ценностные проблемы молодого поколения», дискуссии «Место религии в жизни современной России», «Как быть толерантным в России», беседа «Мировоззренческие вопросы и современная наука» и т.п.). Однако, как показывает практика, наиболее результативной оказывается проектная деятельность студентов.

Студентами университета реализуется ряд масштабных и долгосрочных добровольческих проектов, снискавших Всероссийское признание. Это, в частности, социальный проект «Поколения вместе», который в 2014 году стал победителем Всероссийского конкурса в сфере развития органов студенческого самоуправления в номинации «Лучший студенческий социальный проект в сфере добровольчества».

Он направлен на поддержку ветеранов войны, тружеников тыла, узников фашистских лагерей, ветеранов труда.

Его задачи - помощь в реализации социальных инициатив ветеранов вуза; формирование у них чувства сопричастности с жизнью университета; оказание им необходимой юридической, психологической и социальной помощи. В рамках проекта ветераны выходят в студенческие аудитории, выступают перед молодежью, проводят круглые столы, на которых

поднимаются вопросы миссии советского народа, роли советского солдата в истории войны.

Не менее значим и социальный проект «Несущий знания - бессмертен», который вошел в число победителей Всероссийского студенческого форума «Великая Победа Великой страны», проходившего при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Содержание проекта - пропаганда подвига учительства в Великой Отечественной войне. Участниками проекта был собран и постоянно пополняется материал об учителях и студентах вуза, воевавших на фронтах, в партизанских отрядах, работавших в подполье.

Включение молодых людей в процесс активной социально-значимой проектной деятельности несет в себе высокий гражданско-патриотический заряд.

Говоря о проблемах гражданско-патриотического воспитания в современных условиях, следует остановиться на вопросе развития социальной инфраструктуры этого направления воспитательной деятельности.

Важным элементом социальной инфраструктуры являются музеи учебных заведений. Значимый опыт музейной работы, накопленный в университете, БГУ, позволяет говорить об активном использовании инфраструктуры музея в целях гражданско-патриотического воспитания. Собранные экспонаты наглядно повествуют о годах становления учебного заведения, героическом времени Великой Отечественной войны и о современных достижениях. Студенческим советом музея совместно с преподавателями и сотрудниками музея проводится постоянная работа по сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Особым воспитательным потенциалом обладают памятные места, хранящие страницы истории вуза. (Памятник Погибшим учителям, Стела Погибшим сотрудникам и студентам, стенды, посвященные истории учебного заведения). Доброй традицией вуза стало возложение цветов к местам памяти, их посещают в рамках экскурсий, рассказывающих об истории учебного заведения, памятник Погибшим учителям - место проведения митингов, праздничных мероприятий, связанных с посвящением в студенты будущих педагогов.

Важное место в воспитании гражданственности и патриотизма занимает действующий при музее Совет ветеранов вуза, который организует встречи ветеранов войны и труда со студентами, в том числе в дни профессиональных праздников, и памятных для нашего народа дат.

Значимым элементом социальной инфраструктуры традиционно остается библиотека университета, где проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории учебного заведения, формируется депозитарный фонд изданий сотрудников, имеющий историческую и научную ценность. Постоянным компонентом деятельности библиотеки являются выставки, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера, посвященные дням воинской славы, памятным датам в истории области, города, истории вуза.

Существенное влияние на процесс гражданского и патриотического воспитания оказывают и вузовские средства информации. В БГУ реализуется проект «Воскресный кинозал», в рамках которого на базе актового зала демонстрируются лучшие произведения отечественной кинематографии, фильмы о русской ратной славе, патриотах Отчизны. Газета «Брянский университет» знакомит своих читателей с историей вуза и знаковыми событиями дня сегодняшнего, с лучшими студентами и сотрудниками университета. Студенты самостоятельно готовят материалы, связанные с судьбами людей, работавших или учившихся в родном вузе. В газете периодически публикуются материалы под рубрикой «Ветераны вуза», где идет речь о заслуженных работниках университета - ветеранах войны и труда, чья жизнь может стать примером для подрастающего поколения.

Таким образом, даже достаточно краткий анализ деятельности вуза дает основание утверждать, что работа по граж-данско-патриотическому воспитанию студенчества будет успешной, если она является стержневым элементом его социокультурной среды.

Понимая, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это развитие всей системы образования и образованности как условия вхождения человека в новые реалии гражданского общества, необходимо остановиться на вопросе мониторинга и диагностики результатов воспитательного процесса.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет выделить следующие

уровни эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания:

- высокий уровень: процесс патриотического воспитания носит устойчивый, системный, характер, сформированность гражданского сознания у студентов позволяет им проявлять высокую активность и гражданскую позицию.

- средний уровень: в организации воспитательного процесса присутствуют элементы организованности, однако принцип систематичности реализуется частично, активность в социальной практике проявляют отдельные студенты.

- низкий уровень: процесс носит стихийный характер, активность студентов незначительна, в студенческой среде проявляются отчужденность и безразличие к жизни вуза и региона.

В рамках мониторинга качества воспитательного процесса в университете студентам были предложены вопросы, позволяющие оценить их отношение к современным социально-политическим проблемам.

Объектом исследования стали 500 студентов БГУ Распределение ответов респондентов представлено на рисунках 1-3.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что студенты достаточно активно вовлечены в социокультурную жизнь университета и региона - более половины респондентов (57%) считают себя активными участниками всех общественных процессов, протекающих в вузе. Большинство опрошенных в последние несколько месяцев стали участниками общественно-политических акций (62%), значительное количество студентов реализуют себя в качестве волонтеров (47%).

Практически все опрошенные считают себя патриотами России, 84% респондентов выражают уверенность в том, что активность молодежи составит основу для благополучия общества, а 71% - связывает свою будущую профессиональную деятельность со своей малой родиной - Брянской областью.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, о том, что студенты БГУ обладают достаточным уровнем развития гражданкой культуры, что проявилось в их активной вовлеченности в общественно-политическую жизнь страны и региона. Главным побуждающим мотивом к гражданской активности является уверенность в своей способности влиять на ситуацию в регионе.

Вместе с тем, следует отметить и ряд направлений работы, проблем, которые возникли как отклик на вызовы современной социально-педагогической ситуации.

Рис. 1. Распределение ответов студентов БГУ на вопрос анкеты «Интересуетесь ли Вы государственной молодежной политикой?»

Рис. 2. Распределение ответов студентов БГУ на вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что активность молодежи составляет основу благополучия гражданского общества?»

Связываете ли Вы свою (будущую) профессиональную деятельность с Брянской областью? (в %)

Рис. 3. Распределение ответов студентов БГУ на вопрос анкеты «Связываете ли Вы свою будущую профессию с Брянской областью?»

Это работа по воспитанию толерантности и дружбы между молодежью разных национальностей. Сегодня коллективы большинства учебных заведений области многонациональны, в них получают образование представители разных культур и вероисповеданий и педагогические коллективы не могут строить работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию без учета этого направления деятельности.

Серьезной проблемой в организации гражданско-патриотического воспитания студенчества педагогическое освоение интернет-пространства, которое в силу своей анонимности выступает зачастую центром антипатриотических настроений.

Таким образом, необходим поиск новых форм организации гражданско-патриотического воспитания, в большей степени отвечающих вызовам времени: систематическое и целенаправленное освоение интернет-пространства; создание условий для социокультурной адаптации студентов - иностранных граждан; развитие подлинной активности и самостоятельности студенческих общественных организаций, органов студенческого самоуправления.

The article deals with the problem of searching a modern development strategy of civic and patriotic éducation of students. The author summarizes university's experience on this issue.

Keywords: patriotism, civic and patriotic education, sociocultural environment of the university.

Список литературы

1. Беляев А.В., Сиволобова Н.А. Опыт организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». - 2014. - Вып. 1. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_231

2. Быков А. К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - № 1. - 2006. - С.102-106.

3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. ... Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф... Исаев, Е.Н.Шиянов Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795), электронный ресурс: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#РftРsРSС,Р°РtРSС<Р№_РeР°РгСЪ_1#ixzz3XT7MdNRq

5. Евсюкова Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. — Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

7. Лебедева О.В. Полипарадигмальный подход к гражданскому образованию / О.В. Лебедева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 5. - С. 3-9

8. Проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». - 2011, электронный ресурс: http://fpvestnik.ru/.. .fz-o-patrюticheskom-vospitami...

9. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: в 4 т. - Т.3. - СПб, 1882. - 584 с.

10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / К.Д.Ушинский; сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

Об авторе

Зятева Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе, zyateva@inbox.ru.

УДК 378.146

СИСТЕМА СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н.В. Изотова, Е.Ю. Буглаева

В статье рассматривается система средств визуализации в обучении иностранному языку. Структурными компонентами системы являются средства визуализации знаний и средства визуализации информации. Особое внимание уделяется таким средствам как ментальные карты, мультимедийные презентации и инфорграфика.

Ключевые слова: иноязычное образование, визуализация, системный подход, принципы визуализации, средства визуализации знаний, средства визуализации информации, мультимедийная презентация, ментальные карты, инфорграфика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим направлением для совершенствования дидактических средств признаётся визуализация. Распространение процессов визуализации является следствием не только глобализации, роста интенсивности контактов в различных сферах деятельности, но потребностью в быстром взаимопонимании и взаимодействии между людьми в условиях лавинообразного роста информации. Ни у кого не вызывает сомнений переход от "текстовой цивилизации" к "цивилизации изображений".

Применение визуальных средств в иноязычном образовании только получает свое распространение. Как показывает практика и традиции иноязычного образования в России, принцип наглядности всегда был одним из основополагающих принципов обучения иностранным языкам. Использования наглядности характерно для всех этапов обучения, область ее применения постоянно расширяется. В современных условиях мы все больше говорим не просто о средствах наглядности, но о средствах визуализации, в основе созданиях которых лежат различные способы обработки и компоновки информации, позволяющие представлять ее в компактном и удобном для восприятия и использования виде.

Но проблема заключается в том, что, несмотря на значительное распространение визуальных средств, их использование в процессе обучения зачастую бессистемно и хаотично. В этой связи, мы предлагаем использовать системный подход для разработки комплексов визуальных средств в обучении иностранному язык, поскольку именно системное мышление дает возможность выявить все определяющие параметры и взаимосвязи компонентов, оптимизировать процессы познания, осмысления и практического применения знаний [5, с.183], а значить повысить качество обучения иностранному языку в целом.

Как отмечает А.Н. Щукин, совокупность определенных элементов учебного процесса объединяется в систему при условии достижения единой цели (в данном случае цели обучения языку): элементы тесно связаны между собой и проявляются в каждом конкретном акте учебной деятельности; формируются под влиянием среды, которая диктует требования, чему и как надо обучать в связи с потребностями общества; объединяются друг с другом посредством цели обучения как системообразующего компонента системы [14, с.71]. Таким образом, следует определить основную цель создания системы средств визуализации учебной информации в обучении иностранным языкам, как основу функционирования системы средств визуализации.

Определяя цели системы средств визуализации в иноязычном образовании, мы опираемся на концепцию иноязычного образования, разработанную Е.И.Пассовым, согласно которой иноязычное образование имеет четыре аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный и учебный [9, с.8]. Именно поэтому в качестве целевого компонента системы мы рассматриваем реализацию учебного, воспитательного, развивающего и познавательного потенциалов иноязычного образования посредством визуализации информации и визуализации знаний.

Эффективное функционирование системы обеспечивается также посредством реализации совокупности выработанных принципов, поскольку именно принципы обеспечивают преемственность в системе. В случае отсутствия преемственности между структурами системы они становятся неустойчивыми, что затрудняет их применение при контакте с внешней средой [5, с. 189].

Анализ отдельных публикаций по проблемам обучения иностранному языку с использованием средств наглядности позволил выделить наиболее значимые, по нашему мнению, принципы:

принцип целенаправленности - применение этого принципа требует от преподавателя знания основной цели использования данного средства визуализации в конкретной ситуации в учебном процессе, исходя из необходимости реализации обучающего, воспитательного, развивающего и познавательного аспектов иноязычного образования;

принцип функциональности означает, что любое средство визуализации выполняет в процессе обучения определенные функции обучающего, воспитательного, развивающего и познавательного характера, обеспечивая практическое овладение языком.

принцип комплексности предполагает включение в содержание средства информации и/или знаний, позволяющих обеспечить совместное обучение трем сторонам речи (лексической, грамматической и произносительной), их структурным компонентам, за счет чего происходит параллельное усвоение произношения, лексики, грамматики и развитие устной речи, чтения и письма.

Вместе с тем, важно понимать, что информационная насыщенность учебного процесса предполагает специальную подготовку учебного материала перед его предъявлением обучаемым. Следовательно, необходимо представление знаний и информации в «сжатом» виде. П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, сло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.