Научная статья на тему 'Формирование инновационной системы как стратегического вектора развития региона'

Формирование инновационной системы как стратегического вектора развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Боджаева Виктория Викторовна, Манджиев Арслан Викторович

В статье рассмотрена инновационная система как необходимая составляющая экономики региона. Представлен обзор существующей практики инновационного развития территории. Рассмотрены организационно-экономические меры, способствующие активизации инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мантаева Эльза Ивановна, Боджаева Виктория Викторовна, Манджиев Арслан Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной системы как стратегического вектора развития региона»

Формирование инновационной системы как стратегического вектора

развития региона The formation of the innovation system as a strategic vector of region’s development

Мантаева Эльза Ивановна д.э.н., профессор,

ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

mantaeva_ei@kalmsu.ru

Боджаева Виктория Викторовна

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

elistinka@mail.ru

Манджиев Арслан Викторович аспирант кафедры «Государственного и муниципального управления и

права»

ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»»

a. mandzhiev@mail. ru

Аннотация: в статье рассмотрена инновационная система как

необходимая составляющая экономики региона. Представлен обзор существующей практики инновационного развития территории. Рассмотрены организационно-экономические меры, способствующие активизации инновационной деятельности.

Summary: in the article considers the innovation system as a necessary component of the region’s economy. Provides an overview of the existing practices of innovation development of the territory. Considered the organizational and economic measures to facilitate the activation of innovation activity.

Ключевые слова: региональная экономика, инновационная система, инновационное развитие, инновационная стратегия

Keywords: regional economy, innovation system, innovative development, innovation strategy.

Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что экономическое развитие страны и ее регионов в значительной степени зависят от инновационной активности, масштабов инвестиций в научные исследования и разработки, качества образования и квалификации кадров. Это связано с тем, что инновационная система является неотъемлемой частью экономики любого современного государства.

Особую актуальность в последние годы приобретают вопросы развития национальной инновационной системы, а именно ее развитие на региональном уровне. Развитие инновационной системы страны сталкивается с рядом проблем на современном этапе, к которым, прежде всего, имеет отношение весьма существенная дифференциация социальноэкономического развития регионов. В данной ситуации объективно необходимым и рациональным становится применение инструментов развития инновационных систем регионов, их измерение как фактора повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем. Опыт, имеющийся в этой области, подразумевает дальнейшее обобщение и выявление целесообразных масштабов его распространения в специфических условиях региональной экономики.

Результативность инновационных процессов находится в объективной зависимости от механизмов взаимодействия их участников, что в свою очередь предопределяет необходимость управления этими процессами в регионе, формирования региональной инновационной стратегии.

Инновации - основа экономического прогресса, и современная практика инновационного развития территорий показывает, что максимальный успех реализации стратегии инновационного развития региона достигается при единовременном выполнении таких условий как:

1. достаточность имеющегося научно-производственного потенциала территории;

2. наличие конкурентных преимуществ;

3. наличие рынка сбыта существующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса региона;

4. достаточные источники финансовых средств;

5. поддержка инновационного развития региона со стороны органов власти.

Научно-техническое развитие территорий в комплексе определяется их возможностями и потенциалом создания и интегрирования новых технологий в перспективе. Региональная инновационная стратегия, ее разработка и реализация, направлена на развитие научно-инновационной сферы, совершенствование социально-экономических развития региона за счет эффективного применения его инновационного потенциала, который определяется уровнем трудовых, производственных, информационных материально-технических и финансовых ресурсов.

Система и структура целей инновационного развития могут быть разработаны на основе следующих принципов (Рисунок 1):

- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

- формулирование целей развития региона с учетом специфики и потребностей;

- наличие государственных программ ускорения научнотехнического прогресса;

- наличие собственно региональной политики развития научнотехнического потенциала.

Современное развитие инновационной системы региона воспринимается, в первую очередь, как возможность гибко использовать имеющийся в региональной экономике производственный, финансовый, трудовой потенциалы для сохранения и увеличения силы

конкурентоспособности региона и роста экономики [1]. Рост

конкурентоспособности региона, основанный на возрастающей роли

инновационной системы, как определяющего фактора, является одной из наиболее актуальных проблем Республики Калмыкия, успешное решение которой, предполагает дальнейшие возможности для ускоренного развития территории. Вопросы оценки развития региональной инновационной системы, а также возможности ее измерения требуют дальнейшего изучения и обобщения, в связи с чем, возникает необходимость в разработке научнометодологических основ анализа развития инновационной системы региона как фактора повышения конкурентоспособности региона.

Соответствие Учет Научно- Наличие

федеральным специфики и техническое государственн

целям потребностей сотрудничество ых программ

стратегическог развития государства, ускорения

о развития региона бизнеса и науки научно-

инновационног технического

о сектора прогресса

В о

Концепция научно-технического развития страны

Рис. 1 -Принципы региональной инновационной политики государства

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, является ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России и регионов. Этот документ содержит раздел, посвященный инновационной политике государства на региональном уровне, в котором отмечаются основные меры по ее реализации [2]:

—создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию), их финансовая и имущественная поддержка;

—активизация инновационной деятельности и субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса; субсидии организаций малого и среднего бизнеса на цели, включающие оплату сертификации выпускаемой продукции, прикладных научно-инженерных и опытно-конструкторских работ, проведение маркетинговых исследований, патентования, наращивание доли расходов таких программ, направляемых на поддержку инновационного малого бизнеса, до 40-50% в течение ближайших трех лет;

— стимулирование кадрового потенциала инновационной деятельности путем поддержки образовательных программ системы основного и дополнительного образования;

—закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, стимулирование производства инновационной продукции;

— реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;

— развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;

— поддержка внешнеэкономической деятельности, привлечение прямых иностранных инвестиций;

— подъем престижа инновационной деятельности, содействие формирования культуры инноваций в обществе.

Содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития, привлечение заинтересованных институтов развития, образовательных и научных организаций обеспечит многофакторный подход применения инструментов поддержки инновационной деятельности, таких как государственно - частное партнерство, предпринимательство, рисковое финансирование реализации инноваций. Высокая актуальность и практическая значимость разработки региональной инновационной стратегии признана и государством, и научным сообществом

Концептуально проработаны многообразные методологические подходы к решению вопроса стратегического планирования регионального развития [3]. В большей степени распространен следующий подход: формирование целей развития и согласование с ключевыми силами в регионе; контроль реализации стратегии и корректировка ее целей (при необходимости).

При осуществлении такого подхода на практике существует ряд проблем:

— сложно четко определить цели на долгосрочную перспективу на стадии формирования стратегии, что приводит к их невнятным формулировкам;

— согласование стратегии по всем позициям и со всеми участниками ее разработки и реализации занимает определенное количество времени и часто процесс «тормозит» на мелочах, что может объясняться отсутствием системного видения пути развития;

— процессу реализации стратегии необходима точность прогнозирования возможных отклонений от намеченного пути развития, учета рисков, что не всегда можно выполнить с высокой точностью в силу недостатков практического опыта и научной базы.

Фундаментальной проблемой инновационной стратегии региона является отсутствие системности в управлении инновационными процессами, из которой следует ряд других проблем:

- в Российской Федерации отсутствуют апробированные модели национальных и региональных инновационных систем;

- проблема четкого разделения функций между федеральной и региональной властями относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем стоит достаточно остро;

- отсутствуют ясные долгосрочные цели инновационного развития и развитая инновационная инфраструктура [4].

В зарубежной практике выделяется целый ряд организационноэкономических мер, способствующих активизации инновационной деятельности. В том числе:

целевые программы на федеральном, региональном и местном уровнях; государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти;

местные налоговые льготы, ориентированные на стимулирование инноваций; создание научных парков и региональных центров ведущей технологии; организация инкубаторов малого бизнеса;

привлечение венчурного капитала;

активизация ресурсов частного сектора на решение проблем регионального научно-технического развития;

развитие финансовой, информационной, коммуникационной инфраструктуры;

организация консультационных центров для предпринимателей и др.

Вышеперечисленные инструменты применяются с учетом производственных, социальных, природных и экономических условий в регионе. Все регионы подходят к реализации задач инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и

потребностей. Например, инновационное развитие Республики Калмыкия предусматривает использование возможностей, которое предоставляет аграрная ориентация региона, в связи с чем, существуют предпосылки для создания и развития аграрного кластера.

Отметим, что стратегия - это один из ключевых элементов системы регионального планирования. В Республике Калмыкия разработаны и приняты Стратегия социально-экономического развития до 2020 года, Инвестиционная стратегия Республики Калмыкия до 2025 года.

Республика Калмыкия - регион России, в котором необходимо создание условий для перехода на качественный инновационный путь развития и как следствие создание высокоэффективной, конкурентоспособной региональной экономики.

Применение системного подхода предполагает взаимоувязку краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, решение комплекса вопросов по обеспечению долгосрочного устойчивого развития республики, согласование действий и эффективного взаимодействия органов власти всех уровней [5].

Приоритетными направлениями устойчивого развития Республики Калмыкия могут выступать:

- развитие аграрного сектора;

- инновационная деятельность;

- туристический сервис;

- научно-образовательная деятельность.

Современные реалии социально-экономического положения региона предполагают форсированное развитие территории. Можно выделить два стратегических вектора развития Республики Калмыкия - обеспечение экономического роста и развитие человеческого капитала.

Целевыми ориентирами роста качества и уровня жизни населения территории выступают европейские стандарты качества жизни, включающие:

- качество жизни и благосостояние населения (приверженность семейным ценностям, состояние физического здоровья, воспроизводства, уровень образования и культуры, величина доходов, обеспеченность жильём и собственностью);

- качество окружающей среды (экологическая обстановка, безопасность, условия труда, инфраструктурная обеспеченность, социальная и политическая стабильность).

Инновационный путь развития региона включает в себя развитие сферы услуг и малого предпринимательства, создание более эффективной системы управления, распространение нового знания, трансформацию образования и повышение качества жизни населения, модернизацию стандартов потребительского поведения, развитие современных социальных сетей, информационной и коммуникационной среды.

Возможны два варианта сценария развития региона:

1. Инерционный путь - предполагает умеренный прогноз развития российской экономики и инерционное развитие экономики Республики Калмыкия. Отражает сохранение сложившихся тенденций в развитии экономики региона за предшествующие годы.

2. Инновационный путь - основан на ускоренном росте российской экономики, более высоких показателях основных отраслей Республики Калмыкия. Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и предусматривает активное участие федерального и регионального бюджетов в их финансировании.

Применение механизмов государственно - частного партнёрства поспособствует также росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.

Значимой составной частью экономики Республики Калмыкия является агропромышленный комплекс [6]. В этом секторе задействовано 25 % от общей численности занятых в экономике региона, привлечена десятая часть основных производственных фондов и создается около 30 % валового регионального продукта. Ядром аграрного сектора экономики республики является животноводство. Приоритетные направления: мясное скотоводство, мясное и тонкорунное овцеводство. Доля производства продукции животноводства составляет 80 % от всей сельскохозяйственной продукции.

Библиографический список:

1. Урасова А.А. Развитие инновационной социоэкономической системы как фактор повышения конкурентоспособности региона: автореф. дис..канд. экон. наук: (08.00.05) / А.А. Урасова. - Пермь, 2012. - 24с.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

3. Шинсток Г. Механика и логика региональных инновационных систем // TopManager. — 2007. — № 6.

4. Морозов С.И. Формирование региональной инновационной стратегии: проблемы и решения Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 - http://www.m-economy.ru.

5. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Инновационная составляющая стратегического развития региона. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. -С.54-59.

6. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Агротехнопарк как инновационный фактор развития экономики // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭК0ПР0М-2011): труды международной научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета, 2011. - С.331-338.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.