Научная статья на тему 'Формирование инновационного портфеля промышленного предприятия'

Формирование инновационного портфеля промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФЕЛЬ ИННОВАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / РИСКИ ПРОЕКТА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / PORTFOLIO OF INDUSTRIAL ENTERPRISE / ASSESSMENT OF INNOVATIVE PROJECT APPEAL / PROJECT RISK / INNOVATIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловиков Борис Петрович

В статье представлены результаты исследований инновационного портфеля промышленного предприятия. На основе предлагаемой методики проведена оценка инновационных проектов как с точки зрения инвестиционной привлекательности, так и с позиции их рискованности. Результаты исследований способствуют формированию оптимальной инновационной стратегии, а практические рекомендации могут быть применены при оценке инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRIZE INNOVATIVE PORTFOLIO

The article studies innovative portfolio of industrial enterprise. Based on the given methods the article also estimates innovative projects both as being attractive and risky. The research can be applied in building optimal innovative strategy and practical tips in measuring innovative projects respectively.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного портфеля промышленного предприятия»

УДК 65.011:658.3

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ENTERPRIZE INNOVATIVE PORTFOLIO

Б.П. Воловиков

B.P. Volovikov

Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

В статье представлены результаты исследований инновационного портфеля промышленного предприятия. На основе предлагаемой методики проведена оценка инновационных проектов как с точки зрения инвестиционной привлекательности, так и с позиции их рискованности. Результаты исследований способствуют формированию оптимальной инновационной стратегии, а практические рекомендации могут быть применены при оценке инновационных проектов.

The article studies innovative portfolio of industrial enterprise. Based on the given methods the article also estimates innovative projects both as being attractive and risky. The research can be applied in building optimal innovative strategy and practical tips - in measuring innovative projects respectively.

Ключевые слова: портфель инноваций промышленного предприятия, оценка привлекательности инновационного проекта, риски проекта, инновационная стратегия.

Key words: portfolio of industrial enterprise, assessment of innovative project appeal, project risk, innovative strategy.

Главной задачей промышленного предприятия при выборе инновационной стратегии развития является процесс отбора тех инновационных решений, которые приведут предприятие с минимальными затратами ресурсов и минимальными рисками к достижению поставленных целей. На практике большинство инновационных проектов принимается к внедрению без согласования со службой маркетинга, хотя именно инновационный маркетинг дает ответ на вопрос о целесообразности разработки и внедрения подобных новаций [1-5]. Инновационный маркетинг позволяет решить следующие задачи: оценить привлекательность инновационного проекта с учетом результатов маркетинговых исследований рынка, определить степень рискованности инновационного проекта и составить структуру оптимального портфеля инноваций. В этом случае в качестве критерия привлекательности рассматриваются не только рентабельность проекта, но и привлекательность целевого сегмента рынка, в котором планируется внедрять инновационный проект. Для предприятия важно видеть перспективы дальнейшего развития: возможно более правильным будет решение о внедрении инновационного проекта с меньшей рентабельностью,

© Б.П. Воловиков, 2011

но в более привлекательном сегменте [6-8]. Важное значение в оценке привлекательности играет масштабность проекта, в критерии эффективности этот показатель отражается емкостью рынка. Для формирования оптимального портфеля инновационного развития предприятия рекомендуется применять два критерия оценки: привлекательность инновационного проекта и степень риска, связанного с его внедрением. Предварительно маркетологи предприятия проводят исследования состояния рынка, результаты которых в совокупности с исходными данными для оценки рисков направляются в отдел инновационного развития. Эта информация содержит основные экономические показатели о состоянии рынка, такие как усредненная рентабельность в целевом сегменте, емкость рынка, темпы роста сегмента, а для оценки рисков отдел инновационного развития определяет вероятности благоприятного и неблагоприятного исходов по каждому проекту. Для прогнозирования количественных показателей степени риска применяется определенный критический уровень инновации согласно известным методам 2-статистики.

Целью исследований является повышение эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия путем формирования оптимального портфеля инноваций.

Одной из основных задач, которые решает предлагаемая методика, - планирование разработки и внедрения инновационных проектов путем их ранжирования по степени рискованности и инвестиционной привлекательности. Изложенный в статье метод основан на иссле-

довании рынка и способствует наиболее адекватному формированию инновационно-маркетинговой стратегии.

Предлагаемая методика состоит из нескольких этапов, перечень которых представлен в таблице.

Этапы формирования оптимального инновационного портфеля

№ п/п Этап Задача этапа Методика выполнения Ожидаемые результаты

1 Патентный поиск и анализ научно-технической информации Определить вектор инновационного развития сегмента Проведение патентных исследований, изучение научно-технической литературы Результаты статистических исследований с указанием найденных изобретений и патентов

2 Исследование проблемных зон заказчика Обоснование актуальности выбранного инновационного направления Проведение совместных совещаний с заказчиками. Организация конференций Формулирование требований к инновационному изделию с учетом мнения заказчика

3 Оценка ресурсного потенциала организации Определить количественные затраты ресурсов, направляемых на внедрение новации Расчет себестоимости инновационного продукта, определение срока окупаемости Определение объема инвестиций и сроков их погашения

4 Оценка рисков от внедрения новации Определить вероятность достижения заданных экономических показателей На основании вероятностных методов количественной оценки степени риска Ранжирование по степени риска предлагаемых к внедрению новаций

5 Оценка привлекательности инновационного проекта Оценить степень привлекательности проекта Рассчитать комплексный критерий привлекательности каждого инновационного проекта Ранжирование проектов по степени привлекательности

6 Формирование оптимального инновационного портфеля Определение баланса инвестиций по критериям риска и привлекательности Построение матрицы оптимального портфеля инноваций Составления пакета инновационных проектов, предназначенных для внедрения

Задачей расчета степени риска является определение вероятности достижения заданного экономического показателя, определяющего эффективность инновационного проекта. Как правило, таким показателем является индекс рентабельности, а по величине вероятности ее достижения можно оценить степень рискованности проекта и провести ранжирование рассматриваемых инновационных проектов.

Расчет предполагаемых рисков проводим с помощью известного метода Z-статистики, позволяющего по заранее заданному уровню показателя эффективности проекта гкр определять вероятность его достижения.

Количественная оценка рисков проводится по следующей последовательности:

1. Определяем наиболее вероятный результат от внедрения инновации по следующей формуле:

= Ё( Рі • г )>

(і)

где рі - вероятность /-го результата (наиболее благоприятный и неблагоприятный); г/ - результат /-го исхода.

2. Рассчитываем вариацию (среднеквадратичное отклонение) по формуле:

уаг = £ Рі • (г - ге )2.

(2)

І=1

3. Линейное отклонение <Г рассчитываем по формуле:

ст = х/таг.

4. Для определения величины вероятности достижения заданного значения гкр предварительно рассчитаем коэффициент ^

г - г

кр е\

а

(3)

причем значение гкр определяется исходя из постановки задачи; в данном случае это будет расчетная величина прибыли, ожидаемой в результате реализации инновационного проекта.

5. По рассчитанному значению коэффициента 7 в таблице нормального распределения находим то значение вероятности ркр, которое соответствует достижению заданного уровня экономической эффективности ( Гкр ).

По результатам расчетов предлагается построить матрицу, представленную на рисунке, в которой в виде окружностей показаны инновационные проекты, причем диаметр окружности для наглядности может быть пропорционален объему инвестиций. По оси абсцисс расположена степень риска, предполагается, что существует деление на три зоны риска: зона невысокого риска, среднего и высокого (повышенного) риска. По оси ординат находятся значения критерия привлекательности, рассчитанного по формуле (4):

р = £ р,

1 =1,п

(4)

где Р - суммарная оценка привлекательности по каждому /-му проекту; Р;- - значение частного ] -го показателя привлекательности проекта; п - количество частных показателей.

Цифрами отмечены номера инновационных проектов. Чем рискованнее проект, тем правее будет горизонтальная координата его позиционирования на матричном поле; и чем привлекательнее для предприятия ожидаемый результат, тем выше квадрант в вертикальном направлении. Перед предприятием стоит задача составления сбалансированного по степени риска и привлекательности портфеля инновационных проектов. Основная идея заключается в том, что сумма инвестиций, направляемых на реализацию менее рискованных и привлекательных проектов должна покрывать сумму инвестиций, связанных с внедрением более рискованных проектов. Инновационная стратегия сводится к тому, чтобы наполнить портфель инновационных проектов такими решениями, которые обладали бы большей привлекательностью и были бы связаны с меньшей степенью риска. Но при выборе инновационного проекта чаще сталкиваемся с ситуацией, когда структура пакета инновационных предложений в большей степени определяет рынок инноваций и имеющихся предложений у самого предприятия, а эти предложения не всегда идеально соответствуют целям предприятия.

о О

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

ОД

0

< ► 6* 4

• 3

• 5

• 7

• Проект 1

• Проект 2

• Проект 3

• Проект 4

• Проект 5

• Проект 6

• Проект 7

0 ОД 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,3 ^

_ _ . Риски

Рис. Матрица формирования инновационного портфеля

Исходя из представленного матричного анализа, можно сформулировать стратегию инновационного развития по каждому проекту. В том случае, когда проект связан с высоким риском, необходимо дальнейшее развитие инновационного продукта направить на разработку и внедрение мероприятий по снижению риска. А при недостаточной рентабельности проекта предусмотреть меры либо по снижению затратной части, либо найти способ внедрения проекта в более перспективных сегментах рынка.

В качестве объекта исследований было рассмотрено предприятие, являющееся одним из лидеров в производстве систем радиосвязи. На ближайшую перспективу предприятием были приняты к рассмотрению семь инновационных проектов. Исходные данные для расчетов были получены в процессе маркетинговых исследований, а результаты представлены на рисунке. Согласно этому рисунку наименее рискованным и наиболее привлекательным с точки зрения инвестиций является проект 2: вероятность достижения уровня рентабельности

равного 35 % составляет 84 %, а комплексный показатель инвестиционной привлекательности равен 0,7. В группу наиболее привлекательных и менее рискованных проектов вошли также проекты 4 и 6. Коэффициенты привлекательности для них составили соответственно 0,43 и 0,42, а степень вероятности достижения заданного порога рентабельности - 0,83 и 0,8. Среди наименее привлекательных для отечественного рынка выделяется инновационный проект 1, значение показателя привлекательности которого имеет невысокое значение. В этом случае определяющую роль играют емкость рынка и темпы роста сегмента. Для этого проекта правильно выбранная и обоснованная стратегия выхода на новые географические рынки позволит исправить создавшуюся ситуацию. Высокой вероятностью достижения заданного порога рентабельности обладает проект 5, она составляет 94 % (наибольшее значение), но перспективы получения высокой прибыли ограничены невысоким уровнем рентабельности проекта.

Таким образом, в группу наиболее перспективных проектов вошли проект 2, проекты 6 и 7.

Предлагаемый метод позволяет планировать инновационную деятельность предприятия, выделяя наиболее перспективные проекты, оптимально расходуя свои ресурсы. Такой подход позволяет сформировать инновационную стратегию на основе оценки эффективности каждого проекта и степени вероятности достижения желаемого уровня рентабельности. Выделенные в результате анализа инновационные проекты, к реализации которых следует приступить в первую очередь, составляют основу инновационной стратегии. Именно на реализацию этих проектов следует направить финансовые, технологические и информационные ресурсы.

При разработке оптимального портфеля приоритет остается за собственными проектами и изобретениями, проводя постоянный мониторинг новшеств и инноваций в области систем радиорелейной связи и мобильных комплексов связи. Для получения информации в наиболее кратчайшие сроки рекомендуется активизировать научный поиск и исследования путем участия в научных конференциях, выставках, изучения научной литературы и патентных источников.

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. При наличии у предприятия диверсифицированного портфеля инноваций форми-

рование оптимального портфеля рекомендуется проводить с применением двух показателей: инвестиционной привлекательности и степени рискованности. Процессу принятия управленческого решения о реализации инновационного проекта должны предшествовать маркетинговые исследования целевого сегмента, в котором предприятие планирует внедрять новацию.

2. Предлагаемый вариант матрицы определения инновационного портфеля позволяет наглядно оценить портфель новаций предприятия и принять решения о приоритетности разработки и внедрения инновационных проектов.

3. Именно методы инновационного маркетинга позволяют оценить целесообразность разработки и внедрения инновационного проекта, а также оценить эффективность инновационной стратегии предприятия.

1. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях (результаты эмпирического анализа). - М., 1998. - 82 с.

2. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. - М.: Экономика, 1997. - 286 с.

3. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. - М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2002. - 559 с.

4. Ханжина В.Л., Попов Е.В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2001.

- № 6. - С. 118-122.

5. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 25-36.

6. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 2.

- С. 3-30.

7. Ткаченко Д.Д. Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности промышленного предприятия // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: межвузовский сборник научных трудов / ВолГТУ. - Волгоград, 2004.

- С. 174-187.

8. Ткаченко Д.Д. Задачи стратегического планирования на предприятии // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: межвузовский сборник научных трудов / ВолгГТУ. - Волгоград, 2005. -

С.94-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.