Научная статья на тему 'Формирование гражданской компетентности учащихся в современной школе'

Формирование гражданской компетентности учащихся в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2648
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГК) / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГК / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГК / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГК / CIVIL COMPETENCE (CC) / СС COMPONENTS / СС DEVELOPMENT STAGES / СС ESTIMATION CRITERIA / COMPETENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Елена Владимировна

В статье предложено авторское определение гражданской компетентности учащихся, выделены уровни и этапы её формирования, обоснованы критерии оценки. Разработана методика формирования гражданской компетентности, которая прошла апробацию в образовательных учреждениях и показала позитивную динамику развития всех компонентов исследуемой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils' Civic Competence Development in a Modern School

In this article the author defines the pupils' civic competence, emphasizes the levels and stages of the civic competence development and proves its estimation criteria. The technique of the civic competence development has already passed the approbation in some educational institutions and has shown positive dynamics of the evolution of the investigated competence components.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской компетентности учащихся в современной школе»

УДК 371. 142 ББК 74.2

Митина Елена Владимировна

соискатель кафедра педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

г.Тула

Mitina Elena Vladimirovna

Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Tula

Формирование гражданской компетентности учащихся

в современной школе Pupils’ Civic Competence Development in a Modern School

В статье предложено авторское определение гражданской компетентности учащихся, выделены уровни и этапы её формирования, обоснованы критерии оценки. Разработана методика формирования гражданской компетентности, которая прошла апробацию в образовательных учреждениях и показала позитивную динамику развития всех компонентов исследуемой компетентности.

In this article the author defines the pupils’ civic competence, emphasizes the levels and stages of the civic competence development and proves its estimation criteria. The technique of the civic competence development has already passed the approbation in some educational institutions and has shown positive dynamics of the evolution of the investigated competence components.

Ключевые слова: гражданская компетентность (ГК), формирование компетентности, компоненты ГК, этапы формирования ГК, уровень сформированное™ ГК.

Key words: civil competence (CC), competence development, СС components, СС development stages, СС estimation criteria.

Одним из важнейших аспектов воспитания школьника является формирование его гражданской компетентности. Осознанная, ясная и устойчивая гражданская позиция - основа нравственно-этической направленности выпускника. Значимость гражданского образования учащихся обусловлена ведущими тенденциями и детерминантами, характерными для современной России, к которым можно отнести развитие демократии, становление институтов гражданского общества. Отсюда возникает необходимость создания эффективной системы гражданского образования, целью которого является формирование гражданственности, гражданской компетентности у молодёжи.

В данной статье предлагается авторское видение решения проблемы формирования гражданской компетентности учащихся.

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации образования показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.

Как показал целостный анализ трактовок понятий компетентность и компетенция в различных словарях, энциклопедиях и других источниках, несмотря на имеющиеся различные толкования, всё же все определения сводятся к следующему: компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает знаниями, умениями, навыками, личностным опытом, компетентность - обладание компетенциями, то есть интегративная личностная характеристика, включающая обладание субъектом знаниями, умениями, способами деятельности, готовностью эффективно действовать в ситуации неопределённости.

В современной педагогической науке встречаются ряд достаточно близких по своему содержанию терминов - «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенции гражданственности», «компетенция гражданина».

Мы считаем, что гражданская компетентность личности как цель гражданского образования включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Гражданская компетентность имеет следующие характерные признаки:

1. Многофункциональность. Овладение гражданской компетентностью позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Гражданская компетентность дает возможность решения сложных задач в ситуациях неопределённости.

2. Надпредметность и междисциплинарность. Гражданская компетентность востребована в разных условиях: в школе, в семье, на работе, в политической активности и др.

3. Интеллект. Гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, рефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

4. Многомерность. Гражданские компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл в его житейском понимании.

Можно выделить следующие сферы проявления гражданской компетентности:

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать);

- компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью);

- морально-нравственная компетентность - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям. То есть ГК - это способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей.

В структуру ГК включены: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и личностный компоненты.

Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное становление системы знаний школьников. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют успешно формировать гражданскую компетентность: история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями:

— об основах социальных наук: экономики, прав, политологии и др.

— о культурных и исторических достижениях народов России, мировой цивилизации;

— о механизмах защиты прав человека на всех уровнях;

— об основах социального проектирования.

Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе усиливается инструментальная действенная составляющая образования: школьники становятся активными участниками этого процесса.

Деятельностный компонент предполагает, что гражданин владеет определёнными умениями и навыками:

— получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;

— критически мыслить;

— выявлять социальные проблемы;

— формулировать и отстаивать обоснованное мнение по существу общественных проблем и явлений;

— вести дискуссию, полемику по общественным проблемам;

— определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;

— противостоять социальной демагогии, политической конъюнктуре, политическому давлению;

— участвовать в работе группы на основе сотрудничества.

Мотивационно-ценностная составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам, вероисповеданию и свободам других людей, компро-миссность, патриотизм, чувство долга, уважение к Коституции страны, органам госвласти, символам государственности и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою твёрдую жизненную позицию.

Личностный компонент включает в себя такие характеристики личности как самооценка, креативность, рефлексия, толерантность, стремление к сотрудничеству, способность ориентироваться в потоке информации, выраженная личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга и т.д.

Таким образом, наш опыт работы и анализ теоретической литературы позволил предложить следующее определение: гражданская компетентность (ГК)

- это интегративная характеристика личности, представляющая собой синтез когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного, личностного компонентов, проявляющаяся в освоении гражданских знаний и умений; навыков и опыта гражданской деятельности, наличии системы гражданских ценностей и развитых гражданских качеств, необходимых для самосовершенствования; отражающая готовность эффективно осуществлять социально значимую гражданскую деятельность.

Мы выделили пять уровней сформированности ГК учащихся: низкий, недостаточный, средний, достаточный, высокий. Оценка уровней проводилась по степени выраженности компонентов ГК.

Диагностирование проводилось по результатам тестирования, ранжирования, анкетирования и анализа педагогических и социальных ситуаций. Анализ показал, что 29,8% учащихся экспериментальной группы обладали низким уровнем ГК, 23,8% имели недостаточный уровень, 31% - средний уровень, 8,6%

- достаточный, и 6,75% учеников показали высокий уровень сформированности ГК.

Формирование ГК осуществлялось в процессе следующих этапов:

1. Проектировочный, на котором осуществляется создание идеальной модели ГК.

2. Диагностический, целью которого является диагностика реального уровня сформированности ГК у старшеклассников.

3. Формирующий, который характеризуется адресным выбором средств, методов, приёмов ГК, а также реализацией разработанной модели.

4. Контрольный, на котором проводится оценка уровня сформирован-

ности ГК.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в старших классах МОУ-гимназии №1 г. Тулы и была представлена системой занятий по русскому языку, литературе и МХК, обогащённых гражданственной проблематикой. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало 120 учащихся. Для решения задач по эффективному формированию ГК мы осуществляли реальное включение в гражданско-правовые отношения, в которые учащиеся вступали в ходе ролевых и деловых игр, где они действовали в соответствии с выбранной ролью при обсуждении реальных или условных ситуаций с разными альтернативными возможностями поступков, связанных с мировоззренческим и моральным выбором. Поэтому практические занятия проводились в форме дискуссий, «круглых столов», ролевых и деловых игр, интервью, дилемм. Моделирование различных ситуаций создавалось экспериментатором и самими учащимися.

Для определения успешности внедрения экспериментальной программы проведён сравнительный анализ уровней сформированности ГК до и после окончания эксперимента. Уровень сформированности мы понимаем как меру количественного и качественного проявления сформированности ГК. При анализе уровня сформированности ГК старшеклассников к завершению занятий были отмечены следующие изменения: количество учащихся с недостаточным уровнем ГК снизилось на 21%, со средним уровнем - увеличилось на 13%, а с достаточным уровнем на 12%. Также появилось большее число учащихся с высоким уровнем ГК. Сводные данные на начало и конец эксперимента представлены на рис. 1.

Таким образом, проведённое исследование показало, что процесс формирования гражданской компетентности достаточно сложный и длительный, осуществление его в рамках гражданского образования представляет собой активный деятельностный процесс, основанный на приобретении учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют осуществлять своеобразные виды дейст-

вий, направленные на реализацию своих прав, обязанностей и свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей, применять их в конкретной ситуации.

% учащихся

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

■ диагностический этап □ контрольный этап

А B С

уровень развития

Рис.1 Динамика уровня развития ГК старшеклассников: A - низкий; B - недостаточный;

C - средний; D - достаточный; Е - высокий.

Библиографический список

1. Болотина Т. В. Основные направления гражданского образования в России // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001).[Текст]/ Т.В.Болотина. - М., 2003.-С. 78-81.

2. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: монография [Текст]/А.С.Гаязов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. - 238 с.

3. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // [Текст]/А.Дахин. - Нар. образование. - 2004. - № 4. - С. 136 - 144.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А.Зимняя. - Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 15 -62

5. Мюнклер X. Гражданская компетентность [Текст]/ Х.Мюнклер. - Бонн: Б, и., 1997. -С.153-172

Bibliography

1. Bolotina, T.V. Main Trends of Civil Education in Russia // Education of Patriotism, People’s Friendship and Public Spirit: Materials of the 2nd Rus. Scient. Conf. (November, 14-15, 2001) [Text] / T.V. Bolotina. - М., 2003. - P. 78-81.

2. Dakhin, A. Cognizance and Competence: How many Do the Russian Pupils Have? [Text] / A. Dakhin. - Popular Schooling. - 2004. - № 4. - P. 136 - 144.

3. Gayazov, A.S. Evolution of the Citizen: Theory, Practice, Problems: Monograph [Text] / A.S. Gayazov. - Chelyabinsk: South-Ural Publishing House, 1995. - P. 238.

4. Munkler, H. Civil Competence [Text] / H. Munkler. - Bonn, 1997. - P. 153-172

5. Zimnyaya, I.A. Key Competences Is a New Paradigm of the Educational Result [Text] / I.A. Zimnyaya. - Higher Education Today. - 2003. - № 5. - P. 15-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.