Научная статья на тему 'Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста'

Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4363
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГРАММАТИКА / МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SENIOR PRESCHOOLERS / PRESCHOOL CHILDREN / GRAMMAR / THINKING / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / SPEECH / COMMUNICATION / GRAMMATICAL STRUCTURE OF THE LANGUAGE / SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

Статья посвящена изучению теоретических аспектов и методических особенностей формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста. В работе приводятся основные подходы исследователей относительно проблемы исследования, рассматривается сущность грамматического развития старших дошкольников и пути его реализации в условиях дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the study of theoretical aspects and methodological features of the formation of the grammatical system of speech of preschool children. The paper presents the main approaches of researchers to the problem of research, the essence of the grammatical development of senior preschoolers and the ways of its implementation in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

9. Наумова Г.И. Доступные программы полиатлона как инструмент расширения международных спортивных связей / Г.И. Наумова // Материалы международной научно-практической конференции «Доступные программы полиатлона в физическом воспитании населения», С.-Петербург, 2007, С. 48.

10. Ермолаев В.М. Спортивная подготовка студентов на основе комплексных многоборий / В.М. Ермолаев // дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук - Малаховка, 1997, С. 9-11.

11. Ермолаев В.М. Анализ как метод исследования при разработке прогрессирующих таблиц в полиатлоне / В.М. Ермолаев // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов в условиях модернизации высшей школы» - Казань, КНГТУ, 2007 г.

12. Ермолаев В.М. Полиатлон в Татарстане / В.М. Ермолаев // «Поволжский книжный центр» - Казань, 1994, с. 52-53.

13. Ермолаев В.М. Полиатлон как комплексный тест для оценки физической подготовленности студентов / В.М. Ермолаев // Вестник КГТУ им.А.Н.Туполева, Казань, 1996, №3.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства

учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов и методических особенностей формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста. В работе приводятся основные подходы исследователей относительно проблемы исследования, рассматривается сущность грамматического развития старших дошкольников и пути его реализации в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: старшие дошкольники, дети старшего дошкольного возраста, грамматика, мышление, интеллектуальное развитие, речь, общение, грамматический строй языка, речевое развитие детей, педагогические условия.

Annotation. The article is devoted to the study of theoretical aspects and methodological features of the formation of the grammatical system of speech of preschool children. The paper presents the main approaches of researchers to the problem of research, the essence of the grammatical development of senior preschoolers and the ways of its implementation in preschool educational institutions.

Keywords: senior preschoolers, preschool children, grammar, thinking, intellectual development, speech, communication, grammatical structure of the language, speech development of children, pedagogical conditions.

Введение. Важнейшей творческой психической функцией человека выступает речь, являясь областью проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности.

Язык (речь) человека является не только средством общения, но и способом выражения мысли: чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражена мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и наоборот - развитие мышления способствует развитию речи. Если у человека высокий уровень речевого развития, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, он лучше воспринимает и понимает изучаемое, чётко излагает свои мысли.

Формирование разных сторон языковой компетенции (лексики, фонетики, грамматики) протекает неравномерно, на разных этапах развития на основной план выходит та или иная из них. В зависимости от этого, на каждом этапе развития личности ребенка формирование грамматического строя языка отличается специфическими тенденциями и новыми взаимосвязями.

Дошкольный возраст представляет собой один из основных периодов в жизни ребенка. Он связан со становлением речи. Формирование грамматического строя речи представляет собой одну из проблем речевого развития дошкольника. Личность обретает способность правильно говорить именно благодаря освоению грамматики.

Исследования отечественных и зарубежных психологов и лингвистов доказывают, что овладение грамматическим строем языка происходит через формирование языковой системы, которая основывается на генерализации, анализе и обобщении явлений речи и языка. Исследователи Д.Н. Богоявленский, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Н.И. Жинкин, Н.А. Мечинская, Н.С. Рождественский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин на основе изучения и анализа процессов формирования мыслительных операций дошкольников в контексте развития речевых навыков подчеркивали важность реализации работы над грамматикой языка, являющегося родным для ребенка.

Психологи А.В. Запорожец, А.В. Захарова, Н.И. Жинкин, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, изучавшие формирование грамматического строя речи у детей, также отмечали важность работы над грамматикой в системе языкового развития дошкольников.

Анализ теоретического материала, посвященного аспектам формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, позволяет утверждать, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм языка является то, что взрослые люди сами не осознают этих значений, употребляя их интуитивно, усвоив их в процессе природного восприятия родного языка. В этой связи можно заключить, что в процессе обучения детей стоит заботиться о том, чтобы они как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно осознавали их смысл.

Понимание смысла грамматических значений представляет собой процесс становления и развития интеллекта развивающейся личности. Данный процесс протекает бессознательно, однако если его тормозить неумелым обучением, то умственное развитие детей существенно задержится. Так, дошкольник, не усвоивший грамматический строй родного языка до периода вхождения на уровень начального школьного образования, показывает низкие результаты успеваемости, оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в рамках школьной программы явлениями окружающей действительности.

На основе теоретического анализа психолого-педагогических источников и практики работы ДОО можно обосновать актуальность исследуемой проблемы, а также недостаточную теоретическую и практическую разработку системы работы по формированию и развитию грамматического строя речи старших дошкольников. В связи с этим, возникла необходимость детального изучения аспектов формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов и методических особенностей процесса формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Старшие дошкольники отличаются большими физическими и психическими возможностями. Физическое развитие старших дошкольников взаимосвязано с умственным. Оно является необходимым условием разностороннего развития ребенка. В это время умственное, эстетическое, нравственное развитие набирает высокий темп. Происходит разностороннее совершенствование речи ребенка: он должен правильно произносить все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, иметь необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользоваться многими грамматическими формами, его высказывания должны стать содержательнее, выразительнее и точнее. Мышление старшего дошкольника формируется благодаря усвоению грамматики [3].

Так, в рамках данного исследования под понятием «грамматический строй языка» будем понимать продукт длительного исторического развития, без формирования которого не будет совершенствоваться мышление детей дошкольного возраста. Это происходит оттого, что именно грамматические формы языка являются материальной основой мышления людей. Так, чем выше уровень умственного развития дошкольника, тем лучше сформирован у него грамматический речевой строй.

Сформированность анализируемого нами феномена является непременным условием своевременного и успешного развития монологической речи как одного из ведущих видов речевой деятельности.

Мышление развивается благодаря овладению грамматически правильной речью. Дошкольник начинает мыслить более логично, последовательно, отвлекаться от конкретного, обобщать, правильно выражать свои мысли [2].

К.Д. Ушинский, нарекая грамматику логикой языка, подчеркивал, что «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, то есть именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» [7, с. 178].

Источники и факторы речевого развития детей и их грамматического строя разнообразны; это позволяет говорить о том, что организационно-педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия также, в свою очередь, должны использоваться в своем многообразии.

По мнению теоретика психологической науки А.В. Запорожца, формирование грамматического строя языка дошкольника является «спонтанным», он «извлекает язык», его грамматическую систему из факторов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно [4].

Процесс развития грамматического строя речи происходит параллельно с процессом общего речевого (языкового) развития ребенка. Речевое развитие осуществляется поэтапно: от дословесной, смысло-семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи, а затем - к освоению диалогической формы речи и, наконец, достигает уровня овладения монологической формой связной речи. Последовательность периодов протекания указанного процесса стоит учитывать при выборе воспитателями ДОО форм и методов педагогического руководства.

Основой усвоения грамматической стороны языка выступает познание ребенком отношений и связей окружающей действительности, выраженных в грамматических формах языка. Грамматические значения слов выражают отношения, существующие между словами, или указывают на субъективное отношение коммуниканта к называемым предметам или явлениям.

По словам известного ученого в области языковедения А.А. Реформатского, связь грамматики с действительностью осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретики [5].

Природа грамматической речи дошкольника аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи ребенка говорит о непонимании им отношений и связей, существующих в реальности. Ребенок дошкольного возраста раскрывает связи между предметами и явлениями, познавая окружающий мир. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Данный процесс реализуется благодаря освоению ребенком родного языка, увеличению словарного запаса дошкольника и улучшению грамматического строя его речи.

Выявление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями значительно улучшают детскую речь: увеличивается число предлогов, наречий, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Так, грамматический строй детской речи улучшается, ребенок овладевает словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами [1].

Сущностные связи между предметами и явлениями окружающей действительности познаются ребенком прежде всего в рамках предметной деятельности. При условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, дидактических игр и упражнений, то грамматический строй речи будет формироваться успешно. Такой подход будет способствовать эмоциональному здоровью дошкольника: он не будет скованным в общении со сверстниками, не будет бояться выражать свои мысли, чувства при других, он достаточно гладко и быстро адаптируется в школьном коллективе, где будет чувствовать себя полноценным и равноправным членом данной социальной группы [2].

Специалист в области дошкольного обучения и воспитания А.Г. Арушанова выделила следующие направления в изучении грамматического строя речи старших дошкольников:

1) предупреждение, корректное исправление детских ошибок и неточностей (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность имен существительных).

2) выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. В данном контексте исследования таких ученых, как А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко, показали, что для формирования грамматического строя речи дошкольников наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Ученые подчеркивали, что взрослым нужно организовать игровую и практическую деятельность детей так, чтобы ее успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова [4; 6; 8; 9].

3) выявление педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования [2].

Благодаря исследованиям указанных исследователей, развивающая функция грамматической работы в детском саду была выдвинута на первый план.

В процессе разнообразной речевой практики старший дошкольник путем подражания самостоятельно и постепенно усваивает грамматический строй. Это объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы родного языка.

Работать над формированием грамматического строя речи следует в таких направлениях:

1) создать благоприятную речевую среду;

2) предупреждать появление у детей грамматических ошибок;

3) корректно исправлять уже существующие в речи детей ошибки;

4) совершенствовать синтаксическую сторону;

5) развивать чуткость и интерес к форме собственной речи.

Чтобы успешно формировать грамматически правильную речь у детей, педагог должен понимать причины детских грамматических ошибок и учитывать их, выбирая методы и приемы работы. Следует продолжать работу над закреплением у старших дошкольников тех грамматических форм, усвоение которых вызывает у них трудности:

- совершенствование умений согласовывать слова в предложениях;

- помощь детям при неправильной постановки ими ударения в слове;

- исправление ошибок в чередовании согласных;

- знакомство с разными способами образования слов;

- упражнения в образовании однокоренных слов;

- упражнения в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений;

- совершенствование умений пользоваться прямой и косвенной речью [1].

Процесс развития грамматического строя речи осуществляется в процессе наблюдения, игр, в повседневном общении дошкольников. На основе данной закономерности заключим, что важнейшим педагогическим условием в данном процессе является грамотная организация деятельность детей в повседневной жизни.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что грамматический строй речи является продуктом длительного исторического развития, а грамматика как одна из наиболее устойчивых его частей определяет тип языка.

Потребность развития грамматически правильной речи выступает актуальной задачей образования детей старшего дошкольного возраста. С момента, когда ребенок начинает свободно использовать все грамматические средства в общении со сверстниками и взрослыми, происходит подлинное освоение им грамматики. В данном контексте особое значение имеет общение ребенка с другими детьми, так как в нем наиболее полно раскрываются потенциальные возможности старшего дошкольника.

Таким образом, овладение грамматическим строем речи оказывает важнейшее влияние на общее развитие старшего дошкольника, обеспечивая ему переход к формированию языковых компетенций на более углубленном уровне в школе.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 233 с.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2011 - 322 с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2008 - 231 с.

4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. Избр. психол. труды. - М., 1986 - 486 с.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение / под ред. В.А. Виноградова - М.: Аспент Пресс, 1996 - 536 с.

6. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2009 - 213 с.

7. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008 - 322 с.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. Избранные психол. труды. - М.: Педагогика, 1989 - 538 с.

9. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1978 - 244 с.

Педагогика

УДК 37.062.1

доктор педагогических наук, профессор Кривых Сергей Викторович

Федеральной государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье представляется взгляд на сопровождаемое проживание учащихся-сирот в профессиональном образовательном учреждении. Раскрываются особенности организации психолого-педагогической службы комплексного сопровождения сирот в рамках модели социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот на основе социального партнерства в сетевом взаимодействии Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: учреждение профессионального образования для сирот, сопровождаемое проживание, психолого-педагогическая служба комплексного сопровождения.

An^tatton. A glance is presented in the article on the accompanying accommodation of orphans in a professional educational institution. Features of the Organization of psychological and pedagogical services of complex support for orphans are disclosed in the framework of the model of social and professional adaptation of orphan students on the basis of social partnership in the network interaction of the Industrial and Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg.

Keywords: institution of vocational education for orphans, accompanied accommodation, psychological and pedagogical service of complex support.

Введение. Современная социокультурная ситуация и новый подход к жизнеустройству детей-сирот требуют поиска иных теоретических и практических решений проблем социально-профессиональной адаптации выпускников сиротских организаций, пришедших учиться в учреждения профессионального образования, что объясняется рядом обстоятельств:

1) кризисами переживаемого периода, когда профессиональные ориентации во многом еще определяются, выпускники растеряны и не могут еще определиться с будущей профессией;

2) недостаточной подготовленностью выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни, социально-профессиональной неадаптированностью к жизни в обществе, к будущей трудовой деятельности;

3) недостаточностью экономических и правовых компетенций у выпускников сиротских учреждений, не учитывающих комплексный характер самостоятельной жизни;

4) работой недостаточно подготовленных кадров в сиротских учреждениях, которые не проходили специальной подготовки для работы с детьми-сиротами, не достаточно обеспечены должным организационным, теоретическим и методическим обеспечением сопровождаемого проживания сирот;

5) отсутствием эффективной модели социально-профессиональной адаптации сирот в переходный этап из сиротского учреждения в профессиональный лицей.

Нельзя не отметить определенную разработанность важных проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот (Кривых С.В., Кузина Н.Н., Куричкис И.В., Лактионова С.В., Панова Н.В. [1-3] и др.), однако творческая и практическая реализация модели социально-профессиональной адаптации в условиях интернатных учреждений остается на достаточно низком уровне. Мы видим две основные причины этого противоречия:

- во-первых, слабая научная обоснованность сущности адаптационного периода сирот, рассмотрение данной проблемы однобоко, с точки зрения одной науки (социальной педагогики, психологии, медицины и т.д.);

- во-вторых, акцент социально-профессиональной адаптации сирот часто направлен на будущую самостоятельную жизнь и профессиональную деятельность и почти полное отсутствие действенного научно-методического обеспечения формирования и развития у детей-сирот социально-профессиональной адаптированности ребенка как личности, как субъекта социальных отношений.

Изложение основного материала статьи. Почти все авторы в совокупности педагогических технологий работы с детьми-сиротами выделяют технологию сопровождения. В специальной литературе и в педагогической практике выделяют видовые понятия «социальное сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождения», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

В работе с сиротами сопровождение мы рассматриваем как:

- процесс в качестве совокупности действий при принятии и реализации педагогических решений;

- метод в качестве создания определенных условий для принятия решений в различных жизненных ситуаций выбора;

- служба в качестве организации работы специалистов, которые осуществляют воспитательный процесс.

В отличие от педагогической поддержки и помощи, которые представляют собой «разовые акции»,

педагогическое (психологическое, психолого-педагогическое, социальное, социально-педагогическое и т.д.) сопровождение всегда продолжительный процесс и имеет непрерывный характер. Сопровождение должно строиться на результатах мониторинга и требует продуманных решений и предпринимаемых действий. Сопровождение есть более масштабное педагогическое явление, включающее в себя, в том числе, и помощь, и поддержку.

В нашей работе с учащимися-сиротами Индустриально-судостроительного профессионального лицея (ИСЛ) нами также используются другие личностно-ориентированные педагогическое технологии, лишь назовем их: технология тьюторства, технология наставничества, технология самосозидания, технология лайф-коучинга, технология ортобиоза, технология социокультурной анимации, форсайт-технология, атр-технологии, технология гарденотерапии, технология волонтерства, культуроцентрированные технологии, технологии сотрудничества, проектно-исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии, технология разновозрастных отрядов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.