Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения'

Формирование готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / READINESS FOR INFORMATIVE ACTIVITY SELF-MANAGEMENT / CREDIT TEACHING SYSTEM / HUMANISTIC APPROACH / PRAGMATIC APPROACH / SYNERGETIC APPROACH / DIDACTIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуртазина Айман Нурахметовна

В статье раскрывается сущность понятия «готовность к самоуправлению познавательной деятельностью» и необходимость формирования данного качества у студентов в условиях кредитной системы обучения. Проведенные авторами исследования позволяют утверждать, что создание предложенного комплекса дидактических условий позволяет целенаправленно воздействовать на процесс формирования готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуртазина Айман Нурахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher school students' readiness forming for informative activity self-management under credit teaching system conditions

The article reveals the subject matter of the notion readiness for informative self-management and the necessity of forming this quality in students under the credit teaching system conditions. The researches held by the authors make it possible to state that the creation of the offered complex of didactic conditions intentionally influences the formation process of higher-school students' readiness for informative activity self-management under credit teaching system conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения»

УДК: 74.57:74.584 ББК: 74.58

Нуртазина Айман Нурахметовна

аспирант кафедра истории и педагогики Уральская государственная академия ветеринарной медицины

г. Троицк Nurtazina Aiman Nurakhmetovna Post-graduate Department of Pedagogics and History Ural State Academy of Veterinary Medicine Troitsk

Формирование готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения Higher School Students’ Readiness Forming for Informative Activity Self - Management Under Credit Teaching System Conditions

В статье раскрывается сущность понятия «готовность к самоуправлению познавательной деятельностью» и необходимость формирования данного качества у студентов в условиях кредитной системы обучения. Проведенные авторами исследования позволяют утверждать, что создание предложенного комплекса дидактических условий позволяет целенаправленно воздействовать на процесс формирования готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения.

The article reveals the subject matter of the notion “readiness for informative self-management” and the necessity of forming this quality in students under the credit teaching system conditions.

The researches held by the authors make it possible to state that the creation of the offered complex of didactic conditions intentionally influences the formation process of higher-school students’ readiness for informative activity self-management under credit teaching system conditions.

Ключевые слова: готовность к самоуправлению познавательной деятельностью, кредитная система обучения, гуманистический подход, деятельностный подход, синергетический подход, дидактические условия.

Key words: readiness for informative activity self-management, credit teaching system, humanistic approach, pragmatic approach, synergetic approach, didactic conditions.

Основу интеграции стран СНГ в мировое образовательное пространство составляет переход на двухуровневую систему подготовки специалистов и введение кредитной системы обучения. Кредитная система обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов.

Анализ достоинств и недостатков кредитной системы обучения позволил сделать следующие выводы:

- кредитная система сама по себе не ведет автоматически к повышению качества образования и не гарантирует определенного качества;

- при кредитной системе эффективность учебного процесса зависит от многих внешних и внутренних факторов, таких как: обеспеченность студентов современными учебниками, компьютерами, наличие эффективного доступа к Интернету; количество студентов в учебной группе; выбор формы занятия, удачной для изучения той или иной темы; общая квалификация преподавателя; организация самостоятельной работы, методическое обеспечение, познавательная мотивация студентов.

Поэтому при решении проблемы формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, позволяющие использовать достоинства кредитной технологии и нейтрализовать ее недостатки.

Следует признать, что некоторые аспекты проблемы формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью рассматривались многими учеными: самоуправление как структурный компонент саморазвития личности в работах В. А. Бодрова, О. А. Кнопкина, А.К. Осницкого и др.; факторы, определяющие формирование готовности к самоуправлению познавательной деятельностью, исследовались С.А. Гаврилиным, Е.П. Ильиным, Г.С. Никифоровым, А.И. Самошиным, Н.К. Тутышкиным и др.; вопросы организации учебного процесса в условиях кредитной системы обучения изучались

Н.А. Асановым, В.И. Байденко, О.В. Боевым, И.Г, Галяминой, Г.Н. Гамарником, Е.В. Жидковой и др.

Однако анализ указанных выше работ показывает, что до настоящего времени в должной мере не изучены аспекты проблемы, связанные с формированием готовности к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения: не определена структура, уровневое содержание компонентов готовности, критерии сформированности готовности к самоуправлению познавательной деятельностью, дидактические условия ее формирования.

Опыт работы показал, что в рамках кредитной системы обучения можно создать благоприятные условия для формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью.

Во-первых, существенное сокращение объема аудиторной и увеличение объема самостоятельной работы позволяет активно вовлекать студентов в познавательную деятельность.

Во-вторых, максимальная индивидуализация обучения при кредитной технологии предполагает построение различных образовательных маршрутов, уровней, вариантов обучения, что позволяет достичь оптимальных результатов в познавательной деятельности при наименьших затратах сил и времени.

В-третьих, использование балльно-рейтинговой системы позволяет осуществлять непрерывный контроль знаний, что способствует мобилизации самостоятельности и активности обучающихся в познавательной деятельности.

В четвертых, в условиях кредитной системы обучения в основном используются интерактивные методы обучения, что позволяет значительно повысить уровень познавательной мотивации, которая не только обусловливает продуктивность познавательной деятельности, но и сама формируется в этой деятельности под воздействием многих факторов.

Исходя из этого, мы определяем готовность к самоуправлению познавательной деятельностью при кредитной системе обучения как интегративное личностное образование будущего специалиста, позволяющее целенаправленно управлять познавательной деятельностью при испечени возрастании степени самостоятельности в познании, характерного для кредитной системы.

Теоретическое исследование данной проблемы [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.] и результаты проведенного эксперимента показали, что целесообразно представить структуру готовности к самоуправлению познавательной деятельностью как единство следующих компонентов: мотивационно-целевого, организационнодеятельностного, оценочно-рефлексивного.

Мотивационно-целевой компонент отражает наличие мотивации к познавательной деятельности, потребность к достижению успеха при ее выполнении,

характеризует ее целенаправленный и сознательный характер.

Организационно-деятельностный компонент предполагает самоорганизацию, знание технологии познавательной деятельности, саморегуляцию.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает умение анализировать и корректировать выполненную работу при достаточном уровне развития у студентов таких качеств, как самооценка, рефлексия, произвольный самоконтроль.

Анализ психолого-педагогической литературы в исследуемой области предопределил выбор тех подходов, опора на которые позволит наиболее полно описать обозначенную проблему: гуманистический, деятельностный, синергетический.

Гуманистический подход при рассмотрении вопросов, связанных с познавательной деятельностью студентов означает в нашем понимании ориентацию студента на профессиональное и личностное саморазвитие, самосовершенствование, как на мотивационном, так и на инструментальном уровне; позволяет отразить психолого-педагогические особенности студенческого возраста, что дает возможность включить в структуру готовности к самоуправлению именно те параметры личности, развитие которых в рассматриваемый период возможно и рационально.

Основная идея деятельностного подхода заключается в рассмотрении деятельности как средства обретения личностью качеств субъектности. То есть в процессе использования различных форм и технологий самоорганизации формируется личность, способная выбирать, оценивать, проектировать те виды деятельности, которые адекватны уровню ее развития и удовлетворяют потребности в саморазвитии и самореализации.

Применение синергетического подхода к процессу формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью предполагает, что сам этот процесс содержит в себе механизмы самоуправления и саморегуляции. Это обеспечивается тем, что непосредственными носителями их является человек, как саморегулирующаяся система, структурными элементами которой являются интеллект, мышление, эмоции, социальный опыт, рефлексия и др.

Выявленные подходы позволяют рассмотреть проблему формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью с разных сторон, что делает возможным определение и обоснование комплекса дидактических условий эффективного формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения.

Мы считаем, что формирование готовности студентов вуза к самоуправлению познавательной деятельностью при кредитном обучении будет эффективным, если

- осуществляется целенаправленное развитие познавательной мотивации на основе актуализации ценностных установок в познавательной деятельности;

- отбор содержания процесса формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью происходит с учетом особенностей кредитной системы обучения (максимальная индивидуализация обучения, увеличение объема самостоятельной работы, проведение занятий в интерактивном режиме, использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний) на основе следующих принципов: включенного диагностирования; поэтапности; рефлексивности; индивидуализации и дифференциации; диалогического общения; активности и самостоятельности.

- разработан комплекс разноуровневых заданий, позволяющий поэтапно развивать субъектность студентов и осуществлять переход от педагогического управления через соуправление к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения.

Познавательная мотивация имеет особое значение при кредитной системе обучения. Результаты собственных исследований и обобщение имеющегося педагогического опыта позволяют утверждать, что основная нагрузка ложится на использование процессуальной мотивации, основанной на понимании студентами полезности и значимости выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста.

Актуализация ценностных установок в познавательной деятельности осуществлялась посредством использования особого типа задания - задачи на цен-

ностно-смысловую ориентировку, содержащие проблемные ситуации особого рода - ценностные проблемные ситуации, а также установления субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

Рассмотрим особенности кредитной системы обучения, которые мы учитывали при отборе и структурировании содержания процесса формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью:

1. Сокращение объема аудиторной и увеличение объема самостоятельной работы студентов как формы индивидуальной работы, возбуждающей интеллектуальную инициативу и развивающей творческое мышление во всех видах познавательной деятельности.

Преподаватель в условиях кредитной системы является организатором самостоятельной познавательной деятельности студентов, открывая перед студентами различные пути и методы организации самостоятельного познания.

2. Максимальная индивидуализация обучения при кредитной технологии предполагает построение различных образовательных маршрутов, уровней, вариантов обучения, что позволяет достичь оптимальных результатов в познавательной деятельности при наименьших затратах сил и времени.

3. Внедрение модульно-рейтинговой технологии дает возможность оценить состояние познавательной деятельности студентов, а также мотивирует студентов систематически заниматься в течение всего семестра. Это позволяет управлять учебным процессом, вносить коррективы по устранению выявленных недостатков. Кроме того, использование балльно-рейтинговой системы позволяет осуществлять непрерывный контроль знаний, что способствует мобилизации самостоятельности и активности обучающихся в познавательной деятельности.

4. Использование интерактивных методов обучения позволяет формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную познавательную деятельность. Обучение с использованием данных методов вообще по дисциплинам различной направленности приносит студентам лучшие результаты: обеспечивает вовлеченность обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное); основано на опыте; отвечает первоочередным потребностям и опира-

ется на личные побудительные мотивы; осуществляет обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу.

В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов.

Выявленные особенности кредитной системы обучения позволили построить образовательный процесс с опорой на принципы включенного диагностирования; поэтапности; рефлексивности; индивидуализации и дифференциации; диалогического общения; активности и самостоятельности.

Проблема формирования готовности студентов к самоуправлению познавательной деятельностью может рассматриваться лишь в единстве с проблемой педагогического управления, поскольку педагогический процесс представляет собой диалектическое единство педагогического управления и самоуправления личности и коллектива студентов в различных видах деятельности.

Необходимо указать на одну важную тенденцию, проявившуюся в ходе нашего исследования, которая заключается в следующем: ярко выраженная субъектная позиция (активность) студента в процессе обучения детерминирует происходящие в нем личностные изменения а в итоге - эффективность формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что достижение студентом высокого уровня готовности к самоуправлению познавательной деятельностью является ярким проявлением его субъектной активности.

Мы выделили следующие этапы формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью: подготовительный, основной, креативный. На каждом этапе определялись цель, задачи, средства, содержание деятельности преподавателя и студента. Кроме того, для каждого этапа были разработаны задания соответствующего уровня.

Задания подразделялись на три типа, исходя из уровня готовности к самоуправлению познавательной деятельностью (низкий, средний, высокий), который требуется для их выполнения. Первый тип - учебные задачи, требующие познавательной деятельности репродуктивного характера. Второй тип - учеб-

ные задачи, требующие познавательной деятельности репродуктивнопреобразовательного характера. Третий тип - задачи, рассчитанные на познавательную деятельность продуктивного, творческого характера.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме были определены следующие критерии оценки эффективности развития данного качества: мотивационно-целевой, организационно-деятельностный, рефлексивно-

оценочный. Анализ полученных результатов показал, что по всем критериям в процессе формирования готовности к самоуправлению познавательной деятельностью в условиях кредитной системы обучения наблюдалась положительная динамика: в экспериментальных группах изменения показателей составили 15-25 %, в контрольных 5-10 %. Статистическая обработка полученных результатов по методу Стьюдента показала достоверность экспериментальных данных.

Библиографический список

1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

2. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 288 с.

3. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики [Текст] / И. А. Колесникова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 288 с.

4. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Метаева. - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006.- 99 с.

5. Самоуправление как фактор социально-профессионального воспитания учащихся

ремесленных профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова, М.А. Реньш, Е.Г. Лопес; Рос.

Гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 235 с.

6. Юлина, Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования [Текст] / Н.С. Юлина // Вопросы философии. - 2004. - № 11. - С. 150-164.

Bibliography

1. Bershadcky, M.E Didactic and Psychological Bases of Educational Technology [Text] / M.E. Berschadcky, V.V. Guzeev. - M.: «Pedagogical Search» Centre, 2003. - 256 p.

2. Iliyn, E.P Will Psychology [Text] / E.P. Iliyn. - SPb.: «Piter» Publishing House, 2000. -288 p.

3. Kolesnikova, I.A Pedagogical Reality: Experience of Interparadigmatic Reflexion. Lecture Course on Philosophical Pedagogics [Text] / SPb.: «DETCTVO- Press», 2001. - 288 p.

4. Metaeva, V.A. Methodological and Methodical Bases of Reflexion: Manual [Text] / V.A Metaeva. - Yekaterinburg: RSPPU, 2006.- 99 p.

5. Self-Government as a Factor of Handicraft Professions Students’ Social and Professional Upbringing [Text] / E. F. Zeer, I.I. Khasanova, M.A. Rensch, E.G. Lopes. - Yekaterinburg, RSPPU, 2005. - 235 p.

6. Yulina, N.S. Secret of Consciousness: Alternative Research Strategies [Text] / N.S. Yulina // Questions of Philosophy. - 2004. - № 11. - P. 150-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.