Научная статья на тему 'Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов, изучающих географию'

Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов, изучающих географию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / FORMATION OF STUDENTS'' READINESS TO PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT / GEOGRAPHICAL DISCIPLINES EDUCATIONAL POTENTIAL / STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Татьяна Павловна

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием потенциала географических дисциплин. Анализируются виды познавательной деятельности в которые вовлекались студенты, изучающие географию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness for professional self-improvement in students

This paper addresses to the problem of formation of readiness of students for professional self-improveПедагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика  № 21 133 SUMMARY ment using the potential of geographical disciplines. The types of cognitive activity that involves students studying geography are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов, изучающих географию»

УДК 378

Осипова Татьяна Павловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

otp-7@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ГЕОГРАФИЮ

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием потенциала географических дисциплин. Анализируются виды познавательной деятельности в которые вовлекались студенты, изучающие географию.

Ключевые слова: формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию, образовательный потенциал географических дисциплин, виды познавательной деятельности студентов.

Гяовность к профессиональному самосовершенствованию понимается нами как сложное интегративное образование, которое проявляется в потребности и умении организовывать и осуществлять профессиональное саморазвитие на основе целенаправленной профессиональной активности студентов. Мы выделяем следующие компоненты готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию: мотивационно-ценностный - положительное отношение к будущей профессиональной деятельности; эмоционально-волевой - устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов; содержательно-опреационный - теоретические и эмпирические знания в области профессиональной деятельности, а также знания о себе как субъекте профессиональной деятельности; рефлексивный - способность проанализировать ход и результаты собственной профессиональной деятельности, видеть целостность линии профессионального развития.

Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного подхода. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию происходит только при условии личной активности на основе самостоятельного выбора и творческой переработки, а не простого усвоения знаний. С этой целью взаимодействие всех участников образовательного процесса должно строиться на основе:

- создания воспитывающей среды, предполагающей сотрудничество студентов и преподавателей, основанное на взаимной ответственности;

- диалогичности общения, включающей обучение культуре диалога и формирование умения отстаивать свою точку зрения и с уважением носиться к другим мнениям;

- практико-ориентированной деятельности с вовлечением студентов в квазипрофесиональную и профессиональную деятельность, что создает условия для приобретения личного опыта, так как личность формируется и проявляется в деятельности);

- вариативности деятельности, что способствует формированию умения делать осознанный выбор;

- проблемности с подготовкой к решению жизненных проблем во взаимоотношениях со средой.

Изучение географических дисциплин в процессе подготовки бакалавра позволяет не только формировать профессиональные компетенции, но и уточнить индивидуальный характер процесса развития готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, выявить имеющиеся достижения и проблемы в сфере профессиональной подготовки (наличие умений самоцелеполагания, согласования своих целей с целями других людей, выстраивание иерархии целей, на основе чего развиваются внутренние мотивы профессиональной деятельности).

Актуальными направлениями работы по формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию являются в процессе изучения географии: во-первых, изучение географических дисциплин как органической части общечеловеческого опыта и как условие для формирования профессиональной мотивации у студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности; во-вторых, показ сложности, неоднозначности общественных явлений, человеческой истории, природных процессов, их взаимовлияния, что способствует росту способности анализировать и объяснять явления на междисциплинарном уровне, с использованием механизмов дифференциации, интеграции и иерархизации знаний; в-третьих, формирование положительного, ценностного отношения к профессиональному обучению (осознание студентом сущности профессиональной деятельности, ее возможностей в реализации собственных потенциалов); в-четвертых, становление умения выразить свое отношение к миру, людям, себе в цивилизованной форме; в-пятых, максимальное привлечение студентов к практической деятельности.

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Осипова Т.П., 2013

В процессе изучения курса географии студенты КГУ им. Н.А. Некрасова, (направление подготовки 050100.62 - Педагогическое образование) и студенты КГТУ (направление подготовки 100400 -Туризм) вовлекаются в следующие виды познавательной деятельности:

1. Деятельность научно-познавательного характера, которая основывается на изучении географических, экономических, экологических, политических, социальных, историко-культурных проблем развития нашей страны и стран мира в ходе дискуссий, дебатов, практикумов, «творческих лабораторий», деловых игр, ролевого тренинга. Мы пошли путем расширения сферы проблем, по которым студент путем самообразования, через активную работу совершенствует свой профессиональный уровень. В рамках этого вида деятельности нами проводились дискуссии по следующим темам: «Что такое символы страны?», «Как проходят выборы в разных странах мира?», «Глобальный мир или сообщество суверенных стран?», «Возможно ли гражданское общество в исламских странах?», «Как связаны уровень экономического развития страны и наличие гражданского общества?», «Оценка экологической ситуации в различных регионах России (от Калининграда до Владивостока)». Тематика дебатов также разнообразна: «Экономически развитые государства должны безвозмездно помогать слаборазвитым государствам?»; «Жить в городе-миллионере лучше, чем в провинциальном городке?»; «Москва должна перестать быть столицей России?»; «Межнациональные проблемы можно решить?»; «Глобализация -это общемировой процесс». Проводились дни знакомства с международными правительственными и общественными организациями, в работе которых, участвует Россия: ООН, ВТО, ЮНЕСКО, WWF.

2. Деятельность практико-преобразовательного характера предполагает создание собственного авторского продукта - тематических карт, стенгазет, презентаций, интерактивных выставок, дидактических или деловых игр, поиск новых тем для диспутов. А также участие в общественно-полезной деятельности: природоохранной, связь с общественными и государственными организациями, участие в реализации своих проектов, акции благотворительности, установление международных связей. Нами использовались следующие формы работы: конкурсы на лучшего гида по стране и республикам в составе России, странам мира. Создание авторских карт с новой или проблемной тематикой: Экологическая карта России, карта малых народов России и мира; карта рекреации и туризма российских граждан за рубежом; костромичи на карте мира.

3. Деятельность ценностно-ориентационного характера предполагает участие в проектах с нравственной тематикой, отражение эстетических впе-

чатлений в процессе познания своей страны и стран мира: написание сочинений, эссе, оформление плакатов. Предлагая темы сочинений, преподаватель должен учитывать, что выбор темы сочинения очень часто обусловлен не уровнем подготовки студента, а его желанием творчески выразить себя. В связи с этим, при разработке заданий подобного плана преподаватель должен стремиться создать для студентов возможность индивидуального выбора, но сам выбор осуществляют сами студенты. Темы сочинений нами предлагались следующие: «В какой стране мира я бы хотел жить», «Мой любимый уголок природы костромского края» (конкурс рассказов). Конкурс свободного творчества, изобразительного, литературного, например: «Страна, которая удивляет». Студенческая газета как средство профессиональной подготовки дает возможность высказываться на важные для студентов темы, обсудить жизнь в разных масштабах от родного факультета до страны и мира. Приведем примеры тематики стенгазет: «Непутевые заметки» (путешествие по регионам России), «Неделя планеты», «Мир заповедной России», «Памятники природы и культурного наследия». Проводился факультетский конкурс фотографий в течение всего лета «Я познаю Россию, я познаю мир». Предложенные материалы в практической работе преподавателя курса географии могут быть использованы в разных вариантах:

- в комплексном варианте, который включает системное планирование и применение на протяжении периода обучения;

- как серия тренингов по отдельным актуальным проблемам профессиональной подготовки;

- как материал для построения индивидуальной программы профессиональной подготовки.

4. Самостоятельная работа студентов по географическим курсам заключается в выполнении заданий, разной степени проблемности. Цель предлагаемых заданий - научиться эффективно работать с текстом учебных пособий, картами и статистическими данными, применять географические знания при анализе материалов СМИ, научиться разбираться в ряде вопросов международной экономики и политики. Качество знаний можно определить по ответам на вопросы разной сложности. Самые легкие вопросы (I) требуют простого воспроизведения изученного материала. Например, какие страны относятся к категории суверенных государств и сколько их на современной политической карте мира? (I) Как можно оценить ЭГП ФРГ по отношению к ее главным торговым партнерам? (I) Усложненные вопросы (II) рассчитаны на умение сравнивать или обобщать сведения, извлекаемые из учебника, карт, статистических материалов, использовать раннее изучавшийся материал. Например, охарактеризуйте географию современных международных миграций населения. (II) В ка-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

51

ких формах осуществляются внешние экономические отношения между странами зарубежной Европы? (II) Наиболее трудные вопросы (III) нацелены на применение географических знаний при объяснении географических фактов, законов, закономерностей, на определение причинно-следственных связей. Приведите примеры «горячих точек» на современной политической карте мира, являющихся очагами международной напряженности и тер-

роризма (III). Самостоятельная работа студентов по географическим курсам призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и формировать умения ориентироваться в многообразии материала, умения обобщать, реферировать содержание, умения организовать свое время, способствовать развитию у студентов творческих навыков, умения выразить свою точку зрения на изученные проблемные вопросы и задания.

УДК: 159.922.7

Пошехонова Вера Адамашевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

psy-sha@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА

Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.

Ключевые слова: парадигма, принципы, психолог, специалист.

Принципиальный момент построения учебного процесса для студентов состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости, их востребованности к будущей профессиональной деятельности; включение в учебную деятельность задач личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств личности будущего специалиста приобретают в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека.

В психологии для подготовки специалиста сложились три ведущих методологических парадигмы - классическая (естественнонаучная), неклассическая (гуманитарная), культурно-историческая. Парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу новую модель постановки проблем и их решений (Г. Кун).

Она определяет: какие законы, закономерности, факты должны быть установлены (цель изучения); каковы должны быть методы, аппаратура, приёмы обработки материала (способы достижения цели); какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет; статистические критерии, критерии валидности, надёжности.

Осознание парадигмы всегда есть показатель зрелости науки. Методология получения научного знания призвана обеспечить оптимальность и достоверность процесса познания научной истины. На этапах построения научной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Для успешного использования данных достижений необходимо сочетание творческого движения сверху вниз и снизу вверх.

Естественнонаучная парадигма наиболее распространена во всем мире. В ней много достовер-

ных фактов, требующих интерпретации, но они могут быть объяснены по-разному. В этой парадигме характерны: ценность объективного и предметного знания и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире.

В науке существует гуманитарная парадигма -познание природы, общества, самого человека с человековедческой позиции. Она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий [1].

Гуманитарная парадигма характеризует объект познания и оценивает всю информацию с позиции нравственных, культурных, религиозных, эстетических данных. Содержание гуманитарного знания связано с общественным бытием, культурой человека. Основная задача гуманитарной науки - описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира (Глазерсфельд, 2001).

Для классической парадигмы: это подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, где человек - простая система, а знания идут из прошлого (школа памяти). В новой образовательной парадигме основная миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализация личности, а сам человек представляет собой сложную систему. Содержание традиционного обучения является главным образом дидактически преобразованным (упрощенным) содержанием соответствующих научных дисциплин. При этом главное не передача информации, а развитие способности личности компетентно выполнять все функции, решать проблемы и задачи, овладевать целостной профес-

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Пошехонова В.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.