Научная статья на тему 'О проблеме формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию'

О проблеме формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / STUDENTS' WILLINGNESS TO PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT / ACMEOLOGICAL SUPPORT IN IMPLEMENTATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-POTENTIAL / REFLEXIVE ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Татьяна Павловна

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода. Анализируются результаты опроса, посвященного выявлению наличия мотивации к профессиональному самосовершенствованию у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of readiness of students to professional self-improvement

This paper considers the problem of formation of readiness of students to professional selfimprovement with the use of reflexive activity approach. The results of survey on identifying the availability of professional self-motivation to the students of the university.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию»

УДК 378

Осипова Татьяна Павловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

otp-7@mail.ru

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода. Анализируются результаты опроса, посвященного выявлению наличия мотивации к профессиональному самосовершенствованию у студентов вуза.

Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию, акмеологическое сопровождение в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов.

В настоящее время сформировался социальный заказ на формирование профессиональной компетентности выпускника вуза. Педагогическая наука сегодня, решая проблему подготовки выпускника, соответствующего требованиям современного общества, обращается к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний и умений, но и реализации их на практике. В связи с этим готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональной компетентности.

На этапе вузовской профессиональной подготовки студенты еще в полной мере не участвуют в профессиональной деятельности, но уже формируются индивидуальный стиль деятельности, профессиональное сознание, центральными компонентами которого являются система профессиональных зна ний, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Индивидуализация общественных ценностей и деятельностных норм отношений с другими людьми, исходя из личностной позиции человека, составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Студенческий возраст -это период становления нового уровня самосознания, выработки собственной жизненной позиции, профессионального самоопределения и начала профессиональной самореализации. В этот период происходит интенсивное развитие рефлексии, осознание себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.

Тем не менее, значительная часть преподавателей вузов придерживается «информационной»

программы образования. В практике построения образовательного процесса в вузе отмечается доминирование трансляционного, репродуктивного характера обучения, низкая степень мотивации студентов, низкий уровень ответственности и вовлеченности в учебный процесс, отсутствие фокуса на результат, недостаточно широкое использование форм и методов, стимулирующих конструктивную творческую активность личности в образовательном процессе. Для контроля качества образования зачастую используются традиционные формы: устные ответы, письменные контрольные работы, закрытые тесты. В повседневной жизни большинства студентов отмечается социальный инфантилизм, неготовность к принятию решения, осуществлению выбора, принятию ответственности на себя. Анализ Государственных Стандартов, определяющих содержание профессиональной подготовки, говорит о том, что в них недостаточно учитывается значение формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе.

Поэтому перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только профессиональной подготовки, но и создания условий для становления личности как субъекта собственных жизненных перспектив (личностных и профессиональных), воспитание человека как субъекта собственной жизнедеятельности, развития и постоянного саморазвития каждого профессионала. Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста, грамотно ввести их в смыслы, назначение и ценности, содержание будущей профессии, способствовать их трансформации из объекта социальных

© Осипова Т.П., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

67

воздействий в субъект профессионального образования и деятельности, формировать у студентов потребность и способность к профессионально-личностному саморазвитию, готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.

Все выше сказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в области формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:

- между потребностью общества в студентах готовых к профессиональному самосовершенствованию, к постоянному расширению и обогащению своих знаний, постоянному росту мастерства и недостаточным вниманием в теории и современной образовательной практике вузов к созданию условий, выявлению закономерностей и принципов, способствующих формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию;

- между происходящей в России модернизацией системы высшего образования и недостаточной разработанностью методологических и оранизационно-методических аспектов подготовки студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе;

- между профессиональными требованиями, предъявляемыми к студенту, и социально-профессиональными возможностями, которые предоставляются ему в ходе профессионализации;

- между профессиональными притязаниями, возможностями студента и его встречными требованиями к условиям профессионализации;

- между творчески развивающейся в процессе учения личностью студента и относительной неизменностью форм и методов обучения с 1 по 5 курс;

- между осознанием большинством преподавателей вузов значения готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как важнейшей профессионально-личностной характеристики и их неподготовленностью стимулировать ее развитие в образовательном процессе;

- между необходимостью проведения мониторинга процесса формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию и отсутствием критериев и показателей уровней ее сформированности.

В связи с этим встает проблема, каковы теоретические и методические основы формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.

Цель исследования: обосновать рефлексивнодеятельностный подход как обеспечивающий формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.

Готовность к профессиональному самосовершенствованию понимается нами как сложное интегративное образование, которое проявляется в потребности и умении организовывать и осуществлять профессиональное саморазвитие на основе целенаправленной профессиональной активности студентов.

Мы выделяем следующие компоненты готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:

- мотивационно-ценностный - положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, потребность постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности;

- эмоционально-волевой - способность добиваться положительных результатов в своей профессиональной деятельности, устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;

- содержательно-операционный - теоретические и эмпирические знания в области профессиональной деятельности, а также знания о себе как субъекте профессиональной деятельности, представления об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к профессионалу, владение способами профессиональной деятельности, специальными умениями и навыками;

- рефлексивный - способность проанализировать ход и результаты собственной профессиональной деятельности, видеть целостность линии профессионального развития.

Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного подхода.

В рамках нашего исследования нужно отметить, что рефлексивно-деятельностный подход позволяет рассматривать рефлексию в качестве

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

механизма развития и реализации деятельности, в свою очередь, деятельность является предметом рефлексии. Во-первых, рефлексия как процесс направляется представлением о результате, который должен быть достигнут личностью, и заключается в соотнесении всех элементов, составляющих содержание конкретной деятельности с ее целью. Направленность на освоение деятельности в целом отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегративный. Кроме того рефлексия может выступать в качестве системного механизма самоорганизации личности студента, что ведет к повышению уровня осмысленности жизни, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебно-профессиональной деятельности, становлению профессионального самосознания, способствуя формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. Во-вторых, для рефлексии характерны сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность.

Рефлексивно-деятельностный подход может быть реализован на основе ряда принципов, среди которых мы выделяем принцип акмеологичес-кого сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов. Реализация этого принципа предполагает расширение субъектных функций студентов в педагогическом процессе, включение в содержание занятий субъектного опыта студентов, обучение студентов самостоятельному выявлению затруднений и реконструированию их причин посредством развития интеллектуальной и личностной рефлексии, развитие у студентов умений управлять своей учебной и профессиональной деятельностью. Это поэтапное движение к собственной вершине, к достижению «акме», профессиональной и личностной зрелости, самоактуализации и самореализации в социальном и предметном контекстах. А. Маслоу пишет что самоактуализация - «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов..., более полное познание, и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы ., непрерывное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [1]. В направлении самоактуализации и должно идти саморазвитие личности, а также про-

фессиональное самосовершенствование. Студент готовый к профессиональному самосовершенствованию характеризуется доминированием мотива личностной самореализации; обладает теоретическими знаниями, которые отражают методологические основы рассматриваемого вида профессиональной деятельности, сущность и ее основное содержание; наличием системы практических умений и навыков, а также уметь расширять и углублять свои знания.

Мотивация к профессиональному самосовершенствованию это значимость для студента будущей профессии как средства удовлетворения своих потребностей и реализации себя как профессионала, понимание значимости самосовершенствования. С целью определения наличия мотивации к профессиональному самосовершенствованию нами был проведен опрос среди студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «География» на факультете естествознания КГУ им. Н.А. Некрасова в количестве 50 человек. Студентам 4 и 5 курсов были заданы следующие вопросы по теме «Мои профессиональные планы»: 1) мои цели и задачи (профессиональные и личные); 2) предполагаемая профессиональная деятельность; 3) моя программа действий по реализации, поставленных целей; 4) мои точки роста (что и кто могут мне помочь в реализации моих планов); 5) закончите предложение «чтобы стать профессионалом я должен...»

Рассмотрим полученные результаты. По первому вопросу «мои цели и задачи (профессиональные и личные)» были получены следующие ответы: закончить университет и получить диплом о высшем образовании (63%), карьерный рост, получение второго высшего образования, расширить свой кругозор.

На вопрос «Предполагаемая профессиональная деятельность», если суммировать, были получены 2 варианта ответа: «я хочу чтобы мой диплом не просто лежал на полке и пылился, а чтобы я его подтвердила, т.е. пойти работать в школу по профессии» (46%) и нет желания работать по профессии «вряд ли я пойду работать в школу учителем географии», что показывает неудовлетворенность выбранной профессией и характеризует степень позитивности отношения к выбранной профессии.

«Моя программа действий» предусматривает, по мнению студентов, развитие личных качеств (силы воли, терпения, усидчивости) - 42%, про-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

69

фессиональных качеств (коммуникативных) -31%, участие в научной деятельности, а также необходимость самосовершенствования отмечается большинством студентов, независимо от предполагаемого места работы.

«Мои точки роста» в реализации поставленных целей могут помочь: связи («знакомство с высокопоставленными лицами») - 47%, помощь родителей, собственная активность («участие в конкурсной деятельности, научно-практических конференциях»).

«Чтобы стать профессионалом я должен .», по мнению студентов, получить диплом о высшем образовании - 60%, заниматься самообразованием («расширять свой кругозор», «пополнять свои знания и умения» «учиться и практиковаться», «участвовать в профессиональных конкурсах»).

Устойчивое положительное отношение личности студента к себе как субъекту предстоящей профессиональной деятельности выступает в качестве критерия готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, а также является показателем того, что профессиональ-

ное обучение для него приобрело личностный смысл. Как показало наше исследование, положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности характерно не для всех студентов старших курсов. В частности, 46% студентов считают, что смогут стать хорошим профессионалом в будущем. Выявленные в опросе негативные тенденции в формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию говорят о необходимости специальной работы по управлению этим процессом, оказанию студентам своевременной помощи в формировании адекватной профессиональной Я-концепции. Результатом этой работы будет являться формирование активного субъекта профессионального самосовершенствования, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности и реализовывать профессиональные и жизненные перспективы.

Библиографический список

1. МаслоуА. Психология бытия. - М., 1997. -С. 49.

УДК 378

Пушкарева Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет

boriskuprianoff2010@yandex.ru

РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЦЕСС АНАЛИЗА ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен теоретический анализ процесса организации и проведения рефлексии как способа обратной связи в процессе обучения в вузе, описаны конкретные практические техники использования рефлексии, дана сущностная характеристика данного процесса.

Ключевые слова: рефлексия, анализ, обратная связь, профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка в вузе сегодня ориентирована на новый вектор своего развития, основная цель которого является подготовка конкурентоспособного и высококвалифицированного специалиста, ответственного за свой уровень профессиональной подготовки. В связи с этим необходимо внедрение новых форм и методов профессиональной подготовки в вузе, которые бы и решали поставленные задачи. Формирование у будущих специалистов потребности в активном освоении профессиональных знаний позволит сформировать у них высокий уровень профессионализма.

Личное осознание студентами на этапе обучения в вузе своей конкурентоспособности на рынке труда активизирует процесс познания, а также способствует повышению их уровня ответственности в процессе обучения. Процесс осознания - это не только целостное и непосредственное переживание того, что происходит, но и обдумывание, анализ, оценка, суждение, поиск мотивов, определение происходящего. Осознание включает действие, а рефлексия его выбор. В связи с этим сегодня очень важным является включение в процесс профессиональной подготовки специалистов рефлексии как процесса ана-

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Пушкарева Т.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.