УДК 378
Осипова Татьяна Павловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
otp-7@mail.ru
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода. Анализируются результаты опроса, посвященного выявлению наличия мотивации к профессиональному самосовершенствованию у студентов вуза.
Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию, акмеологическое сопровождение в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов.
В настоящее время сформировался социальный заказ на формирование профессиональной компетентности выпускника вуза. Педагогическая наука сегодня, решая проблему подготовки выпускника, соответствующего требованиям современного общества, обращается к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний и умений, но и реализации их на практике. В связи с этим готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональной компетентности.
На этапе вузовской профессиональной подготовки студенты еще в полной мере не участвуют в профессиональной деятельности, но уже формируются индивидуальный стиль деятельности, профессиональное сознание, центральными компонентами которого являются система профессиональных зна ний, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Индивидуализация общественных ценностей и деятельностных норм отношений с другими людьми, исходя из личностной позиции человека, составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Студенческий возраст -это период становления нового уровня самосознания, выработки собственной жизненной позиции, профессионального самоопределения и начала профессиональной самореализации. В этот период происходит интенсивное развитие рефлексии, осознание себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.
Тем не менее, значительная часть преподавателей вузов придерживается «информационной»
программы образования. В практике построения образовательного процесса в вузе отмечается доминирование трансляционного, репродуктивного характера обучения, низкая степень мотивации студентов, низкий уровень ответственности и вовлеченности в учебный процесс, отсутствие фокуса на результат, недостаточно широкое использование форм и методов, стимулирующих конструктивную творческую активность личности в образовательном процессе. Для контроля качества образования зачастую используются традиционные формы: устные ответы, письменные контрольные работы, закрытые тесты. В повседневной жизни большинства студентов отмечается социальный инфантилизм, неготовность к принятию решения, осуществлению выбора, принятию ответственности на себя. Анализ Государственных Стандартов, определяющих содержание профессиональной подготовки, говорит о том, что в них недостаточно учитывается значение формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе.
Поэтому перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только профессиональной подготовки, но и создания условий для становления личности как субъекта собственных жизненных перспектив (личностных и профессиональных), воспитание человека как субъекта собственной жизнедеятельности, развития и постоянного саморазвития каждого профессионала. Высшее учебное заведение призвано предоставить студентам возможность продуктивного решения центральных задач возраста, грамотно ввести их в смыслы, назначение и ценности, содержание будущей профессии, способствовать их трансформации из объекта социальных
© Осипова Т.П., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
67
воздействий в субъект профессионального образования и деятельности, формировать у студентов потребность и способность к профессионально-личностному саморазвитию, готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
Все выше сказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в области формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:
- между потребностью общества в студентах готовых к профессиональному самосовершенствованию, к постоянному расширению и обогащению своих знаний, постоянному росту мастерства и недостаточным вниманием в теории и современной образовательной практике вузов к созданию условий, выявлению закономерностей и принципов, способствующих формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию;
- между происходящей в России модернизацией системы высшего образования и недостаточной разработанностью методологических и оранизационно-методических аспектов подготовки студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе;
- между профессиональными требованиями, предъявляемыми к студенту, и социально-профессиональными возможностями, которые предоставляются ему в ходе профессионализации;
- между профессиональными притязаниями, возможностями студента и его встречными требованиями к условиям профессионализации;
- между творчески развивающейся в процессе учения личностью студента и относительной неизменностью форм и методов обучения с 1 по 5 курс;
- между осознанием большинством преподавателей вузов значения готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как важнейшей профессионально-личностной характеристики и их неподготовленностью стимулировать ее развитие в образовательном процессе;
- между необходимостью проведения мониторинга процесса формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию и отсутствием критериев и показателей уровней ее сформированности.
В связи с этим встает проблема, каковы теоретические и методические основы формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
Цель исследования: обосновать рефлексивнодеятельностный подход как обеспечивающий формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
Готовность к профессиональному самосовершенствованию понимается нами как сложное интегративное образование, которое проявляется в потребности и умении организовывать и осуществлять профессиональное саморазвитие на основе целенаправленной профессиональной активности студентов.
Мы выделяем следующие компоненты готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:
- мотивационно-ценностный - положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, потребность постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности;
- эмоционально-волевой - способность добиваться положительных результатов в своей профессиональной деятельности, устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;
- содержательно-операционный - теоретические и эмпирические знания в области профессиональной деятельности, а также знания о себе как субъекте профессиональной деятельности, представления об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к профессионалу, владение способами профессиональной деятельности, специальными умениями и навыками;
- рефлексивный - способность проанализировать ход и результаты собственной профессиональной деятельности, видеть целостность линии профессионального развития.
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного подхода.
В рамках нашего исследования нужно отметить, что рефлексивно-деятельностный подход позволяет рассматривать рефлексию в качестве
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
механизма развития и реализации деятельности, в свою очередь, деятельность является предметом рефлексии. Во-первых, рефлексия как процесс направляется представлением о результате, который должен быть достигнут личностью, и заключается в соотнесении всех элементов, составляющих содержание конкретной деятельности с ее целью. Направленность на освоение деятельности в целом отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегративный. Кроме того рефлексия может выступать в качестве системного механизма самоорганизации личности студента, что ведет к повышению уровня осмысленности жизни, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебно-профессиональной деятельности, становлению профессионального самосознания, способствуя формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. Во-вторых, для рефлексии характерны сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность.
Рефлексивно-деятельностный подход может быть реализован на основе ряда принципов, среди которых мы выделяем принцип акмеологичес-кого сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов. Реализация этого принципа предполагает расширение субъектных функций студентов в педагогическом процессе, включение в содержание занятий субъектного опыта студентов, обучение студентов самостоятельному выявлению затруднений и реконструированию их причин посредством развития интеллектуальной и личностной рефлексии, развитие у студентов умений управлять своей учебной и профессиональной деятельностью. Это поэтапное движение к собственной вершине, к достижению «акме», профессиональной и личностной зрелости, самоактуализации и самореализации в социальном и предметном контекстах. А. Маслоу пишет что самоактуализация - «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов..., более полное познание, и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы ., непрерывное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [1]. В направлении самоактуализации и должно идти саморазвитие личности, а также про-
фессиональное самосовершенствование. Студент готовый к профессиональному самосовершенствованию характеризуется доминированием мотива личностной самореализации; обладает теоретическими знаниями, которые отражают методологические основы рассматриваемого вида профессиональной деятельности, сущность и ее основное содержание; наличием системы практических умений и навыков, а также уметь расширять и углублять свои знания.
Мотивация к профессиональному самосовершенствованию это значимость для студента будущей профессии как средства удовлетворения своих потребностей и реализации себя как профессионала, понимание значимости самосовершенствования. С целью определения наличия мотивации к профессиональному самосовершенствованию нами был проведен опрос среди студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «География» на факультете естествознания КГУ им. Н.А. Некрасова в количестве 50 человек. Студентам 4 и 5 курсов были заданы следующие вопросы по теме «Мои профессиональные планы»: 1) мои цели и задачи (профессиональные и личные); 2) предполагаемая профессиональная деятельность; 3) моя программа действий по реализации, поставленных целей; 4) мои точки роста (что и кто могут мне помочь в реализации моих планов); 5) закончите предложение «чтобы стать профессионалом я должен...»
Рассмотрим полученные результаты. По первому вопросу «мои цели и задачи (профессиональные и личные)» были получены следующие ответы: закончить университет и получить диплом о высшем образовании (63%), карьерный рост, получение второго высшего образования, расширить свой кругозор.
На вопрос «Предполагаемая профессиональная деятельность», если суммировать, были получены 2 варианта ответа: «я хочу чтобы мой диплом не просто лежал на полке и пылился, а чтобы я его подтвердила, т.е. пойти работать в школу по профессии» (46%) и нет желания работать по профессии «вряд ли я пойду работать в школу учителем географии», что показывает неудовлетворенность выбранной профессией и характеризует степень позитивности отношения к выбранной профессии.
«Моя программа действий» предусматривает, по мнению студентов, развитие личных качеств (силы воли, терпения, усидчивости) - 42%, про-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
69
фессиональных качеств (коммуникативных) -31%, участие в научной деятельности, а также необходимость самосовершенствования отмечается большинством студентов, независимо от предполагаемого места работы.
«Мои точки роста» в реализации поставленных целей могут помочь: связи («знакомство с высокопоставленными лицами») - 47%, помощь родителей, собственная активность («участие в конкурсной деятельности, научно-практических конференциях»).
«Чтобы стать профессионалом я должен .», по мнению студентов, получить диплом о высшем образовании - 60%, заниматься самообразованием («расширять свой кругозор», «пополнять свои знания и умения» «учиться и практиковаться», «участвовать в профессиональных конкурсах»).
Устойчивое положительное отношение личности студента к себе как субъекту предстоящей профессиональной деятельности выступает в качестве критерия готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, а также является показателем того, что профессиональ-
ное обучение для него приобрело личностный смысл. Как показало наше исследование, положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности характерно не для всех студентов старших курсов. В частности, 46% студентов считают, что смогут стать хорошим профессионалом в будущем. Выявленные в опросе негативные тенденции в формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию говорят о необходимости специальной работы по управлению этим процессом, оказанию студентам своевременной помощи в формировании адекватной профессиональной Я-концепции. Результатом этой работы будет являться формирование активного субъекта профессионального самосовершенствования, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности и реализовывать профессиональные и жизненные перспективы.
Библиографический список
1. МаслоуА. Психология бытия. - М., 1997. -С. 49.
УДК 378
Пушкарева Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет
boriskuprianoff2010@yandex.ru
РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЦЕСС АНАЛИЗА ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлен теоретический анализ процесса организации и проведения рефлексии как способа обратной связи в процессе обучения в вузе, описаны конкретные практические техники использования рефлексии, дана сущностная характеристика данного процесса.
Ключевые слова: рефлексия, анализ, обратная связь, профессиональная подготовка.
Профессиональная подготовка в вузе сегодня ориентирована на новый вектор своего развития, основная цель которого является подготовка конкурентоспособного и высококвалифицированного специалиста, ответственного за свой уровень профессиональной подготовки. В связи с этим необходимо внедрение новых форм и методов профессиональной подготовки в вузе, которые бы и решали поставленные задачи. Формирование у будущих специалистов потребности в активном освоении профессиональных знаний позволит сформировать у них высокий уровень профессионализма.
Личное осознание студентами на этапе обучения в вузе своей конкурентоспособности на рынке труда активизирует процесс познания, а также способствует повышению их уровня ответственности в процессе обучения. Процесс осознания - это не только целостное и непосредственное переживание того, что происходит, но и обдумывание, анализ, оценка, суждение, поиск мотивов, определение происходящего. Осознание включает действие, а рефлексия его выбор. В связи с этим сегодня очень важным является включение в процесс профессиональной подготовки специалистов рефлексии как процесса ана-
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Пушкарева Т.В., 2011