ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 © Масловская Л.З. , Галимова А.Ф.
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета, г. Тобольск
В статье представлены проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. Проведен педагогический эксперимент по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента разработан комплекс игр, направленный на формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова экологическое воспитание, экологические знания, дошкольник, педагогический эксперимент.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота сложившейся проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, которая вызвана ростом промышленного производства, деятельностью человека в природе, использованием без учёта биологических и экологических закономерностей природных ресурсов, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, учёные пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы -научно-обоснованному и гуманистически ориентированному, человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности человека к природе.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологических знаний и грамотности, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек
1 Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат биологических наук, доцент.
2 Воспитатель ЛГ МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 «Теремок».
не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Дошкольник познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет знать и как будет относиться к этому миру во многом будет зависеть от тех взрослых, которые будут участвовать в его воспитании.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологических знаний, мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание станет успешным, если вокруг ребёнка будет царить атмосфера, которая способствует развитию эмоциональной отзывчивости и восприимчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологических знаний дошкольника.
Психолого-педагогическими исследованиями Р.И. Жуковской и С.Л. Новосёловой установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и является одним из условий более эффективного их обучения [3, 5].
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал), экологические игры, по мнению В.А. Дрязгуновой, Л.П. Молодовой, О. Газиной предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями [2, 4, 1].
Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [7] не выделено отдельной образовательной области, связанной с экологическим воспитанием дошкольников, более того в его содержании нет упоминания ни одного понятия, связанного с экологическими знаниями. Лишь в содержании трех образовательных областей, мы можем найти отдельные задачи, связанные с познанием природы. Так социально-коммуникативное развитие помимо усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества и т.п., направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; фор-
мирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
В результате теоретического анализа проблемы было организованно и проведено педагогическое исследование, целью которого стало изучение уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Данное исследование проводилось на базе ЛГ МАДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Теремок» г. Лангепаса ХМАО. Детский сад работает по программе Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой «От рождения до школы».
Для эксперимента было выбрано 40 детей среднего дошкольного возраста: в контрольную группу вошли дети из группы «Смешарики», а в экспериментальную группу вошли дети из группы «Звездочки», по 20 человек в каждую соответственно.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий -проходил в начале учебного года. В ходе исследования был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, выбор методики диагностики уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, формирование групп для эксперимента; формирующий - на данном этапе был разработан и реализован в экспериментальной группе комплекс игр, направленный на формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста и контрольный, на котором была проведена контрольная диагностика в обеих группах, в одинаковых условиях.
Для проведения диагностики сформированности экологических знаний средних дошкольников мы использовали методику, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом О.А. Соломенниковой [6].
Критериями сформированности экологических знаний являются -знания о растительном мире, знания о мире животных; знания о неживой природе.
Результаты диагностики уровня экологических знаний дошкольников экспериментальной и контрольной групп констатирующего этапа представлены на рисунке 1.
60 50 40 % 30 20 10 0
Знания о
мире животных
Знания о растительном мире
Знания о неживой природе
□ Высокий □ Средний □ Низкий
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, %
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, можно сделать вывод, что дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированное™ экологических знаний по всем выше перечисленным критериям.
В результате полученных нами данных мы пришли к выводу о том, что дети из экспериментальной группы имеют более низкие результаты, нежели дети из контрольной группы. В связи с этим мы разработали и внедрили в воспитательно -образовательный процесс комплекс игр, направленный на формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.
При реализации комплекса игр нами были выделены следующие принципы:
1. Принцип доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности материала.
2. Принцип системности предполагает проведение игр экологической направленности систематически через включение в различные виды деятельности в течение дня.
3. Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка, педагог ориентируется на умственные способности ребёнка, тип темперамента, особенности общения и другие индивидуальные особенности.
4. Принцип учёта наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира.
В комплекс игр, направленный на формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста вошли:
- сюжетно-ролевые игры («Магазин «Овощи и фрукты», «Цветочный магазин», «Магазин «Семена»).
- дидактические игры («Скорая помощь», «Необычайное путешествие», «Грибное лукошко», «Путешествие в мир природы», «Построй свой домик», «Выбери нужное», «Похожи, непохожи», «С какого дерева лист?», «Какое время года?», «Кто, где зимует?», «Хорошо плохо», «Подбери пару», «Береги природу», «А что потом?», «Угадай, какой зверь», «Экологическая пирамида», «Птицы наших лесов», «Найди что опишу», «Птицы звери рыбы», «Найди детеныша зверя», «Животные наших лесов», «Четвёртый лишний», «Природное явление», «Лесной многоэтажный дом», «Так бывает или нет?», «Каждому свой домик», «Найди дерево по описанию», «Волшебный поезд», «Собери букет», «Охраняй-ка», «Что вырастили люди?», «Помоги малышам», «Кто такой цыпленок?», «Без чего не может быть?», «Мой дом», «Дома зверей»).
- подвижные игры («Летает--плавает-бегает», «Волк и овцы», «Кто где живет?», «Изобрази животного - мы угадаем», «Вершки-ко-решки», «Раз, два, три, к дереву беги», «Живая и неживая природа», «Снежная карусель», «Бабочки»).
- игры-превращения («Ходят капельки по кругу»).
- игры-раскладывания («Чудесный мешочек», «Поможем Незнайке»).
- игры - загадки («Лес»).
- игры - драматизации («Веселый дождик», «Мы осенние листочки», «Хоровод вокруг елки»). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, петух и лиса», «Теремок»).
- музыкальные игры «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).
- Словесные игры («Концовки», «Кто больше?», «Родственники», «Отвечайте, правда ли?».
Все отобранные для комплекса игры имеют экологическое и природоведческое содержание.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена проверка эффективности разработанного нами комплекса игр, направленного на формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента представлены на рисунке 2.
По результатам нашего исследования можно определить изменение уровня сформированности экологических знаний средних дошкольников. Для наибольшей наглядности эти данные представлены на рисунке 3.
100
80
60
40
20
0
80
""70
-5050-5040
IИ
-30
10 И
ЭГ | КГ О мире животных
50-50-50-
40
0
20
О растительном мире
ЭГ | КГ О неживой природе
□ Высокий □ Средний □ Низкий
Рис. 2. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента, %
Из представленного рисунка 3 видно, что по блоку «Знания о мире животных» уровень сформированности экологических знаний изменился. Так, с низким уровнем детей не стало совсем, со средним уровнем детей стало на 10 % больше и с высоким уровнем на 40 % больше. По блоку «Знания о растительной мире» высокий уровень сформированности экологических знаний повысился на 20 %, тогда как средний повысился на 30 % и с низким уровнем знаний по данному блоку не оказалось. По блоку «Знания о неживой природе» тоже были нами отмечены изменения, высокий уровень повысился на 20 %, средний уровень по данному блоку остался без изменений и с низким уровнем нами детей не было зарегистрировано.
По данным контрольного этапа педагогического эксперимента можно сделать вывод об эффективности предлагаемого комплекса игр, направленного на формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.
После проведенного нами педагогического эксперимента в процессе наблюдений за детьми мы заметили, что они стали проявлять особую заботу за обитателями уголка природы. Все дети испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не
только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
70
50
50
50
5050
40
КО)! 3 £1 Н I 5 О
О л
К С О
з о а.
^ != 3
га 5 5
МИР
° ■== о
£ | 5
I 5 о.
га И ^
СО 1 с
Констатирующий этап
КОХ 3 £1 н х ^ о
5050
о л
к с О
3 О ср
* != 3
га 5 5
° '=5 о
£ | 5
X 3 о.
га и ^
X О ^
со 1 с
Контрольный этап
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
Рис. 3. Динамика повышения уровня сформированное™ экологических знаний средних дошкольников в экспериментальной группе
В непосредственно-образовательной деятельности по экологическому образованию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОО разработанного нами комплекса игр повышает уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 7. - С. 14-17.
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
3. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Просвещение, 1975. - 81 с.
4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск, Аскар, 1996. - 104 с.
5. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 45-49.
6. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 21-27.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобр-науки.рф/news/3447/ffle/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.рЖ
ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
© Шэнь П.1
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно
В статье рассмотрены идеи и позиции эстетического воспитания, зародившиеся еще в период Античной Европы.
Ключевые слова: воспитание, эстетическое воспитание.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание - это специфическая форма общественно значимой деятельности, которая осуществляется субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к индивиду, личности, группе, коллективу, общности - для выработки системы ориентации в мире художественных ценностей согласно сложившимся в каждом конкретном обществе представлениям об их назначении и характере. В процессе эстетического воспитания формируется отношение человека к ценностям, их перевод в духовное внутреннее содержание. На основе этого вырабатываются и развиваются способности человека к эстетическому переживанию и восприятию, его вкусы и представления о прекрасном, об идеале. Воспитание при помощи красоты формирует ценностно-эстетическую систему приоритетов, развивает способности к творчеству и к созданию эстетических ценностей в области трудовой деятельности, в поведении и поступках, в искусстве [2, с. 23]. Бердяев Н.А. замечал: «Мир не входит в меня пассивно. Предстоящий мир зависит от моего внимания и воображения, от интенции моего сознания» [6, с. 248]. Задача эстетического воспитания -
1 Аспирант.