Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста'

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2055
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Т.И.

Один из методов формирования у детей экологических знаний дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами и с природными материалами; настольно-печатные игры; словесные игры. Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Список использованной литературы

1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье.-Новосибирск,2003.-146 с.

2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов). - Новосибирск:ООО агентство «Сибпринт», 2013 - 160 с.

3. В стране здоровья / В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -80 с.

4. Восемь правил и восемь друзей здоровья:учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2015. - 44 с.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.

© Меньшов И.В.,2018

УДК 373.24

Прохорова Т.И.

МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамас

воспитатель

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

Один из методов формирования у детей экологических знаний - дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами и с природными материалами; настольно-печатные игры; словесные игры. Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе.

Ключевые слова:

экологическая культура, экологические знания, дидактическая игра, дошкольное воспитание.

T.I. Prokhorova

MBDOU "16 kindergarten Arzamas

Tutor

DIDACTIC GAME AS MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Annotation:

One of formation methods at children of ecological knowledge - a didactic game which essence is that children reflect in her various aspects of life, features of relationship of adults, the knowledge of surrounding reality specifies. In pre-school modern pedagogy all variety of didactic games unites in three main types: games with objects and with natural materials; desktop and printing games; verbal games. Use of games in education of ecological culture promotes obtaining stronger knowledge by preschool children, helps to seize ability of

ecologically expedient behavior in the nature.

Keywords:

ecological culture, ecological knowledge, didactic game, preschool education.

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в:

- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличии потребности в приобретении экологических знаний;

- потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются механически.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

~ 171 ~

В настоящее время дидактической игре придается большое значение. Она способствует:

• развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

• обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая при этом его умственные способности;

• развитию речи детей;

• социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, сочувствовать и т.д.

• художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в конкретной ситуации, происходит развитие творческой фантазии;

• экологическому воспитанию.

В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

- игры с предметами и с природными материалами;

- настольно-печатные;

- словесные игры.

1. Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный материал, различные игрушки, предметы природного материала.

В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника. Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине» и т.п. (в таких играх развиваются мыслительные процессы: логика, синтез, анализ).

2. Настольно-печатные игры различают по следующим видам: домино, лото, игры по картинкам и т.д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и т.д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Используя словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии. В словесных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам). Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.

Таким образом, педагоги целенаправленно систематически направляют свою деятельность на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе.

Один из методов формирования у детей экологических знаний является дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В будущем эта деятельность сформирует у дошкольника навык социокультурных отношений.

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.

2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.

3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

4. Кондрашева Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. - 2014. -№6.

5. Лучшие развивающие игры для малышей. Харьков, Белгород: Клуб семейного досуга, 2010.

6. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2004.

7. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2009.

8. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

© Прохорова Т.И. , 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.