кие, а также отраслевой принадлежности налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Таким образом, решение указанных проблем должно повысить эффективность государственного налогового контроля в Российской Федерации и, следовательно, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Т. К. Говорушина
Формирование доходов бюджетов муниципальных образований
Становление рыночной системы хозяйствования требует реформирования бюджетной системы в целом, исключая местное самоуправление. Начало реорганизации было положено принятием в 1991 г. Федерального закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской федерации». Бюджетное устройство Российской Федерации определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы.
Местный бюджет - это третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Бюджеты муниципальных образований, особенно в Ленинградской области, где создана двухуровневая система местного самоуправления, имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Для повышения роли местного самоуправления в решении местных вопросов конкретной территории и осуществления отдельных государственных полномочий необходимо дальнейшее совершен-
84
ствование межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов, снижение социальной напряженности в обществе.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) -форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование здравоохранения, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами муниципальных образований самостоятельно в пределах их ведения.
Источниками доходов местных бюджетов являются денежные средства, другие платежные средства, ценные бумаги, находящиеся в распоряжении органов муниципального образования. Каждое муниципальное образование принимает свой муниципальный бюджет, состоящий из доходной и расходной частей. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направления расходования средств.
Доходы муниципального бюджета, так же как и всех остальных бюджетов, представляют собой экономические отношения, возникающие у муниципального образования с государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств. Большую роль в доходах муниципальных образований играют регулирующие доходы. Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым ежегодно устанавливаются процентные нормативы отчислений в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. На федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ. Для местных бюджетов устанавливаются как единые, так и дифференцированные нормативы.
Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют местные налоги и сборы и отчисления от налогов субъектов РФ. Они не могут быть установлены произвольно, а определяются Налоговым кодексом РФ, который предусматривает следующие местные налоги:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц.
85
Кроме того, в бюджет муниципального образования идут собственные неналоговые доходы от:
• использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от сдачи имущества в аренду;
• платных услуг, которые оказывают органы муниципального образования (например, за выдачу определенных документов - государственная пошлина).
Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).
Большинство муниципальных бюджетов в доходную часть включают финансовую помощь, получаемую органами местного самоуправления от государственной власти вышестоящего уровня. Такая финансовая помощь оказывается из средств специального фонда поддержки муниципальных образований. Фонд создается за счет средств государственного бюджета и других поступлений в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Фонд создается за счет отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. Фонд оказывает финансовую помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложен принцип самостоятельности местных бюджетов, который нельзя реализовать без указанных форм поддержки вышестоящими уровнями.
В настоящее время состояние местных бюджетов практически повсеместно характеризуется глубоким дисбалансом собственных финансовых ресурсов и количеством и объемом тех функций, которые возложены на органы местного самоуправления. Чтобы его ликвидировать, требуется финансовая помощь местным бюджетам со стороны субъектов Федерации, которая предоставляется в условиях жесткого дефицита ресурсов и при необходимости учета специфики и потребностей каждой из территории. В силу огромной разницы в потенциале экономического развития отдельных территорий проблема внутри регионального бюджетного выравнивания считается одной из самых сложных в экономическом механизме федеративных отношений и в управлении социальноэкономическим развитием территорий. Для преодоления этих сложностей необходимо строить межтерриториальный платежный баланс. Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федера-
86
ции, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъекта о налогах и сборах, нормативными правовыми актами собрания депутатов муниципального образования о налогах и сборах. Составление проекта бюджета исключительная прерогатива администрации муниципального района. Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов.
Планирование доходов местного бюджета на предстоящий финансовый год осуществляется финансовым органом муниципального образования.
Планирование доходной части местного бюджета начинается с разработки базового бюджета, т. е. рассчитывается ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, которая ведется на основе анализа фактического поступления доходов за прошедший год. Налоговое планирование является важным этапом бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценки налоговой базы.
Показатели по налоговым доходам рассчитываются бюджетным отделом финансового управления, руководствуясь методическими указаниями по формированию доходной части бюджета в части собственных доходов.
Основная задача финансового органа заключается в недопущении возрастания собственных бюджетных доходов, что повлияет на их рейтинг при распределении бюджетной помощи.
В отдельных муниципальных районах Ленинградской области объем финансовой поддержки достигает более 80 % общего объема доходов, т. е. территория способна обеспечить себя только на 20 %.
Это говорит о том, что собственных доходов муниципальным районам не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы в бюджетных организациях, так как в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.
Снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам невыгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи. Неэффективная организация финансов порождает тенденции развития иждивенчества.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложен принцип самостоятельности местных бюджетов.
87