Научная статья на тему 'Формирование бюджета Тульского региона в проблемных условиях экономики'

Формирование бюджета Тульского региона в проблемных условиях экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / БЮДЖЕТ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXPAYERS / BUDGET / EXAMINATION / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехин Сергей Николаевич, Суханов Вадим Артемьевич, Васин Александр Сергеевич

Проведен анализ налоговых поступлений в регионе, определены взаимосвязи налоговой нагрузки и возможности применения налоговых льгот. Рассмотрены новые методы и формы работы налоговых органов с налогоплательщиками. Данный подход позволит предприятиям корректировать направления налоговой политики при полном использовании возможностей законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алехин Сергей Николаевич, Суханов Вадим Артемьевич, Васин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE TULA REGION IN THE TROUBLED ECONOMY

The analysis of tax revenues in the region, determined the relationship of the tax burden and the possibility of tax exemptions. Reviewed new methods and forms of work of tax authorities with taxpayers. This approach will enable enterprises to adjust the direction of fiscal policy, with full use of the opportunities of the legislation.

Текст научной работы на тему «Формирование бюджета Тульского региона в проблемных условиях экономики»

It is proposed the approach to the determination of the influence of structural shifts in the composition of production on the general volumetric cost indices, based, in contrast to the traditional approaches, on the calculation of the influence of the structural shifts of two forms. The content of different structural shifts is systematically substantiated: the structural shift of the first form - of change, caused by basic differences in the quality characteristic; the structural shift of the second form - of change, caused different rates of change in the level of quality characteristic and by uneven change in the quantitative attribute.

The keywords: structural shifts in the composition of production, the prime cost of production, qualitative factor, quantitative factor, structure factor.

Vasin Alexander Sergeevich, Russia, Moscow, vasin_as@mail.ru, Head of Functional Activity Improvement Department, Russian Federal Treasury,

Romanova Lyudmila Efimovna, doctor of econ. Sciences, Prof., Prof. department FiM, milarom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university,

Korshunova Galina Valentinova, doctor of economical science, manager of department, korshunova_gv@mail.ru, Russia, Tula, Financial University with the government of the Russian Federation (Tula branch)

УДК 336.22:332.14

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА В ПРОБЛЕМНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ

С.Н. Алехин, В.А. Суханов, А.С. Васин

Проведен анализ налоговых поступлений в регионе, определены взаимосвязи налоговой нагрузки и возможности применения налоговых льгот. Рассмотрены новые методы и формы работы налоговых органов с налогоплательщиками. Данный подход позволит предприятиям корректировать направления налоговой политики при полном использовании возможностей законодательства.

Ключевые слова: налогоплательщики, бюджет, контрольная работа, налоговая политика.

Налоговые поступления в бюджет Тульской области во втором десятилетии двадцатого столетия (2010-2015 гг.) характеризуются достаточно высокими темпами роста (в среднем 17 % в год), что выше средних показателей как по Российской Федерации в целом, так и по Центральному федеральному округу (соответственно 12 и 10 %).

Вместе с тем, взаимодействие налоговых органов региона с бюджетообразующими предприятиями показало, что в 2016 г. показатели региональной экономики начали существенно ухудшаться. К сожалению, нега-

тивные тенденции изменения основных объектов налогообложения проявились уже в первой половине 2016 года. Они выразились в следующем:

- прибыль прибыльных предприятий сократилась в полтора раза;

- убыток убыточных предприятий вырос на четверть;

- фонд начисленной заработной платы увеличился всего на 4 % - в 2 раза меньше, чем прирост индекса потребительских цен;

- экспорт уменьшился почти на 37 %, а импорт - на 9 %.

В сложившихся условиях под серьезной угрозой потерь оказались основные налоги бюджета - в первую очередь: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что работа по полному сбору НДФЛ исключительно сложна, так как требует взаимодействия с многотысячной группой налогоплательщиков. Кроме этого приходится считаться с наличием многочисленных схем ухода от налогов, что, в совокупности с низким в ряде случаев уровнем налоговой грамотности населения, делает угрозу катастрофических потерь весьма реальной.

Во избежание потерь бюджета в 2016 г. активизирована работа с населением области с напоминанием обязанности по представлению налоговых деклараций о доходах, сроков представления декларации, сроков уплаты НДФЛ, ответственности за несвоевременное представление декларации и т.д.

Основные направления работ с налогоплательщиками включали, в частности:

- подготовку представленных по радио и телевидению интервью, в ходе которых рассмотрены особенности декларационной кампания 2016 г.;

- публикацию более 70 информационных материалов в региональных и местных СМИ;

- подготовку и распространение в местах массового посещения граждан информационных сообщений и листовок «Об обязанности по представлению налоговых деклараций о доходах, сроков их представления, сроков уплаты НДФЛ», «Об ответственности за несвоевременное представление декларации» и др.;

- направление по каналам связи практически всем налоговым агентам, перечисляющими НДФЛ от имени своих работников, памятки об обязанности декларирования физическими лицами своих доходов;

- проведение «Дней открытых дверей», в процессе которых всем обратившимся за помощью лицам оказано содействие в заполнении деклараций;

- оформление на сайте Управления рубрики «Декларационная кампания 2016», с помощью которой рассмотрены практически все возникающие проблемные ситуации по декларированию.

В результате проведенной работы, налоговыми органами области выявлено 34 тыс. жителей Тулы и Тульской области, обязанных отчитаться

по доходам 2015 года. По состоянию на 01.07.2016 г. о своих доходах за 2015 год отчитались более половины от выше приведенного числа лиц. По представленным указанными налогоплательщиками декларациям, сумма НДФЛ к доплате составила 358 млн руб. - в 3 раза (на 241 млн руб.) больше, чем в аналогичном периоде 2015 года.

По состоянию на 01.07.2016 г. в бюджет поступил 81 % от суммы НДФЛ, подлежащей доплате по декларациям физических лиц, обязанных декларировать свои доходы за 2015 год (для сравнения - на ту же дату прошлого года поступило 53 % подлежащего доплате НДФЛ).

Активизирована работа по контролю за выполнением налоговыми агентами обязанности по представлению сведений о доходах работников за 2015 год. Выявленное количество налоговых агентов, обязанных представить указанные сведения, выросло год на 3,8 тыс. единиц (15,9 %) и составило 27,8 тыс. В определенной степени прирост связан с изменением налогового законодательства в части включения обособленных подразделений в число обязанных представлять сведения о доходах.

Количество налоговых агентов, представивших сведения (в текущем году - с учетом обособленных подразделений), выросло на 3,9 тыс. единиц (16,5 %) по сравнению с аналогичным показателем на 1 июля 2015 года и составило 27,6 тыс. единиц.

За непредставление (несвоевременное представление) сведений о доходах физических лиц к налоговой ответственности, предусмотренной ст.126 НК РФ, привлечено 162 налоговых агента, сумма штрафных санкций составила 137,0 тыс. руб. К административной ответственности привлечены должностные лица 19 налоговых агентов, сумма штрафов составила 5,0 тыс. руб.

Как свидетельствуют результаты проведенной работы, число нарушителей - налоговых агентов, не представивших необходимые сведений сократилось в 2 раза и не превышает на 1 июля 2016 года 0,5 % от числа обязанных представить эти сведения.

В целях минимизации потерь бюджета налоговыми органами Тульской области на постоянной основе проводится работа по легализации налоговых баз.

По итогам 2015 года по данным налоговых органов проведен анализ деятельности и предъявлены претензии по корректности данных о выплаченной работникам предприятий 3 тыс. работодателей, причем установлено, что:

- 800 работодателей выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по основному виду экономической деятельности (ВЭД) с отклонением более 20 %;

- 2,1 тыс. - ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области;

- 72 налогоплательщика не представляли отчетность за наемных работников.

Проведенный комплекс мероприятий позволил достичь существенного успеха: прирост привлеченного в бюджет НДФЛ (по итогам работы за 9 месяцев 2016 года) составил почти 10 % (то есть - более, чем в 2 раза превысил рост фонда оплаты труда в области).

В процессе анализа поступлений налога на прибыль организаций в качестве причин возможного их снижения (на 3,1 млрд руб.) рассматривалось влияние:

- норм федерального законодательства, предназначенных для снижения налогового бремени налогоплательщиков, оказавшихся в наиболее сложных условиях кризиса экономики (для ряда категорий налогоплательщиков предусмотрено применение пониженной - вплоть до нулевой -ставки налога);

- ухудшение экономических условий работы предприятий и соответствующее уменьшение их налогооблагаемой прибыли.

По результатам налогового процесса полугодия установлено, что на фоне общих поступлений налога на прибыль организаций (7,5 млрд руб.), потери от введения федеральных льгот не превышают 3 %, причем: сумма недопоступления налога на прибыль в связи с применением пониженной (нулевой) ставки для отдельных категорий налогоплательщиков сформирована следующим образом:

- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения в виде единого сельхозналога сумма налога снизилась на 150 млн руб.;

- для предприятий осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность - на 20 млн руб.;

- для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан - менее 1 млн руб.

Необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусматривать пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет с 18 до 13,5 % (п. 1 ст. 284 НК РФ)[1].

В соответствии с законодательством в регионе предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, подлежащие зачислению в бюджет Тульской области [2].

Сумма недопоступления налога на прибыль при применении пониженной налоговой ставки при осуществлении инвестиционной деятельности, заявленная налогоплательщиками по декларациям в 2015 году составила 28 млн рублей.

Таким образом, законодательно осуществленное снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций практически не сказалось на сокращении поступлений налога, а снижение поступлений налога в це-

лом обусловлено именно ухудшением условий экономической ситуации в стране.

Существенно уступает рассмотренным налогам по уровню сборов, но, тем не менее, остается весьма важным налог на имущество организаций, доля которого в общем объеме бюджета приближается к 10 %. Основным фактором, влияющим на динамику начисленных и поступивших сумм налога организаций, является рост заявленных льгот.

По имеющимся данным за полугодие 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая сумма льгот выросла на почти на 40 %. Причина резкого роста - изменение налогового законодательства: с 01.01.2015 года движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 года подлежит льготированию. В результате налогоплательщиками заявлены льготы по данному основанию в сумме более 500 млн руб., что составляет 64,4 % от общей суммы заявленных льгот.

Важным фактором наполнения бюджета является сбор задолженности.

В составе комплекса мероприятий по взысканию задолженности особую трудность представляет взыскание задолженности за счет имущества должника. Осложняет работу то, что такой имущество, обычно рассеяно по всей области и реализация данной меры взыскания требует взаимодействия многочисленных подразделений налоговых органов и службы судебных приставов. В связи с этим с начала 2016 г. в регионе предпринимается попытка централизации данной функции взыскания задолженности. Возможность формирования документов по взысканию задолженности с одновременным использованием баз данных всех территориальных налоговых органов Тульской области существенно облегчает налогоплательщикам соблюдение налогового законодательства и уменьшает их проблемы, возникающие при появлении задолженности. Перспективы централизации иллюстрируют полученные результаты - в 2016 году (только за первое полугодие) в результате проведения исполнительных действий в бюджет привлечено 175млн руб. - на 32 % больше, чем год назад. По оперативным данным, в результате применения полного комплекса мер взыскания задолженности, в 2016 году в бюджет привлечено около 2,8 млрд руб. (рост за год - на 31 %).

В отношении налогоплательщиков, не имеющих перспектив восстановления платежеспособности, активизировано применение процедур банкротства: по состоянию на 01.07.2016 г. в процедурах банкротства находится 353 организации и 105 физических лиц. В абсолютном выражении сумма, поступившая в погашение задолженности банкротов, составила 11,6 млн руб. (в аналогичном периоде прошлого года - 0,4 млн руб.).

При этом стоит учитывать, что организации имеют механизм финансового регулирования, находясь в предбанкоротном состоянии. Выходом из подобной ситуации может быть выделение эффективных структур-

ных бизнес-единиц, которое подробно рассматривается в работе А.А. Баранова «Разработка системы показателей для определения эффективных бизнес-единиц при реструктуризации машиностроительного предприятия (компании)» [5].

Продолжена работа по борьбе с уклонениями по уплате налогов. В ходе контрольной деятельности налоговых органов дополнительно начислено 1,7 млрд руб. Полученный результат - несмотря на снижение числа проверок на 7 % - на уровне имевшегося год назад. Указанное, свидетельствует об уменьшении фактора беспокойства налогоплательщиков в процессе контрольной работы, при одновременном повышении ее эффективности. Даже учитывая, что контрольная деятельность налоговых органов направлена в основном на устранение потерь бюджета вследствие нарушений налогового законодательства, что в основном имеет место на средних и крупных субъектах экономики, непосредственно выездные проверки этих налогоплательщиков осуществляются в отношении 1 -2 % их числа. По результатам налоговых проверок в бюджет поступило около 600 млн-руб. (рост за год на 160 млн руб.).

В ходе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками установлена необходимость усиления контрольной деятельности в отношении предприятий реализующих населению продукции и услуги при этом часто нарушающими законодательство о применении контрольно-кассовых машин (ККТ). В ходе 540 проверок соблюдения указанного законодательства в 521 случае выявлены нарушения. Нарушителям действующего законодательства предъявлены штрафные санкции на сумму 2,3 млн руб.

В существенной степени повышению оперативности действий налоговых органов способствует внедрение передовых методов работы - в частности представление отчетности в электронном виде по каналам связи. В целом по области удельный вес налогоплательщиков, представивших налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность по каналам связи, в их общем количестве приблизился к 90 %.

Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, составила почти 80 %.

С целью максимального привлечения населения к экономической деятельности удалось добиться широкого использования в регионе разработанных ФНС Интернет-сервисов, число которых приблизилось к 50 ед. Особый интерес у населения вызывает сервис «Создай свой бизнес» - являющийся пошаговой инструкцией для начинающих предпринимателей [3].

В результате работы налоговых органов удалось преодолеть возникшее в начале 2016 года отставание по наполнению бюджета (в первом квартале отставание от имевшихся год назад сумм налогов составило око-

ло 26 %) и по итогам 9 месяцев достичь соответствующих рубежей 2015 г. - в бюджет региона собрано 40,1 млрд руб. (на 250 млн руб. больше, чем год назад). Достигнутое - успех на фоне ЦФО: по сбору налогов в территориальную казну наш регион поднялся на четвертое место из 16-ти (не считая, естественно несопоставимых с нами Москвы и Московской области). [4]

Максимальная доля в общем объёме налоговых поступлений приходится на:

- предприятия обрабатывающих производств -25,1 %;

- фирмы оптовой и розничной торговли - 18,9 %;

- компании, занятых научно-технической деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, а также арендой и предоставлением услуг - 12,7 %;

- предприятия по производству машин и оборудования - 8,7 %.

Диверсификация региональной экономики Тульской области позволяет иметь в качестве основных источников финансовых поступлений в казну предприятия сразу нескольких отраслей. Указанное делает экономику региона достаточно устойчивой: в сложные экономические моменты, когда, например, снижаются объемы реализации продукции черной металлургии или гражданского машиностроения, на первый план выходят предприятия химии, пищевой отрасли, оборонки, оптовой торговли, аграрного сектора, малого бизнеса.

Анализ структуры налогового потенциала региона свидетельствует, что имеющиеся предпосылки:

- многопрофильная экономика;

- высокий уровень налоговой грамотности населения;

- согласованное взаимодействие структур, участвующих в налоговом процессе;

- растущие объемы инвестиций в новые производства

позволяют надеяться на успешное преодоление регионом трудностей экономики.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. Загл. с экрана.

2. «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области» закон Тульской области от 06.02.2010 № 1390-ЗТ0 [Электронный

ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. Загл. с экрана.

3. Интерактивный сервис ФНС России «Создай свой бизнес» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/create_business/ Загл. с экрана. (дата обращения: 20.09.2016)

4. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/passport.htm#ru-RU/page_10/71. Загл. с экрана. (дата обращения: 20.10.2016)

5. Баранов А.А., Щукина Е.А. Разработка системы показателей для определения эффективных бизнес-единиц при реструктуризации машиностроительного предприятия (компании) // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып.1. Ч.1. С. 164-175.

Алехин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, ведущий эксперт УФНС России по Тульской области, alexin.sn@,mail.ru, Россия, Тула, Управление федеральной налоговой службы,

Суханов Вадим Артемьевич, канд. экон. наук, руководитель УФНС России по Тульской области, syxanov va@mail.ru, Россия, Тула, Управление федеральной налоговой службы,

Васин Александр Сергеевич, д-р экон. наук, начальник Управления совершенствования функциональной деятельности, fim@tsu.tula.ru, Россия, Москва, Федеральное казначейство

THE FORMATION OF THE BUDGET OF THE TULA REGION IN THE TROUBLED ECONOMY

S.N. Alexin, V.A. Sukhanov, A.S. Vasin

The analysis of tax revenues in the region, determined the relationship of the tax burden and the possibility of tax exemptions. Reviewed new methods andforms of work of tax authorities with taxpayers. This approach will enable enterprises to adjust the direction of fiscal policy, with full use of the opportunities of the legislation.

Keywords: taxpayers, budget, examination, tax policy.

Alexin Sergey Nikolaevich, doctor of economic science, leading expert of the Federal tax service of Russia in the Tula region, alexin.sn@mail.ru, Russia, Tula, Federal tax service management,

Sukhanov Vadim Artemievich., associate professor, head of UFNS of Russia in the Tula region, syxanov_va@mail.ru, Russia, Tula, Federal tax service management,

Vasin Alexander Sergeevich, doctor of economic science, head of Functional activity improvement department, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Moscow, Russian federal treasury

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.