Научная статья на тему 'Работа налоговых органов в условиях экономического кризиса 2009 года'

Работа налоговых органов в условиях экономического кризиса 2009 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов В. В.

Рассматриваются направления реализации мероприятий по повышению собираемости налогов с целью минимизации потерь бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа налоговых органов в условиях экономического кризиса 2009 года»

только на доход, но и весь инвестированный капитал. При росте количества разнообразных ценных бумаг в портфеле уровень риска портфеля.

Библиографический список

1. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

2. Цай Т.Н., Грабовый П.Г. Организация строительного производства. М.: Издательство Ассоциация строительных ВУЗов, 1999.

3. Черняк В.З. Управление инвестиционных проектов в строительстве. М.: Русская деловая литература, 1998.

S.N. Shulzhenko

Formation of the investment portfolio on engineering preparation of territories of building taking into account risks

Working out of general plans of development of territories under building it is necessary to form taking into account economic and ecological risks. For separate cities and municipal associations. In article one of approaches of formation of an investment portfolio at a stage of economic researches is resulted.

Keywords: investments, engineering preparation, economic and ecological risks.

УДК 336.225.2:338.124.4 "2009"

В.В. Чернов, канд. экон. наук, руководитель, (Россия, Тула, УФНС по Тул. обл.)

РАБОТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2009 ГОДА

Рассматриваются направления реализации мероприятий по повышению собираемости налогов с целью минимизации потерь бюджета

Ключевые слова: налоговый режим, система налогообложения, бюджет, налогоплательщики, налоговые органы

Деятельность налоговых органов Тульской области в 2009 г. осуществлялась в проблемных условиях экономики, что существенно затруднило наполнение бюджета.

Наличие кризисных явлений, в полной мере проявившихся в 2009 г., отмечено в четвертом квартале 2008 г. в процессе инициированного ФНС России непрерывного мониторинга состояния налоговых баз. В ходе взаимодействия налоговых органов Тульской области с основными налогоплательщиками региона установлено резкое падение прибыли предприятий и сокращение их объемов производства в конце 2008 г., что поставило пред-

приятия перед угрозой увольнения части сотрудников. Кроме этого, установлены многочисленные случаи переплат налога на прибыль организаций: объем излишне уплаченного налога на прибыль к концу 2008 г. достиг 1,5 млрд руб. (излишняя уплата осуществлялась предприятиями с целью создания ими «подушки безопасности» в преддверии трудных времен).

Продолжение наметившихся в конце 2008 г. негативных тенденций приводило по расчетам к троекратным потерям налога на прибыль организаций и 10-15 % потерям налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Дополнительные потери налоговых поступлений могли повлечь стремление ряда налогоплательщиков в создавшихся экономических условиях указать в налоговой отчетности заниженные значения налоговых баз, не соответствующие реальным их значениям.

Проведенным предварительным анализом установлено, что поступления остальных налогов в прогнозируемых условиях не должны претерпеть значительных (более 5 %) изменений.

В некоторой степени неясной оставалась ситуация с привлечением в бюджет налога на добавленную стоимость (НДС): с одной стороны — падение основных составляющих добавленной стоимости приводит к уменьшению поступлений налога, а с другой — снижение активности предприятий-экспортеров влечет сокращение объемов возмещаемого налога, что, учитывая обилие таких предприятий в регионе, может не только компенсировать потери, но и привести к росту поступлений налога.

Таким образом, сохранение в 2009 г. тенденций, проявившихся в конце 2008 г., обозначило угрозу потери налоговых поступлений в части федерального бюджета на 5-10 %, а территориального — на 20-25 % (налоги на прибыль предприятий и на доходы физических лиц, в наибольшей степени подверженные влиянию экономической ситуации, формировали в 2006-2008 гг. более двух третей территориального бюджета).

С целью минимизации потерь бюджета в течение 2009 г. в Тульской области реализовывались мероприятия по повышению собираемости налогов, разработанные как ФНС России, так и непосредственно региональным Управлением, в части:

- легализации налоговых баз (в первую очередь налога на прибыль организаций и НДФЛ);

- сокращения задолженности по налогам;

- повышения уровня обоснованности выбора объектов выездных проверок;

- работы по совершенствованию налогового администрирования на основе внедрения современных технических решений.

Реализация вышеуказанных мероприятий осуществлялась в ряде случаев с привлечением органов администрации и правоохранительных структур.

В процессе работы по легализации налоговых баз по НДФЛ (решение проблемы «теневой» заработной платы) деятельность налоговых органов региона была направлена в первую очередь на адресное взаимодействие с налогоплательщиками, выплачивающими сотрудникам заработную плату ниже среднеотраслевого уровня (по итогам 2008 г. выявлено 1,8 тыс. таких налогоплательщиков).

В 2009 г. на заседаниях комиссий различных уровней заслушано руководство 99 % выбранных налогоплательщиков. В процессе заседаний налоговыми органами представлены доказательства несоответствия уплачиваемого налога реальному уровню заработной платы (информация о фактически выплачиваемой заработной плате поступала из внешних источников: рекламных объявлений, сообщений работников предприятий, данных профсоюзных организаций, материалов статистики и т. д.).

В результате проведенной работы 98 % работодателей (от числа рассмотренных на комиссиях) легализовали заработную плату, в том числе 72 % — до среднего уровня по отрасли, 26 % — до уровня прожиточного минимума. В отношении предприятий, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, проведены 63 выездные налоговые проверки, в ходе которых дополнительно начислено 43 млн руб. налогов.

Мероприятия по легализации налоговых баз позволили привлечь в бюджет дополнительно около 500 млн руб. налога на доходы физических лиц.

В процессе администрирования НДФЛ налоговые органы значительное внимание уделяли полноте сбора налога, уплачиваемого налоговыми агентами. По состоянию на начало 2009 г. в Тульской области установлено 2,6 тыс. налоговых агентов, не перечисляющих НДФЛ. В результате проведенной адресной работы с этими агентами в бюджет дополнительно поступило 153 млн руб. налога.

Серьезное внимание налоговыми органами уделено вопросу декларирования доходов гражданами. В ходе контрольно-аналитических мероприятий в 2009 г. инспекциями выявлено 39,7 тыс. жителей региона (в 1,3 раза больше, чем год назад), обязанных по тем или иным основаниям декларировать свои доходы. Увеличению числа потенциальных декларантов во многом способствовал новый подход к формированию их списков — на уровне региона (а не как ранее — на уровне инспекции), что позволило выявить физических лиц, у которых прекращено право собственности не только на имущество, находящееся на территории инспекции по месту жительства, но и на территории других налоговых органов области. В адрес таких налогоплательщиков направлены уведомления и напоминания о необходимости представить декларацию по НДФЛ, что позволило в установленный законодательством срок получить отчетность от 26,5 тыс. налогоплательщиков (в 1,3 раза больше, чем в 2008 г.). Дополнительно привлечено к декларированию 10,6 тыс. жителей области (на 16 % больше, чем в

2008 г.). Всего по состоянию на 01.01.2010 г. число граждан, обязанных отчитаться по НДФЛ и представивших такую отчетность, а также уплативших налог на основании налогового уведомления, составило 38,5 тыс. человек (в 1,3 раза больше, чем на 01.01.2009 г.).

В 2009 г. одним из приоритетных направлений в работе по администрированию налога на прибыль оставалась работа по легализации налоговых баз плательщиков, включая контроль за деятельностью убыточных организаций.

Налоговыми органами области проведено около 400 заседаний комиссий по легализации объектов налогообложения, на которых заслушаны должностные лица 1,3 тыс. организаций, имеющих убытки за прошлые налоговые периоды (2006-2008 гг.) и за 2009 г. В ходе заседаний от большинства представителей организаций не удалось получить сколько-нибудь ясного ответа об источниках поддержания жизнедеятельности предприятий, не имеющих, казалось бы, каких-либо перспектив получения прибыли.

По результатам заслушивания 315 налогоплательщиками (24 % от приглашенных) представлены уточненные декларации по налогу на прибыль с уменьшением суммы убытков на 1,2 млрд руб. По сравнению с

2008 г. сумма убытков, уменьшенных по уточненным декларациям, выросла в 2,3 раза.

Кроме того, по результатам работы комиссий 31 предприятие рекомендовано для проведения выездных налоговых проверок, 11 организаций предложены для инициирования процедуры ликвидации. За 2009 г. завершены выездные налоговые проверки 53 налогоплательщиков, исчисливших убытки в двух и более налоговых периодах. В результате проведенных контрольных мероприятий сумма убытка уменьшена на 72,6 млн руб.

Одним из основных резервов пополнения доходной части бюджетов всех уровней является работа по урегулированию задолженности.

В результате постоянного контроля полноты и обоснованности применения мер взыскания задолженности удалось добиться ее снижения на 15 %, что, несомненно, является успехом (в 2009 г. для всей России характерным являлся рост задолженности).

В результате применения полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности в консолидированный бюджет поступило 3,2 млрд руб.

С целью сокращения текущей задолженности налоговыми органами Тульской области разработан порядок, в соответствии с которым руководитель организации, не уплачивающей в срок налоги, приглашался на собеседование, на котором ему разъяснялась обязанность, предусмотренная ст. 57 Конституции и под подпись вручалось предписание об устранении выявленных нарушений по уплате налога. Во исполнение указанных предписаний привлечено в бюджет около 370 млн руб.

По результатам контрольной работы налоговых органов региона дополнительно начислено 2,3 млрд руб. платежей в бюджеты всех уровней (103,4 % от уровня, имевшегося в 2008 г.). Проведено 770 выездных налоговых проверок, в том числе 517 выездных проверок организаций и 253 выездные проверки физических лиц. Доля низкоэффективных выездных проверок организаций (с доначислениями до 50 тыс. руб.) составила 3 % (за прошедший год эта доля сокращена почти в три раза).

По результатам проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах поступило (взыскано) платежей в консолидированный бюджет 1,4 млрд руб., или 58,7 % от общей суммы доначисленных платежей.

Особенность рассмотрения результатов контрольной деятельности в

2009 г. — действие вступившего в силу законодательства, согласно которому реализуется обязательное апелляционное обжалование актов налоговых органов, в отсутствие которого организация не вправе обратиться в Арбитражный суд. Указанное привело к резкому (в 1,7 раз) росту числа поступивших в Управление жалоб. По результатам рассмотрения жалоб около 40 % удовлетворено полностью или частично (что свидетельствует о высокой степени объективности рассмотрения).

В 117 случаях решения налоговых органов были в дальнейшем оспорены налогоплательщиками в Арбитражном суде. Доля удовлетворенных исковых требований налогоплательщиков по оспариваемой сумме составила 33 %.

В осложнившихся экономических условиях для обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов особенно важным моментом является взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Одним из направлений развития данного взаимодействия является совершенствование электронного документооборота, а также предоставление налогоплательщикам удобных и надежных способов информационного взаимодействия на основе современных технологий.

Учитывая проблематичность полного сбора налогов, уплачиваемых физическими лицами, Управлением разрабатываются нестандартные приемы работы с населением. С июля 2009 г. на сайте Управления действует рубрика «Узнай свою задолженность», с использованием которой физическое лицо при указании ИНН может ознакомиться с информацией о задолженности по имущественным налогам, а также распечатать платежное извещение на уплату налогов и пеней.

В результате совместной деятельности Управления и Сбербанка с начала 2009 г. жителям Тульской области предоставлена возможность уплачивать имущественные налоги через терминалы Сберегательного банка (наряду с коммунальными платежами, погашением кредитов и т. д.). В отделениях Сбербанка выделены для этого специальные консультанты. По-

явление такой возможности существенно сократило очереди в отделениях Сбербанка.

Налоговые органы Тульской области проводят активную работу, направленную на популяризацию технических достижений, способных поднять на новый уровень взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Это не только возможность представления налогоплательщиками налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — отчетность по ТКС), но и возможность их доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.

Удельный вес налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших отчетность по ТКС, составил на 01.01.2010 г. более 50 %. Доля налогоплательщиков -организаций, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, превысила 43 %.

Реальное положение экономики региона в 2009 г. в целом соответствовало предварительному прогнозу. Степень кризисных явлений в экономике региона в 2009 г. может быть охарактеризована следующими данными государственной статистики.

Индекс промышленного производства составил в Тульской области 85,1 % (почти на 20 % меньше уровня, имевшегося год назад). Отрицательная динамика индекса промышленного производства характерна практически для всех видов деятельности, исключая строительство и сельское хозяйство.

В 2009 г. по сравнению с предшествующим годом:

- объем отгруженных товаров (работ, услуг) сократился в 1,5 раза;

- грузооборот уменьшился на 15,3 %;

- общий оборот оптовой торговли снизился на 12 %.

Внешнеторговый оборот сократился на 45 %, причем экспорт — на

52 %, а импорт — на 8 %.

Рост фонда начисленной заработной платы практически прекратился (в 2008 г. указанный рост превышал 30 %).

Темп прироста численности как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей снизился почти в два раза (к началу 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц Тульской области содержались сведения о 35 тыс. действующих юридических лицах; в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей — сведения о 41 тыс. действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств).

В результате проведенных мероприятий по повышению наполняемости бюджета удалось в существенной степени уменьшить влияние экономического кризиса на объемы собранных налогов.

Поступления доходов, администрируемых ФНС России, в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составили 48,5 млрд руб. (на 8,6 % меньше, чем в 2008 г.).

Обеспечено поступление в федеральный бюджет налоговых платежей в сумме 9,5 млрд руб. (снижение за год составило 4,2 %). В консолидированный бюджет Тульской области собрано 25,9 млрд руб. налогов и сборов, администрируемых ФНС России (снижение за год — на 14,7 %).

Собираемость налогов и сборов в 2009 г. составила 98,6 % (не хуже, чем в 2008 г.).

Основная масса администрируемых доходов консолидированного бюджета обеспечена в 2009 г. поступлениями налога на доходы физических лиц (33,4 %), налога на прибыль организаций (17,2 %), налога на добавленную стоимость (14,5 %), налогов на имущество (10,8 %), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (10,1 %).

В целом в бюджет в 2009 г. привлечено:

- налога на доходы физических лиц — 11,8 млрд руб. (на 1,2 % больше, чем в 2008 г.);

- налога на прибыль организаций — 6,1 млрд руб. (почти в два раза меньше, чем в 2008 г.); снижение поступлений связано с ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 г. ставки налога с 24 % до 20 %;

- налога на добавленную стоимость — 5,1 млрд руб. (на 20,7 % больше, чем в 2008 г.); фактически возмещенные суммы НДС в 2009 г. уменьшились на 7,8 %, при этом возвраты на расчетные счета налогоплательщиков возросли на 28,6 %;

- акцизов — 3 млрд руб. (снижение на 2,6 %); уменьшение поступлений произошло вследствие перехода ряда производителей алкогольной продукции на использование подакцизного сырья, что позволило им воспользоваться правами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ в части налоговых вычетов;

- имущественных налогов (налогов на имущество организаций и физических лиц, транспортного налога, налога на землю и налога на игорный бизнес) — 3,8 млрд руб. (рост по сравнению с поступлениями 2008 г. составил 6,4 %); увеличение поступлений обеспечено по всем видам имущественных налогов (за исключением налога на игорный бизнес в связи с прекращением согласно законодательству деятельности на территории области игорных заведений с 01.07.2009 г.);

- налогов специальных налоговых режимов (системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения; системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей) — 1,4 млрд руб. (снижение — на 5,2 %).

Анализ динамики наполнения бюджета с учетом данных налоговых баз свидетельствует о признаках улучшения состояния экономики региона к концу 2009 г. и возможностях дальнейшего развития экономики Тульской области в 2010 г.

V.V.Chernov

Work of tax bodies in conditions of an economic crisis of2009

Directions of realization of actions on increase of a collecting of taxes are consideredwith the purpose of minimization of losses of the budget

Key words: a tax mode, system of the taxation, the budget, tax bearers, tax bodies

УДК 336.221.26

А.М. Гогина, начальник отдела налогового аудита (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ИФНС России по Пролетарскому району)

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ФАКТОРИНГА ДЛЯ ПОСТАВЩИКА И ФИНАНСОВОГО АГЕНТА

Рассмотрены основные отличия договоров факторинга и цессии, преимущества факторинга для кредиторов и необходимость его эффективного структурирования с налоговой точки зрения.

Ключевые слова: факторинг, цессия, договор, финансирование, налоговые платежи, кредиторы, эффективность.

В связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Начиная с 2002 г. данная проблема усугубляется необходимостью (для большинства компаний) признания реализации «по отгрузке» для целей исчисления налога на прибыль. Иными словами, обязанность по уплате налога может возникнуть раньше момента получения денежных средств от покупателя.

Одним из способов высвобождения средств, «замороженных» в дебиторской задолженности, является факторинг.

По договору финансирования под уступку денежного требования (так договор факторинга определен в Гражданском кодексе, далее — ГК РФ) одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.