Научная статья на тему 'Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе'

Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12710
1348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА / ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / COLLECTIVE / PEDAGOGICAL COLLECTIVE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE COLLECTIVE / DIAGNOSIS OF PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE COLLECTIVE / FACTORS OF FORMATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Аксенова Ирина Станиславовна

В данной статье рассматриваются особенности педагогического коллектива, дается анализ различным подходам к пониманию социально-психологического климата коллектива, обоснованы факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата коллектива, а также пути формирования социально-психологического климата коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Аксенова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of propitious social and psychological climate in the pedagogical collective

The features of pedagogical collective are considered in this article. It gives an analysis of various approaches to understanding of social and psychological climate of the collective; it also gives a proof of factors influencing the formation of social and psychological climate of the collective and the ways of its formation.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе»

УДК 151.8:373 ББК 88.40:74.214.2

Касаткина Наталья Степановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Аксенова Ирина Станиславовна Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kasatkina Natalia Stepanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Aksenova Irina Stanislavovna Chelyabinsk State Pedagogical University г. Челябинск kasatkinans@cspu.ru

Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе

The formation of propitious social and psychological climate in the pedagogical collective

В данной статье рассматриваются особенности педагогического коллектива, дается анализ различным подходам к пониманию социальнопсихологического климата коллектива, обоснованы факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата коллектива, а также пути формирования социально-психологического климата коллектива.

The features of pedagogical collective are considered in this article. It gives an analysis of various approaches to understanding of social and psychological climate of the collective; it also gives a proof of factors influencing the formation of social and psychological climate of the collective and the ways of its formation.

Ключевые слова: коллектив, педагогический коллектив, социальнопсихологический климат коллектива, диагностика психологического климата коллектива, факторы формирования социально-психологического климата.

Key words: collective, pedagogical collective, social and psychological climate of the collective, diagnosis of psychological climate of the collective, factors of formation of social and psychological climate.

В условиях реформирования всех сторон жизни общества, когда

коренным образом меняется социально-экономическое устройство страны,

назрела крайняя необходимость в совершенствовании дошкольной, школьной

жизни, всей системы педагогическом деятельности, в пересмотре приоритетов и ценностей.

Социально-психологический климат в дошкольном учреждении играет значительную роль в формировании воспитательного процесса, влияет на качество обучения и воспитания подрастающего поколения. По - нашему мнению, актуальность данной проблемы диктуется возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их притязаний.

Педагогические коллективы в дошкольных учреждениях в основном состоят из женщин, вынужденных часто выполнять сверхурочную и мало оплачиваемую работу, ограниченных в общении друг с другом. Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций, поэтому администрация дошкольного образовательного учреждения совместно с психологом должна уделять большое внимание психологическому состоянию работников внутри коллектива, а также слаженности их взаимодействия, для эффективного достижения целей организации, а именно образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

В самом общем виде психологический климат коллектива определяют как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности [1].

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время имеет и свои специфические особенности, к числу которых относятся: полифункциональность, самоуправляемость, коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности, ненормирование рабочего дня педагога, то есть отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки педагогов, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов, преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия.

Анализ научной литературы показывает, что единого подхода к пониманию и изучению психологического климата коллектива в психологии пока нет. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата коллектива.

Представителями первого подхода (П.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, Л.К. Уделов) климат рассматривается как общественнопсихологический феномен, как состояние коллективного сознания. Он понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [3].

Сторонники второго подхода (А.Л. Русаличева, А.И. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей [2].

Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.А.Покровский, В.М. Шепель) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы [4].

Представители четвертого подхода (Л.Н. Коган, В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций [2].

Обобщая эти подходы, в нашем исследовании под социальнопсихологическим климатом коллектива будем понимать устойчивую систему внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

Практическому психологу, работающему в системе образования важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития.

На формирование социально-психологического климата влияют определенные факторы. Рассмотрим те из них, которые смогут помочь анализу климата педагогического коллектива:

1) Социально-психологическая совместимость членов коллектива, она проявляется во взаимопонимании, сочувствии, сопереживании друг другу. Чем выше совместимость, тем эффективнее работает коллектив в целом. В случае несовместимости некоторых работников, проявляется стремление членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов, они могут привести к отрицательному эмоциональному состоянию и к конфликтам.

2) Стиль управления коллективом администрации в целом, конкретно заведующей дошкольным образовательным учреждением. Отношение

руководителей к работникам, социальная дистанция между администрацией и коллективом.

3) Система оплаты труда, своевременное получение заработной платы.

4) Успешный, либо неуспешный ход воспитательной деятельности. Перспективы развития творческого потенциала педагога, возможность повышения квалификации, доверительные, дружеские отношения с воспитанниками и родителями.

5) Применяемая шкала поощрений и наказаний, адекватная оценка труда воспитателя, признание результатов деятельности, не только администрацией, но и коллективом в целом.

6) Условия труда и оборудование рабочих мест. Обеспеченность учебными пособиями и материалами, а также наличие нового учебного оборудования, повышают эффективность работы воспитателя и удовлетворенность собственным трудом.

7) Характер коммуникаций и информированность коллектива. Отсутствие полной или не точной информации, по вопросам составления документов, либо предоставления документов для отчетов, проведении конкурсов и конференций, скорость ее донесения коллективу, ведет к возникновению недоверия и негативно-настроенного отношения к администрации дошкольного образовательного учреждения.

8) Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

Совокупность этих факторов составляет социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать, поэтому перед администрацией дошкольного образовательного учреждения и психологом стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально психологическим климатом.

Большая роль в этом процессе принадлежит своевременной диагностике социально-психологического климата и безотлагательной коррекции зарождающегося неблагополучия в коллективе. Диагностика психологического климата в коллективе имеет многопрофильный характер. Для расширенной диагностики следует применять комплекс методик и процедур, позволяющих наиболее полно составить картину неблагополучия в коллективе. Арсенал современных методик диагностики очень широк - среди них наиболее популярны различные опросники и метод социометрии.

Анализируя результаты диагностики психологического климата коллектива ДОУ, нами был сделан вывод, что самый высокий процент опрошенных (30%) указывает на начальную степень неблаго приятности психологического климата в коллективе.

Анализ результатов диагностики личной и групповой удовлетворенности работой, показал, что процент не вполне удовлетворенных своей работой достаточно высок (35%).

Анализируя результаты диагностики уровня конфликтности, мы пришли к выводу, что в нашем коллективе уровень конфликтности находится на среднем уровне, так как большинство (45%) педагогов соответствовали показателю среднего уровня конфликтности. Это характеризует их как людей конфликтных, но прибегающих к конфликту в том случае, если все другие средства исчерпаны.

Резюмируя все выше изложенное, можно заключить, что проблема формирования благоприятного социально-психологического климата, актуальна для нашего педагогического коллектива. Формирование благоприятного психологического климата - это одна из главных задач в работе администрации и психолога образовательного учреждения.

Наиболее эффективными путями улучшения социальнопсихологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения по нашему мнению являются:

1. Совершенствование методов и стиля руководства, создание в коллективе атмосферы доброжелательности, доверия и уважения к подчиненным, использование коллегиальных способов принятия решений, демократизация управления;

2. Создание оптимальных условий деятельности педагогов;

3. Улучшение структуры взаимоотношений, личных контактов во время вечеров отдыха, экскурсий и т.д.;

4. Комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости людей;

5. Применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Таким образом, формирование благоприятного социальнопсихологического климата в дошкольном образовательном учреждении -результат сложной и кропотливой работы руководителя, психолога и всего педагогического коллектива.

Роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он создает психологические условия для формирования коллектива, ориентированного на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей.

Библиографический список

1. Краткий психологический словарь [Текст]. — Санкт-Петербург, Феникс, 2010 г.- 320 с.

2. Кузьмин, Е.С. Вопросы социальной психологии общения и руководства [Текст] / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Е.С.Кузьмин. - Л., 1973. - 67 с.

3. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Н.Н.Обозов. - Л., 1979. - 35 с.

4. Парыгин, Б.Д. Социальная психология (учебное пособие) [Текст] / Б.Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2003. — 616 с.

Bibliography

1. Brief psychological dictionary [Text] — St. Petersburg, the Phoenix, 2010 -

320 p.

2. Kuzmin, E.S. Questions of social psychology of communication and management [Text] / Communication as the subject of theoretical and applied researches / E.S. Kuzmin. - L., 1973. - 67 p.

3. Obozov, N.N. Psychology of interpersonal cooperation: synopsis of the thesis of the doctor of psychological sciences [Text] / N.N. Obozov. - L., 1979. - 35 p.

4. Parygin, B. D. Social psychology (manual) [Text] / B. D. Parygin. — SPb: SpbSuUP, 2003. — 616 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.