Научная статья на тему 'Управление психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении'

Управление психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Бушуева Анастасия Алексеевна

Существенные изменения, происходящие в системе российского образования в целом и в системе дошкольного образования, в частности, требуют особого внимания и перестройки структуры отношений внутри педагогического коллектива. Создание благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, в свою очередь, требует от руководителей правильного выбора стиля руководства коллективом для того, чтобы обеспечить эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Бушуева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении»

Исследование показало, что проблемы опережающего развития образовательного учреждения профессионального образования могут быть решены в процессе управленческой деятельности, результатом которой выступают стратегия развития образовательного учреждения, программа развития учреждения профессионального образования, модель личности будущего специалиста.

Список литературы

1. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.

2. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.

3. Цыплакова С. А., Быстрова Н.В. Управление процессом социального проектирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 207-211.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University SOCIAL DESIGN MANAGEMENT PROCESS

Annotation: the article discusses the problems of advanced development of an educational institution of vocational education can be solved in the process of management, which results in the development strategy of an educational institution, the program for the development of a vocational education institution, the personality model of a future specialist Keywords: vocational training, vocational education, vocational school

УДК 37.07

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент (cveta-ts@yandex.ru) Бушуева Анастасия Алексеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (dec2112fa@mail.ru)

Существенные изменения, происходящие в системе российского образования в целом и в системе дошкольного образования, в частности, требуют особого внимания и перестройки структуры отношений внутри педагогического коллектива. Создание благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, в свою очередь, требует от руководителей правильного выбора стиля руководства коллективом для того, чтобы обеспечить эффективность вос-

питательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: психологический климат, дошкольная образовательная организация, формирование благоприятного психологического климата, педагогический коллектив, факторы формирования психологического климата.

В настоящее время, к результатам деятельности дошкольных образовательных организаций, предъявляются достаточно высокие требования. В соответствии с нормами законодательства РФ в сфере образования и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), дошкольные образовательные организации реализуют задачи в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста. Результативность работы дошкольной образовательной организации, обеспечивается слаженной работой всего педагогического коллектива, что, в свою очередь, достигается посредством создания благоприятного психологического климата.

Психологический климат в трудовых коллективах, является объектом изучения ряда отечественных исследователей. В отечественной психологии существует четыре подхода к определению данного понятия.

Согласно точке зрения таких исследователей как П.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, Л.К. Уделов, психологический климат рассматривается как феномен, имеющий две составляющие:

- социальную составляющую (отражение в сознании работников взаимоотношений в трудовом коллективе, условия труда);

- психологическую составляющую (состояние коллективного сознания)

[4].

А.Л. Русаличева, А.И. Лутошкин являются сторонниками второго подхода к определению «психологический климат в коллективе», рассматривая его как настроение групп людей, объединенных в рамках временного или постоянного коллектива [4].

Б. Д. Парыгин, В. А. Покровский, В.М. Шепель, придерживаются точки зрения о том, что психологический климат формируется посредством стиля взаимоотношений между членами коллектива.

Представители четвертого подхода Л.Н. Коган, В.В. Косолапов, А.Н. Щербань психологический климат рассматривается как показатель, характеризующий степень социальной и психологической совместимости, сплоченности, наличия общих интересов членов коллектива [3].

На сегодняшний день в научной литературе нет единого понятия «психологический климат в коллективе». Например, Н.С. Касаткина, И.С. Аксенова, полагают, что психологический климат в коллективе понимается как система внутренних связей, которая носит устойчивый характер. Психологический климат в коллективе проявляется в эмоциональном

настрое его членов и оказывает влияние на результат деятельности организации.

По мнению Б.Ф. Ломова, психологический климат представляет собой систему межличностных отношений между членами коллектива, которые основаны на системе взаимных требованиях, общем стиле совместной деятельности, интеллектуальном, эмоциональном и волевом единстве коллектива [2]. Психологический климат представляет собой совокупность сложившихся в коллективе отношений, которые требуют от руководителя определенного стиля поведения.

Психологический климат в дошкольной образовательной организации отличается своеобразием, что вызвано особенностями коллектива:

- специфика профессиональной деятельности,

- высокая степень самоуправляемости,

- коллективный характер труда,

- эмоциональные перегрузки педагогов,

- преимущественно женский состав.

Данные факторы необходимо учитывать в работе по формированию психологического климата в коллективе.

На формирование психологического климата оказывают влияние различные факторы. Например, Б.Д. Парыгин определяет две группы факторов - глобальные и локальные. К первым относятся социально-психологические тенденции развития общества в целом, ко вторым - организация культуры труда, особенности управления в данной конкретной организации, культура межличностных отношений в коллективе [3].

На основе теоретического исследования выделяют факторы, определяющие характер состояния социально-психологического климата в образовательной организации. К подобным факторам относятся следующие:

- высокое доверие и обоснованная требовательность друг к другу;

- неагрессивная и конструктивная критика;

- хорошая осведомленность всего коллектива о его задачах и положении дел при их выполнении. Своевременно получаемая достоверная информация создаст у членов коллектива чувство уверенности в себе, в важности своего участия - даже при неблагоприятных прогнозах. В таком случае ясно, откуда и почему могут быть неприятности и как их преодолеть. При отсутствии ограничений в получении информации у человека формируется доверие и уважение, позволяющее обрести душевный комфорт и снизить степень тревожности и ожидания конфликта;

- возможность выразить собственное мнение в обсуждении вопросов, которые касаются всех участников коллектива;

- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

- способность терпимо воспринимать чужие мнения;

- большая эмоциональная включенность и оказание взаимопомощи;

- взятие личной ответственности за общее дело каждым из сотрудников;

- возможность членов коллектива чувствовать себя в безопасности: понимание, что от них ждут лучшее, а при проступке есть шанс исправиться;

- сплоченный коллектив единомышленников, в котором ценят индивидуальность, творческие способности, характер, интересы и предпочтения каждой личности;

- проецирование сотрудниками положительного отношения друг к другу на отношения ко всем участникам педагогического коллектива.

Рассмотренные факторы, в немалой степени зависят от управленческой компетенции руководителя. Именно руководитель способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе. Это достигается установлением взаимопонимания и доверия между руководителем и сотрудниками, отказом от жесткого навязывания педагогам вариантов деятельности и предоставления им права выбора технологии обучения и воспитания. Данные условия реализуется посредством стиля педагогического общения руководителя и педагогической этики.

Руководитель в своей деятельности должен учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения личности. В ходе осуществления процесса управления необходимо не только выявлять недостатки, но создавать стимулы у педагогов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации педагогического процесса [1].

Помимо выстраивания отношений в коллективе, руководитель дошкольной образовательной организации занимается и другой повседневной работой, которая заключается в следующем:

- анализировать жизнедеятельность ДОУ, ход воспитательно-образовательного процесса и выявлять основные потребности для повышения эффективности;

- изучать профессиональные документы — образовательные программы, планы, программы развития;

- планировать работу педагогического коллектива, план занятий, организовывать реализацию образовательных программ;

- разрабатывать требования к процессам деятельности ДОУ, прогнозировать последствия планируемых процессов, а также оценивать их результативность;

- изучать современные методические разработки ведущих педагогов;

- организовывать работу с родителями;

- отвечать за слаженную работу коллектива и контролировать успешное прохождение аттестации воспитателями ДОУ;

- руководить педагогическим советом, контролировать выполнение планов работ и решений совета.

Для выполнения такого широкого спектра задач, руководитель должен обладать рядом качеств. Одним из них является уверенность в себе, которая проявляется в том, что руководитель ощущает силу и верит в свою правоту. Также уверенность проявляется в поведении. По мнению С.И. Старова, уверенное поведение выражается в решительности, быстроте в принятии решений, демонстрации силы. К качествам, присущим уверенному человеку, М.Н. Росенко относит: решительность, смелость, инициативность и настойчивость. Также руководитель ДОО должен иметь адекватный уровень самооценки. Руководитель с адекватной самооценкой, реалистично оценивает себя, свои возможности, правильно соотносит свои силы, исходя из своих возможностей. У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, собственной ценности для окружающих, для общего дела. Человек с заниженной самооценкой неуверен в себе, робок. Таким образом, руководитель, обладающий указанными качествами, способен адекватно воспринимать существующую действительность, умеет конструктивно выстраивать отношения с сотрудниками, отстаивая свои интересы и не ущемляя при этом подчиненных.

На характер взаимоотношений руководителя с сотрудниками, оказывает влияние приверженность к определенному стилю руководства. Руководитель подбирает подчиненных себе под стать, обладающими схожими с ним качествами. Для стимулирования оптимальной эффективности деятельности организации, руководитель должен найти подход к подчиненным. Часто в коллективе образовательной организации находятся люди, недовольные какими-либо моментами общей деятельности сотрудников или отдельных членов коллектива, связанных с профессиональным выгоранием. В таком случае личная неприятие, чрезмерная принципиальность и другое послужат причиной или поводом для образования конфликта. Невозможно ожидать, что нужные отношения членов коллектива возникнут самопроизвольно, их нужно осознанно формировать руководителю [3].

Исходя из специфических условий дошкольной образовательной организации (возраст воспитанников), конфликтные ситуации возникают чаще всего между взрослыми (администрацией, педагогами, родителями воспитанников).

Межличностные конфликты в дошкольных образовательных организациях условно можно разделить на две группы:

- конфликты внутри педагогического коллектива детского сада;

- конфликты между администрацией, педагогами и родителями.

Среди причин возникновения конфликтных ситуаций внутри педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, И.В. Ми-лушкина выделяет три основные группы причин:

1) причины, препятствующие успешной работе педагога (неблагоприятные условия труда, несовпадение точек зрения на решение профессиональной задачи);

2) причины, отражающие характер социальных отношений участников производственного коллектива (предвзятая и негативная установка друг к другу, нарушение норм делового и неформального общения);

3) причины, возникающие в силу личностных особенностей участников взаимодействия (психологическая несовместимость отдельных членов коллектива, подавляющее большинство персонала ДОО составляют женщины) [6].

Можно сделать вывод, что социально-психологический климат формируется в коллективе каждым его членом, в том числе представителями руководящего звена. Приятный психологический климат в коллективе создается отношениями доброжелательности, открытости, взаимопомощи. Важным фактором благоприятного психологического климата является ощущение эстетического удовольствия от результатов своего труда, от взаимоотношений с коллегами. Эстетика взаимоотношений в коллективе в большой степени зависит от личности руководителя, его стиля работы, доброжелательности, тактичности.

Создание благоприятного социально-психологического климата руководителем является жизненно важным направлением в деятельности образовательного учреждения, поскольку это положительно влияния на педагогический коллектив, способствует самоактуализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности руководителя и педагогов.

Список литературы

1. Быстрова Н.В., Коротеева О. Д., Чумакова Л. А. Управление качеством образования на муниципальном уровне // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 207-210.

2. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Гиперактивность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики материалы международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.А. Кудрявцева; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. 2017. С. 194-196.

3. Григорян Н.М., Быстрова Н. В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.

4. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Пескова Н.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 195-198.

5. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 191-194.

6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.

MANAGEMENT OF PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: Significant changes in the Russian education system in general and in the preschool education system, in particular, require special attention and restructuring of the structure of relations within the teaching staff. Creating a favorable socio-psychological climate in a preschool educational institution, in turn, requires managers to choose the right style of team leadership in order to ensure the effectiveness of the educational process in the preschool educational institution.

Key words: psychological climate, pre-school educational organization, the formation of a favorable psychological climate, teaching staff, factors in the formation of a psychological climate.

УДК 378.14

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент

(e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент (z.v.smirnova@mininuniver.ru) Мокрова Ангелина Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (mokrova.angel@yandex.ru)

В настоящий момент современная система образования обеспечивает педагогов многими возможностями и ресурсами для повышения эффективности учебного процесса. Одним из более эффективных методов является игровая деятельность. В свою очередь она актуальна и в обучении студентов высших учебных заведений. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои возможности. Потому игровой деятельности придается большое значение в системе профессионального обучения студентов. Игровая деятельность воссоздаётся на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые называются игровыми технологиями и направлены на организацию деятельности обучающихся. Продемонстрирована реализация деловой игры «Педагогические технологии: история развития, виды технологий и проблемы использования» по дисциплине «Педагогические технологии» для студентов.

Ключевые слова: игровая деятельность, игра, игровые технологии, высшее учебное заведение, профессиональное обучение, деловая игра.

Основными видами человеческой деятельности являются ученье, труд и игра. Игра наравне с ними - исключительный феномен нашего существования. Игра - это вид деятельности, который выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.