Научная статья на тему 'Формирование бизнес-процессов организации'

Формирование бизнес-процессов организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2224
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕИНЖИНИРИНГ / SWOT АНАЛИЗ ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варюха Юлия Евгеньевна

Бизнес-моделирование представляет собой важный элемент предпринимательской деятельности. От точности и обоснованности планирования и проектирования деятельности зависят итоговые показатели функционирования предприятия. Существует значительное число подходов к осуществлению бизнесмоделирования однако, существуют общепринятые этапы и процедуры, знание которых представляется полезным для предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бизнес-процессов организации»

2. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ, 2013. - 311 с.

3. Стексова С. Ю. Методология определения ресурсного потенциала предприятия / С. Ю. Стексова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №4.

4. Цветкова Е. В., Арлюкова И. О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский институт, 2014. - 305 с.

© Ваниян А. А., Демчук О.В., 2017

УДК 338.984

Варюха Юлия Евгеньевна

магистрант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: j .varyukha@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Бизнес-моделирование представляет собой важный элемент предпринимательской деятельности. От точности и обоснованности планирования и проектирования деятельности зависят итоговые показатели функционирования предприятия. Существует значительное число подходов к осуществлению бизнес-моделирования однако, существуют общепринятые этапы и процедуры, знание которых представляется полезным для предпринимателей.

Ключевые слова

Бизнес-процесс, бизнес-моделирование, реинжиниринг, SWOT - анализ процесса.

Бизнес-модель - это формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес-процессов. Описание бизнес-процессов проводится с целью их дальнейшего анализа и реорганизации. Целью реорганизации может быть внедрение информационной системы, сокращение затрат, повышение качества обслуживания клиентов, создание должностных и рабочих инструкций и т.п.

В основном выделяют четыре основных вида процессов, данные процессы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды бизнес-процессов организации

Наименование Описание

Операционный менеджмент - финансовое обеспечение деятельности; - обеспечение кадрами; - юридическое обеспечение; - администрирование; - обеспечение безопасности; - производство товаров и услуг; - управление рисками

Взаимоотношения с клиентами - выбор клиентов (определение ЦА, разработка предложения, создание имиджа товаров и услуг); - привлечение клиентов (маркетинг, проведение акций); - сохранение клиентской базы (разработка программы лояльности, системы скидок); - развитие взаимоотношений с клиентами (получение анализ обратной связи от клиентов)

Инновации - выявление возможностей, создание и продвижение новых товаров и услуг; - поиск и внедрение новейших технологий в деятельность компании

Вклад в развитие общества - окружающая среда (защита окружающей среды, облагораживание

территорий);

- безопасность и здоровье (охрана труда, организация рабочего пространства и времени);

- трудоустройство (создание новых рабочих мест);

- инвестирование в общество (спонсорство, проведение мероприятий районного и городского масштаба);_

Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимальной эффективности производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Бизнес-инжиниринг состоит из моделирования бизнес-процессов (разработка модели «как есть», её анализ, разработка модели «как надо») и разработки и реализации плана перехода к состоянию «как надо».

Описание и анализ бизнес-процессов состоит из нескольких шагов, которые помогают ответить на вопросы: какие цели проекта, сроки выполнения, кто входит в рабочую группу, кто за что отвечает и так далее.

1. Описание бизнес-процессов начинается с постановки цели описания бизнес-процесса. В качестве целей описания бизнес-процессов обычно выбирается одна или несколько целей. Основные задачи, которые решаются с помощью построения бизнес-модели, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Возможные цели описания бизнес-процесса

Номер № Цель описания бизнес-процесса

1 Прозрачность, контролируемость и управляемость бизнеса, наведение порядка, реализация стратегии, поддержание роста

2 Оптимизация бизнес-процессов - Снижение издержек - Уменьшение времени процессов - Повышение качества процессов, уменьшение рисков

3 Построение эффективной организационной структуры. Реструктуризация

4 Проектирование новых бизнес-направлений и бизнес-процессов

5 Автоматизация производства

6 Правильный подбор персонала. Мотивация. Уменьшение персоналозависимости

7 Регламентация. Высвобождение времени руководителей. Повышение эффективности работы персонала

8 Финансы (себестоимость объектов учета, управленческий учет, бюджетирование)

9 Повышение рыночной стоимости, инвестиционной привлекательности, выход на новые рынки

2. Структуризация целей проекта

Формирование целей проекта руководством

О

Детализация целей рабочей группы

J

О

Выбор приоритетов руководством

О

Доработка целей рабочей

группой и разработка ТЗ

О

Утверждение

целей руководством

3. Определение показателей для измерения степени достижения целей.

Для каждой сформулированной цели должен быть сформулирован один или несколько ключевых показателей эффективности (КР1), позволяющих установить плановое и проверять фактические значения. Пример КР1 приведен здесь.

4. Описание бизнес-процессов организации.

Основные шаги:

- определить внешних клиентов организации и входы/выходы для организации в целом;

- составить перечень основных бизнес-процессов организации, формирующих внешние выходы;

- составить полный перечень бизнес-процессов верхнего уровня (включая вспомогательные процессы и процессы управления и развития. На данном этапе становится доступным формирование первых внутренних нормативных документов организации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

- провести ранжирование бизнес-процессов с целью выбора приоритетных для улучшения бизнес-процессов;

- описать каждый из приоритетных бизнес-процессов на нижнем уровне;

- построить заново или усовершенствовать текущую организационную структуру организации, и распределить ответственных по каждому из выделенных бизнес-процессов. В результате строится матрица распределения ответственности, позволяющая определить наличие провалов и дублирования ответственности.

5. Анализ бизнес-процессов

Виды методик анализа бизнес-процессов:

Качественный анализ процесса

1. Визуальный качественный анализ графических схем процесса:

- анализ входов/выходов;

- анализ функций;

- анализ ресурсов (персонала, оборудования, программного обеспечения);

2. Качественный анализ процесса на основе субъективных оценок

Таблица 3

Качественный анализ процесса

Наименование оценки Содержание оценки

SWOT - анализ процесса выявление сильных и слабых сторон процесса, возможностей для его улучшения и угроз ухудшения

Анализ проблем процесса выявление проблемных областей на графической схеме процесса (по протяженности процесса, ветвям процессам, переходам из одной зоны ответственности в другую и т.п.)

Ранжирование процессов распределение процессов по уровням важности, барьерам

3. Анализ состояния процесса по отношению к требованиям:

- анализ состояния процесса по отношению к типовым требованиям (стандартам СМК ISO, а также требованиям PDCA);

- анализ состояния процесса по отношению к нормативным актам.

4. Количественный анализ процесса

- анализ показателей эффективности процесса;

- анализ показателей процесса;

- анализ удовлетворенности клиентов процесса;

- сравнительный анализ процессов;

- имитационное моделирование процесса и функционально-стоимостной анализ;

После анализа существующей ситуации, необходимо определить желаемое состояние процесса. Это желаемое состояние представляется в другой модели «как должно быть», которая показывает, как процесс должен выглядеть в будущем, включая все необходимые улучшения и изменения. Построение усовершенствованной модели и внедрение изменений являются главной и конечной целью моделирования бизнес-процессов.

Список использованной литературы:

1. Архипов А.Е., Лиханов К.А., Севрюков И.Ю. Инновационные коммуникационные ресурсы современного маркетинга // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. №1. С. 42 - 45.

2. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Приоритетность маркетинговых коммуникаций в условиях глобализации экономики // Проблемы современной экономики. 2015. №1 (53). С. 163 - 165.

3. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Управление конкурентоспособностью компании: стратегические аспекты // Инновации в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 59 - 62.

© Варюха Ю.Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.