Научная статья на тему 'Формирование ансамбля города-завода миасс на Южном Урале в XVIII - начале XX века'

Формирование ансамбля города-завода миасс на Южном Урале в XVIII - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ансамбля города-завода миасс на Южном Урале в XVIII - начале XX века»

Формирование ансамбля города-завода Миасс на Южном Урале в XVIII - начале XX века.

Е.В.Пономаренко

Появление городов-заводов на Южном Урале относится к середине XVIII века, что на несколько десятилетий позже аналогичного процесса на Среднем Урале. Первыми заводами были медеплавильные, затем появляются доменные заводы или доменные в сочетании с молотовыми. К концу XVIII века относится возникновение на Южном Урале промысла золотодобычи. Именно это производство способствовало бурному росту Миасса.

Миасс был типичным для региона заводским поселением. Формирование его ансамбля происходило постепенно и зависело от характера работы завода и золотых приисков. В XVIII веке Миасс оставался маленьким горнозаводским городком с производством меди. У пруда и по левому берегу реки располагалось четыре жилых квартала (197 домов). Но уже в 1804 году в Миасском заводе, по свидетельству И.Германа в «Описании заводов», насчитывалось пять фабрик.1

В XIX веке город Миасс становится крупнейшим центром золотодобычи в регионе. Первая золотопромывальная фабрика была поставлена на плотине Миасского пруда еще в 1798 году. Начало активной золотодобычи датируется 1823 годом, когда была проведена разведка и открыты прииски: Ново-Поляковский, Атлянский, Чернореченский, Благодатный

1 Морозов В.В. Город в золотой долине. Челябинск, Южноуральское книжное издательство, 1976, с. 16.

(1824 г.) и др.2 В 1836 году в районе Миасса разрабатывалось 54 рудника и 23 россыпи золота. При начальнике Зла-тоустовского горного округа А.П.Аносове (1333-1847) он занял ведущее место в золотодобыче в России. Город разросся и занимал более 300 десятин. Его улицы расположились до Клубничной горы и по косогорам Чашковского хребта. В Миассе насчитывалось до 150 каменных и 2000 деревянных домов - это больше, чем в Челябинске тех лет.3

Согласно генеральному плану 1840 года, город имел два крупных селитебных массива по обоим берегам пруда, причем северный разделялся рекой на два, по-разному ориентированных, т.е. представлял собой пример смешанной прямоугольно-лучевой планировки. Кварталы во всех трех частях неодинаковы по форме и величине, основные улицы ориентированы на завод, расположенный в центре, и предза-водскую площадь. Селитебные массивы имели каждый свои планировочные оси. Заводской пруд находился между двумя наиболее крупными селитебными массивами и занимал значительное место в объемно-пространственной композиции города.4

2 Алекторов А.Е. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883, с. 102.

3 Морозов В.В. Город в золотой долине. Челябинск, Южноуральское книжное издательство, 1976, с. 25.

4 РГИА, ф. 37, оп. 63, д. 31, л. 2.

Генеральный план Миасса 1840 г. (РГИА, ф. 37, оп. 63, д. 31, л. 2)

70 4 2008

Благоустройство города, как и в большинстве заводов, было достаточно примитивным. «Когда проходишь по грязным площадям завода, бросается в глаза то обстоятельство, что здесь в большом числе понастроены лавки и балаганы. Здесь можно видеть и динамитные склады, и разные агентские конторы, огромное число пивных и множество всевозможного рода ремесленных заведений и весьма недурных магазинов с различными товарами как мануфактурными, так и бакалейными».5

Уникальной особенностью Миасса является то, что ансамбль его центральной части сохранился до наших дней, поскольку впоследствии город развивался на другой территории. Предзаводская площадь в первой половине XIX века отличалась изысканностью ансамбля. Площадь плавно спускалась к пруду и плотине. Благодаря раскрытию на плотину и активному фону возвышенностей ее пространство зрительно увеличивалось. В застройку площади входило три основных изолированно расположенных вдоль ее длинной стороны объекта: Петропавловская церковь с деревянной колокольней, контора на месте упраздненной «ножевой» фабрики, дом управляющего с конторой на первом этаже.

Церковь не сохранилась, она находилась на повышенной части рельефа и вместе с колокольней определяла масштаб и характер застройки площади. Основная контора была расположена между церковью и заводом. Портик ее главного фасада фиксировал поперечную ось площади. Долгое время здесь находилась контора Миасского медеплавильного завода, затем - контора Миасских золотых приисков. Здание было построено в первой четверти XIX века. Существует предположение, что автором этого памятника является архитектор И.В.Коковкин, составлявший чертежи по Ми-асскому заводу. Эта контора представляет собой интересный образец провинциального классицизма. Протяженный главный фасад двухэтажного здания имеет в центре ризалит с шестиколонным дорическим портиком, увенчанным трехступенчатым аттиком над небольшим карнизом. На плоскости стены за портиком расположено шесть дорических пилястр. Фасад завершен антаблементом с зофорным фризом и профилированным сильно выступающим карнизом. Дом заводоуправителей Миасса (меньших размеров) располагается на противоположной стороне. Он имеет два этажа и ограду с решетками. Это здание занимало самое парадное место на набережной пруда, торцом к площади. Дом представляет собой протяженный объем прямоугольной формы в плане с широким выступом на главном фасаде. Второй парадный этаж декорирован мерным ритмом тосканских пилястр, несущих полный антаблемент.

Миасский госпиталь был построен в 1840-х годах несколько в стороне от центра. Проект предположительно принадлежал Ф.А.Тележникову. Здание госпиталя, как и все ра-

5 Путеводитель по Уралу. Екатеринбург, издание газеты «Урал», 1899,

с. 38.

боты этого архитектора, пример позднего классицизма на Южном Урале. План симметричный, в виде буквы «П», характерный для этого стиля архитектуры. Главный фасад акцентирован по центру небольшим ризалитом с шестиколонным тосканским портиком и широкой лестницей к нему. Над карнизом антаблемента портика находится мощный трехступенчатый аттик. Здание одноэтажное кирпичное с высоким каменным цоколем и вальмовой крышей.

Во второй половине XIX века значение города несколько падает. Миасс располагался в шести верстах от Самаро-Зла-тоустовской железной дороги и фактически завода уже не имел. Производственной базой города была золотодобыча. В 1886 году Е.П.Зеленковым был построен первый на Урале завод для химической обработки золотосодержащих руд. Сформировалась Кочкарская система золотых приисков в Троицком уезде, включавшая около 450 приисков, расположенных на территории 45 верст в длину и 20 верст в ширину.6 Путешественники того времени отмечали, что «добыча золота производится близ казачьих станиц: Березинской, Велико-Петровской, Наследницкой, Варшавской и Карачай-ской».7 [327, с. 570]

Известен был Миасс и как центр торговли хлебом. По воспоминаниям современников, в конце XIX века в городе было «много каменных домов, магазинов, лавок, клуб, две библиотеки».8

Генеральный план города второй половины XIX веке отражает рост города на юго-запад, однако этот план неточно указывает северный селитебный массив. Миасс продолжает расти. В путеводителе Доброхотова (1917) приведено сле-

6 Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., Типография Б.А.Суворина, 1917, с. 62.

7 Там же, с. 570.

8 Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. Спб., 1900. С. 92.

Здание конторы Миасского завода. Предположительно архитектор И.В.Коковкин

дующее описание Миасса: «Селение Миасс расположено у подошвы Ильменских гор. Около плотины поместились дома и учреждения арендаторов приисков, тут же гостиный двор и торговые лавки, а вся остальная застройка раскинулась по берегам обширного пруда. Живет в Миассе несколько богачей, скопивших себе капиталы в прежнее «золотое» время. На главных улицах у них настоящие палаццо. Главную часть населения составляют рабочие, мелкие торговцы, ремесленники; много татар. Всех жителей в Миассе считается до 25 тыс. человек. В селении 4 православных храма, из которых особенно красив Александро-Невский, сооруженный в память освобождения крестьян от крепостной зависимости».9

Во второй половине XIX - начале ХХ века значительно изменилась стилистика городской архитектуры. Развитие русской художественной культуры в 1830-1850-х годах сопровождалось обостренным вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности ее древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре конца XIX - начала ХХ века прежде всего русско-византийского и неорусского стилей. На Южном Урале черты историзма появились позже, чем в центральной России, в конце 1850 - начале 1860-х годов.

Сохранилась архивная фотография Миасской часовни, построенной в 1866 году в русско-византийском стиле. Это было небольшое квадратное в плане сооружение с шатровым завершением, на котором находилась небольшая луковка на высоком граненом барабане. Основание шатра было декорировано крупными перспективными килевидными кокошниками - по три с каждой стороны. Эти кокошники были отрезаны от основного объема сильно выступающим профилированным карнизом с сухариками. Все фасады, кроме алтарного с апсидой, имели одинаковое оформление. В центре находился дверной проем с полуциркульным арочным завершением. Часть фасада, расположенная ниже пяты этой арки, имела рустовку. Верхняя часть фасада была украшена профилированным архивольтом и двумя фигурными нишами по его сторонам. Эти фасады использовали мотив римской триумфальной арки. В рустованных пилонах находились высокие плоские ниши с полуциркульным профилированным завершением. Профилированный архивольт этих арок упирался в горизонтальную тягу, опоясывающую весь кубообразный объем.10

Другой Миасский памятник русско-византийского стиля - церковь Александра Невского. В настоящее время она тоже разрушена, но сохранились архивные фотографии, по которым можно вос-

становить ее облик. Это был пятиглавый храм с выступающим входным приделом. Основной четверик был увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры являлись одновременно колокольнями. Центральный шатер был значительно крупнее, имел многогранную форму и цилиндрический световой барабан. Окна барабана - с профилированными архивольтами, которые имели килевидное завершение. Главка, венчающая шатер, находилась на высоком граненом барабане, основание которого было декорировано кокошниками. Угловые шатры-колокольни имели четырехгранную форму с люкарнами. Основание шатров, квадратное в плане, было прорезано широкими проемами звона с полуциркульным завершением. Проемы фланкированы пилястрами, на которые опирались профилированные архивольты с килевидными завершениями. Фасады основного четверика церкви имели широкие центральные ризалиты, которые оформлены высокой накладной перспективной аркой с килевидным завершением. Арка опиралась на пилястры, декорированные нишами. Внутри арки располагалось высокое окно с полуциркульным завершением. Под этими окнами находились боковые входы, оформленные кокошником с килевидным завершением. Боковые простенки фасадов были декорированы пилястрами по углам и кокошниками с килевидным завершением. Под кокошниками проходил карниз и лента накладного орнамента из арок. В простенках находились небольшие окна с полуциркульным завершением. Аналогично был оформлен входной придел с западным входом.

В конце XIX века преобладающими направлениями в архитектуре Миасса становятся эклектика и «красно-кирпичный» стиль. Типичным примером эклектики является Троицкая церковь, построенная из кирпича, оштукатуренная и

9 Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., Типография Б.А.Суворина, 1917, с. 559.

10 РГИА, ф.1293, оп.169, д.1140, л.1.

Генеральный план Миасса второй половины XIX века. (ОГАЧО, ф. 87, оп. 1, д. 1422)

покрашенная в красный цвет с белым декором. Основная часть церкви включает входной придел с колокольней, небольшую трапезную, основной четверик и полукруглую апсиду алтаря, перекрытую кон-хой. К северному фасаду пристроен прямоугольный в плане придел. Основной четверик церкви имеет пятиглавое завершение на четырехскатной крыше. Главы луковичной формы - на высоких цилиндрических барабанах с кокошниками и декоративными поясками у основания. Фасады четверика декорированы лопатками с ширинками по углам. Четверик венчает профилированный карниз с орнаментальным фризом и горизонтальными тягами. Между лопатками в верхней части фасада проходит еще одна лента горизонтальных тяг и орнамента из сосулек. В простенке южного фасада расположено строенное окно с общим наличником. Каждая часть окна имеет килевидный кокошник. В апсиде окна (настоящие и ложное) простые, с полуциркульным завершением, обведены филенкой. Остальные окна и дверные проемы церкви той же формы с килевид-ными кокошниками. Окна северного придела кроме кокошников фланкированы фигурными полуколонками. Северный придел имеет лопатки с ширинками по углам, увенчан таким же карнизом, как и весь объем церкви, но орнаментальный фриз более скромный. Входной придел церкви увенчан таким же карнизом и фризом, как и четверик. Фасады делятся по высоте вторым карнизом на два яруса. Второй глухой ярус декорирован нишами с орнаментом. Нижний ярус украшен лопатками с ширинками, в нижней части проходит горизонтальный пояс с выступами. Колокольня располагается на входном приделе. Она имеет один ярус звона и граненый шатер, увенчанный главкой на высоком барабане. В плане колокольня представляет собой квадрат со срезанными углами. Небольшими карнизиками отделены цокольная часть колокольни и верхняя часть в уровне пяты арок проемов звона. На западном фасаде цокольной части колокольни расположено небольшое полукруглое окно с килевидным кокошником. Проемы звона высокие с полуциркульным завершением и килевидными кокошниками. Проемы фланкированы фигурными полуколонками. Под основным венчающим ярус карнизом проходит лента орнамента.

Одним из наиболее интересных гражданских памятников Миасса является усадьба золотопромышленника Е.М. Симонова, построенная во второй половине XIX века. Ансамбль усадьбы - типичный пример эклектичной архитектуры, которая сформировалась в результате многочисленных перестроек комплекса.

Церковь Александра Невского в Миассе. (РГИА, ф. 1293, оп. 169, д. 1144, л. 1)

т

Свято-Троицкая церковь

Дом с мезонином П.В.Чащихиной

Е.М.Симонов приобрел эту усадьбу в 1878 году у вдовы титулярного советника П.В.Чащихиной. От первоначальной усадьбы сохранился дом с мезонином, остальные сооружения были построены новым владельцем. В настоящее время усадьба занимает участок 125x75 м на улице Пушкина. Территория усадьбы разбита на две части, каждая имеет внутренний и задний дворы. Во внутренние дворы существуют парадные въезды с главной улицы. Внутренние дворы разделены зданием магазина. Северный двор образован домом с мезонином, конюшней и магазином. Южный двор окружен магазином, каретным сараем и главным домом Е.М.Симонова. Один задний двор имеет калитки, выходящие на боковую улицу. На главную улицу (Пушкина) все основные здания выходят боковыми фасадами. Это дом с мезонином, магазин и главный дом. Фасады соединены трехпролетными воротами.

Дом с мезонином построен в середине XIX века в стиле классицизма. Здание кирпичное, оштукатурено и окрашено в белый цвет. План неправильной формы, основной объем вытянут по оси восток-запад. Главный (западный) фасад типичен для домов с мезонином. Он имеет симметричную композицию, для которой с севера пристроена фальшивая часть фасада с ложным входом. Он симметричен настоящему входу, расположенному в лестничной пристройке с юга. Объем здания включает первый и подвальный этажи, а также мезонин. Первый этаж и мезонин декорированы пилястрами, причем в первом этаже они имеют высокие пьедесталы, которые приходятся на высоту подвального этажа. Пилястры декорированы филенкой. Мезонин завершен треугольным фронтоном с полукруглым чердачным окном, которое имеет архивольт с замковым камнем. У мезонина имеется балкон, оригинальные ограждение и плита которого не сохранились. Окна прямоугольные. В подвальном этаже они имеют замковые камни веерной формы. В основном этаже и мезонине окна украшены рамочными наличниками и простыми сандриками. Под окнами основного этажа располагаются прямоугольные ниши. Входы (настоящий и ложный) фланкированы рустованными лопатками. Проемы - прямоугольной формы с полукруглым окном над ними.

Главный дом - двухэтажный кирпичный на высоком цоколе. План имеет в целом Г-образную форму с лестничными пристройками. Западный фасад симметричный, расчленен пилястрами. Центральная ось фасада выделена балконом во втором этаже и фигурным ступенчатым аттиком. Входы с круговыми крыльцами расположены в крайних простенках фасада, они акцентированы спаренными пилястрами и аттиками. В уровне первого этажа пилястры имеют прямоугольный руст, во втором этаже они

декорированы ширинками и спаренными фигурными колонками. Этажи разделены небольшим карнизом и двумя горизонтальными поясами. Пояс, расположенный над карнизом, украшен филенками, а расположенный под карнизом - орнаментом. Окна первого этажа имеют фигурные наличники с тройным замковым камнем. Под окнами расположены перспективные ниши, простенки декорированы брильянтовым рустом. Окна второго этажа имеют более сложные наличники с барочным навершием. Венчающий карниз имеет сложный профиль, под ним проходит орнаментальный фриз. Аттики решены в барочных формах, между ними находятся пи-накли. Между аттиками и пинаклями проходит кованая решетка. В виде ажурной решетки выполнено и ограждение балкона, который опирается на кованые кронштейны. Западная часть боковых фасадов здания решена аналогично главному. Затем декор становится скромнее, упрощаются наличники, исчезают орнаментальные фризы.

Здание магазина имеет в плане Т-образную форму. Его западный фасад разделен рустованными пилястрами на три простенка. В целом фасад оформлен аналогично плоскости

Главный дом усадьбы Е.М.Симонова

Торговое здание

первого этажа главного дома. Венчают фасад карниз и фриз, аналогичные главному дому. Над карнизом находится аттик барочных форм, имеющий ширину, равную фасаду. Главный дом и магазин соединены трехпролетными воротами, декор которых напоминает главный дом. Проемы имеют лучковые завершения, пилоны ворот акцентированы прямоугольными пинаклями. Вторые трехпролетные ворота между магазином и домом с мезонином решены аналогично, но хуже сохранились. В целом усадьба Симонова наглядно демонстрирует постепенную трансформацию классического стиля архитектуры середины XIX века в направление провинциального модерна с обилием декора и элементами ордерной архитектуры.

Одним из важных с точки зрения силуэта зданий в Миассе была мечеть, считавшаяся наиболее интересной в архитектурном отношении на Южном Урале. В настоящее время сохранился только ее отдельно стоящий минарет. Вот ее описание XIX века: «Магометанская мечеть в Миассе считается одной из лучших в Приуралье. Минарет ее стоит отдельно от мечети, в отличие от обыкновенного типа мечетей, у которых он пристроен всегда к крыше. Поставлен он на четырехгран-

ном основании, над которым высоко поднимается гранитная колонна; наверху колонны круглый балкон, обнесенный решеткой, выше балкона верх колонны заканчивается куполом, на котором водружен высокий острый шпиль, заканчивающийся золотым изображением мусульманского полумесяца».11

Отмечает миасскую мечеть и М.А.Круковский: «Главной достопримечательностью Миасса можно считать мусульманскую мечеть, преимущественно ее минарет возвышается над всем заводом. Мечеть спрятана в одной из боковых улиц и стеснена домами, а в сущности следовало бы поставить это красивое здание на самом видном месте. На одной стороне города стоит исполинская ветряная мельница, на другой -заросшее огромными березами кладбище».12 В настоящее время от мечети сохранился только минарет.

Наиболее характерным примером модерна в Миассе является торговое здание на углу улиц Ленина и Пролетарской. Оно угловое, в плане имеет форму буквы «Г». Угол здания срезан и акцентирован ризалитом, который заканчивается башней, декорированной «под черепицу», и решетчатым гребнем. Пилястры ризалита и второго этажа фасада декорированы лепниной в стиле модерн. Этажи на фасадах разделены широким поясом с нишами. Окна очень широкие прямоугольной формы. Над профилированным карнизом расположены пинакли, а в углах аттики в характерных формах модерна. Между ними проходит решетка.

Таким образом, на примере постепенного формирования ансамбля центра города-завода Миасс можно проследить смену архитектурной стилистики на Южном Урале. Региональная архитектура проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом, но в ряде случаев наблюдалось запаздывание развития новой стилистики. Барочные памятники на Южном Урале единичны, в Миассе таких примеров не сохранилось. С 70-х годов XVIII века на Южном Урале появился классицизм, в произведениях которого долго сохранялись элементы барокко. Из-за удаленности региона стилевая архитектура прививалась постепенно, встречалось смешение классических и фольклорных элементов в декоре.

С конца 1850-х годов появляются примеры русско-византийского и неорусского стилей. В последнем десятилетии XIX - начале ХХ века (в связи со строительством железной дороги) особенного расцвета достигло красно-кирпичное направление. Широкое распространение эклектики было обусловлено, кроме общих причин, характерной эклектичностью южноуральской архитектуры в предыдущий период. Стремление зодчих отойти от эклектизма и стилизаторства вызвало поиск новых архитектурных форм. Таким направлением стал модерн, появившийся в последнем десятилетии XIX века.

Минарет мечети

11 Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., Типография Б.А.Суворина, 1917, с. 559.

12 Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М., Изд-во К.И.Тихомирова, 1909, с. 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.