УДК 371.311.4 ББК Ч420.241
Н.Н. Еремеева
Формирование
алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы
В статье описан успешный опыт формирования алгоритмического стиля мышления у учащихся начальной школы. Показаны возможности формирования этого типа мышления в условиях малой группы. Раскрыта динамика складывания группы учащихся в начальной школе, начиная с первого класса. Приводятся правила взаимодействия детей в группе для достижения цели - формирования алгоритмического мышления средствами решения проблемной ситуации.
Ключевые слова: алгоритм; алгоритмическое мышление; продуктивная групповая работа; формирование группы; алгоритм групповой работы; познавательная активность ученика.
Современный уровень развития науки и техники, компьютеризация современного общества, инновационные технологии предъявляют новые требования к умениям и навыкам учащихся. Чтобы школьник умел самостоятельно добывать нужные ему знания, решать разнообразные практические и теоретические задачи, адекватно и умело действовать, сталкиваясь с возникающими проблемами, он должен научиться думать.
Если мы хотим вырастить думающего человека, то надо стараться формировать у учащихся общие методы мышления, общие способы подхода к любой задаче и проблеме. К таким способам умственной деятельности и деятельности вообще можно отнести алгоритм.
Алгоритм (wikipedia.org) - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата при решении задачи за конечное число действий. Алгоритмический стиль мышления - это система мыслительных действий, приемов, которые направлены на решение как теоретических, так и практических задач, результатом чего являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности. Привычка пользоваться алгоритмами в практической работе становится требованием жизни, алгоритмическое мышление безусловно полезно любому человеку независимо от будущей профессии, поэтому формирование у учащихся алгоритмического мышления - актуальная проблема сегодняшнего образования. Именно поэтому проблема развития алгоритмического мышления начинает активно разрабатываться передовыми учителями.
Открытие и формирование алгоритмических понятий, выделенных сравнительно недавно, стало одной из важнейших задач математики. В процессе своего развития она стремилась искать общий алгоритм решения задач, который позволил бы единым способом (т.е. посредством одной и той же последовательности операций) решать все более и более широкие классы задач. Самым же первым алгоритмом, с которым зна-
комится ребенок, является, вероятнее всего, счет на пальцах.
При формировании алгоритмических понятий в школе выделяют три основные фазы:
1. Введение алгоритма:
а) актуализация знаний;
б) открытие алгоритма учащимися под руководством учителя;
в) формулирование основных шагов алгоритма, выведение формулы алгоритма.
2. Усвоение алгоритма: отработка отдельных операций, входящих в алгоритм и усвоение их последовательности.
3. Применение алгоритма: отработка алгоритма в знакомой и незнакомой ситуациях.
Усвоение алгоритма можно производить по-разному: можно давать алгоритмы в готовом виде, чтобы их заучить, а затем закрепить путем многократных упражнений. Но учитель может подвести учеников к открытию алгоритма ими самими. Этот способ требует большего времени, но очень ценен. В своей практике мы выбираем именно второй способ, используя при этом групповую форму работы. Обратимся к краткой характеристике последней.
Групповые и парные формы работы на уроке снижают эффект прямого воздействия взрослого (авторитет учителя в начальной школе очень велик, что мешает детям критично воспринимать информацию) и способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, снимают страх перед ошибкой и неуверенность в своих силах, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству. Учащие-
ся учатся распределять обязанности, помогать, просить и принимать помощь. Работа в группе развивает у ребят способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и людям, осваивать новые знания, находить общие способы решения учебных задач.
Формирование групп может происходить различными способами, но на первых этапах мы чаще всего используем «территориальный принцип». Это работа парами (соседи по парте) и группами по четыре человека (объединяем учащихся, сидящих друг за другом). В первом классе дифференцируем детей по гендерному принципу и успеваемости. К концу первого года обучения и в дальнейшем применяем группирование по интересам, когда разные ученики объединяются в группу по одной интересующей их теме.
Групповая работа может быть однородной, что предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, и дифференцированной (выполнение различных заданий разными группами). При создании алгоритма решения учебной задачи на уроке математики чаще всего мы используем однородную форму работы. Нужно отметить, что первоначально над созданием алгоритма работаем всей группой. Как правило, групповой алгоритм, по сравнению с индивидуальным, наиболее близок к наилучшему варианту.
Необходимым условием эффективной групповой работы является готовность детей к групповым видам деятельности. Для подготовки к групповой работе мы специально проводим отдельные занятия. Так,
например, в 2011 году на занятиях по курсу «Мир деятельности» в первом классе мы работали над организацией групп и выработали следующие правила взаимодействия в группе: говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся к другу по имени. Лучше всего дети работают вместе, если при выполнении задания каждый имеет определенную роль. Роли могут быть, например, следующие: чтец - читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы;
докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
хронометрист - следит за временем.
При распределении ролей используем язык жестов, которые были выработаны нами на занятиях.
С первых занятий работаем над культурой общения в группах:
учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу;
учимся вести диалог и аргументировать свою версию;
учимся задавать вопросы и давать контраргументы;
учимся разрешать конфликты и совершенствовать умение вести диалог.
Самостоятельно работать над составлением алгоритма решения учебной задачи пробуем со второго полугодия первого класса. При изучении нового материала работа начинается после озвучивания проблемы и по-
становки цели урока. Разбираем пути достижения цели и выходим на необходимость создания алгоритма. Например, при изучении темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» создается алгоритм:
1.Найду большее слагаемое.
2.Дополню его до десяти.
3.Разложу второе слагаемое на составные части.
4.Сложу все элементы.
5.Запишу ответ.
Работа в группе начинается с проблемной ситуации: решить пример нового вида. Первым этапом идет распределение ролей в группе. Затем каждый пытается решить пример сам. Как правило, в группе всегда есть дети, которые смогут это сделать. Затем ребята совместно (на первых порах объединяясь по два человека) составляют пошаговый алгоритм того, каким образом решался пример. Секретарь оформляет алгоритм, а докладчик отчитывается перед классом. Все вместе мы, следуя алгоритму, решаем новый пример этого же вида. Таким образом, идет оценка результата работы группы. После этого среди всех продуктов работы групп выделяем алгоритм, наиболее близкий к эталону.
Когда дети становятся старше - это третий, четвертый класс - пользуемся следующим алгоритмом работы в группе:
1. Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5. Совместное принятие решения.
6. Оформление.
7. Представление решения.
Работа над развитием алгоритмического мышления подразумевает не только создание, но и применение алгоритма. Это очень важный момент: как показывает практика, дети не сразу могут это делать, для многих из них применение алгоритма является серьезной проблемой. В связи с этим мы уделяем достаточное количество времени работе по применению алгоритма. Чаще всего работаем парами с проговариванием каждого шага вслух. В таком же виде может проходить и работа в группе.
Хорошие результаты дает составление алгоритма выполнения математических заданий в виде определенной программы. Такую программу составляем, подчеркивая шаги выполнения разным цветом карандашей. Первый шаг - красным, второй -зеленым, третий - синим, четвертый - простым карандашом. Этим приемом пользуемся и на других уроках.
С третьего класса работу по целенаправленному развитию алгоритмического мышления продолжаем на уроках информатики, целью обучения которой заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления.
Систематическая работа по развитию алгоритмического мышления приносит свои плоды: при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики применяют алгоритмы, при этом допуская меньшее количество ошибок. Со временем возрастает количество детей, справляющихся
с заданиями повышенной сложности. Таким образом, можно говорить, что выбранные формы и методы развития алгоритмического мышления развивают самостоятельность, приучают делать выводы, обосновывать свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Подтвержденным эффектом работы можно также считать успешность наших обучащихся в образовательных мероприятиях, предполагающих сформированность алгоритмического мышления, таких как: краевые и школьные конкурсы проектно-исследовательских работ обучающихся, муниципальная олимпиада «Фортуна XIII», всероссийские дистанционные конкурсы «Мир знаний», «Ин-фознайка».
Список литературы:
1.Газейкина А.И. Стили мышления и обучение программированию // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - № 1. - С.12-19.
2.Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. - 1999. -№ 2. - С. 21-27.
3.Козлова Е.Г. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизированными обучающими средствами //Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 99-112.
4.Копаев А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - № 6. - С. 6-11.