Научная статья на тему 'Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников'

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7500
1120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёхина Ирина Александровна

Статья посвящена организации групповой работы в начальной школе. Автор рассказывает об основной цели групповой работы развитию мышления учащихся, дает практические советы по ее организации, а также предупреждает читателя о типичных ошибках, которые могут допускаться при организации групповой работы с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

Инновации в школе

Статья посвящена организации групповой работы в начальной школе. Автор рассказывает об основной цели групповой работы - развитию мышления учащихся, дает практические советы по ее организации, а также предупреждает читателя о типичных ошибках, которые могут допускаться при организации групповой работы с младшими школьниками.

Алёхина Ирина Александровна

учитель начальных классов МОУ СОШ г. Багратионовск Калининградская область

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В чем заключается специфика групповой работы с младшими школьниками?

Ключевые слова: групповая работа, воспитательная работа, организация детского коллектива.

В современной школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Деятельность школьников является коллективной. На уроке учащиеся любят работать парами, советоваться. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении, работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределении обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы требует явных

усилий и способностей каждого, а это является естественным стимулом здорового творческого соревнования Групповая работа - одна из форм коллективной деятельности учащихся на уроке. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих.

Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, воспитание и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями Темп работы зависит от состава группы. Ученик индивидуально воспринимает информацию. Но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. По сравнению с фронтальной групповая форма обучения представляет ученикам чаще и полнее излагать свои мысли вслух. Этим процессом взаимного обучения управляет учитель. Он контролирует деятельность учебных групп, вносит коррективы.

Для организации полноценного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров - искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

25

Инновации в школе

В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполага-ние, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.

Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

сплоченность класса возрастает;

дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

в то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.

Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок. Все хорошо в меру.

Групповая работа возможна при решении задач, которые не решаются единолично (нестандартные, сложные). При формировании понятий, выведении способов решения определенного класса задач, при решении задач - ловушек, при контроле и оценке знаний.

Стоит остановиться на вопросе: как формируется группа?

Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования следующей установке: у учащихся должна быть ориентация на мыслительную деятельность.

Цели групповой работы должны быть открыто объявлены учителем и объяснены самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, серьезность их намерения работать в группе.

В основе разделения на группы не должны лежать сложившиеся между учащимися дружеские отношения, в противном случае есть опасность выделения, обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки) учащихся, между которыми существует известная сплоченность.

Педагогу следует учитывать личные склонности, но следует учесть и то, что «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, т. к. для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Хорошо, если в группе есть человек, который может организовать работу, пусть он не будет при этом генератором идей. Ни в коем случае не стоит вместе собирать «слабых» учеников.

Для того чтобы группа сработалась, часто пересаживать учащихся не стоит, но и не редко. Способов пересадки может быть много:

— учитель сам рассаживает школьников на своё усмотрение;

— выбираются 3—4 капитана, которые набирают себе команду;

— предлагается найти в классной комнате место, где наиболее удобно и комфортно (в этом случае, когда все рассядутся, нужно обратить внимание на соседей: «Вам действительно приятно в этой компании?»);

— в процессе игры «Подари своё место» и т. д.

Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс

26

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Инновации в школе

взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий (например: 1 человек все сделал и за всех решил: «мы готовы»; спор не продуктивный; возникает 2-3 решения). Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников.

Как строится групповая работа? При построении учебного сотрудничества самих детей, необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте не было. Игра - дело спонтанное. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя «мелочей», не пытаться перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой? Как соглашаться? Как возражать? Как помогать и просить о помощи? Как задать вопрос? Вот не полный перечень вопросов, на которые нужно ответить и учителю, и учащимся, начиная работать в группах.

Впервые первоклассники встречаются с таким видом деятельности в рамках курса «Введение в школьную жизнь». В самом начале ребята знакомятся, принимают нормы сотрудничества. Поэтому на этом этапе им необходимо дать образцы взаимодействия на личном примере, на примере других ребят, вплоть до речевых оборотов «ты согласен? Почему ты так думаешь?» и др. Важно научить детей распределять роли в группе. Ребенок должен понимать, какую часть работы ему предстоит решить. Здесь можно провести аналогии с распределением ролей в игре. Общий принцип работы в группе — договорились, распределились, состыковались, как следствие - результат.

И, конечно, роли нужно менять.

Как правило, в 1-2 классе школьники учатся работать друг с другом; в 3 - могут оценить не только результат, но и способ работы; в 4 классе - межгрупповое взаимодействие.

НЕ допускается при организации групповой работы:

не принуждать, не высказывать неудовольствия, если кто-то не хочет работать в группе. Лучше после выяснить причину отказа от работы. 10-15 минут совместной работы - это максимальное время. Если время работы боль-

ше, то участники утомляются и эффективность снижается. Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Не наказывать лишением работы в группе.

В заключении хотелось бы отметить, что групповая работа, конечно, не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как:

взаимоотношения детей сложно налаживать;

не всегда учитель может проследить, все ли учащиеся работают продуктивно;

дети много говорят не по существу.

Но эти проблемы можно решить, занимаясь такой работой в системе, хорошо представляя задачи и цели, которые нужно достичь. Нет смысла ставить и тем более обсуждать вопрос о том, какая из форм организации работы предпочтительнее: фронтальная, индивидуальная или групповая. Каждая хороша в рамках тех задач, которые она подряжается обслуживать. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Литература

1. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников - М., 1977.

2. Клевакина В. П. Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике//Экспери-мент и инновации в школе. - 2010. - № 4.

3. Ковылева Ю. Э. Групповая учебная работа старшеклассников на основе деятельностного подхо-да//Инновационные проекты и программы в образовании -2009. - № 2.

4. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н. И. Чуприковой М., - Воронеж, 1998.

5. Носова И. В. Особенности работы в малых группах.//На-чальная школа плюс до и после, № 6. - 2004.

6. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005.

7. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр «Эксперимент», Рига, 1997.

8. Чиханова О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // «Начальная школа плюс до и после» - 2003.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.