Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 261-265
261
УДК 342.36
ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ТРУДАХ С. ПОЛОЦКОГО И ОРДИНА-НАЩЁКИНА
© 2014 г. В.И. Цыганов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
ziganovw@yandex. т
Поступила в редакцию 14.10.2014
Излагаются основные идеи Симеона Полоцкого, одним из первых выступившего с идеологическим обоснованием необходимости для Россиии просвещенного абсолютизма. Вводя образ «царя-солнца», Полоцкий считает сильную монархию главным защитником православной веры. В условиях складывающегося абсолютизма Ордин-Нащёкин высказывался за совершенствование экономики страны посредством протекционизма и предоставления некоторой экономической самостоятельности местным властям.
Ключевые слова: просвещённый абсолютизм, «царь-солнце», православный царь, правда, протекционизм, «градское устроение», Новоторговый устав, регулярная армия.
В середине XVII века началось складывание абсолютизма как социально-политической системы. «...Начало формирования абсолютизма в России правомерно относится историками ко второй половине XVII века, причём развернувшиеся в этом направлении исторические процессы находят своё полное оформление и ясное выражение в начале XVIII века, иначе говоря, имеется в виду период царствования Алексея Михайловича, а затем его сына Петра Великого» [1, с. 57]. А.Н. Робинсон, ссылаясь на А. Лакиера, озвучил слова царя Алексея Михайловича о России как о его «единого государя государстве» [1, с. 58].
Складывание централизованного русского государства, пережившего период Смуты, неизбежно приводило к укреплению царской власти, требовало её теоретического обоснования. Централизация государства является стимулом для развития экономики на огромных территориях. Взаимодействие с экономически более развитой Европой влечёт необходимость в протекционизме промышленности и торговли со стороны самодержавной власти.
Одним из первых с обоснованием необходимости просвещённой абсолютной монархии выступил Симеон Полоцкий. Самуил Петров-ский-Ситнианович родился в Полоцке в 1629 году. Имя Симеон он получил при пострижении в монахи в 1656 году. Он окончил Киево-Могилянскую коллегию, крупнейший центр православного богословского и гуманитарного образования. Кроме того, «известно и то, что для завершения образования он ездил в одну из польских иезуитских коллегий; очень возмож-
но, что коллегией [2, с. 224] этой была самая знаменитая тогда - Виленская». Симеон Полоцкий был широко образованным человеком, писал стихи, пьесы, речи, проповеди. В 1664 году он переезжает в Москву навсегда. Будучи уже знакомым с царём Алексеем Михайловичем и находясь под покровительством влиятельного газско-го митрополита Паисия Лигарда, Симеон Полоцкий вскоре начинает обучать латинскому языку подьячих Тайного приказа, а уже в 1667 году по приглашению царя становится наставником царевича Алексея, затем Фёдора, а позднее царевны Софьи и малолетнего Петра [2, с. 226].
В споре, существовавшем тогда в среде московского образованного класса, между «греко-филами», ратовавшими за полное подчинение народного просвещения церкви, и «латинника-ми», призывавшими к секурялизации научного знания, Полоцкий безоговорочно примкнул ко вторым.
Тема российского государства, царской власти была одной из центральных в творчестве Симеона Полоцкого. В своих стихах, «книжицах» он обосновывает необходимость просвещённой абсолютной монархии. В продолжение русской традиции русские монархи у Полоцкого прежде всего православные цари, поставленные Богом: «Богом нам данный православный царю» [3, с. 98]. В царях Полоцкий, безусловно, видит защитников веры. Обращаясь к Алексею Михайловичу, он восклицает: «Царствуй над всеми вселенныя страны, из язык мрачных твори христианы» [3, с. 98].
Фёдору Алексеевичу он желает: «.да бу-деши церкви вторый Константин или новый Владимир царствию» [3, с. 111].
Но более важное место у Полоцкого находит возвышение фигуры царя, для описания которого он привлекает вселенские, космические образы: «Небом Россию нарещи дерзаю, ибо планеты в оней обретаю. Ты - солнце; луна - Мария царица» [3, с. 100]. «Солнце твое нам зрится лице бытии, пресветлый царю!» [3, с. 98], «Без тебе тма есть, як в мире без солнца, свети же нам всегда и будь оборонца...» [3, с. 99]. Именно Полоцкий вводит в русскую политическую мысль характерный для западного абсолютизма образ «царь-солнце». Полностью в духе абсолютизма политическое пространство России Полоцкий наполняет единственной фигурой -солнцеподобным образом царя. Только он субъект, все остальные - объекты царской власти, Россия - тело, царь - голова: «Велие тело славная Россия, ты еси глава, царю велий, сия» [3, с. 102]. Он единственная надежда и защитник, милосердный к своим подданным, заботящийся о них, любящий их, в то же время он грозный для врагов, Симеон так обращается к царю Фёдору Алексеевичу: «.твою царскую пресвет-лость вижду агнца за кротость, агнца за незлобие, агнца к своим подданным; даст же господь лва крепка и страшна врагом, брани хотящим...» [3, с. 110], «... начальник должен есть творити, бремя подданых, крепостно носити, не призирати и за псы имети, паче любити, яко своя дети.» [3, с. 11]. Фактически происходит отождествление царя с государством, царь выступает как «символ Российской державы, живое воплощение её всесветной славы, живая персонификация её политического могущества» [2, с. 245].
Естественным для того времени было, в продолжение средневековой традиции, рассмотрение народных масс как объекта политической жизни. В этих условиях в сознании общества важное место стали занимать вопросы взаимоотношений царя и народа. Всё больше стала укрепляться концепция единства интересов верховной власти и народных масс. В этих условиях личные качества царя, его способности, интересы, пристрастия в глазах современников стали играть огромную роль. Царь как олицетворение государства определял судьбы своих подданных, Полоцкий в Вертограде многоцветном писал: «Блаженна страна и град той блаженный, в них же начальник благий поставленный. Горе же граду и стране бывает, юже начальник не благ управляет» [3, с. 13].
Царь должен просвещать народ, его личные качества важны в силу стремления подданных подражать своему государю: «Обычай бо есть в людех царя подражати, еже ему любезно всем
возлюбляти. Благо убо есть царству, егда благи нравы царствуяй восприемлет ради всех испра-вы» [3, с. 17].
При этом Симеон Полоцкий отличал царя от монарха: «Кто есть царь и кто тиран, хощеши ли знати, Арестотеля книги потщися читати. Он разнствие обоюсие полагает: царь подданным прибытков ищет и желает, тиран паки прижи-тий всяко ищет себе, о гражданстей ни мало печален потребе» [3, с. 15, 16]. Царь, по мнению Полоцкого, должен быть образованным человеком, он в своих проповедях призывал царей открывать школы, развивать науку.
В упомянутом стихотворении «Начальник» из сборника «Вертоград многоцветный» Полоцкий описывает шесть, на его взгляд, важнейших добродетелей настоящего правителя: благочестие, христианское смирение, принятие решений с опорой на умных советников, защита правды, отсутствие тщеславия, кротость [3, с. 14]. Благочестие как следование заветам Божьим, вере православной для русского царя играло важнейшую роль. Говоря о смирении, Полоцкий призывал царя помнить о временности, бренности власти, царь, как и любой его подданный, вместе с жизнью потеряет всё, в том числе и власть; он не должен забывать об этом. Призывая царя «не уповати на един свой ум, выну (всегда. - Авт.) вопрошати умных совета.», Полоцкий нигде не обосновывает важность какого-либо «боярского синклита»; перед нами практический в духе просвещенчества совет государю. О «правде» Симеон Полоцкий пишет в значении «закон». Царь должен хранить правду любой ценой. В пафосном стихотворении «Истинна» царь, дабы не нарушить закон и прислушаться к мольбам подданных о прощении своего (царского) сына, обречённого по закону за прелюбодеяние к ослеплению, приговаривает сына и себя к лишению одного глаза. Правитель должен обеспечить равенство всех перед судом: «Равно судить мала и велика» [3, с. 14], при этом наказание не должны быть излишне жестокие.
Следует заметить, что при этом не происходит обожествления фигуры царя, как ошибочно считают некоторые исследователи [4, с. 282]. Подобная языческая традиция для православного мыслителя, даже воспринявшего «латинство» (может быть, и тайного униата [1, с. 49]), глубоко чужда. Здесь налицо лишь желание в духе абсолютизма возвысить фигуру монарха, а также особенности художественного панегирического стиля Полоцкого, опиравшегося на принцип гиперболы. Кроме того, в этом отразился его талант царедворца-льстеца.
Являясь первым крупным идеологом просвещённого абсолютизма в России, Полоцкий оказал серьёзное влияние на дальнейшее формирование данных идей, в частности в работах Юрия Крижанича. Также стоит ещё раз отметить его роль как учителя царских детей, в том числе будущего царя Петра.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащёкин (1605-1680) был сыном небогатого псковского помещика, сумевшим пробиться в ряды высшей русской управленческой знати. Ордин-Нащёкин не оставил после себя значительных политических трактатов, верховная власть в России не была предметом его изысканий. Тем не менее, в контексте анализа развития русской монархической идеи интерес представляет сама фигура Ордина-Нащёкина на российском политическом небосклоне и его предложения относительно порядка внутреннего государственного управления.
Неродовитый дворянин становится видным государственным деятелем, любимцем царя, добивается положения, которое до него было доступно лишь представителям высшей российской аристократии. Это своего рода прообраз жизненной траектории многих представителей дворянства, которое через 50-60 лет составит политическую и социально-экономическую основу русского абсолютизма. Вот как об этом писал В.О. Ключевский: «Ордин-Нащёкин был едва ли не первым провинциальным дворянином, проложившим себе дорогу в круг этой спесивой знати, а за ним уже потянулась вереница его провинциальной братии, скоро разбившей плотные ряды боярской аристократии» [5, с. 217].
Система его общекультурных, политических, экономических взглядов сложилась под существенным западноевропейским влиянием в его немецко-протестантском варианте. Его родной Псковский край непосредственно граничил с Ливонией, активно сносился с немцами и шведами. Имея возможность с самого детства общаться с иностранцами, наблюдать за ними, Ордин-Нащёкин хорошо знал жизнь соседних государств. Он получил хорошее образование: знал латинский, немецкий, польский языки, математику. Всё это привело к тому, что, сравнивая российскую действительность и жизнь европейских государств, Ордин-Нащёкин сделался, по словам В О. Ключевского, «ревностным поклонником Западной Европы и жестоким критиком отечественного быта».
В бумагах Ордина-Нащёкина историки нашли множество идей и проработанных предложений по реформированию внешней и внут-
ренней политики России. При этом он предлагал активно перенимать европейский опыт, но не был безоглядным западником, обращая внимание на необходимость учёта особенностей уклада русской жизни.
Социально-экономическое развитие страны обуславливало постепенное формирование абсолютизма. Развитие экономики нуждалось в протекционистских мерах со стороны государства. Ордин-Нащёкин выступил с проектом подобных мер, войдя в историю первым политэкономом России, разработчиком теории «меркантилизма».
В жёстко структурированном сословном феодальном обществе народ рассматривается как источник материального обеспечения военно-политической элиты. В западных государствах в этот период происходил процесс активного высвобождения городских общин и сельского населения от власти феодальной аристократии, формирования институтов самоуправления данных групп населения. Государство самым активным образом участвовало в экономических делах, широко внедряя протекционизм для своих производителей и торговцев. Ордин-Нащёкин понимал диалектику данных процессов. Он обоснованно считал, что государственное управление в сфере экономики не должно быть направленно на простую эксплуатацию народных масс. Развитие экономики должно стать важнейшей задачей государственного управления.
Свои взгляды он пытался, но не вполне успешно, реализовать в Пскове, будучи там воеводой (1665-1666). В Пскове мелкие торговцы, не имеющие средств, притесняемые более состоятельными купцами, брали деньги у иностранных торговцев и за небольшой процент очень дёшево скупали для них русские товары. Ордин-Нащёкин решил сломать подобный порядок дел. В принятом в 17 статьях документе о «градском устроении» вводилось новое общественное управление и упорядочивалась внешняя торговля. Управление осуществляет Земская изба, состоящая из 15 выборных на три года человек, из которых пятеро по очереди управляют в течение года. Земской избе предполагалось передать не только административные и финансовые функции, но и, принадлежащие воеводе, многие судебные полномочия.
Мелких торговцев «по свойству и знакомству» он предложил прикрепить к «лутчим» купцам, которым надлежало присматривать за деятельностью первых. Земская изба из городской казны должна была выдавать мелким торговцам суммы, на которые они скупали бы рус-
ские вывозные товары, за определённый процент выкупаемые их принципалами. Состоятельные купцы по гораздо большим ценам, чем ранее, продают иностранцам эти товары на двух специально учреждённых под Псковом в январе и мае двухнедельных торгах. Получив прибыль, они делятся ею со своими маломощными компаньонами. Но реализовать данный план ему не удалось, он пробыл воеводой лишь восемь месяцев, новый воевода, князь Хованский, быстро свернул все его начинания.
Более последовательно и успешно протекционистские меры закреплены в Новоторговом уставе (1667), созданном им уже как главой Посольского приказа. Ордин-Нащёкин закрепляет в Уставе идеи о заёмных ссудах мелким торговцам, о необходимости их консолидации с крупными, но всё это не получило реализации. Для уменьшения финансовых издержек и волокиты в торговых делах в Уставе закрепляется идея о создании «Приказа купецких дел», «который ведал бы купецких людей и служил бы им в пограничных городах обороной от воеводских притеснений» [5, с. 227]. По обоснованному мнению В.О. Ключевского этот орган «имел стать предшественником Московской ратуши или Бурмистерской палаты, ведавшей все городское торгово-промышленное население государства» [6, с. 227].
По Уставу вводилась определённая свобода городов в вопросах торговли, русские купцы уравнивались в правах с иностранными, иностранные купцы должны были торговать только с купцами того города, в который они приехали, закреплялся запрет на торговлю иностранца с иностранцем, на торговлю иностранцев в розницу, ограничивалась торговля иностранцев во внутренних городах [6, с. 98, 99].
Имея определённый и, заметим, успешный военный опыт, Ордин-Нащёкин предложил произвести ряд мероприятий в военной сфере. Он считал дворянскую конную армию неэффективной, её надлежало заменить обученным «иноземному строю» конным и пешим ополчением из рекрутов. Прав В.О. Ключевский, считавший, что это «мысль о регулярной армии, комплектуемой рекрутскими наборами из всех сословий» [5, с. 227]. Ордин-Нащёкин одним из первых предлагал создать русский флот на Волге и Каспийском море, Западной Двине и Балтийском море. Будучи воеводой, он завёл фло-
тилию на Западной Двине; ему же была поручена постройка кораблей для судоходства по Волге и Каспию. Был построен корабль «Орёл», два шлюпа и бот. Впоследствии Пётр I высоко отзывался о корабельном деле в период правления своего отца царя Алексея Михайловича.
Деятельность Ордина-Нащёкина протекала в период перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Его идеи о выборном городском управлении, о городских торговых свободах отражали реальные потребности общественного развития. Однако абсолютизм в России только складывался и не был устойчив, чтобы без ущерба для себя предоставить данные свободы на местах. Такая же судьба ждала и ряд других его предложений. Но уже вскоре, в эпоху преобразований Петра I, многое из задуманного Ординым-Нащёкиным было осуществлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, абсолютизм как форма государственного правления начал складываться с середины XVII века, во-вторых, надо отметить, что у его истоков стояли просвещенный монах, поэт, наставник цесаревича Алексея, Федора, царевны Софьи и малолетнего Петра Семион Полоцкий и видный государственный деятель того времени А.Л. Ордин-Нащекин.
Список литературы
1. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Изд-во «Наука», 1974.
2. Ерёмин И.П. Симеон Полоцкий - поэт и драматург: комментарий / Симеон Полоцкий.Избранные сочинения. Репринт. изд. 1953 года. СПб.: Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука», 2004.
3. Симеон Полоцкий. Ибранные сочинения. Репринт. изд. 1953 года. Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука», 2004.
4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / По общ. ред. акад. РАН, д-ра юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.
5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в двух книгах. Книга 2. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 217.
6. См.: Соловьёв С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. VII. Т. 13-14. История России с древнейших времён / Отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. М.: Мысль, 1991. С. 98, 99.
THE FORMATION OF ABSOLUTIST IDEOLOGY IN THE WORKS OF SIMEON OF POLOTSK AND ORDIN-NASHCHOKIN
V.I. Tsyganov
The article presents the main ideas of Simeon of Polotsk, one of the first thinkers to propose an ideological justification of the need of enlightened absolutism for Russia. By introducing the image of the «Sun Tsar», Simeon of Polotsk considered a strong monarchy to be the principal defender of the Orthodox faith. In the context of the emerging absolutism, Ordin-Nashchokin advocated the improvement of the country's economy through protectionism and some economic independence of local authorities.
Keywords: enlightened absolutism, «Sun Tsar», Orthodox Tsar, truth, protectionism, «city organization», New Trade Charter, regular army.
References
1. Robinson A.N. Bor'ba idei v russkoi literature XVII veka. M.: Izd-vo «Nauka», 1974.
2. Eremin I.P. Simeon Polotskii - poet i dramaturg: kommentarii / Simeon Polotskii.Izbrannye sochineniia. Reprint. izd. 1953 goda. SPb.: Sankt-Peterburgskaia izdatel'skaia firma «Nauka», 2004.
3. Simeon Polotskii. Ibrannye sochineniia. Reprint. izd. 1953 goda. Sankt-Peterburgskaia izdatel'skaia firma «Nauka», 2004.
4. Istoriia politicheskikh i pravovykh uchenii: Uchebnik dlia vuzov / Po obshch. red. akad. RAN, d.iu.n., prof. V.S. Nersesiantsa. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Norma, 2004.
5. Kliuchevskii V.O. Russkaia istoriia. Polnyi kurs lektsii v dvukh knigakh. Kniga 2. Posleslovie, kommentarii A.F. Smirnova. M.: OLMA-PRESS, 2003. S. 217.
6. Sm.: Solov'ev S.M. Sochineniia v 18 kn. Kn. VII. T. 13-14. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen / Otv. red. I.D. Koval'chenko, S.S. Dmitriev. M.: Mysl', 1991. S. 98, 99.