Научная статья на тему 'Formation of mental images in the process of educational research of students'

Formation of mental images in the process of educational research of students Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / MENTAL IMAGE / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EDUCATIONAL RESEARCH / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ / FUTURE PHYSICS TEACHER / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INVESTIGATIVE COMPETENCE / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Belyanin V.A., Belyanina V.B.

The completeness of a students formed mental image is considered as one of the criteria for understanding and assimilation of the training material. It is proposed to form a mental image in the process of educational research through a special allocation of physical situations on the materials of Physics, the detection of dependencies of physical quantities and their investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of mental images in the process of educational research of students»

6. Попова Т. Н. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских колледжей на занятиях по фармацевтической химии // Наука и школа. 2008. № 3. С. 52-53.

7. Дамбуева А. Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Улан-Удэ, 2012. № 15. С.40-44.

8. Чешуина Т. Г. Формирование профессионально-

педагогической компетентности студентов педвуза в период производственный практики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Томск, 2004. № 5. С. 184-188.

9. Лыгина Н. И., Макаренко О. В., Резников Б. С. Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса // Сибирский пед. журн. 2012. № 6. С. 74-80.

ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ

FORMATION OF MENTAL IMAGES IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL RESEARCH OF STUDENTS

В. А. Белянин, В. Б. Белянина

Полнота сформированного умственного образа у студента рассматривается как один из критериев понимания и усвоения им учебного материала. Формировать умственный образ предлагается в процессе учебных исследований через специальное выделение в материале курса физики физических ситуаций, обнаружение зависимостей физических величин и их исследование.

Ключевые слова: умственный образ, учебное исследование, будущий учитель физики, исследовательская компетенция, методология научного исследования.

V. A. Belyanin, V. B. Belyanina

The completeness of a student's formed mental image is considered as one of the criteria for understanding and assimilation of the training material. It is proposed to form a mental image in the process of educational research through a special allocation of physical situations on the materials of Physics, the detection of dependencies of physical quantities and their investigation.

Keywords: mental image, educational research, future physics teacher, investigative competence, research methodology.

Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью способствует развитию его ориентировочно-исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании окружающего мира и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения человека в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи [1]. Следовательно, в процессе обучения у студента должны быть сформированы соответствующие образные представления по учебному предмету, что является одним из критериев понимания и усвоения им учебного материала. Однако в настоящее время сфор-мированность образных представлений обучающихся преподавателями не контролируется и не выступает для студентов результатом обучения. Знания студентов на выходе обучения, как правило, отрывочны, фрагментарны и в целом не являются полными. Отсутствие качественных знаний студентов по предмету не позволяет сформировать требуемые для будущей профессиональной деятель-

ности умения, навыки и необходимые предметные и профессиональные компетенции.

Сформировать образы фрагментов учебных дисциплин можно в результате деятельности студентов по выполнению соответствующих учебных исследований, для которых сформированность образа исследуемого объекта будет выступать целью и результатом. Уточним, что для дисциплины «физика» такими фрагментами могут выступать физические ситуации [2].

Результатом учебно-исследовательской деятельности студента, основу которой составляют учебные исследования (обнаружение и творческое решение учебно-исследовательских задач или проблем экспериментального или теоретического плана, процесс и результат решения которых заранее неизвестен и должен выполняться в соответствии с методологией научного исследования), может стать: 1) усвоение материала курса физики; 2) усвоение методологии научного (учебного) исследования; 3) формирование мысленного образа исследуемой учебной физической ситуации.

Учебные исследования по физике могут быть различными, в частности, эмпирического или теоретического уровня, но выполняться они должны в полном соответствии с методологией научного исследования. Студенты при их выполнении должны «проходить» в полном объеме все фазы, стадии и этапы, предписываемые методологией научного исследования [3]. Это означает, что методология научного исследования будет выступать для студентов, выполняющих учебное исследование, руководством к действию.

Однако при проектировании, выполнении и рефлексии результатов учебного исследования возникают вопросы, на которые методология научного исследования не может дать ответа. В частности, нет ответа на вопрос, что можно считать критерием завершенности учебного исследования. Для научного исследования ответ на этот вопрос существует: любое корректно выполненное научное исследование помимо получения объективно новых знаний порождает новые вопросы и проблемы, предопределяющие другие, последующие исследования. Эта цепочка исследований объективных явлений природы будет продолжаться, вероятнее всего, без каких-либо ограничений - научное сообщество в настоящее время считает общепризнанным положение о неисчерпаемости научных знаний.

Учебное исследование «бесконечно» продолжаться не может, оно ограничено временными и программными рамками учебного курса. И это ограничение, с нашей точки зрения, должно иметь субъективный характер в виде новообразований для исследователя - специальным образом построенных знаний, полученных студентом, как результата изучения им физической ситуации.

Начало любого учебного исследования связано с нахождением ответов на два его исходных вопроса: что исследовать и как исследовать? Ответом на первый вопрос считаем определение объекта исследования - выделение субъектом физической ситуации, в которой нужно обнаружить проблему и предмет исследования. Исследование физической ситуации будет осуществляться (ответ на второй вопрос) по схеме, предписываемой методологией научного исследования, включая рефлексию и оформление результатов исследования.

ЧТО исследовать?

Рис. 1. Исходные и целевые ориентиры учебного исследования физической ситуации

Целевые установки и полнота выполнения учебного исследования, включая критерии его завершенности, предполагают наличие ответа на третий вопрос: что является целевым результатом, итогом исследования? Анализ этого вопроса позволил сделать вывод, что результатом исследования субъектом физической ситуации должен стать мысленный (ментальный) образ исследуемой физической ситуации, который может быть создан у будущего учителя физики, выполняющего учебное исследование. Именно сформированность достаточно полного ментального образа физической ситуации у студента будет служить одним из критериев завершенности выполненного им учебного исследования. Данное положение соответствует трактовке деятельности, исходным моментом которой и ее результатом выступают образные представления человека: через деятельность осуществляется формирование образов [4]. Схематически высказанные предположения можно представить в виде рис. 1.

Объединяет три части этой схемы, естественно, будущий учитель физики как субъект: именно он выделяет конкретную физическую ситуацию, определяет в ней предмет исследования, осуществляет учебное исследование, руководствуясь при этом методологией научного исследования, и, как результат выполненного исследования, создает для данной физической ситуации в своем сознании ментальный, умственный образ, полнота которого свидетельствует о понимании, глубине и прочности его физических знаний о физических объектах, законах, моделях, явлениях, величинах и т. п., относящихся к данной физической ситуации.

Выясним сущность понятия «ментальный образ», основываясь на понимании образа в психологии. Это есть формируемый в сознании человека мысленный образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая и самого субъекта. Понятие образа неразрывно связано с восприятием, представлениями и воображением человека как психическими деятельностными процессами, без которых невозможно представить продуктивную учебную деятельность учащихся и студентов [5-8].

Представлениями считаются образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же в результате воображения. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.

Воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, ориентируя человека в процессе деятельности. Если исходные данные проблемной ситуации известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии всех знаний, необходимых для выполнения задачи.

Ощущения, восприятия и представления являются образами на чувственной ступени познания. На уровне логического мышления - это есть понятия, суждения и умозаключения. Образ вторичен по отношению к своему оригиналу. После возникновения образ приобретает самостоятельность и играет активно-действенную роль в поведении человека, регулируя его, осуществляет функции управления действиями.

Следовательно, человек получает информацию об окружающем его мире через восприятия, превращает их в представления, которые творчески преобразует с помощью воображения, а образ является основным структурным элементом этой умственной деятельности. Становится очевидным, что умственные (мысленные) образы непосредственно связаны с мышлением и интеллектом человека, которые должны быть сформированы и развиты у человека в результате его обучения в средней и высшей школе, в том числе и посредством учебного исследования [5-7].

И. С. Якиманская, характеризуя сложный процесс оперирования образами, подчеркивает, что образное мышление человека в процессе его развития не заменяется другими видами мышления, а, интенсивно развиваясь, обеспечивает полноценную реализацию конструктивно-технической, изобразительной, графической, предметно-художественной деятельности, включаясь в нее как необходимое звено: «Образное мышление обладает такими особенностями и достоинствами, которые невосполнимы другими видами мышления. К сожалению, содержание, специфика образного мышления, условия его формирования в онтогенезе, проявления в различных видах деятельности изучены в психологии пока недостаточно» [6, с. 251-252].

Важной считает роль «живого» жизненного опыта человека и образов в психологических компонентах теоретического мышления С. В. Маланов, который отмечает, что «наглядно-действенные и образные компоненты сохраняют свое функциональное значение и служат содержательным фундаментом мышления словесно-логического» [5, с. 23-24].

Становление разных форм образного мышления наиболее интенсивно происходит в обучении под влиянием предметного содержания знаний и методов овладения ими; например, решение задачи в образах осуществляется, как правило, с опорой на наглядный материал [6].

Для развития у учащихся образного мышления необходимо предъявлять им учебный материал и конкретные задачи, используя:

1) задачи на сравнительный анализ двух или более наглядных изображений на основе сопоставления их основных сенсорных характеристик (предметных, пространственных, функциональных, структурных);

2) задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов путем восприятия их исходного состояния, прослеживания изменений этого состояния под воздействием различных условий; задачи на выделение эле-

ментов из заданного комплекса и включение их в новые связи и отношения;

3) собственно исследовательские задачи, требующие не только восприятия исходных данных, выраженных в наглядной (условно-графической) форме, их мысленной реорганизации, но и четких представлений о том, что происходит с этими данными, если наглядная ситуация будет изменена в том или ином направлении (что произойдет, если...) [6, с. 212-213].

Заметим, что для физики дидактическую задачу создания образов решает методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя на основе выделения, преобразования и исследования физической ситуации, в частности через составление и решение систем учебных задач [2].

Наряду с образами объективной действительности (объектов, моделей, деталей и т. п.) существуют условно-схематические и знаково-символические образы (буквенная информация, схемы, чертежи, формулы и т. п.) [6]. Такие «квазипространственные» представления не имеют непосредственно-чувственных компонентов и являются результатом мысленного конструирования и установления связей и отношений между понятиями (значениями) в мысленном пространстве. Они могут быть внешне представлены только в условной пространственно-графической или пространственно-материальной знаково-симво-лической форме (например, условные графические изображения кристаллических решеток, молекул, атомов, графические схемы принципов работы радиоэлектронных приборов и т. д.), то есть в специфических для каждой науки знаково-символических средствах - схемах, моделях, классификациях [5].

Фиксация образных составляющих мышления в пространственно-графических изображениях, схемах и моделях позволяет выделить и изучать свойства, связи и отношения элемента реальности «в чистом виде». Их последовательное использование может развивать ряд умственных умений и способностей: 1) формировать умения выполнения мыслительных действий на разных уровнях обобщенности; 2) формировать рефлексивный самоконтроль; 3) осуществлять переход от действий с реальными предметами к действиям над их графическими изображениями и далее к действиям с теоретическими пространственно-графическими схемами и моделями. Уровень теоретического мышления человека зависит от того, какими способами использования знаков и символов овладел субъект [5, с. 112].

Формирование образного мышления учащихся в школе (и студентов в вузе) осуществляется сегодня стихийно и без воздействия со стороны педагога. Считается, что создание образов и оперирование ими вплетено в процесс усвоения научных понятий, а вместе с введением и отработкой научного понятия возникает и система адекватных ему образов. Однако исследования И. С. Якиманской показывают, что этот процесс непрост и неоднозначен:

1. В теории обучения и психологии не разработана технология создания образа и оперирования им, что связано с особенностями самого образа.

2. Методика обучения не дает научно обоснованных рекомендаций по формированию образного мышления учеников средствами учебных дисциплин.

3. Нет целостной концепции развития образного мышления школьников в процессе усвоения знаний; не разработаны научно обоснованные технологии создания образов, оперирования ими, что значительно затрудняет и обедняет психическое развитие личности ребенка в процессе обучения [6].

А. А. Гилев рассматривает образное представление в сознании обучающихся физических объектов, явлений и ситуаций на примере когнитивного анализа процесса решения учебных физических задач [8]. Физическую задачу он определяет как ситуацию, требующую от студентов мыслительных и практических действий для достижения поставленной в задаче цели. Успешность решения задачи связывается с качеством ментальной ситуации, создаваемой решателем.

Обработка текста задачи и его последующее понимание начинается с сенсорного восприятия и последующей семантической репрезентации. В дальнейшем работа сводится к построению пропозициональной структуры текста. В результате этого в рабочей памяти формируется ментальный образ описанной ситуации. Параллельно идет непрерывный контроль внутренней непротиворечивости и целостности формируемого смысла. Процесс анализа текста задачи сопровождается непрерывным изменением формируемой содержательной модели в сознании решающего субъекта. Этот этап завершается созданием модели, представляющей динамический синтез свойств объекта задачи. В дальнейшем образ становится инструментальным средством исследования рассматриваемой ситуации. Процесс конструирования полного представления прекращается, как только структура модели становится внутренне непротиворечивой и адекватной обрабатываемому тексту. Это делает работу по осмыслению текста физических задач особенно важной. Успешные учащиеся больше всего времени тратят именно на осмысление условия задачи, формирование представления о ситуации и планирование решения, и очень мало - на саму процедуру решения [8].

Процесс обучения решению задач должен быть построен так, чтобы студент при анализе и осмыслении текста задач сумел составлять разнообразные комбинации предложений, описывающих объекты, модели и отношения между ними, определял их истинность или ложность, замещал конкретные предложения и отношения между ними символами и конструировал объяснения физических явлений.

Для успешной умственной деятельности по формированию и созданию образа объекта или задачи студент должен иметь базовый набор элементарных теоретических образов или элементарных моделей данной учебной дисциплины, знать их взаимоотношения друг с другом и окружающими телами и иметь навыки их пространственных преобразований. Для физики такой «тезаурус» базовых образов или моделей объектов, являющихся предметом изучения, будет состоять, например, из 1) неструктурирован-

ных объектов: материальная точка; абсолютно твердое тело, диск, шар, стержень, абсолютно упругое тело, пружина, идеальная жидкость и т. п.; 2) структурированных объектов: система материальных точек, кристаллическое твердое тело, идеальный газ и т. п.; 3) структурированных систем: гладкая и шероховатая поверхности, силовое поле и т. п. Такие базовые образы представляют собой строительный материал для создания и формирования моделей более сложных объектов [8].

Формирование базового набора элементарных образов изучаемых объектов и явлений возможно лишь в процессе практической деятельности с этими объектами на основе их восприятия, например, при выполнении лабораторного практикума, состоящего из натурных экспериментов. При этом главным является не столько изучение пространственных и временных характеристик и свойств рассматриваемых базовых образов, сколько усвоение причинно-следственной логики изменения их состояния и положения относительно окружающих тел [8].

Методику формирования у студентов умственного (ментального) образа рассмотрим на конкретном примере исследования физической ситуации «Прямолинейное равноускоренное движение материальной точки». Исследование будет состоять из теоретического анализа физической ситуации и трех этапов: эксперимента, теоретического обоснования и практического применения полученных знаний для решения задач.

При теоретическом анализе физической ситуации определяется объект исследования (физическая ситуация «Прямолинейное равноускоренное движение материальной точки»), предмет исследования (материальная точка и пространственно-временное изменение ее положения), физическое явление (прямолинейное движение тела постоянной массы под действием постоянной силы), физическая модель (прямолинейное движение материальной точки с постоянным ускорением).

В результате анализа уравнений равноускоренного движения делается вывод, что характер движения материальной точки определяют ее начальная координата, начальная скорость и ускорение, которые входят в виде коэффициентов в уравнения движения. Каждый численный набор этих коэффициентов в законах равноускоренного движения определяет вид, характер физического явления прямолинейного равноускоренного движения и одновременно одну или несколько задач на эту физическую ситуацию.

Формирование наглядного образа материальной точки, движущейся прямолинейно и равноускоренно, осуществляется с помощью физического эксперимента. В качестве натурных объектов используются теннисный шарик, воздушный шар, мяч. Выполняются разнообразные эксперименты по движению этих объектов в вертикальном направлении, по наклонной плоскости и горизонтально. Показывается, как зависит характер движения тела от модулей и от направлений начальной скорости и ускорения. В обязательном порядке каждый эксперимент анализируется, студенты сопровождают его рисунком, схемой, чертежом в своей собственной тетради.

Второй этап (теоретический) включает формирование условно-схематического образа материальной точки, движущейся равноускоренно и прямолинейно. Возможны два направления такого исследования физической ситуации: графическое и табличное. При табличном задании (исследовании) уравнений движения предлагаем студентам рассмотреть уравнения движения материальной точки с численными коэффициентами, например: V = 20 - 101, Б = 201 - 51:2 - и построить таблицу зависимости от времени ее скорости движения, модуля перемещения и пути.

Исследование этой таблицы сводится к соотнесению значений таблицы с координатной осью для всевозможных значений и направлений начальной скорости и ускорения материальной точки.

Третий этап - применение уравнений движения для решения физических задач. Решение системы специально составленных задач должно конкретизировать результаты предыдущего рассмотрения физической ситуации. В большинстве задач вопрос должен ставиться по принципу «найти все, что можно». В задачах обязательно должны быть поставлены те вопросы, которые вызывают у студентов наибольшие затруднения, например: «Определить скорость тела через 5 секунд от начала движения и изменение скорости тела за 5-ю секунду движения», «Определить путь и перемещение через 3 секунды движения и за 3-ю секунду движения», «Определить максимальное удаление точки от исходного положения и время возврата её в исходное положение» и т. п.

Рассмотренная методика исследования обобщенной физической ситуации учит студентов исследованию всевозможных физических ситуаций, которые может реализовать в пространстве и времени соответствующий объект физической ситуации, как источник множества физических задач, в том числе, естественно, и тех, что рассмотрены выше. Тем самым будет развиваться наглядно-образное мышление студента, причем речь идет о наглядности в собственно психологическом значении этого термина, так как наглядным средством становится образ, построенный самим человеком, а не картинка и изображение явления, представленное в учебнике (рисунок, фотография, схема и т. п.).

Сформированный мысленный образ будет использоваться всякий раз после принятия к решению новой задачи: в памяти студента «всплывает» образ физического явления, его физической модели, многообразие связей данного явления с окружающей средой. Человек мысленно «видит» сущность явления - его внутреннее содержание, сохраняющееся во всех изменениях явления, и внешние формы существования явления при всей их динамичности, изменчивости, и может использовать эти знания в нужный для него момент.

Итак, в мысленном образе человек отражает элементы объективной реальности, условно-схематические и знаково-символические изображения и понятия. Образы играют важ-

ную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.

Субъективным результатом исследования физической ситуации должен стать ее мысленный (ментальный) образ, который может быть создан у студента как результат выполненного учебного исследования. Сформированного ментального образа физической ситуации может служить одним из критериев завершенности учебного исследования.

Методика формирования у студента ментального образа физической ситуации может включать (если это возможно) теоретическое введение в ситуацию и три этапа ее исследования: физический эксперимент, моделирование и этап решения и составления системы физических задач. В совокупности такая деятельность по изучению физической ситуации является учебно-исследовательской.

Сформированный умственный образ физической ситуации должен «работать» и использоваться студентом всякий раз после принятия к решению новой задачи: в памяти должен «всплыть» образ физического явления или объекта, физической модели, многообразие связей данного явления (объекта) с окружающей средой. Студент должен мысленно «видеть» объект исследования и сущность физического явления - его внутреннее содержание, сохраняющееся при изменениях явления, и внешние формы существования явления, их изменчивость и использовать эти знания в нужный момент при решении физических задач.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь: 3-е изд. дополн. и перераб. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 633 с.

2. Белянин В. А. Методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики: теоретический аспект: моногр. М.: МПГУ, 2011. 224 с.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: ИНЕРГ, 2007. 668 с.

4. Иванников В. А. Основы психологии. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

5. Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности: моногр. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2001. 260 с.

6. Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы). М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 648 с.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

8. Гилев А. А. Когнитивный анализ процесса решения учебных физических задач // Физическое образование в вузах. 2007. Т. 13, № 2. С. 26-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.