Научная статья на тему 'Фольклорные мотивы в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (методический аспект)'

Фольклорные мотивы в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (методический аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32330
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ / ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / FOLKLORE TRADITION IN LITERATURE / POETICS OF LITERATURE / METHODICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камалова Лера Ахтямовна

Статья посвящена проблеме влияния мотивов русского фольклора на сюжет, образный строй, по-этику поэмы А.Т.Твардовского "Василий Теркин", изучаемой в курсе 11 класса средней общеобра-зовательной школы. Сопоставление произведений устного народного творчества с поэмой Твар-довского способствует глубокому проникновению в идейный смысл и художественное своеобра-зие "Василия Теркина".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE MOTIVES IN THE POEM VASILIY TERKIN BY A.T.TVORDOVSKIY (METHODICAL ASPECT)

This article is devoted to the problem of influence of Russian folklore motives in the plot, figurative sys-tem and poetic style of Tvordovskiy's poem Vasiliy Terkin being studied in the course of the eleventh grade of secondary school of general education. Comparison of the folk works with Tvordovskiy's poem helps deep penetration in the ideological meaning and artistic peculiarities of the poem Vasiliy Terkin.

Текст научной работы на тему «Фольклорные мотивы в поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин" (методический аспект)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №1(16)

УДК 372.882

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО "ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© Л.А.Камалова

Статья посвящена проблеме влияния мотивов русского фольклора на сюжет, образный строй, поэтику поэмы А.Т.Твардовского "Василий Теркин", изучаемой в курсе 11 класса средней общеобразовательной школы. Сопоставление произведений устного народного творчества с поэмой Твардовского способствует глубокому проникновению в идейный смысл и художественное своеобразие "Василия Теркина".

Ключевые слова: фольклорная традиция в литературе, поэтика литературы, методическая система

Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения. Важной задачей современной науки является раскрытие сложных, своеобразных, исторически обусловленных закономерностей обращения литературы к фольклору в разные эпохи, определение динамики этих связей, изучение конкретного содержания фольклоризма в творчестве писателей каждого периода развития русской литературы.

Фольклорную традицию в литературе следует рассматривать не только как систему художественных приемов того или иного писателя, но и как философско-этическую, мировоззренческую категорию. Ориентация на фольклорные традиции непременно влияет на формирование авторской концепции мира и человека, на своеобразное понимание разными писателями принципа народности литературы и специфических черт народного характера.

В поэзии А.Т.Твардовского широко сочетается фольклорное начало с глубоко индивидуальным поэтическим миром художника. Многие исследователи его творчества утверждают, что поэма "Василий Теркин" - народная героическая эпопея, созданная по законам фольклорного эпического повествования. Поэма Твардовского вобрала в себя "и сказку, и былину, и фельетон, и присловье, и житейское поученье, древнее и современное народное красноречие..." [1, 81].

Изучая данное произведение Твардовского в 11 классе, необходимо уделить внимание влиянию фольклорных традиций на идейно-художественное содержание и поэтику "Василия Теркина". На изучение творчества А.Т.Твардовского и поэмы "Василий Теркин" отводим 3 часа:

1. Биография и художественный мир Твардовского.

2. Концепция человека в поэме "Василий Теркин". Василий Теркин - воплощение лучших качеств русского национального характера.

3. Фольклорные традиции в поэме "Василий Теркин".

На первом уроке рассмотрим личность и творчество А.Твардовского в контексте времени хрущевской "оттепели". Вступительное слово учителя настроит старшеклассников на серьезные раздумья о творческой индивидуальности А.Т.Твардовского. В лекции учителя прозвучит мысль о раздвоении биографии писателя на официальную и внутреннюю, о сдержанности, целомудрии и скрытом драматизме его стихов. Продолжением данного разговора может стать доклад ученика о личности Твардовского, составленный на основе мемуаров его брата И.Т.Твардовского, а также произведения А.И.Солженицына "Бодался теленок с дубом".

Во второй части урока рассматривается художественный мир Твардовского, особенности его художественной манеры. Анализируются стихотворения поэта "Братья", "Две строчки", "Береза". Завершается урок беседой с учениками. Учитель предлагает круг следующий вопросов для учащихся:

- Какие темы, образы и формы в поэзии Твардовского преобладают?

- Как сочетаются в стихотворениях конкретное и обобщенное, изобразительное и выразительное?

- Как переданы в этих стихотворениях мотивы дома и дороги?

- Можно ли назвать эти стихотворения только лирическими?

- Обратите внимание на синтаксис и ритм данных стихотворений. Как поэту удается обнаружить и показать чувство?

Завершается урок словом учителя, в котором прозвучит вывод о соединении у Твардовского частного и всеобщего в трагической гармонии. Откликаясь на самые злободневные темы, поэт стремится оценивать жизнь объемно. Он заду-

мывается, размышляет, говорит взвешенно, веско и значительно.

Второй урок посвящен образу Василия Теркина как яркому воплощению черт русского национального характера, символа народной неистребимости. Василий Теркин традиционен для русского фольклора и русской литературы как тип народного правдоискателя и народной мудрости. В своем вступительном слове учитель скажет, что манера подачи героя через прием не-узнавания, отсутствие сугубо личных, индивидуальных черт у героя, своеобразие его эволюции, идеальность Теркина, и открыто утверждаемое автором бессмертие героя берут начало из народного героического эпоса. По мнению П.С.Вы-ходцева, "в основу повествования в "Книге про бойца" легли коренные принципы народного героического эпоса и сказки как структурного и стилеобразующего начала." [1, 87]. Эта книга не столько о событиях Великой Отечественной войны, сколько "о духовной мощи народа, вставшего на смертный поединок со страшным врагом" [1, 87], этот поединок "ради жизни на земле", а не ради спасения самого себя.

В ходе беседы с учащимися спрашиваем, какие качества характера Василия Теркина они отмечают как главные. Старшеклассники отмечают такие черты характера, как мужество, героизм, скромность, трудолюбие, оптимизм, умение шутить в трудных обстоятельствах. Теркин умеет ободрить других своим примером, совершить подвиг без красивых слов, просто, незаметно, обыденно. В главе "Переправа" читатель впервые встречает Теркина в момент трудной переправы наших войск через ледяную реку. Когда связь с берегом оборвалась, именно Теркин вызвался наладить связь между левым берегом и правым: И, у заберегов корку Ледяную обломав,

Он как он, Василий Теркин.

Встал живой, - добрался вплавь. Гладкий, голый, как из бани,

Встал, шатаясь тяжело.

Ни зубами, ни губами Не работает - свело.

Учитель отметит в беседе с учащимися, что А.Т.Твардовский в своей "Книге про бойца" не раз вводил внутреннюю полемику с ложным богатырством, "со сказочно-лубочными представлениями о героическом" [1, 85]. И в сцене переправы мы видим Теркина не как героя, а как бойца, выполняющего очередное боевое задание. В этом характер Василия Теркина очень близок народным представлениям о подвиге, о ратной службе на благо отчизны. Вспомним образ сказочного героя Ивана-крестьянского сына из од-

ноименной русской народной сказки. Иван со старшими братьями идет на битву с врагом - с " чудо-юдом поганым" - сражаться за свою землю русскую. Он говорит: "Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не пустить". Спросим у учащихся, какие строки поэмы могут служить подтверждением этой мысли. Учащиеся приводят примеры:

Сила силе доказала:

Сила силе - не ровня.

Есть металл прочней металла.

Есть огонь страшней огня!

Старшеклассники говорят, что "огонь страшней огня" - это сила духа русского воина, любовь к своей родине, которая сильнее оружия. Учащиеся отмечают и такие строки Твардовского, исполненные горькой правды страшной войны:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы.

Ради жизни на земле.

Учитель дополнит ответы учащихся, сказав, что образ Теркина не может раскрыться весь в каком-либо одном эпизоде. Ему "нужна цепь эпизодов и событий, чтобы "продемонстрировать" грани своей безграничной натуры" [1, 93]. Поэтому мы видим Теркина и на переправе, и в поединке с врагом, и со смертью, и в избе с дедом и бабкой, и даже в бане. И в каждом эпизоде мы открываем новые черты героя, и убеждаемся в искренности поступков Теркина. Перед нами -цельный образ воина-защитника, русского человека Василия Теркина, постепенно вырастающего до былинного героя.

Домашним заданием учащимся будет найти в тексте поэмы выражения, характеризующие Теркина, отношение к нему автора, а также примеры, роднящие главного героя поэмы с героями былин и сказок.

На третьем уроке "Фольклорные традиции в поэме "Василий Теркин" выясняем, какие приемы использовал автор, чтобы достичь максимальной правдоподобности характера Василия Теркина, что сближает его с образами русских народных сказок и былин.

Урок начинается с опроса домашнего задания, учащиеся зачитывают выражения, характеризующие индивидуальность Теркина, его народный характер. Далее учитель скажет, что исследователи творчества Твардовского отмечают: "В манере обрисовки Теркина - от шутника и балагура до "русского чудо-человека" - мы с несомненностью обнаруживаем один из главных принципов типизации в сказке" [1, 90]. Как и в сказке, в поэме Твардовского используется принцип фольклорной идеализации героя. Тер-

Л.А.КАМАЛОВА

кин не имеет отрицательных качеств, он идеализирован, как и Иван-дурак и Иван-крестьянский сын в народных сказках, как и Илья Муромец в былинах. Самое трудное для Твардовского было соединить на всем протяжении сюжета принципы сказочного и героического повествования. Но можно смело сказать, что Твардовскому удалось объединить разные принципы: былинно-

героический и сказочно-бытовой. Учащиеся приводят примеры. В главе "Поединок" создается сюжет, параллельный былинному, когда вполне возможный реальный эпизод становится поводом для создания символической картины народного подвига: "Бьется Теркин, держит

фронт". И совсем не случайно, эта обычная схватка двух врагов-солдат уподобляется былинному поединку:

Как на древнем поле боя.

Грудь на грудь, что щит на щит, -Вместо тысяч бьются двое...

Старшеклассники делают вывод о том, что Твардовский смело использует гиперболизацию так же, как в народном эпосе, незаметно, по-бытовому естественно. Поэтому общая картина конца войны выглядит по-народному безгранично:

И война - не та работа,

Ясно даже простаку.

Если по три самолета В помощь придано штыку.

Можно сравнить эту фантастику с былинной, где герой обладает "палицей в сорок пуд".

В ходе беседы необходимо отметить, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии, с другой - это сказочный русский богатырь, который в огне не горит, в воде не тонет:

Богатырь не то, что в сказке -Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски.

В муках тверд, и в горе горд Теркин жив и весел, черт!

Учащиеся отмечают и другие эпизоды, в которых изображенное приобретает символический смысл: "Два солдата", "Смерть и воин". Причем, необходимо отметить, что этому символическому смыслу подчиняется вся образная система поэмы "Василий Теркин". Основные сквозные поэтические образы (Матери - сырой земли, Смерти, Живой воды, огня и др.) уходят глубокими своими корнями в народно-поэтическую традицию. В поэме Твардовского они получают современное социально-философское содержание и несут в себе главную идейно-эстетическую на-

грузку. Например, идей бессмертия народа с исключительной емкостью выражается в рефрене: Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.

Учитель в дополнение ответов учащихся скажет, что в главе "Смерть и воин" находит свое логическое художественное завершение классическая народно-эпическая формула испытания героя: "По одной дороге пойдешь - убиту быть.", также в этой главе слышится постоянный мотив русского эпоса - преодоление героем смерти, несмотря на все заклинания и угрозы. Все это определяет не только содержание главы, но и приобретает общий для всей поэмы смысл бессмертия народа-труженика. Автор писал в автобиографии, что в своей поэме он отразил ". присущую всем суровую и сосредоточенную думу о судьбах родины, пережившей величайшие испытания".

В тетради учащиеся составляют таблицу "Общие признаки поэмы А.Т.Твардовского "Василий Теркин" и произведений устного народного творчества":

"Василий Теркин" Русские былины

Гиперболизация образа Василия Теркина. Гиперболизация образа русского богатыря.

Реальное изображение главного героя поэмы. Идеализация былинного богатыря.

Сквозные образы Матери - сырой земли, Смерти, Живой воды. Сквозные образы Живой воды, Мертвой воды, Матери - сырой земли.

Сюжет как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Общность сюжета.

Метафоричность языка. Метафоричность языка.

Таким образом, поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин" является народно-героической эпопеей, вобравшей в себя особенности былинного и сказочного повествования.

В заключение урока общий вывод делают учащиеся под руководством учителя. В поэме Твардовского сливается эпическое и лирическое начало. Автор творчески использует образную систему героического эпоса и русских народных сказок. В сюжете поэмы прослеживаются традиции русского народного творчества. Идейное содержание поэмы "Василий Теркин" близко к русским былинам и сказкам, в которых герой должен победить страшного врага, угрожающего родной земле. Поэтика поэмы Твардовского близка поэтике русских народных сказок и былин. Гиперболизация, повторы, сравнения, по-

стоянные эпитеты активно используются автором на всем протяжении действия. Юмор и добрый смех сближают произведение "Василий Теркин" с бытовыми сказками и анекдотами.

В качестве домашнего задания старшеклассники получают задание подумать над вопросами, которые могут быть вынесены как темы для сочинений по творчеству А.Т.Твардовского:

1. Как в поэме Твардовского проявляется индивидуальность Василия Теркина?

2. Как меняется к концу "Книги про бойца" ее общая тональность?

3. Как показана в "Книге про бойца" подчеркнутая Твардовским в "автобиографии" "глубина всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига в Великой Отечественной войне"?

4. Фольклорные мотивы в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

1. Выходцев П.С. Василий Теркин - народногероическая эпопея // Русская литература. - 1986.

- №1. - С.81-106.

FOLKLORE MOTIVES IN THE POEM VASILIY TERKIN BY A.T.TVORDOVSKIY (METHODICAL ASPECT)

L.A.Kamalova

This article is devoted to the problem of influence of Russian folklore motives in the plot, figurative system and poetic style of Tvordovskiy's poem Vasiliy Terkin being studied in the course of the eleventh grade of secondary school of general education. Comparison of the folk works with Tvordovskiy's poem helps deep penetration in the ideological meaning and artistic peculiarities of the poem Vasiliy Terkin.

Key words: folklore tradition in literature, poetics of literature, methodical system

Камалова Лера Ахтямовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: leraax57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.