256
Материалы семинара
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под ред. Н.И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. С. 3.
2 Одинокова Т.И. Овладение профессией. Изучение народной музыки // Бояркин Николай Иванович. Грани творчества / Мордов. регион. финно-угор. обществ. фонд культ. и экон. сотрудничества «Масторава»; сост. Л.Б. Бояркина. Саранск, 2002. С. 11.
3 Бояркин Н.И. О концептуальных принципах подготовки руководителей народно-певческих коллективов (проблемы и задачи): учеб.-метод. материалы по спец. «дирижирование народным хором» / сост. и отв. ред. Л.Б. Бояркина. Саранск, 1999. С. 10.
Е. О. Модина,
преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Фольклор в системе современной музыкальной культуры
В последние годы в фольклористике много сделано по изучению природы фольклора, специфики его отдельных жанров, стилистических особенностей и т. д. Разнообразие теоретических вариантов определения фольклора объясняется тем, что в прошлом он был широкой полифункциональной областью словесного и музыкального народного творчества, отграничить и определить которую можно, если принять во внимание комплекс характерных свойств (устность, коллективность, народность, вариантность и др.).
Фольклор видоизменяется под натиском современной культуры, приобретая формы вынужденного трансформированного искусства. Хотя условия бытования фольклора меняют свою среду обитания и бытовую значимость, они несут в себе зерно мудрости и духовности. Рассмотрение отличий фольклора от современного музыкального творчества строится на серии противопоставлений (природа бытования, стилистические различия, соотношение традиций и новаций, природа творчества, форма существования). Анализ этих противоречий позволяет говорить о том, что современная профессиональная музыкальная культура, доминируя новациями и отличающаяся индивидуализмом, все больше отдаляется от подлинного народного творчества. Фольклор при всем своем многообразии и богатстве красок служит лишь основой современного искусства.