Научная статья на тему 'Сохранение и преемственность музыкального наследия мордовского народа'

Сохранение и преемственность музыкального наследия мордовского народа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и преемственность музыкального наследия мордовского народа»

С. А. Исаева,

заведующая кафедрой народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии, доцент

Сохранение и преемственность музыкального наследия мордовского народа

Интерес к этническому музыкальному наследию, решению вопросов исторической реконструкции, сохранения и преемственности в культуре, а также к возрождению национальных традиций является определяющим фактором формирования духовно-нравственных ценностей современного общества.

При обращении к мордовской музыкальной культуре следует указать на ее «многовековую и содержательную историю», которая «отразила духовную жизнь людей, запечатлела все то, что волновало их на протяжении долгой истории. Народ создал великую музыкальную традицию, признанную во всем мире, ставшую весомым вкладом в общечеловеческую культуру»1. Мордовские народные музыкальные традиции послужили основой для формирования композиторского и концертно-исполнительского творчества, массовых видов художественной самодеятельности.

Сегодня мы можем наблюдать плодотворное влияние мордовского музыкального фольклора, что выражается в новых формах его освоения, появлении оригинальных стилевых направлений в профессиональной музыке и исполнительской практике. Способы сохранения и популяризации музыкального наследия мордовского народа разнообразны: фольклорно-этнографические экспедиции, фестивали и праздники; концерты народной музыки; образовательные программы по финно-угорской (в том числе мордовской) музыкальной культуре; тематические теле- и радиопередачи; досуговые формы приобщения (фольклорные ансамбли и студии). Однако такое многообразие не всегда позволяет наблюдать подлинно этнографические образцы, сохраняющие исторически сложившиеся музыкально-стилевые традиции мордовского народа. Часто слушателю предлагаются произведения стилизованного фольклора, где обнаруживается не только несоответствие, но и незнание компонентов художественного языка (законов традиционного мордовского

многоголосия, диалектных особенностей стилей и т. д.). Такой подход ведет к обезличиванию народной песни, поверхностному, упрощенному и искаженному представлению о традиционной музыкальной культуре мордовского народа. В связи с этим решение проблемы сохранения и преемственности аутентичных форм народной музыки требует особой деликатности и профессионализма.

Большое значение при этом имеет собирательская деятельность, которая приобрела целенаправленный характер уже со второй половины 30-х гг. XX в. Материалы фольклорных экспедиций (традиционные мордовские песни; инструментальные наигрыши на нюди, скрипке, гармошке, балалайке), собранные в разное время Е. В. Гиппиусом, Н. И. Греховодовым, М. И. Душским, М. Г. Ильиным, Л. П. Кирюковым, Г. И. Сураевым-Королевым, М. В. Учвато-вым, М. И. Чувашевым, А. А. Шахматовым, И. М. Яушевым и др., до настоящего времени представляют практический интерес для композиторов и исполнителей.

Значительный вклад в возрождение и изучение традиционной мордовской музыкальной культуры внес Н. И. Бо-яркин, который сделал записи комплексного характера с сохранением голоса каждого певца при одновременном звучании общей мелодии. Это позволило сохранить «особую развитость традиции многоголосного пения мордвы, природу его жанров, стилевых особенностей, разнообразие форм их исполнительства»2. Ученый-этнофольклорист составил и опубликовал многотомную академическую антологию «Памятники народного музыкального искусства», в которой представлен органичный сплав словесного и музыкального материала, дана обширная библиография по истории изучения и собирания песен и наигрышей мордовского народа.

Для профессионального творчества мордовских композиторов характерно обращение к мелодике различных жанрово-стилевых пластов народно-певческой культуры, использование гармонических и сонористических возможностей этнической ангемитоники, а также приемов композиции, позволяющих синтезировать их с современными средствами музыкального письма. Если раньше композиторы опирались на эмпирический опыт, а работа с народным мелосом носила преимущественно интуитивный характер, то с 90-х гг. XX в. их деятельность базируется на глубоких теоретиче-

ских знаниях. Она представляет собой некие творческие исследования, направленные на разработку типологических основ традиционной разножанровой мелодики и разной по исторической глубине полифонии (гетерофония, диафония, бурдонная полифония). Обработка народно-песенного материала продолжает оставаться важным направлением композиторского творчества и приобретает новые особенности. Народный мелос органично вводится в стилистику различных сочинений, расширяются средства выразительности за счет использования инструментальной мелодики и полифонии. Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве Г. И. Сураева-Королева, Г. Г. Вдовина, Н. И. Бояркина, сочинения которых являются образцами претворения стилевых черт традиционной музыкальной культуры в современных формах.

Стремление к сохранению и популяризации архаичных фольклорных традиций можно наблюдать в деятельности разных народно-певческих коллективов, в настоящее время активно функционирующих в Республике Мордовия (фольклорный ансамбль «Гайги моро» и народно-хоровая капелла Мордовского государственного университета, фольклорный ансамбль «Келу», традиционный ансамбль мокша-мордовской музыки «Левож», фольклорный ансамбль «Мерима», молодежный арт-фолк ансамбль «Морденс», аутентичный шокша-мордовский певческий ансамбль «Норовава», Старо-теризморский женский народный хор, мужской ансамбль мордовской народной музыки «Торама», Государственный ансамбль песни и танца «Умарина» и др.). Н. И. Бояркин отмечает: «В зависимости от типов и этнических особенностей культуры и региональных ее традиций, а также различных методологических подходов руководителей к проблеме вторичных форм бытования произведения фольклора, различна степень аутентичных элементов народной культуры в творчестве коллективов»3. Однако основной вектор их творческой деятельности — опора на живое интонирование, овладение импровизационной культурой народного исполнительства.

Таким образом, можно говорить о том, что наблюдаются устойчивые тенденции к возрождению, изучению, сохранению и популяризации музыкального наследия мордовского народа, а также к его трансформации в профессиональном творчестве с учетом современных эстетических требований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под ред. Н.И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. С. 3.

2 Одинокова Т.И. Овладение профессией. Изучение народной музыки // Бояркин Николай Иванович. Грани творчества / Мордов. регион. финно-угор. обществ. фонд культ. и экон. сотрудничества «Масторава»; сост. Л.Б. Бояркина. Саранск, 2002. С. 11.

3 Бояркин Н.И. О концептуальных принципах подготовки руководителей народно-певческих коллективов (проблемы и задачи): учеб.-метод. материалы по спец. «дирижирование народным хором» / сост. и отв. ред. Л.Б. Бояркина. Саранск, 1999. С. 10.

Е. О. Модина,

преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Фольклор в системе современной музыкальной культуры

В последние годы в фольклористике много сделано по изучению природы фольклора, специфики его отдельных жанров, стилистических особенностей и т. д. Разнообразие теоретических вариантов определения фольклора объясняется тем, что в прошлом он был широкой полифункциональной областью словесного и музыкального народного творчества, отграничить и определить которую можно, если принять во внимание комплекс характерных свойств (устность, коллективность, народность, вариантность и др.).

Фольклор видоизменяется под натиском современной культуры, приобретая формы вынужденного трансформированного искусства. Хотя условия бытования фольклора меняют свою среду обитания и бытовую значимость, они несут в себе зерно мудрости и духовности. Рассмотрение отличий фольклора от современного музыкального творчества строится на серии противопоставлений (природа бытования, стилистические различия, соотношение традиций и новаций, природа творчества, форма существования). Анализ этих противоречий позволяет говорить о том, что современная профессиональная музыкальная культура, доминируя новациями и отличающаяся индивидуализмом, все больше отдаляется от подлинного народного творчества. Фольклор при всем своем многообразии и богатстве красок служит лишь основой современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.