Научная статья на тему 'Физическая культура как ценность: социологический аспект'

Физическая культура как ценность: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
448
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / PHYSICAL CULTURE / THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Раскрываются особенности социологического анализа понятия «физическая культура» в контексте её анализа как социальной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture as a value: sociological aspect

The paper shows the features of the sociological analysis for the "physical culture" concept in the context of its analysis as a social value.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как ценность: социологический аспект»

38

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 316 Е.В. Морозова

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Раскрываются особенности социологического анализа понятия «физическая культура» в контексте её анализа как социальной ценности.

Ключевые слова: культура, физическая культура, формирование физической культуры.

Анализ любого рода социальных процессов, включая и прояснение специфики понятия «физическая культура», должен начинаться с определения наиболее общих категорий, описания тех подходов, которые являются более операциональными для выбранного направления исследования. Это обусловлено многоаспектностью понятия «культура» и его возможной экстраполяции на различные сферы жизнедеятельности людей. Для социологии актуален также эмпирический анализ факторов и условий эффективного формирования физической культуры. Разрешению этой задачи способствует интеграция методологических ресурсов различных междисциплинарных подходов. Результаты такого рода исследований могут стать основой для разработки новых подходов к формированию ценностных ориентаций различных социально-демографических групп в сфере физической культуры.

Традиция определения понятия «культура» связана с четырьмя основными значениями этого термина. Первое было сформировано в дискуссиях о культуре, в частности, проводившихся немецкими философами и историками на протяжении ХУШ и XIX столетий и закрепивших понимание термина как процесса интеллектуального и духовного развития, не тождественного цивилизационному [5. С. 113]. С оформлением антропологии как самостоятельной области знания в конце XIX в. классическая концепция уступает место различным антропологическим концепциям культуры, в частности, - дескриптивной и символической, это - второе значение понимания термина «культура». Предметом дескриптивной концепции культуры становится множество разнообразных ценностей, обычаев, привычек и практик, характерных для конкретного общества или определённого исторического периода. Символическая же концепция переносит акцент, соответственно, на проблематику символизма: культурные феномены - суть феномены символические. В этом случае исследование культуры оказывается, главным образом, связанным с интерпретацией символов и символических действий [5. С. 114].

Третье значение понятия «культура» воспроизводит семиотический подход, рассматривающий культуру в качестве определяющей характеристики. В этом случае она представлена внебиологиче-скими знаковыми механизмами передачи опыта через так называемый социокод как знаково закреплённую совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Поскольку культура является общественным образованием, для её понимания принципиально важным стал анализ роли знаковых систем. Также символы и знаки определялись средствами реализации ценностей и смыслов культуры, наиболее доступными для изучения. Тем самым утверждалась символическая коммуникационная природа культуры. Символическая концепция удобна в качестве отправной точки для развития конструктивного подхода к изучению культурных феноменов.

Четвёртое значение термина связано с формулировкой Джона Б. Томпсона структурной концепции культуры, согласно которой культурные феномены могут пониматься как символические формы в определённых структурированных контекстах. Для современного анализа существенным оказывается то, что структурная концепция культуры позволяет рассматривать символические формы в их отношении к тем структурированным социальным контекстам, в рамках которых они производятся и воспринимаются. Каждый из существующих подходов раскрывает те или иные существенные черты культуры, которые в совокупности составляют всё разнообразие содержания этого понятия. Таким образом, с точки зрения социологического подхода, культура берёт на себя роль фактора организации жизнедеятельности общества, определяется как совокупность идей, принципов, социальных институтов, которые обеспечивают совместную деятельность людей. В данном контексте показательна точка зрения Л.Н. Когана, которая сводится к тому, что в любой сфере социальной деятельности реализуется человеческая сущность, сущностные силы людей: способности, возможности, которые сами по себе говорят о развитии человека. Характер этого развития определяет культура, она является способом, мерой реализации сущностных сил человека в его деятельности и в её результатах.

Следовательно, изучение культуры будет непосредственно связано с анализом этой деятельности, условий и мотивов её возникновения и реализации [4. С. 8].

Не поляризуя имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе многочисленные определения как взаимоисключающие дефиниции культуры, возможно их систематизировать в соответствии с целями исследования особенностей социологического подхода к анализу проблем физической культуры. Выделим два типа определений. Первый связан с областью символического, со всей суммой правил, которые в данном обществе определяют смысл термина и обеспечивают его широкую циркуляцию. Речь идёт о всей сумме смысловых отношений, формирующих структуру общества, мир его символики. Эта парадигма представлена исследованиями Э.Б. Тейлора, англосаксонской культу-ралистической школы и работами К. Леви-Строса. Она не предполагает иерархизации культур, а лишь описание, составление их исчерпывающего перечня или выяснение их системы, исходя из того, что комбинации и сочетания различных символических кодов происходят не случайно, определяя внутренние связи рассматриваемой группы. Для традиции социологического анализа культуры этот подход оказался значимым введением в научный оборот принципов культурного релятивизма.

Второй условно выделенный тип значений понятия «культура» связан уже не с тем, что объединяет группу, а, напротив, с тем, что её разъединяет. Действительно, с одной стороны, какова бы ни была степень усложнения общества, разделённого на классы или на многочисленные коды, пронизывающие весь мир социального, каждая группа в той или иной степени развивает свои собственные подсистемы и свои собственные правила поведения, ценностные ориентиры, потребности. Как известно, потребности являются источником любой деятельности, то есть источником культурной деятельности будут культурные потребности. Специфика этих потребностей заключается в том, что их реализация связана с развитием личности. Чаще всего они относятся к высшим социальным потребностям: в развитии, самореализации и характеризуют уровень развития культуры. Такой характеристикой будут отличаться и формирующиеся интересы и установки.

Таким образом, для социологии исследования, связанные с культурой, становятся исследованиями, направленными главным образом на изучение внутреннего мира человека, «ядра» его личности. И тем самым основополагающим моментом становится изучение потребностей, интересов, характеризующих дальнейшие установки на занятие определённой деятельностью. В этой связи можно рассмотреть деятельностный подход, который подчёркивает динамический характер культуры как процесса развития «сущностных сил» человека, являющегося субъектом культурно-исторического процесса. Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: анализа культуры в контексте личностного становления, реализуемого Э. Баллером, Н. Злобиным, Л. Коганом, В. Межуевым; и характеристики её как универсального свойства общественной жизни, обоснованной Е. Давидович, М. Каганом, Э. Маркаряном, О. Хановой в своих работах [2. С. 69].

Для культуры существует и проблема выбора ценностей, которые определяют характер культуры и направленность развития личности. Поэтому в рамках аксиологического подхода С. Анисимов,

О. Джиоев, Н.С. Ладыжец, А.В. Меренков, Н. Чавчавадзе, Л. Челидзе и другие авторы рассматривают культуру как системно оформленную совокупность социально значимых видов, регулятивов и результатов человеческой деятельности или как систему ценностей [6. С. 94]. В широком контексте ценностный подход к культуре проявляется как способ практическо-духовного освоения действительности. Его основная функция состоит в истолковании культуры с точки зрения потребностей и интересов людей в целях последующих предметно-преобразующих действий.

Особенность современного этапа функционирования культуры состоит в том, что социальные нормы и ценности нормируют жизнь, но не являются нормами в их традиционном понимании. Поведение индивида не детерминировано исключительно ценностями, оно, скорее, согласуется с нормами, следует неким культурным директивам или противостоит им. То есть, если будет занормирован определённый тип поведения, включающий оздоровительные практики, двигательную активность, -такой тип поведения станет преобладающим.

Все продукты и результаты культуры, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, трансформируются в личностные ценности и служат основой процессов социализации, стилизации и идентификации этой личности. Таким образом, культура - это исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности [3. С. 15]. В основополагающем значении культура противопоставлена природному и означает всё то, что отличает человека от природы, искусственный мир от естественного. Это - мир, который

создаётся самим человеком. Следовательно, правомерно говорить о такой её черте, как неприрод-ность. С одной стороны, человек - природное тело, которое подчиняется всем физическим, биологическим законам, и вне природы представить его существование невозможно. С другой стороны, человек живёт в неприродном, сверхчувственном мире, созданном им самим, то есть в мире культуры. Этот мир культуры приспосабливается к природным характеристикам человека и способствует их изменению под влиянием культурной деятельности. Таким образом, в отношении физической культуры необходимо говорить о формировании определённого набора понятий, идей, установок, которые находят воплощение в определенной деятельности по отношению к ней.

Физическая культура - явление многозначное, как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Это - особая, самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой, является её органической частью и соединением телесного и духовного. То социальное, что свойственно только человеку, возникает в процессе особого развития данных ему от природы задатков. Природа позволяет приобщаться к достижениям современной культуры с раннего детства и в течение всей жизни.

Понятие «физическая культура» полисемантично, подразумевает возможность разнохарактерных его трактовок: а) физическая культура как система ценностей, деятельностей и их результатов, связанных с различными видами физической активности человека, в том числе - и с физическим трудом; б) физическая культура как комплекс различных видов человеческой моторики, встроенной в другие виды социальной деятельности, - в процесс социализации индивида, его обучение, овладение различными навыками и умениями; в) физическая культура как набор упражнений, средств воздействия на телесную природу человека, как инструмент ее модификаций; г) физическая культура как спортивная деятельность, поскольку спорт является составной её частью, связанной с состязательностью, соревновательностью и выявлением максимальных возможностей человека [2. С. 116]. Анализ определений показывает, что так или иначе она сводится к физической активности, хотя выполняет и ряд других функций. В этой связи целесообразно рассмотрение определения физической культуры в контексте общей культуры человека, обладающей рядом функций. Л.Н. Коган выделял человекотворческую функцию культуры: «Специфическая функция культуры состоит в том, что культура призвана формировать человека» [4. С. 13]. Данный подход позволяет раскрыть сущность и особенность культуры, обусловленные содержанием и спецификой деятельности. Также в рамках этого подхода возможно социологическое исследование культуры через анализ трёх структурных блоков: когнитивно-аксиологического, поведенческого и праксиологического. Также он имеет гуманистическую направленность: культура рассматривается через призму личности.

Аналитический подход к осознанию роли физической культуры в жизни человека и общества сформировался в ХХ столетии. Государство, проявляющее ответственность за развитие экономики, повышение обороноспособности страны, вынуждено искать способы укрепления здоровья молодёжи и людей продуктивного возраста. Наиболее эффективным способом считалась организация занятий физической культурой и спортом. Фактически всеми средствами системы образования, здравоохранения, культуры осуществлялась пропаганда спорта и повышения авторитета тех, кто им активно занимается.

В настоящее время стимулом для осознания значения физической культуры как необходимого условия совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объёма, качества двигательной активности и реальной физической активности в повседневной жизни, - послужили изменения в физическом развитии людей последних поколений и возросшие требования к их физическому статусу. Ускоряющийся темп жизни, технократизация, требуют всё больших вложений интеллектуальных и физических ресурсов, обладания определённым потенциалом здоровья. Таким образом, потребность в человеке, интегрированном в физическую культуру, достаточно высока. Человек, обладающий физической культурой, обнаруживает больший потенциал здоровья по сравнению с другими, а также получает возможность повышенной самореализации и саморазвития. В реальной жизни такой человек пытается как можно лучше распорядиться сущностными, социальными началами своей природы. И проблема здоровья встаёт перед ним как проблема поиска единства и гармонии его сущностных сил и как проблема их развития и правильного использования. Ресурса здоровья оказывается не всегда достаточно, соответственно, возникает необходимость обращения к культуре физической. В процессе разрешения этой проблемы появляются знания и умения, которые и составляют первые основы культуры здоровья человека. В дальнейшем важнейшая задача человека состоит в выработке собственной культуры, и здесь человек определяет приоритетные для себя ценности и мотивации. Таким образом, физическая культура личности пред-

ставляет собой умение управлять физическими и психическими силами организма на основе совокупности компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учётом его индивидуальных особенностей.

Речь идёт о компетенциях, так как недостаточно знать о том, как можно с помощью упражнений, занятий обеспечить сохранение и укрепление здоровья. У каждого человека свой индивидуальный запас жизненных сил организма, своя предрасположенность к разным заболеваниям. Поэтому главной проблемой становится умелое применение различных знаний, методик для того, чтобы сохранить активное функционирование конкретного организма. Требуется умение применить приобретённые в школе, вузе знания, навыки укрепления здоровья, усиления жизненных сил организма к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается человек. Поэтому термин «компетенции» наиболее точно отражает сущность овладения нормами, требованиями физической культуры отдельной личностью. Под компетенциями рассматривается «совокупность умений разрешать проблемные ситуации на основе имеющихся у личности знаний» [8. С. 12]. Следовательно, требуется не механическое овладение знаниями, приёмами выполнения отдельных физических упражнений, а умение применить их для решения конкретных проблем, возникающих в функционировании организма данной личности.

Проблему формирования физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического. В истории отечественной педагогической мысли подход, в котором сочеталось теоретико-мировоззренческое осмысление телесности, её места в личностных структурах, - с одной стороны, и программа деятельнопрактического «возделывания» этого элемента в сочетании с развитием других характеристик личности, - с другой, был глубоко осмыслен и представлен в концепции П.Ф. Лесгафта. Им была разработана педагогическая система физического образования с точки зрения воздействия разных наук. Эта система основывается на сопоставлении физического и умственного развития. Артикулируется необходимость осознанного выполнения системы физических упражнений с образовательной направленностью. «Задача общего физического образования может состоять только в том, чтобы научить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность» [7. С. 34]. При сформированной физической культуре нет необходимости в ожидании болезненного состояния. Наоборот, происходит сознательное формирование способностей, направленных на самостоятельное восстановление жизенных сил, на сохранение здоровья.

Являясь особым видом взаимодействия социальных субъектов, индивида и социума, физическая культура объективно включает человека в контекст социально-культурного развития общества. Имея в виду не только соматику, но и двигательную активность, кинетику, она превращает телесное начало в человеке из природно-данного феномена в явление социально-культурное [1. С. 48]. Современная система образования формирует у учащихся научные представления о процессах, происходящих в природе и обществе. Ставится вопрос о необходимости воздействия на процесс восприятия учащимися обучающей информации и возможности перевести её с механического запоминания на контролируемость самими обучающимися. Когда у обучающегося формируется знаниевый компонент культуры, он осознаёт смысл выполнения того или иного действия, тогда становится возможен переход к его самоорга-низованности. Знание должно апробироваться на практике. Но не всегда человек владеет информацией о способах его применения. Очень часто новое знание противоречит устаревшим стереотипам поведения, поскольку стереотип нарабатывается годами. Знание вариантов реализации целей, понимание необходимости их достижения, самоконтроль обеспечивают следование определяемым культурой формам поведения. Отсутствие представлений у учащихся о целесообразности предлагаемой им познавательной деятельности подавляет потребность в соответствующеем развитии своей индивидуальной природы. Таким образом, не понимание смысла и необходимости развития личной физической культуры приводит к тому, что она оказывается не актуальна для человека.

Социологический аспект предполагает рассмотрение социальных факторов, влияющих на развитие физической культуры, поиска возможных вариантов управления ею, определение оптимальных вариантов привлечения как можно большего числа населения к двигательной активности. Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются мотивация, личностные отношения к физической культуре, интео-риоризация её ценностей. В содержательном плане этот процесс осуществляется в результате усвоения индивидом социокультурного опыта. Культура общества, его ценности передаются человеку не только опосредованно, но и через носителей культуры. Здесь большое значение имеют отношения с макросредой, СМИ, семьёй, общение в малых группах, специфика организации учебной и трудовой

деятельности. Характер влияния этих факторов зависит от ведущего фактора, который оказывает влияние на все формы организации социального взаимодействия. Одним из его основных компонентов, открывающих перед человеком возможность самореализации и саморазвития, является физическая культура. Посредством физической культуры реализуется возможность единства и гармонии физических и духовных ресурсов. В проекции этого представления вырабатываются знания и умения, составляющие базовые основы культуры человека.

Человек обращается к культуре, когда ему необходимо преодолеть природное ограничение. Соответственно, физическая культура возникает как необходимость восполнения того, что дано человеку от природы - в развитии определённых задатков. В зависимости от того, что приоритетно для человека в данный момент - здоровье, красота тела, следование модным фитнес-тенденциям - он будет это восполнять, «достраивать» себя. Отсюда становится значимым управление физической культурой человека, рассмотрение её как ценности не только для отдельного индивида, социальной группы, но и социума в целом. Критерий управляемости культурой заложен в поддержке норм и принципов, изменение содержания которых и форм их реализации позволяет культуре воспроизводиться. Большая часть из них приобретается в раннем детстве. Как только определённые образцы мыслей, чувств и действий устанавливаются в сознании личности, она утрачивает способность делать что-либо по-новому до тех пор, пока не разучится делать по-старому. То есть, активное формирование у индивида ценностного отношения к физической культуре, позволяющей раскрыть его творческий потенциал, выработать активную жизненную позицию, происходит в процессе социализации.

Управляемость физической культурой человека предполагает его способность и готовность к активной поддержке и корректировке социальных норм, своего поведения. Поэтому важно выстраивать систему формирования физической культуры уже с раннего детства в процессе социализации и эффективной интериоризации социальных норм. Управление физической культурой возможно, если человеком будет осознано, что это задаёт определённый потенциал здоровья, а значит и долголетия. Таким образом, физическая культура может быть в целом охарактеризована как интегративное образование, объединяющее нормы, ценности, смыслы, регулируемые ими деятельности и её результаты, связанные с формированием, сохранением и развитием психофизических сил организма человека для успешного познания и преобразования им окружающего мира.

1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996. С. 48.

2. Быховская И.М. «Ното somatikos»: аксиология человеческого тела. М., 2000. С. 116.

3. Давыдов В.В. Сущность деятельностного подхода и его происхождение. М., 1990. С. 45-56.

4. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. С. 15.

5. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. С. 8-13.

6. Контексты современности / под ред. С.А. Ерофеева. Казань, 2000. Вып. I. С. 113.

7. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. С. 94.

8. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М., 1987. С.34.

9. Меренков А.В. Социальные компетенции и методы их формирования у школьников // Екатеринбург: традиции и инновации компетентностного подхода в образовании. Екатеринбург, 2008. Ч. 1. С. 12.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Поступила в редакцию 10.12.12

E. V. Morozova

Physical culture as a value: sociological aspect

The paper shows the features of the sociological analysis for the "physical culture" concept in the context of its analysis as a social value.

Keywords: culture, physical culture, the formation of physical culture.

Морозова Елена Вениаминовна, кандидат социологических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: e_moroz@mail.ru

Morozova E.V., candidate of sociology Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: e_moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.