Научная статья на тему 'Физическая культура как фактор социализации студенческой молодежи'

Физическая культура как фактор социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL CULTURE / SOCIALIZATION PROCESS / PRINCIPLE OF ACTIVITY APPROACH / UPBRINGING / EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мрочко Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты социализации как процесса вхождения молодого человека в социальную среду, усвоения им существующих отношений и связей, овладения навыками деятельности. Социальные нормы и правила как общественные образцы усваиваются сложнейшим путем. Научно обоснован и доказан на практике принцип деятельностного подхода к анализу развития личности в процессе социализации. Этот подход предполагает самостоятельное участие молодого человека в различных отраслях жизнедеятельности общества, в т.ч. в сфере физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Socialization is a process of occurrence of a young man in the social environment, assimilation of existing relationships and connections, mastering by skills of activities. Social norms and rules as social patterns are acquired in the most difficult way. The principle of activity approach to the analysis of development of the personality in the course of socialization is evidence-based and proved in practice. This approach assumes independent participation of a young man in various branches of social activities, including the sphere of physical culture. However, social values can be acquired also by means of various forms and methods of education directed at comprehensive, harmonious and complete formation of personal qualities, which define social status and social orientation. The physical culture is one of the most important factors of formation and self-improvement of the identity of the young man, of socialization of student youth in general.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как фактор социализации студенческой молодежи»

МРОЧКО Ольга Геннадьевна — к.и.н., доцент кафедры физического воспитания Московской государственной академии водного транспорта (117105, Москва, Новоданиловская наб., 2, корп. 1; Olga_mrochko@mail.ru)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты социализации как процесса вхождения молодого человека в социальную среду, усвоения им существующих отношений и связей, овладения навыками деятельности. Социальные нормы и правила как общественные образцы усваиваются сложнейшим путем. Научно обоснован и доказан на практике принцип деятельностного подхода к анализу развития личности в процессе социализации. Этот подход предполагает самостоятельное участие молодого человека в различных отраслях жизнедеятельности общества, в т.ч. в сфере физической культуры. Ключевые слова: физическая культура, процесс социализации, принцип деятельностного подхода, воспитание, образование, самосовершенствование личности

О собой интенсивности исследования в области изучения социализации российской молодежи достигли в 90-х гг. XX столетия - начале XXI в., когда трудности проводимых в стране реформ породили в некоторой части молодежи такие рецидивы, как наркомания и алкоголизм. Поиск путей становления нового поколения продолжается и сегодня. Именно молодежь составляет костяк неформальных националистических объединений, разрозненных групп фанатов спортивных клубов и т.д. Особым инструментом преодоления негативных явлений в молодежной среде, формирования здорового образа жизни, развития морально-нравственных и физических качеств личности, действенным фактором социализации студенческой молодежи являются физическая культура и спорт [Становов 2002; Носкова 2003; Пестова 2004].

Так, проведенное в МГАВТ в конце 2015 г. конкретно-социологическое исследование показало, что развивающее влияние физической культуры и спорта отметили 61,31% опрошенных студентов, оздоровительное - 52,55%, профессионально-профилактическое - 11,67%. До поступления в вуз 81,02% опрошенных студентов занимались физической культурой и спортом. Те, кто не занимался спортом (18,98%), в качестве главных причин указали болезнь, отсутствие мотивации, недостаток свободного времени.

Игровым видам спорта отдавал предпочтение каждый третий студент: занимались волейболом 11,67%; футболом - 10,94%; баскетболом - 10,21%. Другие (48,2%) увлекались общей физической подготовкой, плаванием, легкой атлетикой, большим теннисом, боксом, борьбой, спортивной гимнастикой, рукопашным боем, спортивными танцами и т.д. Всего было названо более 40 различных видов физической культуры и спорта.

Следует отметить, что 37,95% опрошенных студентов указали на большую значимость для них плановых занятий по физической культуре. Самостоятельным занятиям на спортивной площадке или занятиям в фитнес-клубе с инструктором отдают предпочтение по 32,84% соответственно, занятиям в спортивной секции под руководством тренера - 32,11%. К сожалению, утренней гимнастикой занимаются лишь 16,05% студентов1.

Научно обоснован и доказан на практике принцип деятельностного подхода к

1 Лакеев Н.С., Мрочко О.Г. Анализ информационной политики государства в сфере физической культуры. Отчет по НИР кафедры физического воспитания МГАВТ. М.: Изд-во МГАВТ. 2015. С. 147-148.

анализу развития личности. У человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности и различные виды практического отношения к миру и является, таким образом, многосторонней жизнью, мышление носит такой же характер универсальности, как и всякое другое проявление его жизни.

На наш взгляд, условием всесторонности личности является участие молодого человека в основных видах деятельности, в т.ч. в сфере физической культуры и спорта. Всесторонность личности вовсе не означает попеременного участия во всех видах деятельности. Всесторонность предполагает, прежде всего, формирование у молодого человека общественно значимых мотивов такого участия, развитие у него инициативы, активности, дисциплинированности, ответственности, других морально-этических и волевых качеств [Алексеев 2006: 22]. Значительная часть этих качеств формируется во время занятий спортом и на учебных занятиях по физической культуре, особенно во время спортивных игр, где важны чувство локтя, собранность и ответственность за свои индивидуальные действия в команде.

Процесс социализации и развития личности мы рассматриваем в двух аспектах. Во-первых, как формирование таких качеств, умений, навыков, которые позволяют молодому человеку всесторонне проявлять свои способности в избранной профессии, максимально использовать знания и накапливаемый опыт. Во-вторых, как своеобразный выход молодого человека за рамки профессионального труда и овладение другими видами деятельности. Речь в данном случае идет об участии в спортивно-массовой работе группы, факультета, вуза.

Всесторонность не сводится лишь к широте «номенклатуры» и равновесию качеств личности, а выражается еще в соотнесенности этих качеств с данной индивидуальностью. Такая соотнесенность и есть подлинная гармоничность личности молодого человека, которая достигается в результате максимального развития социально значимых индивидуальных способностей. Достижение соответствия между общественными и личными потребностями и интересами, свободой и необходимостью и есть достижение гармонии. Гармония всегда является лишь результатом движения, уничтожающего существующую дисгармонию. Внешне такая гармония наиболее ярко проявляется при выполнении физических упражнений.

Принято считать, что гармонично развитая личность - личность целостная. В свою очередь, целостность имеет две стороны: объективную и субъективную, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой. Применительно к молодому человеку объективная сторона - это его место в студенческом коллективе, его функциональные обязанности и т.д., т.е. его социальный статус. Субъективная сторона - осознание молодым человеком своей роли, мотивы, взгляды, убеждения, способности, т.е. его внутренний духовный мир.

Можно утверждать, что по мере развития личности молодого человека становится объемней, прочнее и его социальный статус. Этот процесс мы называем социализацией личности, вкладывая в данное понятие усвоение существующих общественных отношений. Содержание социальных качеств личности определяется созданной, развиваемой и защищаемой каждым обществом системой целей, норм и ценностей. То есть, социальная среда (студенческий коллектив) нормирует и регулирует процесс социального развития человека, создает объективные запросы на формирование определенных качеств.

Социализация - процесс вхождения молодого человека в социальную среду и овладения навыками деятельности. Социальные нормы как общественные образцы усваиваются им сложнейшими как внутренними, так и внешними приемами и способами. Они могут познаваться также в процессе образования и воспитания, в т.ч. посредством физической культуры.

Развитие личности представляет собой сложное взаимодействие объективных условий и субъективных факторов, что ставит эффективность этого процесса в зависимость, по меньшей мере, от нескольких важных обстоятельств: от состояния социальной среды, качества образовательного процесса, уровня воспитательной работы, степени реализации установок на самосовершенствование, в т.ч. физическое.

Воспитание и образование (обучение) выступают в качестве регулирующего начала по отношению к объективной стороне процесса развития личности молодого человека, управляемого процесса. Как сознательная, целенаправленная деятельность воспитание и образование (обучение) не заменяют влияния социальной среды, а выявляют и используют в стихийном процессе этого воздействия факторы, наиболее благоприятные для совершенствования качеств личности.

Мы полагаем, что образование и воспитание лишь тогда достигают цели, когда они прививают молодому человеку желание к самосовершенствованию, превращают это желание в устойчивую потребность самореализации. Такая потребность, т.е. стремление проявить свои способности, утвердить себя в жизни, вытекает из социальной сущности человека. Во многом это достигается благодаря самосовершенствованию, постоянной работе над собой, в т.ч. в плане физического развития [Пузыни 2015: 99].

Отмечая значимость физической культуры и спорта как инструмента такого самосовершенствования, 57,66% опрошенных поставили на 1-е место «развитие физических качеств (спортивная направленность)», на 2-е (40,87%) - «повышение физической и умственной работоспособности (рекреация)», на 3-е (21,16%) - «профилактику и устранение последствий заболеваний (восстановление)».

С развитием личности, ростом ее сознания и самосознания тенденция к самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию должна усиливаться. начало его как осознанного процесса представляет собой скачок в развитии, высокую ступень социальной зрелости человека.

Следовательно, развитие личности молодого человека можно рассматривать как непрерывный процесс социализации и индивидуализации его качеств под воздействием объективных условий и субъективных факторов. Это процесс возникновения и становления, функционирования и изменения качеств данной личности в результате взаимодействия и взаимовлияния социальной среды, целенаправленного обучения, воспитания и самосовершенствования.

Работа со студентами на занятиях по физической культуре строится на научно обоснованной концепции единства социального и психолого-педагогического аспектов. Первый характеризует личность студента как всестороннее единство объективных и субъективных данных, как гармонию социальных и индивидуальных качеств. Второй связывает понятие «личность» с набором качеств, свойств, черт характера, присущих будущему специалисту и относящихся к его сознанию, психике и физиологии. Такой подход позволяет создать своеобразную модель, или идеал личности будущего специалиста, определить основные направления, формы, методы обучения и воспитания, выбрать необходимые средства воздействия.

Личность рассматривается не просто как социальная характеристика человека, а как сформированное качество субъектности с позиции овладения ею тем или иным видом деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Именно через виды предметно-преобразующей деятельности личности может быть полнее и точнее всего представлена структурная модель ее сущностных качеств.

Первая из групп качеств находит свое проявление в отношениях «социум - личность». Ее можно назвать группой социальных качеств. Вторая группа характе-

ризует отношения «труд - личность» и реализуется в отношении к учебе и освоению будущей специальности. Определим ее как профессиональные качества. Третья группа связана с отношением «коллектив - личность» и реализуется во взаимоотношениях с преподавателями и сокурсниками. Назовем ее морально-нравственными качествами. Четвертая группа характеризует отношения «личность - самосознание» и формируется в процессе работы над собой, тренировок, занятий физической культурой и спортом (например, сила, быстрота, скорость, выносливость, гибкость, ловкость, реакция, воля и др.). Это физические, психофизиологические и психологические качества.

Разумеется, такое деление качеств достаточно условно. В действительности все они тесно связаны, переплетены между собой и взаимодействуют в единстве. Единство и противоречивость сущностных качеств личности молодого человека заключается в том, что рядом с положительными могут уживаться и негативные качества. Одни из них нуждаются в совершенствовании, другие - в нейтрализации или устранении. Понятно, что становление молодого человека происходит далеко не безболезненно, и не всем удается преодолеть как самого себя, так и внешние обстоятельства.

Список литературы

Алексеев С.А. 2006. Физическая культура как фактор социализации личности молодого человека: автореф. дис. ... к.соц.н. Казань: КГЭУ. 27 с.

Носкова С.А. 2003. Физическая культура и социализация личности студента. -Теория и практика физической культуры. № 5. С. 13-16.

Пестова Т.Г. 2004. Физическая культура как фактор социализации личности студента: дис. ... к.пед.н. Карачаевск: СГУ. 188 с.

Пузыни О.Г. 2015. Стратегия и коммуникации процесса социализации студенческой молодежи. — Стратегии и технологии коммуникации в информационном обществе: доклады и материалы научно-практической конференции. M.: Изд-во MосГУ. С. 96-102.

Становов В.В. 2002. Физическая культура как фактор социальной адаптации учащейся молодежи: дис. ... д.пед.н. M.: MOTy. 344 с.

MROCHKO Olga Gennad'evna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Chair of Physical Education of the Moscow State Academy of Water Transport (bld. 1, 2 Novodanilovskaya Emb, Moscow, Russia, 117105; Olga_mrochko@mail.ru)

PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Abstract. Socialization is a process of occurrence of a young man in the social environment, assimilation of existing relationships and connections, mastering by skills of activities. Social norms and rules as social patterns are acquired in the most difficult way. The principle of activity approach to the analysis of the development of a personality in the course of socialization is evidence-based and proved in practice. This approach assumes independent participation of a young man in various branches of social activities, including the sphere of physical culture. However, social values can be acquired also by means of various forms and methods of education directed at comprehensive, harmonious and complete formation of personal qualities, which define social status and social orientation. The physical culture is one of the most important factors of formation and self-improvement of the identity of a young man, of socialization of student youth in general. Keywords: physical culture, socialization process, principle of activity approach, upbringing, education, self-improvement of personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.