Научная статья на тему 'Финансовые механизмы в инвестиционной активности предприятия'

Финансовые механизмы в инвестиционной активности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ / МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИЯТИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ЭФФЕКТ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ / ЗАТРАТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / СТРУКТУРА / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олешкевич К.В.

Статья посвящена изучению таких финансовых механизмов, как инвестиционный проект и бюджетирование. Они особенно актуальны в случае высокой конкуренции в отрасли, когда преимущества достигаются через улучшение потребительских свойств и снижение себестоимости продукции, что требует от предприятия высокой инвестиционной и инновационной активности. При этом основной практический эффект таких механизмов заключается в обеспечении руководства предприятия необходимой финансовой информацией при стратегическом планировании и управлении текущей деятельностью всего предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы в инвестиционной активности предприятия»

4(28) - 2010

Экономика предприятия

ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

к. в. ОЛЕШКЕВИЧ,

аспирант кафедры «Финансы и кредит» E-mail: akkme2@list. ru Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена изучению таких финансовых механизмов, как инвестиционный проект и бюджетирование. Они особенно актуальны в случае высокой конкуренции в отрасли, когда преимущества достигаются через улучшение потребительских свойств и снижение себестоимости продукции, что требует от предприятия высокой инвестиционной и инновационной активности. При этом основной практический эффект таких механизмов заключается в обеспечении руководства предприятия необходимой финансовой информацией при стратегическом планировании и управлении текущей деятельностью всего предприятия в целом.

Ключевые слова: финансовый, механизм, предприятие, бюджетирование, инновация, эффект, непроизводственный, затраты, технология, структура, себестоимость.

Постепенное совершенствование налоговой системы и улучшение макроэкономической ситуации в стране соответствующим образом меняет акценты в финансах предприятия. Если раньше для финансовых служб основным было создание наиболее благоприятного уровня налогового бремени, то теперь все более актуальными становятся такие функции финансов, как обеспечение непрерывности и эффективности деятельности предприятия.

Одним из основных финансовых механизмов обеспечения стабильности развития выступает бюджетирование (система бюджетов и порядка их исполнения), основу эффективного роста дает успешное выполнение инвестиционных проектов на различных участках деятельности предприятия.

Теоретическая база для применения финансовых механизмов не отличается разнообразием и страдает избытком общих положений и моделей, во многом заимствованных из иностранных учебников и потому малоприменимых в российской экономической действительности. Отечественная практика по большей части разобщена и отрывочна, что во многом объясняется информационной закрытостью предприятий. Тем не менее обработка данных из общедоступных источников дает возможность выделить основные направления, проблемы и перспективы использования финансовых механизмов на российских предприятиях.

Весьма удобным объектом исследования являются отечественные предприятия пищевой промышленности: они информационно открыты и динамичны, поскольку находятся в условиях жесткой конкуренции как между собой, так и с зарубежными поставщиками. Рынок пищевых продуктов обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом, что стимулирует предприятия отрасли к инвестиционной и инновационной активности. С другой стороны, обеспечение населения России пищевыми продуктами является стратегически важным для государства, и это обусловливает значительное государственное участие в развитии предприятий отрасли.

Например, принимаются значительные системные меры по господдержке всего агропромышленного комплекса (куда входит и пищевая промышленность): в 2000-х гг. были отменены неэффективные

прямые дотации, и осуществляется субсидирование части процентной ставки кредитов для предприятий отрасли; даются госгарантии, и оказывается административная поддержка. Сформирована государственная финансово-кредитная система обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, куда входят Россельхозбанк и Росагролизинг.

Названные обстоятельства обусловливают более высокую, чем в целом по экономике, склонность предприятий пищевой промышленности к внедрению продуктовых и процессных инноваций. Одной из самых применимых экономических концепций для обобщенного описания такого внедрения является операционный, или производственный, рычаг (леверидж) связывающий структуру себестоимости продукции предприятия и объем ее реализации.

Финансовые механизмы инвестиционного проекта и бюджетирования находят самое широкое применение как при реализации концепции операционного рычага в целом, так и при управлении структурой себестоимости и объемом реализации в частности.

Бюджетирование позволяет проводить информационное и ресурсное обеспечение внедрения инноваций, тогда как механизм инвестиционного проекта обеспечивает такое внедрение непосредственно.

Различные условные модели в теории инвестиционного проекта в принципе решают одну и ту же задачу: с учетом различных обстоятельств определить подходящее соотношение экономического/финансового эффекта от внедрения инвестиционного проекта и совокупных затрат на его реализацию.

Финансовая наука располагает моделями сравнения важных для предприятия показателей инвестиционного проекта в целях выбора наилучшего варианта, а также моделями для конкретных форм инвестирования (например, лизинга); моделями, учитывающими воздействие таких неблагоприятных факторов, как инфляция, и др.

Инвестирование в целях управления структурой фактической себестоимости2 при предельно упро-

1 Одно из распространенных современных определений: операционной рычаг — это «потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска и реализации продукции». См.: Попова Р. Г., Самонова И. Н, ДобросердоваИ. И. Финансы предприятий. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

2 Себестоимость продукции, исчисленная в конце отчетного

периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. См.: Лозовский Л. Ш. и др. Словарь аудитора и бухгалтера. М.: 2003.

щенной модели последней направлено на снижение удельных затрат сырья (производственных запасов) на единицу готовой продукции, постоянных (условно-постоянных), непроизводственных, общих затрат при аллокационных инвестициях (направленных на изменение структуры и/или принципов кооперации подразделений предприятия).

С технологической точки зрения каждая новая базовая технология может быть использована для снижения затрат по всем перечисленным статьям. Яркий, но, к сожалению, не характерный для российских экономических реалий пример — внедрение на нескольких предприятиях пищевой промышленности технических и технологических инноваций, основанных на эффекте кавитации3.

Если воду перед кавитационной обработкой смешать, например, с измельченной массой, содержащей животный или растительный белок, то во время кавитации произойдет интенсивное соединение молекул воды с биополимером (гидратация), превращающее ее в часть этого белка. Если до кавитации или в ее процессе в воде растворить еще и консервант, например поваренную соль, то она полностью разделится на ионы и будет прочно связана в образующихся водных оболочках белка. Для формирования привычного вкуса продукта и применения защитных свойств соли против микробов ее потребуется гораздо меньше. Также кавитационная обработка воды позволяет почти на 100 % обеззаразить ее путем механического разрушения микробных тел потенциальной энергией кавитации. Это наименее затратный способ водоподготовки для пищевых производств из всех известных — достаточно сравнить его по энергопотреблению с пастеризацией воды и последующим быстрым ее охлаждением.

При применении этой технологии Вологодским мясокомбинатом при производстве мясных продуктов предприятие получило возможность снизить долю нитритов в продукте на 15—20 %, при этом фосфаты и стабилизаторы исключались полностью.

На Костромском комбинате хлебопродуктов, где также используется эта технология, время подготовки зерна к помолу было сокращено в три раза, энергозатраты уменьшены на 3 кВт-ч на тонну размалываемой пшеницы. Это дало возможность

3 Кавитация (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. См.: Снарская С. М. БЭС. Первый толковый большой энциклопедический словарь. М.: Рипол Классик, 2006.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

4(28) - 2010

экономика предприятия

сократить объем используемых закромов, повысить ритмичность и рентабельность работы.

По расчетам специалистов ВНИИ зерна и продуктов его переработки, при строительстве новых мукомольных заводов с этой технологией за счет сокращения капитальных затрат можно получить удельную экономию в размере 500 руб. на тонне зерна. Кроме того, применение такой технологии в условиях постоянно ухудшающегося качества пшеницы позволяет получать качественную муку из зерна низкого сорта.

Другой пример — применение механического охлаждения или использование криогенных проточных систем. Вторая технология по существу отличается от первой тем, что криоагент (как правило, азот) контактирует с продуктом. Остальные основные различия таковы. Охлаждение с использованием хладоновых или аммиачных машин более опасно в экологическом отношении. При использовании этой технологии сравнительно больше потери массы продукта от усушки из-за медленного замораживания, используются дорогостоящие основные средства и производственные площади, громоздкое и металлоемкое оборудование с продолжительным сроком введения в эксплуатацию и высокими постоянными издержками на эксплуатацию. Азотные морозильные аппараты, наоборот, даже позволяют улучшить качество и товарный вид продукта — при замораживании, например пельменей, создается отбеливающий эффект за счет образования мелких кристаллов льда на поверхности продукта. Но при такой технологии заморозки дорогой криоагент используется только один раз, что требует повышенного внимания к производственной логистике предприятия.

Финансовое обеспечение принятия решения об инвестировании в ту или иную технологию наталкивается на ряд трудностей, потому что не все преимущества и недостатки различных технологий можно оперативно оценить без проведения дополнительных достаточно дорогих маркетинговых, технических (технологических) финансовых исследований и оценочных действий.

Поэтому основной эффект для внутреннего пользования от применения финансового механизма инвестиционного проекта (как при разработке, так и при осуществлении проекта) для предприятия заключается прежде всего в наглядном отображении общей картины проекта и возможности сравнения нескольких программ по наиболее важным для предприятия финансовым показателям.

Например, для предприятия может быть невыгодно применение азотных морозильных аппаратов при всех их плюсах, если стоимость приобретения криоагента будет объективно высока и/или предприятие не сможет внедрить соответствующую систему производственной логистики и технологического процесса, которые учитывали бы особые требования к расходованию азота.

Для внешних же пользователей механизм инвестиционного проекта через применение определенных общеизвестных показателей (чистого приведенного дохода, индекса доходности, периода окупаемости, внутренней нормы дохода и т.д.) обеспечивает доказывание эффективности соответствующих инвестиций в изменение себестоимости продукции (скажем, при переговорах о предоставлении кредита предприятию или при участии предприятия в государственных инвестиционных проектах).

При реализации инвестиционного проекта могут быть созданы различные объекты интеллектуальной собственности. Они могут приносить прибыль в разных формах предприятию, имеющему на них патент. Например, на основе базовой технологии кавитации может быть разработано, применено и возмездно передано другим предприятиям целое множество прикладных технологий в самых разнообразных производственных процессах, касающихся как пищевой промышленности, так и других секторов экономики. Это могут быть такие технологические операции, как предпосевная обработка зерна и семян, стимулирующая их прорастание, или обработка продуктов измельчения зерна, семян и плодов либо другой биомассы, необходимых при производстве напитков, в том числе алкогольных, жидких специй или лекарственных препаратов.

Но имеющиеся проблемы в нормативном регулировании и экономической практике с оборотом прав на объекты интеллектуальной собственности (оценка, учет, переуступка, защита прав) значительно снижают привлекательность подобных инвестиционных проектов, что отрицательно сказывается на уровне инвестиционной и инновационной активности.

Например, упомянутый Вологодский комбинат имеет на технологию кавитационного активирования посолочных смесей российский патент, получивший международное подтверждение. Но в СМИ (в том числе и в публикуемой предприятием на официальном сайте бухгалтерской отчетности) нет данных о том, что этот патент оценен и принят

к бухгалтерскому учету на предприятии, что предприятие получает вознаграждение за передачу прав на эту технологию другим организациям.

Отображение хозяйственной практики не только в натуральном (например, в штуках или единицах), но в денежном (финансовом) измерении, с одной стороны, ставит перед предприятием ряд проблем, с другой — является обязательным условием для конкурентоспособности как самого предприятия, так и его продукции. Соответственно при проведении инвестиций в инновационные проекты, связанных с увеличением нагрузки в целом и временным снижением потенциала предприятия, сложность задачи по финансовому обеспечению деятельности предприятия возрастает.

Например, чтобы внедрить упоминавшуюся запатентованную технологию кавитационного активирования посолочных смесей, необходимо специально под каждое предприятие изготавливать автоматическую станцию приготовления, активации и дозирования рассола, чтобы она стыковалась с действующим оборудованием. И параметры активации надо отбирать также с учетом используемого на конкретном предприятии сырья и технологий его подготовки.

В наиболее обобщенном виде бюджетирование на предприятии должно выполнять такие задачи:

• регулярно получать достоверную информацию о результатах хозяйственной деятельности;

• координировать все процессы оперативного и стратегического планирования на предприятии и его структурных подразделениях;

• осуществлять контроль за работой подразделений на всех стадиях реализации поставленных задач и, как следствие, повышать ответственность руководителей подразделений за соблюдение плановых показателей;

• обеспечивать прозрачность расходования средств для руководителей предприятий, подразделений в интересах достижения оперативных целей производства и сбыта продукции;

• планировать и контролировать экономические и финансовые потоки предприятия в целом. В связи с вышесказанным любопытен опыт

бюджетирования на свиноводческих предприятиях пищевой промышленности. В этой отрасли финансовое планирование на уровне формирования годовых бюджетов и разработки оперативных планов может быть разделено на три раздела: технико-экономическое планирование (ТЭП); финансовое (бюджетное) планирование; план-фактный анализ. При проведении ТЭП рассматриваются вопросы

планирования производственной программы с учетом практики по всей отрасли свиноводства. Например, план строительства и ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей или современные технологии выращивания свиней. При разработке документов планирования на самом предприятии учитываются плановые физиологические параметры стада, такие как прирост живой массы в день или планируемые рационы кормления по возрастным группам.

В результате разрабатываются такие плановые документы, как, например, план опороса и рождения поросят или потребность в кормах и график кормления. Итогом ТЭП является разработка технологических карт животноводства, которые являются исходным документом, обобщающим информацию в разрезе подразделений предприятия по технологии содержания, кормления, обслуживания и др.; использование средств производства; оплату труда работников, занятых в основном производстве, и др. Планирование расходов, которые не могут быть прямо отнесены на конкретный вид деятельности, идет на основе принципа составления смет с помесячным периодом на весь производственный цикл.

Во втором разделе — финансовое (бюджетное) планирование — на основании технико-экономического планирования определяются плановые показатели, которые будут использоваться для последующего контроля и учета. При этом плановые показатели могут быть получены помесячно и консолидированы в годовые формы, детально отраженные в системе плановых документов предприятия от бюджета продаж до бюджета получения и погашения заемных средств

В третьем разделе — план-фактный анализ — составленные по предприятию или структурным подразделениям различные бюджеты позволяют осуществлять анализ и управление по отклонениям. Отклонением называют разницу между бюджетными и фактическими показателями, наблюдаемыми в процессе реализации планов. Для выполнения этих задач с учетом отклонений необходима корректировка бюджетных (плановых) данных на фактический выпуск свинины.

Одним из организационных выражений бюджетирования на предприятии является система логис-тики4, которая может быть функционально разделена на производственную, закупочную и распредели-

4 Под логистикой в статье понимается стратегическое управле-

ние закупкой, снабжением, перевозками и хранением продукции, ресурсов, техники и эксплуатационных материалов.

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

4(28) - 2010

экономика предприятия

тельную. В российской экономической практике по историческим причинам наиболее слабо развиты два последних вида. В этом отношении показательна проблема, с которой столкнулись руководители мясокомбинатов в самом начале 1990-х гг.

В советское время сырье поставлялось переработчику тушами, а завод сам осуществлял разделку. А когда плановые заказы продукции исчезли и предприятия пытались подстроиться под требования рынка, систему логистики пришлось срочно менять, потому что, если, например, мясокомбинат планировал увеличивать выпуск сосисок, и ему требовался определенный тип мяса (к примеру, 2-й сорт нежирной свинины), а ему поставляли всю тушу целиком, то существенно возрастала доля непроизводственных затрат за счет неэффективного использования остальной части сырья5.

Проблема увеличения объема реализации продукции является одним из основных объектов исследования такой новой и комплексной области научного знания, как маркетинг. Отсутствие общей детально разработанной теоретической базы в целом сложилось с российскими особенностями формирующейся экономической системы. Результат — говорить о сложившемся системном применении финансовых механизмов при увеличении объема реализации не приходится.

Тем не менее на практике активно применяется ряд теоретических моделей и эмпирически выявленных закономерностей, в которых возможно эффективное применение финансовых механизмов. Из-за ошибок при реализации маркетинговой стратегии предприятия оно может понести не меньшие (а возможно, и большие) потери, чем при техническом (технологическом) перевооружении. Поэтому такие основные функции финансов, как обеспечение непрерывности и эффективности процессов, актуальны и в маркетинговой практике предприятия.

Например, чрезвычайно затруднительным является определение эффективности инвестирования средств в рекламную кампанию по продвижению продукции до начала самой кампании. Инвестиции в исследования и разработки, в рекламу могут не оправдываться по разным причинам. Например, виной в значительной мере может быть расположение на рекламном плакате торгового наименования уголком, нарушающее законы зрительного восприятия, или создание шикарного и дорогого рекламного ролика, не акцентирующего

5 Мушег Мамиконян. Новейшая технологическая история мясной промышленности // Мясной ряд. 2004. № 1.

внимания потребителя на достоинствах продукта, а просто являющегося произведением искусства.

Мало создать рекламу продукта, с ней еще необходимо наиболее эффективно ознакомить потребителя. В общих чертах эффективность как прямой (например телереклама), так и непрямой рекламы (например промоакции) определяется охватом целевой аудитории потенциальных потребителей и частотой контакта ее с рекламой. Но как определить, какая именно рекламная кампания какое именно количество потребителей привлекла и какую прибыль это принесло предприятию?

Один из подходов — считать успешной рекламную кампанию, если прибыль от реализации продукции за период проведения акции превысила затраты на рекламную кампанию. В этом случае опускается «кумулятивный» эффект, когда решение о покупке потребитель принимает не под влиянием просмотра, например одного ролика, а после воздействия целого ряда рекламных мероприятий.

Кроме рекламы продукции, для увеличения объема реализации важное значение имеет системная организация продвижения продукции на рынок (распределительная логистика), которая основывается на интеграции усилий различных предприятий — производителей, переработчиков, коммерческих посредников, заготовительных организаций и других участников процесса распределения и обмена, что способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса.

Здесь основной стратегический выбор маркетинга предприятия лежит между мелкими магазинами (спрос которых на продукцию прогнозировать достаточно проблематично) и крупными розничными сетями — ретейлерами (они предлагают долгосрочные контракты на закупку продукции).

Одна из особенностей российского рынка производителей пищевой промышленности в том, что общие платежи крупным розничным сетям, заложенные в стоимость товара, по некоторым оценкам, могут составлять до 35 % в зависимости от того, на каких полках, на какой высоте и в каком месте магазина будет располагаться товар. Причем такие платежи, как правило, оформляются так, что отнести их на себестоимость в целях расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не удастся. Тем не менее, по данным исследований6, около 80 % региональных производителей продуктов питания одной из главных целей на 2009 г. назвали продвижение своей продукции в крупные

6 Макаренко Александр. Русские полки // Бизнес-журнал. 07.04.2009. № 4.

розничные сети, так как это, например, дает значительный репутационный (имиджевый) эффект, высокие обороты и увеличение доли на рынке.

Ввиду того, что покупатели в 40 % случаев принимают решение о покупке товара не заранее, а непосредственно в магазине, расположение товара имеет очень важное значение. По данным исследований, рост продаж в тех магазинах, где работают мерчандайзеры7, составляют по 7—10 % за квартал (в 5—6 раз выше нормы).

Одна из известных теоретических конструкций, описывающих процесс управления объемом реализации, выглядит следующим образом: объем продаж = количество клиентов х средний чек. В свою очередь, количество клиентов = Leads х C, где Leads — число потенциальных (обратившихся) клиентов, а Cv — коэффициент конверсии (сколько из обратившихся потенциальных клиентов превращается в реальных). Средний чек = $ х #, где $ — средняя покупка, а # — количество транзакций (покупок клиента за период). В итоге объем продаж = Leads х Cv х $ х #.

Благодаря такому описанию повышение продаж может быть представлено как работа с коэффициентами. При этом следует понимать, что, например, повышение числа потенциальных клиентов Leads, достигаемое в основном за счет рекламы, — наиболее затратный способ. Потому что, по общеизвестным статистическим данным, продать что-то уже имеющемуся клиенту в семь раз дешевле, чем привлечь нового. Тем временем, например, повысив коэффициент конверсии с 3 до 4 %, возможно увеличение общего объема продаж более чем на 30 %.

Относительно пищевой промышленности обобщенным восприятием эффективности процесса управления хозяйственной деятельностью предприятия может выступать гармоничное совмещение производства продукции с использованием определенной техники и технологии (определяющееся в основном факторами, исследуемыми естественными науками), с реализацией произведенной продукции (определяющейся в основном социально-психологическими причинами). И на практике важно не столько слепое следование определенным умозрительным формулам и моделям (физическим, химическим, экономическим и т. д.) или использование каких-то современных технических и технологических средств, сколько возможность для руководителей предприятия представлять текущую ситуацию в целом (так же, как и

7 Под мерчандайзерами в статье понимаются специалисты в сфере воздействия на потенциального потребителя в момент принятия им решения о покупке.

иметь возможность соответствующего ретроспективного анализа) и реальность мобилизации ресурсов предприятия для осуществления определенных специальных проектов. Бюджетирование позволяет реализовывать первую, а инвестиционный проект — вторую возможность.

При всей сложности денежной оценки разнообразных явлений в хозяйственной практике предприятия и их взаимосвязи между собой финансовые механизмы являются эффективным инструментом управления различными процессами на предприятии, позволяющим решать разнообразные технические/технологические, финансовые, маркетинговые и организационные задачи, стоящие перед предприятием.

Список литературы

1. Букан Д., Кенигсберг Э. Научное управление запасами / пер. с англ. M.: Наука, 1967.

2. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. M.: Проспект, 2007.

3. Власова В. М, Журавкова И. В., Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. M.: Финансы и статистика, 2003.

4. Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации. M.: Дело, 2008.

5. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. M.: Дело, 2008 г.

6. Обучение рынку / под ред. Глазьева С. Ю. M.: Экономика, 2004.

7. Остапенко В. В. Финансы предприятия. M.: Омега-Л, 2008.

8. Попова Р. Г., Самонова И. Н, Добросердова И. И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2008.

9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. M., 2006.

10. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. Вып. 30 / под ред. Е. Гайдара, С. Сине-льникова-Mурылева, Н. Главацкой. M.: ИЭПП, 2009.

11. Снарская С. М. БЭС. Первый толковый большой энциклопедический словарь. M.: Рипол Классик, 2006.

12. Станиславчик Е. Н. Финансовый менеджмент. M.: Ось-89, 2008.

13. Управление финансами (финансы предприятий) / под ред. А. А. Володина M.: ИНФРА-M, 2006.

14. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. M.: АСТ, 2008.

15. URL: http://dic. academic. ru/contents. nsf/ dic_economic_law.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. URL: http://nacfin. ru.

17. URL: http://www. agro. ru.

18. URL: http://www. gov. ru.

19. URL: http://www. klerk. ru.

7х"

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.