Научная статья на тему 'Основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях'

Основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16184
878
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвили Л.В.

Статья посвящена анализу финансовой деятельности на предприятии, которая заключается в финансовом планировании и бюджетировании; финансовом анализе; управлении финансовыми отношениями и денежными фондами; определении и реализации инвестиционной политики; организации отношений с бюджетами, банками и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях»

основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях

Л. В. ЧХУТИАШВШИ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина E-mail: lela@email. ru

Статья посвящена анализу финансовой деятельности на предприятии, которая заключается в финансовом планировании и бюджетировании; финансовом анализе; управлении финансовыми отношениями и денежными фондами; определении и реализации инвестиционной политики; организации отношений с бюджетами, банками и др.

Ключевые слова: деятельность, предприятие, финансовые операции.

Решение вопросов организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов на предприятиях и в учреждениях играет важную роль в постановке правильного и эффективного управления предприятием и учреждением в целом.

Финансы являются основой системы предпринимательства. Финансовые ресурсы организации представляют собой единственный вид ресурсов, который непосредственно и с минимальными затратами трансформируется в другие виды ресурсов (трудовые, средства и предметы труда), необходимых для нормального процесса производства. Финансовые ресурсы — это также один из компонентов бухгалтерского учета, связующее звено между учетом и управлением.

В условиях рыночной экономики эффективное управление финансовыми ресурсами — финансовый менеджмент—является приоритетным

для организации и обеспечивает во многом ее экономическую стабильность и эффективность.

Понятие «финансовая работа на предприятии» включает в себя своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими предприятиями и собственными работниками. Финансовая деятельность на предприятии — это финансовое планирование и бюджетирование, финансовый анализ, управление финансовыми отношениями и денежными фондами, определение и реализация инвестиционной политики, организация отношений с бюджетами, банками и др. Для государственных бюджетных учреждений финансовая работа складывается из принципов, во-первых, целевого расходования выделенных средств и их экономии; во-вторых, из анализа и предложений более эффективного их использования.

Финансовая деятельность на предприятии реализуется посредствам финансовой службы, под которой понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Финансовая служба предприятия является частью единого механизма

Рис. 1. Направления и предмет финансовой работы на предприятии

управления экономикой предприятия, поэтому она тесно связана с другими службами предприятия. Финансовая служба обрабатывает информацию, анализирует ее, составляет платежный календарь и другие финансовые планы, готовит аналитические отчеты по параметрам финансового состояния предприятия и знакомит с результатами своей работы руководство предприятия, другие экономические подразделения, которые в своей работе используют эти сведения.

Финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений, и, следовательно, рассмотрение финансовых операций является весьма актуальным в настоящее время в современных рыночных условиях в нашей стране.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью осуществления финансовой работы для функционирования любого предприятия. Эффективно сформированная система финансовых отношений позволяет предприятиям совершенствовать финансовую работу предприятия.

Предметом финансовой работы на предприятии являются:

- финансовые отношения — построение рациональных схем отношений предприятия с партнерами по бизнесу и со всеми финансовыми институтами государства как обязательных предпосылок формирования его первичных доходов;

- финансовые потоки — обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации как обязательных предпосылок финансового равновесия предприятия, его финансового благополучия.

Возможные направления воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки принято представлять тремя укрупненными группами:

- финансовое планирование;

- оперативно-управленческая работа;

- контрольно-аналитическая работа.

Взаимосвязь трех названных направлений финансовой работы на предприятии и их общая нацеленность на финансовые отношения и финансовые потоки представлена на рис. 1.

Финансовое планирование — это процесс обоснования потребности предприятия в финансовых ресурсах и его сбалансирование с возможными источниками покрытия. Главной целью финансового планирования является своевременное и полное финансовое обеспечение реализации намеченных предприятием производственных и экономических программ, а также максимизация объемов получаемой прибыли.

Оперативно-управленческая работа в сфере финансов предприятия предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Основной целью оперативно-управленческой работы является постоянное позитивное воздействие на результативность любой финансовой сделки и хозяйственной операции, совершаемой предприятием, и поддержание его деловой репутации на должном уровне.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

- обеспечение своевременных платежей предприятия в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды государства, своевременности его расчетов с поставщиками сырья, топлива, энергии, что является первейшими признаками его платежеспособности;

- изучение рыночной конъюнктуры, кривых спроса и предложения — объективной основы принятия обоснованных маркетинговых и ценовых решений;

- обеспечение ускорения оборачиваемости оборотного капитала — важнейшего способа

снижения текущих финансовых потребностей предприятия;

- создание и поддержание оптимальных объемов производственных запасов предприятия, гарантирующих сохранение непрерывности процесса производства;

- управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия в целях соблюдения им платежной дисциплины;

- составление сведений о поступлении средств и их расходовании, справок о ходе выполнения показателей финансового плана, о финансовом состоянии предприятия в целях подготовки управленческих решений.

Каждая из названных задач является элементом финансовой тактики.

Контрольно-аналитическая работа имеет своей целью объективную оценку экономической эффективности, рентабельности и целесообразности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия. Контролю и анализу подлежит вся их технология: от проверки законности соответствия действующим финансовым инструкциям, до выяснения их влияния на имидж и деловую репутацию предприятия.

Контрольно-аналитическая работа призвана отследить выполнение показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и дать объективную оценку этим процессам в целях совершенствования деятельности предприятия на перспективу.

Содержание финансовой работы качественно улучшается при использовании приемов финансового менеджмента, который привносит в организацию финансов на предприятии новые возможности, основанные на использовании передовых управленческих технологий.

В сфере пристального внимания финансовых работников предприятий находятся следующие вопросы:

— регулирование денежных потоков в целях своевременного финансирования затрат и обязательств;

— управление реализацией продукции и услуг, оперативный контроль за поступлением выручки от реализации;

— управление основным и оборотным капиталом, разработка мероприятий по сохранности оборотных средств, их эффективному использованию;

— поддержание платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса;

— мобилизация и рост денежных накоплений, повышение рентабельности.

Управление потоками денежных средств предполагает разработку плана движения денежных средств, учет и анализ денежных потоков. Начальным этапом управления денежными потоками является предвидение движения денежных ресурсов в конкретных периодах для обеспечения непрерывного функционирования предприятия. Оно сопряжено с прогнозами развития производственных и других параметров всех видов деятельности, а также организацией финансовых взаимоотношений предприятия со своими партнерами и государством. Обоснование объема денежных ресурсов, их расходование позволят не только обеспечить реальность предвидения их движения, но и активно воздействовать на него.

Важной стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, расширение воспроизводства, освоение и внедрение новой технологии и техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом и банками.

При организации предприятие должно иметь уставной фонд или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.

Одной из главнейших и важнейших задач финансовой службы предприятия является организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им.

Уставной капитал — основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственных и муниципальных предприятий — величину уставного капитала. Увеличить (уменьшить) уставной капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала акций.

К денежному фонду предприятия («добавочному капиталу») относятся:

— результаты переоценки основных фондов;

-эмиссионный доход (доход от продажи акций сверх их номинала);

Финансовые отношения

С другими предприятиями и организациями

Внутри предприятия

С вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга

Финансы предприятия

С поставщиками

С покупателями

Со строителями, транспортными и другими фирмами

С предприятиями и фирмами других стран

С работниками предприятия

Между филиалами, цехами, отделениями

С бюджетами разных уровней

С банками

Со страховыми организациями

С финансово-кредитнои системой

С внебюджетными фондами

С фондовым рынком

С инвестиционными фондами

Денежные фонды

Уставной капитал

Фонд основных средств

Фонд оборотных средств

Добавочный капитал

Резервный капитал

Инвестиционный фонд

Фонд накопления

Амортизационный фонд

Другие источники

Валютный фонд

Рис. 2. Механизма управления финансами предприятия

- безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

- ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

- средства на пополнение основных средств.

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм — система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств для их эффективного воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с тре-

бованиями экономических законов.

Текущая финансовая работа на предприятии. Финансовые отношения предприятия состоят из нескольких групп, приведенных на рис. 2.

Самая большая по объему денежных платежей группа, объединяющая предприятия, вступающие в финансовые отношения друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

Вторая группа включает отношения между филиалами, цехами, отделениями, бригадами и т. д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими — это заработная плата.

Третья группа касается образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансово-импортных операций, научных исследований, в том числе маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило,

Фонд потребления

Фонд для выплаты заработной платы

Фонд для платежей в бюджет

Другие фонды

на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, в целях объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь. Это же касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.

Четвертая группа финансовых отношений связана с налоговой, кредитной и таможенной политикой и направлена на снижение темпов инфляции через поддержку производства и развитие инвестиций. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятиям, и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а через год резко увеличиваются.

Отношения со страховыми компаниями финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование имущества предприятий.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у них возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами связаны с уплатой обязательных налоговых платежей, а также с осуществлением налогового контроля со стороны государства.

В состав обязанностей налоговых органов входят:

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

- проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представление формы установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения;

- возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

- соблюдение налоговой тайны;

- направление налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

В ходе финансового планирования, которое осуществляется на основе анализа бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности, предприятие всесторонне оценивает свое финансовое положение, определяет возможности увеличения финансовых ресурсов, выявляет направления их наиболее эффективного использования.

Рыночная экономика, являясь более сложной и организованной социально-экономической системой, требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в следующем:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны, — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются следующие:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план. Обычно финансовый план состоит из следующих основных разделов:

- «Расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия»;

- «Плановый расчет прибыли и ее распределение»;

- «Баланс доходов и расходов».

При переходе предприятия на принятую в международной практике систему учета и статистики финансовый план включает, как правило, прогноз поступлений, таблицы доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление о той доле рынка, которую предлагается завоевать своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз на три года вперед. Важно, чтобы оценки в финансовом плане были реалистичными, так как в конечном итоге, исходя из этих цифр, реализации будут покупаться оборудование, расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т. д.

Баланс денежных расходов и поступлений — это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т. е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Главная задача баланса денежных расходов состоит в проверке синхронности поступления и расходования денежных средств, в проверке будущей ликвидности предприятия для определения общей стоимости всего проекта.

Таблица доходов и затрат финансового плана представляет собой документ с достаточно простой структурой и состоит из показателей, отражающих доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов в финансовом плане предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта.

Для более понятного (наглядного) отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности. В финансовом плане он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки). С помощью такого графика находится так называемая «точка безубыточности», т. е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

- договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

- прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

- экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

При разработке финансовых планов предприятия возможно использование ряда основополагающих принципов:

- принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило»), при котором использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств;

- принцип платежеспособности, подразумевающий, что планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года;

- принцип рентабельности капиталовложений, при котором для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств;

- принцип сбалансированности рисков, следуя которому особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств;

- принцип приспособлений к потребностям рынка, подразумевающий, что в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов;

- принцип предельной рентабельности, в соответствии с которым целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Он оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, при этом в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производство продукции и услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства и капитального строительства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и т. п.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, содержащие данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, которые служат основой для составления прогноза этих документов.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов — прогноз баланса, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств (движении наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходят уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование тесно связано с осуществлением финансового анализа предприятия, который является элементом финансового менеджмента и аудита. Как метод познания экономических процессов он занимает важное место в системе управления предприятием и является прерогативой высшего звена управленческих

структур. Финансовый анализ представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Основными его функциями являются:

- всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.

Целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия: его прибылей и убытков, изменений активов и пассивов, расчетов с дебиторами и кредиторами и определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности.

Объектом финансового анализа является финансовая отчетность, которая должна отвечать требованиям достоверности и открытости, понятности, полезности и значимости, полноты, последовательности, сравнимости, осмотрительности, нейтральности и др.

Субъектами анализа выступают две группы заинтересованных в деятельности предприятия пользователей информации:

- собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия, руководство, интерпретирующие ее исходя из своих интересов;

- аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы, которые должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

- анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

- анализ финансового состояния предприятия;

- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов,

основанных на дедуктивном методе, который предполагает:

- горизонтальный (временной) анализ, заключающийся в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ, позволяющий определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ, представляющий собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей, который позволяет осуществлять расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ, позволяющий проводить как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних структур, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

- факторный анализ, т. е. анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он может быть как прямым (раздробление результативного показателя на составные части), так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель;

- статистические наблюдения, к которым относятся абсолютные и относительные показатели (коэффициенты), расчеты средних величин, ряды динамики, сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам, сравнение, индексы, детализация, графические методы;

- бухгалтерские методы, включающие метод двойной записи, бухгалтерский баланс и др.;

- экономико-математические методы, к которым относятся методы элементарной математики, математического анализа (дифференцирование,

интегрирование), математической статистики, экономические методы, методы математического программирования (оптимизация, линейное, нелинейное и квадратичное программирование), методы исследования операций (управление запасами), методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики; - эвристические методы. Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности — прибыль (убыток) отчетного года. Данный показатель отражает выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг и ее структуру, эффективность использования предприятием производственных и финансовых ресурсов.

На основании данных формы № 2 Отчет о прибылях и убытках (приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») дается оценка прибыли отчетного года по источникам формирования прибыли в бухгалтерской отчетности, проводится анализ прибыли от реализации по видам основной деятельности предприятия.

Динамика основных показателей деятельности предприятия должна подчиняться следующей закономерности:

I > I ф > I > I. > 100 %,

пчист пф qp А ' '

где I — темпы роста показателей чистой

^ пчист *

прибыли;

!пф — темпы роста показателей прибыли отчетного года;

I — темпы роста показателей выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

^ — темпы роста показателей общей стоимости активов (капитала) предприятия. Недостатки в организации финансового планирования, которые могут стать причинами снижения финансовых показателей деятельности организации, можно устранить, совершенствуя финансовую работу по следующим направлениям.

1. Внедрение автоматизации системы финансового планирования и анализа. Автоматизация финансовой работы на предприятии в современных условиях необходима для того, чтобы рассчитывать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия. Но куда важнее создать надежную и достоверную систему

оценки исполнения финансового плана. Осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для финансового контроля, без автоматизации управленческого учета невозможно.

В настоящее время в России можно выделить два типа компьютерных программ, которые можно использовать для оптимизации финансовой работы:

- программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к нашим условиям (например «Успех+», SAP/R3, «Проджект эксперт», «Альтинвест», «Красный директор»);

- различные версии бухгалтерских программ, которые позволяют организовать автоматизацию финансового планирования и анализа на базе форм установленной бухгалтерской отчетности (например «1С: Предприятие», «Галактика»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К недостаткам программ первого типа можно отнести неполноту (фрагментарность) используемой в них информации, отсутствие необходимой гибкости как в смысле адаптации бюджетных форматов под специфику конкретной организации и учета особенностей структуры себестоимости ее продукции, так и невозможности подстраиваться под финансовую структуру того или иного предприятия или фирмы, а также отсутствие возможности автоматического ввода фактической (отчетной) информации (чаще всего ввиду уникальности программного интерфейса).

К недостаткам программ второго типа также можно отнести невозможность учета особенностей финансовой структуры фирмы и неприменимость форм к нуждам финансового менеджмента.

Выбор компьютерной программы — завершающий этап при автоматизации финансовой работы предприятия. Программы должны соответствовать следующим условиям:

- адаптироваться к специфике организации, перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;

- адаптироваться к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям;

- иметь подвижные регламенты, позволяющие осуществлять систему скользящего бюджетирования (непрерывной корректировки бюджетов);

- обладать привычным интерфейсом, ориентироваться на массовые, а не уникальные программные решения и платформы.

2. Внедрение системы бюджетирования финансовых потоков. Выбор данной модели обусловлен ее следующими преимуществами:

- высокой скоростью внедрения за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;

- относительно низкой стоимостью внедрения;

- адекватностью для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Результирующим бюджетом данной модели является бюджет движения денежных средств (БДДС). Цель его составления — управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия.

Бюджет движения денежных средств отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

- направленности денежных потоков;

- структуры выплат и поступлений по направлениям их движения;

- объемов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям);

- промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами);

- остатков денежных средств.

Целями и задачами бюджетирования являются:

- планирование и контроль за стратегическими и тактическими планами предприятия;

- контроль затрат и управление ими, в том числе через установление лимитов использования ресурсов;

- контроль за состоянием ликвидности предприятия;

- сравнительный анализ запланированных и полученных результатов;

- анализ рентабельности (по норме прибыли) отдельных видов продуктов (услуг);

- контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью;

- контроль за доходностью общих активов.

Основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать, прежде всего, структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. Если у предприятия несколько бизнес-направлений, являющихся относительно самостоятельными источниками прибыли, то каждое из них должно иметь собственные бюджеты. Это необходимо для того, чтобы правильно оценить результаты деятельности по каждому из направлений, обеспечить эффективное управление.

В рамках бюджетирования предполагается, что бюджеты формируются и контролируются по объектам бюджетирования — центрам финансовой ответственности (ЦФО), которые выделяются на основе организационной структуры и видов деятельности.

Центр затрат (ЦЗ) образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Они отвечают за величину произведенных (потребленных) в результате своей деятельности затрат.

Центры дохода (ЦД) отвечают за доход, который они приносят предприятию в процессе своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение предприятия, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т. е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки.

Центры маржинального дохода (ЦМД) несут ответственность за величину маржинального дохода. Создаются они по тем подразделениям, которые обычно осуществляют более чем один вид деятельности, и ведут учет деятельности по каждому из бизнес-направлений, контролируют как расходную, так и доходную часть деятельности. Мерой эффективности деятельности направления является разница между доходами и расходами — величина маржинального дохода.

К основным бюджетам предприятия относятся бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет по балансовому листу (ББЛ) и инвестиционный бюджет. Все основные бюджеты составляются на год и на квартал с помесячной детализацией. Структура БДР приведена на рис. 3.

Все вспомогательные бюджеты (натурально-стоимостные бюджеты) формируются на основе

бюджета продаж. На основании бюджета продаж формируются планы производственных, вспомогательных, управляющих подразделений.

На следующем этапе составляются бюджет затрат на материальные ресурсы (в натуральном и стоимостном выражении), бюджет затрат на фонд оплаты труда и отчисления во внебюджетные фонды, бюджет управленческих и коммерческих расходов. На основании этих бюджетов можно определить бюджет себестоимости оказания услуг.

Бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, который аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов (сведения о выручке, переменных и постоянных затратах). Он позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

Следующий этап — составление бюджета движения денежных средств. Это, в сущности, план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы,

отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности.

Выводы. Анализ особенностей финансовой работы на предприятии показал, что это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для удовлетворения его воспроизводственных нужд, активной инвестиционной деятельности и выполнения всех его финансовых обязательств.

Значительное место при осуществлении финансовой работы занимают финансовое планирование и финансовый анализ.

Финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на предприятиях на финансовый и управленческий учет.

Мероприятия, направленные на совершенствование финансовой работы, позволят существенно оптимизировать работу по финансовому планированию и анализу, что приведет к росту прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Значительное место при осуществлении финансовой работы занимают финансовое планирование и финансовый анализ.

Финансовое планирование — это одна из важнейших сторон деятельности любого предприятия, которое видит своей целью получение прибыли и существование на рынке в современных условиях. Финансовым планированием (как краткосрочным, так и долгосрочным) на предприятии занимается экономист, входящий в состав финансово-экономической службы.

Финансовое планирование включает следующие направления:

- анализ финансовых показателей деятельности предприятия за предыдущий год;

- составление финансового плана;

- объединение показателей производственной программы, плана по ценообразованию, инвестиционного и финансового плана, разрабатываемых на предприятии;

- осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов предприятия;

- осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты его деятельности;

- анализ и контроль за выполнением планов.

Финансовый анализ финансовой работы

в организации позволяет выявить недостатки в организации финансового планирования и причины снижения финансовых показателей деятельности организации, а также предложить направления по совершенствованию ее финансовой работы — внедрение автоматизации системы финансового планирования и анализа, а также системы бюджетирования.

Данные мероприятия позволят существенно оптимизировать работу по финансовому планированию и анализу, что приведет к росту прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Список литературы

1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. М.: Институт международного права и экономики,

2007.

2. Банки и банковские операции: учеб. / под ред. Е. Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

3. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов: учеб. / под ред. А. М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Банковское дело: учеб. для вузов / В. И. Колесников, Л. П. Кроливецкая, Н. Г. Александрова и др. / под. ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливец-кой. М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Банки и банковское дело / под ред. И. Т. Балабанова. СПб: Питер, 2009.

6. Белоглазова Б. Н, Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. М.: Финансы и статистика,

2008.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

9. Колпина Л. Г., Марочкина В. М. Финансовые планы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2005.

10. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2008.

11. Макарьева В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Финансы и статистика, 2007.

12. Масленченков Ю. С., Тавасиев А. М. Банк — партнер предприятия: расчетно-платежные операции и хеджирование: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

13. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.

14. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учеб. пособие для вузов. СПб.: Бизнес-пресса, 2007.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 117-ФЗ.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

17. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: учеб. М.: МЦФЭР, 2004.

18. Сердинов Э. Банковское дело: учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2006.

19. Тавасиев А. М., Бычков В. П., Москвин В. А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.

20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2006.

21. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублев-ской. М.: Юрайт-М, 2006.

22. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособ. / А. Ю. Казак и др. / под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: РИФ "Солярис" , 2007.

23. Финансовый менеджмент: Теория и практика: учеб. / под ред. Е. С. Стояновой М. : Перспектива, 2008.

24. Экономика предприятия: учебник / под ред. О. И. Волкова. М. :ИНФРА-М, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.